Jasta 11

 

11-й стаффель стал одной из легенд мировой авиации. Летчики стаффеля одержали в воздушных боях более 350 побед. Первый командир Jasta 11 сам сби­тых не имел, с момента формирования в октябре 1916 г. до января 1917 г. 11-й стаффель ничем не выделялся среди в других. Все изменилось с приходом но­вого командира, им стал не кто иной, как Манфред фон Рихтгофен.

Рихтгофен прибыл в Jasta 11 свеже­испеченным кавалером Pour le Merit, имея на своем счету 16 побед. Новый ко­мандир приступил к исполнению обязан­ностей 20 января, а 23-го он сбил FE.8 из 40-й британской эскадрильи, одержав первую победу на новом месте. Жертвой Рихтгофена стал австралиец 2-й лейте­нант Джон Хэй, Хэй погиб. Теперь ник­то не сомневался, что Рихтгофеном привнес в Jasta 11 охотничий азарт, внедрен­ный в свое время в души летчиков Jasta 2 Освальдом Бельке. Зимние месяцы, не­благоприятные для полетов авиации, сме­нились весенними. В марте летчики Jasta 11 сбили 28 британских самолетов, за пер­вые восемь дней апреля - 24. Рихтгофен в эти дни одержал свои 38-ю и 39-ю победы (Сопвич полуторастоечный из 43-й эскад­рильи и BE.2g из 16-й эскадрильи).

Ряд факторов благоприятствовал лет­чикам Рихтгофена превратить апрель в кровопускание для пилотов Королевско­го авиационного корпуса. Во-первых ягдфлигерам не приходилось тратить уси­лия на поиск целей - небо было полно самолетами союзников, как летний сор­тир мухами - в марте началась битва за Аррас (первое большое наступление со­юзников в 1917 г.), кульминации она до­стигла 9 апреля. Во-вторых, к апрелю на фронте появились свежие, полностью укомплектованные, Jastas, летчики кото­рых в период вынужденного зимнего без­делья освоили новую тактику. Истреби­тели союзников быстро устаревали, положение исправили «Кэмелы» и SE.5, но эти самолеты появились несколько меся­цев спустя. Реальное противодействие немецким летчикам в тот период могли оказать только французы на Спадах VII и англичане, летавшие на французских же Ньюпорах различных моделей. Состояв­шие на вооружении Королевского авиа­ционного корпуса самолеты DH.2, FE.8 и «Папы» реальной угрозы пилотам «Альбатросов» не представляли.

К Манфреду фон Рихтгофену присо­единился его брат Лотар вместе с таки­ми летчиками, как Карл Шафир, Курт Вольф, Карл Альменродер и Себастьян Фестнер. Эта братия основательно потре­пала личный состав Королевского авиа­ционного корпуса. Барон принял реше­ние выделить свою машину для просто­ты опознавания в воздухе - самолет Рих­тгофена полностью окрасили в красный цвет. Некоторые летчики 11-го стаффеля также частично окрасили свои истреби­тели в красный цвет, в то же время часть пилотов имела свои цвета. Лотар фон Рихтгофен предпочел желтый, Вольф - зеленый, Шафер - черный, а Альменрёдер - белый. Часто цвет индивидуально­го самолета отражал прошлую службу летчика, совпадая с цветом кавалерийс­кого эскадрона или пехотного полка, в котором пилот служил прежде.

Разноцветная окраска самолетов уп­рощала подтверждение побед наземны­ми наблюдателями. Конкуренция за ко­личество сбитых у немецких летчиков было очень жесткой. Наземным наблюдателям проще указать на цвет самолета, сбившего аэроплан противника, чем раз­бираться в едва различимой символике.

В апреле 1917 г. летчики Jasta 11 за­писали на счет стаффеля 89 побед, вто­рым по результативности стал 5-й стаффель с 32 победами, третьим - 12-й (23 победы), четвертым - Jasta 2 (21 победа). В общей сложности, немецкие истреби­тели сбили за месяц более 300 самолетов и аэростатов.

Лучшие индивидуальные результаты в апреле также продемонстрировали пи­лоты Jasta 11. Вольф сбил 22 самолета, Манфред фон Рихтгофен и Шафир - по 21, Л отар фон Рихтгофен - 15, Фестнер -десять. В бою с BE.2 «Альбатрос» D III (D.2251/16) получил повреждения, а Ша­фир был ранен - единственная потеря стаффеля за месяц.

29 апреля Красный барон сбил, как минимум, четыре британских аэроплана. В тот день понаблюдать за боевой работой двух сыновей на аэродром прибыл старик Рихтгофен. Позже Ритмейстер писал:

- мой брат первым выбрался из са­молета и приветствовал отца: «Добрый день, папа. Я только что сбил англича­нина». Я тоже выбрался из машины и подошел к ним: «Здравствуйте, папа. Я только что сбил англичанина». Старик был просто счастлив, он расплылся в улыбке.

- Ближе к полудню мы взлетели вто­рой раз за день. Мне вновь улыбнулась удача - я сбил второго англичанина за день. После обеда - малость поспали. Короткий сон восстановил силы. До ве­чера мы с братом в компании Шафира и Альменрёдера слетали еще дважды.

- Первый послеобеденный вылет уда­чи не принес. Второй выдался получше. У линии фронта мы встретили эскадри­льи самолетов противника. К несчастью, они шли выше нас. Мы пытались под­няться хотя бы до их высоты, но - безус­пешно.

- Мы полетели вдоль фронта. Внезап­но я увидел два самолета противника, корректировавших огонь артиллерии. Я покачал крыльями - брат меня понял. Мы летели крыло к крылу, набирая скорость.

- Брат нагнал «своего» противника. Он атаковал первым, я - за ним. Перед атакой я оглянулся, чтобы убедиться в отсутствии третьего вражеского самоле­та - его не было. Я быстро занял удобное для стрельбы положение. От короткой очереди самолет противника развалился на части. Такого быстрого результата я еще не добивался.

- Наблюдая за обломками аэроплана, я потерял из вида самолет брата. Брат находился в 500 ярдах от меня и все еще дрался со своим оппонентом.

- У меня было время понаблюдать за работой брата - я не смог бы сделать луч­ше его. Внезапно самолет противника стал проваливаться на хвост - стало ясно, что летчик убит или ранен. Секундой позже аэроплан начал распадаться на части. Я подошел к брату, мы поздрави­ли друг друга жестами и покачиванием крыльями.

Затем немецкие летчики столкнулись с группой Спадов и Сопвичей «Трипла­нов», однако самолеты союзников боя не приняли. Тем не менее, чуть позже бой все-таки состоялся. Фон Рихтгофен про­должает:

- Моим оппонентом оказался опыт­ный летчик, а его самолет был хорош. Тем не менее, он не смог удрать за линию фронта. Я открыл огонь, когда мы нахо­дились над Линсом. Стрельбу я начал со слишком большой дистанции сознатель­но, желая напугать противника. Так и получилось - он встал в вираж, а я полу­чил возможность сократить расстояние.

- Теперь я вел огонь наверняка - дис­танция сократилась до 50 ярдов. Я услы­шал даже звук вытекавшего из пробито­го пулями бака бензина. Затем самолет загорелся - лорд (прозвище британских летчиков у пилотов немецких истребите­лей) исчез из виду. Это была мая четвер­тая победа за день.

Манфред фон Рихтгофен сбил в тот день SPAD VII, FE.2d, BE.2e и Сопвич «Триплан», Лотар расправился с истре­бителем SPAD VII и двухместным BE.

Летчики Jasta 11 продолжали наращи­вать свой счет в мае, они одержали в воз­душных боях 30 побед. В мае стаффель по­терял одного летчика убитым, а Лотар фон Рихтгофен и Альменрёдер получили ране­ния. В мае первые победы одержал Эберхард Монике, будущий ас, переведенный в Jasta 11 из KG 2. Летая в KG 2, Монике уже сбил один самолет. До конца лета он записал на свой счет еще шесть побед.

В период с февраля по июнь 1917 г. Карл Альменрёдер одержал 30 побед. Альменрёдер имел репутацию искусного тактика. Вот как описывает встречу в воздухе с Альменрёдером летчик самоле­та FE.8 из 40-й британской эскадрильи 2-й лейтенант Р.И. Нив:

- Летчики ЕЕ.8 обнаружили два само­лета противника к востоку от Аннелина. Двум этим самолетам ассистировали еще три. Они атаковали нас на пикировании сверху.

- После пяти минут боя на моем са­молете отказало оружие. Летчик одного из самолетов противника это заметил. Он вел огонь справа сзади, сближаясь с FE.8.

- Летчик ЕЕ.8 был ранен в голову, кровь текла из-под шлема, заливая лицо. Был пробит топливный бак, остановился двигатель. На высоте 500 футов все же уда­лось запустить мотор и пересечь линию фронта на скорости порядка 120 км/ч.

- Летчик FE.8 постарался призем­литься при первой возможности. К мес­ту посадки бежало трое солдат. При по­садке оторвался элерон, поэтому самолет приземлился очень грубо, перевернулся и загорелся. Летчик выбрался из самолета, его куртка горела. Он начал кататься по земле, сбивая пламя. Самолет взорвался.

Этот бой произошел 9 мая, Альмен­рёдер одержал вторую победу, а 2-му лей­тенанту Ниву удалось остаться в живых. Как видно из рапорта, два «Альбатроса» отвлекли внимание летчиков FE.8, в то время как три других германских истре­бителя эффективно атаковали британс­кие самолеты сзади сверху. В этом бою были сбиты еще три FE.8, два - Карлом Шафиром и один - Куртом Вольфом.

Вскоре после боя 9 мая подразделе­ние получило первые «Альбатросы» D V. Барон был ранен и сбит 6 июля в бою с ЕЕ.2 из 20-й британской эскадрильи. Рихтгофен сумел посадить поврежден­ный «Альбатрос» D V рядом с деревней Ла Монтань. Этот бой произошел вско­ре после того, как Рихтгофен возглавил сформированную в июне I истребитель­ную группу (Jagdgeschwader Nr.I, JG I). В группу вошли 4-й, 6-й, 10-й и 11-й стаффели.

27 июня погиб Карл Альменрёдер, Курт Вольф сменил Манфреда фон Рихтгофена на посту командира Jasta 11. Вольф недолго прокомандовал стаффелем: 11 июля он был ранен, на его счету значилась 31 победа. Стаффель возглавил Вилли Ренгард, но и он получил ранение в начале сентября.

Осенью в стаффель прибыли первые истребители Фоккер Dr. 1. Вплоть до по­ступления в начале лета 1918 г. Фоккеров D VII трипланы стали основными истребителями эскадры Рихтгофена, за исключением короткого периода зимы 1917-1918 г.г.