Jasta 17

 

17-й стаффель действовал против французов с первых дней своего суще­ствования. Самым результативным в Jasta 17 стал Юлиус Баклер, одержавший первую победу в декабре 1916 г. В апреле 1917 г. Баклер стал асом. Затем стаффель перебросили на британский сектор фрон­та, где Баклер продолжил наращивать свой счет. Бывший пехотинец, который перед войной мечтал стать архитектором, сбил к ноябрю 1917 г. 30 самолетов про­тивника. В ноябре Юлиус Баклер полу­чил ранение, вернулся на фронт весной 1918 г., вновь в свой 17-й стаффель. Бак­лер стал кавалером «Голубого Макса».

Во второй половине 1917 г. за Баклером было закреплено сразу два самоле­та, чтобы он всегда мог подняться в воз­дух. Один истребитель ас назвал «Lilly», второй - «Mops». Вот как Баклер описы­вал один из своих боевых вылетов, типич­ный для периода 1917-1918 г.г.:

- С аэродрома поступило сообщение: «Противник на Брюгге». Я продрал гла­за и направился на аэродром. Прямо у «Мопса» облачился в куртку, одел очки, повязал шарф. Взлетев, взял курс на ста­ринный бельгийский город.

- Уже рассвело. Струи дождя резали лицо подобно ножницам. На высоте 200 метров я влетел в облака. К счастью уда­лось найти дыру в облачности и набрать высоту 3200 м. Над головой сияло голу­бое небо, во всю светило солнце.

- Землю скрывала облачность и плот­ный туман. Прекрасно пилотировать са­молет в лучах восходящего солнца над мирным морем облаком. Я забыл о вой­не. В этот момент показался самолет про­тивника.

- Он приближался со стороны Брюг­ге, наверное шел домой. Противник был выше на 200 метров. Я зашел в хвост вра­жескому самолету и обстрелял его снизу.

- Противник немедленно крутанулся, но я именно этого от него и ожидал. На­чалась игра в кошки-мышки. Теперь он оказался позади меня, я заложил крутой вираж. Противник проскочил вперед, дав мне возможность прицельно выпустить добрую очередь с дистанции всего в 10-20 метров. Самолет сначала задымил, за­тем показались языки пламени.

- Летчик истребителя противника не захотел сгорать заживо, предпочтя смерть от удара о землю - пилот выпрыгнул из го­рящего самолета с высоты 3000 м.

Баклер был ранен в бою 6 мая, это было его пятое ранение за войну. На сче­ту аса к этому времени числилось 33 по­беды. Вернулся он на фронт лишь осенью, в октябре сбил еще три самолета. Юлиус Баклер скончался в 1960 г. в Берлине.

Баклер являлся «звездой» своего стаффеля, поэтому его личный счет рос быстро, в то время как другие пилоты имели в среднем одну-две победы. К при­меру, с 29 сентября по 29 ноября Баклер записал на свой счет 17 побед, а на всех остальных летчиков стаффеля пришлась всего одна! Вместе с тем Баклер по-пре­жнему оставался всего-навсего вице-фельдфебелем вплоть до своей демобили­зации 18 ноября 1918г. Согласно герман­ской системе карт-бланш получали наиболее удачливые пилоты, но их успехи мало отражались на воинских званиях.

Другим асом Jasta 17 являлся Георг Штрассер, отличившийся в 1916-1917 г., прежде чем получил тяжелое ранение в декабре 1917г. Штрасер также имел зва­ние вице-фельдфебеля.

В составе Jasta 18 в период с 14 апре­ля по 2 октября 1917г. Рудольф Бертольд увеличил свой боевой счет до 28 побед. В этот период он летал на «Альбатросе» и, возможно, на Пфальце D III. Только в сентябре Бертольд одержал 14 побед. Подобно Баклеру, Бертольд был нео­днократно ранен, однако ни разу не по­кинул фронт. Однажды ему раздробило челюсть, был сломан нос. В октябре 1917 г. Бертольд получил тяжелейшее ранение в правую руку, после чего был вынужден оставить свой стаффель для лечения. На фронт он вернулся в феврале 1918 г. ко­мандиром JG II. Правая рука аса почти не работала, но все-таки он летал и даже добивался успеха в воздушных боях.

Рихард Рунге из Гамбурга семь из сво­их восьми побед одержал в составе Jasta 18 в 1917г., прежде чем стал жертвой пулеме­тов истребителя лейтенанта К.Б. Монтго­мери из 45-й эскадрильи Королевского авиационного корпуса. Рунге погиб за не­делю до своего 27-летия. В том же 1917 г. асом стал Эрнст Визнер из Штутгарта. До своей гибели 7 июня в бою с группой FE.2 из 20-й эскадрильи Визнер одержал пять подтвержденных побед, еще несколько по­бед подтверждены не были.

Эрих Хан принял командование 19-м стаффелем в ноябре 1916 г., ранее он уже одержал одну обеду в составе Jasta 1. В апреле 1917г. Хан сбил три французских самолета и два аэростата. В числе трех сбитых аэропланов оказался SPAD VII французского аса Рене Домье. 4 ноября 1917 г. Хан сам был сбит другим фран­цузским асом Жоржем Мадоном из Spa 38. К моменту гибели на счету Эриха Хана числилось 16 побед. Хан стал пер­вым летчиком-истребителем, удостоен­ным Рыцарского креста саксонского Во­енного ордена.

Эрнст Гесс командовал Jasta 19 с 18 сентября 1917 г., ранее служил в 28-м стаффеле, где одержал 14 побед. Сбив еще три самолета, был 23 декабря сбит сам на «Альбатросе» D Va 5347/17. Гесса бил адъютант де Керголе из 96-й эскадрильи - это была первая победа француза. Как видно, опыт далеко не всегда страхует от поражения.

Для Вальтера Бёнинга война закон­чилась 30 мая 1918 г., тогда он служил в Jasta 76 и имел на своем счету 17 побед, шесть из них он одержал в составе Jasta 19. Баварец Бёнинг начал войну в пехо­те, затем летал на двухместных аэропла­нах. В апреле 1917 г. Бёнинг, который в тот период служил в 19-м стаффеле, сбил два французских аэроплана и аэростат, до конца года он сбил еще четыре фран­цузских самолета.

В саксонском ягдстаффеле 21 служи­ли многие удачливые пилоты. Перед вой­ной Карл Том был рядовым, в первые недели войны был ранен, награжден, пос­ле госпиталя перешел в авиацию. Летал на двухместных машинах в Румынии. Над Румынией Тома сбили, он попал в плен, но сумел бежать. Унтер-офицерское зва­ние Том получил лишь перед самым пе­реводом в Jasta 21. До конца 1918 г. на Французском фронте Карл Том одержал 14 побед, 23 декабря его ранили при по­пытке сбить аэростат. К августу его счет вырос до 27 побед. Карл Том стал кава­лером Pour le Merit, все самолеты аса имели на фюзеляжах большую букву «Т».

Баварец Эдуард Риттер фон Шлейх сбил 35 французский и британских само­летов, один аэростат. Как и Том, Шлейх получил «Голубого Макса». За цвет сво­его самолета уроженец Мюнхена полу­чил прозвище «Черный рыцарь». Фон Шлейх в свои 26 лет был значительно старше большинства летчиков. Службу в пехоте он начал еще в 1910 г. Некоторое время Шлейх летал на двухместных ма­шинах, в истребительный стаффель его перевели в мае 1917 г. Очень быстро Шлейх приобрел репутацию аса.

29 сентября фон Шлейх одержал 25-ю победу. Некоторое время он служил началь­ником истребительного авиационного учи­лища (Jastaschule), а в 1918 г. стал коман­диром Jagdgruppe 8, преобразованной впоследствии в JG IV. Свой личный счет ас увеличил в годы Второй мировой вой­ны. Скончался Эдуард Риттер фон Шлейх от болезней в британском лагере для воен­нопленных 1948 г. Известность получили черные самолеты фон Шлейха, но он в 1917 г. воевал и на «нормальных» камуфлиро­ванных «Альбатросах» эти машины укра­шала эмблема в виде баварского льва.

Эмиль Тью из Вестфалии получил ранение будучи рядовым пехотинцем. В 1915г. воевал на двухместных самолетах, в начале 1917 г. получил назначение в Jasta 21. К этому времени на его счету была одна победа, одержанная в сентяб­ре 1915 г. Летая на Французском фронте к сентябрю 1917 г. он одержал еще 13 по­бед. В сентябре 1917 г. Тью получил на­значение командиром Jasta 28, которая действовала на британском секторе За­падного фронта. Здесь Тью сбил на «Аль­батросах», прежде чем стаффель получил бипланы Фоккера, несколько английских самолетов. Войну ас закончил кавалером Pour le Merut, имея на своем личном сче­ту 35 побед. Эмиль Тью разбился в 1930 г. под Липецком, где с помощью Советс­кого Союза ковались кадры будущих люфтваффе.

Фриц Ген сбил за войну 21 самолет и аэростат противника, перовые десять – в составе Jasta 21 в период с конца 1917г. по 20 апреля 1918 г. 20 апреля 1918г. Ген был ранен при атаке аэростата. Большин­ство своих побед Ген одержал на «Аль­батросах», однако несколько самолетов он сбил, летая на Пфальце. Позже Ген воевал в составе 81-го, 60-го и 1-го стаффелей. Ас получил известность как «ис­требитель аэростатов» - он уничтожил не менее десяти летательных аппаратов лег­че воздуха. Погиб Ген на биплане Фок­кера в бою с французским летчиком из Spa 67 3 октября 1918г.

Генрих Клаудиус Кролл перешел ко­мандиром в 24-й стаффель из Jasta 9. Еще одной звездой 24-го стаффеля стал унтер-офицер Фридрих Альтемейер, возраст которого зашкаливал за 30 лет. Альте­мейер родился в окрестностях Ганнове­ра, перед войной работал на заводах Крупна, затем служил в пехрте. После ранения перешел в авиацию, в 1916 г. ле­тал на двухместных аэропланах, в нача­ле 1917 г. пересел на истребитель.

До конца войны в боях на британс­ком секторе Альтемейер добился девяти побед в воздушных боях - он сбил в том числе четыре Спада, два Сопвича трип­лана, один Ньпор «Скаут». Еще четыре подтвержденные победы Альтемейер одержал на «Альбатросе» D V в начале 1918 г., одна их этих побед стала 50-й, занесенный на счет Jasta 24 (всего летчи­ки 24-го стаффеля одержали в воздушных боях 88 побед, последнюю - 10 ноября 1918 г.). 50-й самолет стаффеля Альтемейр сбил 22 марта 1918 г. За войну Фридрих Альтемейер был ранен трижды,

26-й стаффель уникален в плане ко­мандования. Как известно, 11-м стаффелем командовали в разное время Манфред и Лотар фон Рихтгофены, в свою оче­редь командирами Jasta 26 также явля­лись два брата: Бруно и Фриц Лоэрцеры.

Бруно Лоэрцер стал одним из самых результативных пилотов Jasta 26. Подоб­но большинству Лоэрцер начинал летать на двухместных аэропланах, затем драл­ся на «Эйндеккерах» (на «Эйндеккере» Бруно сбил два самолета противника), 26-м стаффелем Бруно Лоэрцер командовал с января 1917 г., в феврале он получил на­значение на должность командира JG III. В конце войну на его счету числилось 44 победы. Ближайший друг Германа Генинга Бруно Лоэрцер дослужился в люфтваф­фе до больших чинов. Скончался ветеран Первой мировой войны в 1960 г.

Брато Бруно, Фриц, перед войной был студентом религиозного учебного заведения, за что получил прозвище «Ле­тающий пастор». Сначала Фриц служил в Jasta 6, где одержал одну победу, затем перешел в стаффель брата, который и принял после того, как Бруно назначили командиром JG III. Фриц воевал в Jasta 26 до 12 июня 1918г., когда был сбит ка­питаном Р. С. Филипсом из 2-й эскадри­льи Королевского авиационного корпу­са. Фриц Лоэрцер попал в плен. Всего он одержал в воздушных боях 11 побед, скончался в 1952 г. в возрасте 59 лет.

Лучшего результата в 27 побед добил­ся в 26-м стаффеле Отто Фрюхнер, он был представлен к Pour le Merit, но не полу­чил «Голубого Макса» из-за перемирия. Фрюхнер начал свой путь в авиации в 1914г. механиком, но вскоре стал летчи­ком. Летал на Восточном фронте пило­том двухместного аппарата, затем добро­вольно пошел в истребители, войну за­кончил в составе Jasta 26. Асом Фрюхнер стал в начале 1918 г. Подобно Бруно Лоэрцеру, Фрюхнер дослужился в люфт­ваффе до высоких чинов, скончался в июне 1965 г.

Еще одним хорошо проявившим лет­чиком являлся пришедший в Jasta 26 в 1917 г. Хавьер Данхубер. Его первая победа - сбитый 12 августа 1917г. аэростат. К 27 сентября он уже был асом, в октяб­ре удвоил свой счет, но потом получил ранение, облетывая Пфальц из Jasta 79b. Данхубер к этому моменту получил на­значение на должность командира 79-го баварского стаффеля. Данхубер вернул­ся на фронт в последние недели войны, свою последнюю 11-ю победу ас одержал 1 октября 1918 г.

Вальтер Блуме успешно воевал в со­ставе Jasta 9 в 1918 г., но боевое креще­ние в качестве летчика-истребителя по­лучил в 1917 г. в 26-м стаффеле. Этот силезец прошел обычный для многих не­мецких летчиков-истребителей путь: слу­жил в армии, после ранения перешел в авиацию, летал на двухместных машинах, весной 1917г. вступил в Jasta 26. До кон­ца 1917 г. он одержал шесть побед в воз­душных боях. Позже воевал в составе 9-го стаффеля, 2 октября 1918 г. был удос­тоен «Голубого Макса». Умер Вальтер Блуме в возрасте 68 лет в 1964 г.

После периода службы в Jasta 26 ко­мандиром 27-го стаффеля 17 мая 1917 г. был назначен Герман Геринг. К этому времени на счету этого исторического персонажа уже имелось семь побед: две Геринг одержал, летая на двухместной машине, одну - на «Эйндеккере» и четы­ре в составе Jasta 26. Геринг выполнил в 1917 г. большое количество боевых вылетов на патрулирование и перехват, нео­днократно вступал в схватки с противни­ком. К концу года его личный счет вы­рос до 16 сбитых. Ниже приведены вы­держки из рапорта о воздушном бое, про­веденным Германом Герингом 8 июня 1917 г/на истребителе «Альбатрос» D III D.2049/17:

- Атаковал Ньюпор, который, в свою очередь, атаковал меня из верхней полу­сферы. Я выпустил очередь и попал в него. Затем по спирали следовал за сни­жавшимся самолетом противника. Он пытался набрать высоту, но я принудил его приземлиться в районе Мурслида. Неприятельский летчик после посадки поджег свой самолет. Осмотрев воздуш­ное пространство обнаружил, что часть самолетов 8-го стаффеля находится в воз­духе, часть - на земле. Рядом со мной на­ших самолетов не находилось.

Последняя фраза закрепляет права Геринга на победу. Жертвой будущего рейхсмаршала в тот раз оказался австра­лиец 2-й лейтенант Ф.Д. Сли из 1-й эс­кадрильи, вооруженной истребителями Ньюпор «Скаут». Сли совершил свой первый боевой вылет всего четырьмя днями ранее. Шансов на победу в поедин­ке с опытным Герингом у желторотого австралийца не имелось. Сли попал в плен, но остался в живых, умер он в 1967 г., значительно пережив своего визави по воздушному бою.

В конце лета Геринг пересел на «Аль­батрос» D V, 21 сентября на нем он сбил истребитель Бристоль. Вот как Геринг описывал тот бой, проведенный на само­лете «Альбатрос» D V D.4424/17:

- Вражеский отряд, состоящий из 14 самолетов (бомбардировщиков) был об­наружен вскоре после 9 часов утра. Са­молеты противника возвращались после выполнения задания и держали курс по направлению к линии фронта. Я вместе с ведомыми атаковал на высоте 4500 м. Я занял позицию ниже хвоста одного из самолетов противника, после чего от­крыл огонь. Я преследовал неприятеля вместе с одним из ведомых. Неприятель­ский аппарат упал западнее Рулерса. Эки­паж в составе летчика и наблюдателя ос­тался жив, самолет был уничтожен.

Геринг ошибся: летчик Ральф Кертис получил смертельное ранение.

В начале нового года подразделение получило трипланы. Геринг использовал Dr.l, чтобы увеличить свой победный счет. 21 июня Герман Геринг был удос­тоен ордена Pour le Merit за 18 сбитых. Ас получил назначение на должность коман­дира престижной I истребительной груп­пы в середине 1918 г. Последнюю свою по­беду Геринг одержал в июле 1918 г.

Честно говоря, далеко не все победы Геринга подтверждаются британскими данными. Воздушные бои чаще всего про­исходили над территорией, занятой гер­манскими войсками. Победы подтвержда­лись или наземными наблюдателями, или коллегами-летчиками. У летчиков всегда имелись друзья, с которыми было можно договориться. К слову, не только у Герин­га победы не подтверждаются британски­ми или французскими источниками.

Вилли Кампе был одним из подчинен­ных Геринга, успешно летавшим на «Аль­батросе». Немолодой уже унтер-офицер начал службу еще до войны, рядовым. После перевода в авиацию он летал сна­чала на двухместных самолетах, потом -на истребителях. В Jasta 27 Кампе попал в феврале 1917 г. Он имел затяжной старт, однако с августа пол декабрь 1917 г. Кам­пе одержал шесть побед, а в первые недели 1918 г. уже на триплане еще две. Вилли Кампе погиб 8 марта 1918 г. в воздушном бою с бомбардировщиков DH.4 из 27-й британской эскадрильи. В том же бою он ' одержал свою последнюю победу.

Хельмут Дилти также отличился в 1917 г. Он стал авиатором в конце 1914 г., воевал на двухместных машинах в Рос­сии. В мае 1917г. его перевели в Jasta 27, где он одержал пять или шесть побед, прежде чем был назначен в апреле 1918 г. командиром Jasta 40. Дилти до своей гибели в бою с Airco DH.9 из 107-й эс­кадрильи сбил еще один самолет против­ника. Предположительно самолет Дилти сбили немецкие зенитчики, а не стрелок британского аэроплана.

Светилом Королевского вюртембергского 28-го стаффеля стал Макс Мюл­лер. Он был старым по меркам того вре­мени - 27 лет. До войны Мюллер служил в армии механиком и шофером. В авиа­цию перешел в 1913 г. Летчиком стал до начала войны, но получив тяжелые по­вреждения ног в результате летного про­исшествия вынужден был провести не­сколько месяцев вдали от фронта.

Мюллер заслужил немало наград, летая на двухместном аппарате. В составе Jasta 2 Макс Мюллер одержал пять по­бед, затем его перевели в 28-й стаффель, где он увеличил свой счет до 29 сбитых. Потом аса вернулся во 2-й стаффель. Мюллер погиб в бою 9 января 1918 г.

Известно несколько фотографий ис­требителя «Альбатрос» D V D.1154/17, на котором летал Мюллер. Самолет имел покрытый лаком фюзеляж, серые диски колес, желтое хвостовое оперение с чер­ными полосами. Окраска крыльев - стан­дартная: камуфлированный верх и голу­бой низ. На нижней поверхности нижне­го крыла были написаны две крупные литеры «М», облегчавшие наблюдателям подтверждение сбитых папашей Мюлле­ром неприятельских самолетов. Кок вин­та - красный, а на борту фюзеляжа кра­совалась персональная эмблема аса - чер­ная хвостатая комета.

Еще одним асом 28-го стаффеля яв­лялся Франц Рэй, сбивший в 1917 г. во­семь британских самолетов. Ранее, в 1916 г. Рэй сражался в составе 1-го стаффеля. Затем командовал 49-м стаффелем и за­кончил войну с 17 победами.

Лидером Jasta 29, действовавшим в стиле таких пилотов как Эрвин Бёме, Курт Вольф и Отто Шмидт, был Гарольд Ауффарт. Начинал свою службу в авиа­ции он летнабом, потом переучился на летчика, летом 1917 г. прибыл в Jasta 18. К сентябрю стал асом. Командуя Jasta 29 к концу войны довел свой личный бое­вой счет до 29, а может 31, победы. Шмидт был представлен к награждению Pour le Merit, но не получил «Голубого Макса» из-за окончания войны. После войны обучал курсантов в летном учили­ще, скончался в 1946 г.

Фриц Кикхафер стал асом в 1917 г., летая на «Альбатросах» в составе Jasta 29. Уроженец Берлина одержал свою первую победу в составе 32-го стаффеля, еще до перевода в Jasta 29. К концу года на сче­ту Кикхафера значилось семь побед. За­тем ас получил ранение, после которого долго находился в госпиталях. Вернув­шись на фронт, он сбил еще один аэро­план, но вновь был ранен. Ранение ока­залось смертельным - 7 июня 1918г. Фриц Кикхафер умер.

Прусский 30-й стаффель всю войну действовал в секторе ответственности 6-й армии. Командовал Jasta 30 ранее слу­живший в 1-м стаффеле Ганс Бизги. В составе Jasta 1 он одержал три победы. Берлинец Бизги в начале войны летал на двухместных машинах, потом - на «Эйндеккерах». К концу октября 1917 г. на счету Бизги числилось 18 побед, в нача­ле 1918 г. он добавил к ним еще две. Пред­ставленный к Pour le Merit Ганс Бизги не успел получить высшую награду Гер­мании - ас погиб 17 марта 1918 г.

Силезец Ганс-Георг фон дер Марвитц был сыном генерала. Авиатором он стал в 1916 г. после службы в уланах и пехоте. На «Альбатросах» в 30-м стаффеле фон Марвитц одержал пять побед, к концу октября 1918 г. количе­ство побед увеличилось до 18. Боль­шинство из них одержано на истреби­теле Пфальц D Ilia. Марвитц разбился уже после войны - в мае 1925 г.

Лейтенант Иоахим фон Беттраб в двух вылетах 6 апреля 1917 г. сбил четы­ре британских аэроплана. В этот день США объявили войну Германии. Пятую победу фон Беттраб одержал в мае. 12 августа ему пришлось совершить вынуж­денную осадку на контролируемой союз­никами территории. Фон Беттраба ранил в воздушном бою британский ас из 40-й эскадрильи лейтенант Эдвард «Майк» Мэннок, летавший на Ньюпоре «Скауте». Большую часть своей карьеры летчика-истребителя Фон Беттраб воевал на ок­рашенном в черный цвет «Альбатросе» D III с белыми крестами и изображением кометы на фюзеляже. Сбит он был, од­нако, на «Альбатросе» D V, также окра­шенным в черный цвет.

Летчики Jasta 31 начали воевать в начале 1917 г. на Западном фронте, в сен­тябре стаффель перебросили в Италию, а в начале марта 1918г. опять во Францию. Ни один летчик, летая на «Альбатросах» в составе Jasta 31, асом не стал, но некоторые сбили по пять и более самолетов впоследствии воюя в иных частях.

Напряженка с асами наблюдалась также в Jasta 32b. Лишь Рудольф Виндиш из Дрездена смог преодолеть рубеж в пять сбитых самолетов - к январю 1918 г. на его счету было семь побед. Перед войной Виндиш служил рядовым, после ранения перешел в авиацию. Став летчиком-истребителем, он сбил семь неприятельских самолетов с сентября 1917 г. по январь 1918 г. Затем короткий период служил в Jasta 50, а 24 января стал ко­мандиром Jasta 66. В конце мая на счету аса было уже 22 побе­ды. 27 мая Рудольф Виндиш не вернулся из боевого вылета. Счи­талось, что ас попал в плен, его, как живого, наградили заочно «Голубым Максом», но после окончания войны Виндиш дои не вернулся. Его судьба осталась неизвестной. Рудольф Виндиш пропал без вести в возрасте 21 года.

Баварец Роберт Грейм, ставший Риттером фон Греймом, родился в семье ка­питана полиции. Вступил в армию каде­том в 1906 г. в возрасте 14 лет, с 1913 г. Грейм служил в баварской артиллерии. В боях принимал участие с первых дней войны. В августе 1915 г. стал авиатором, сначала наблюдателем, затем - пилотом. Летая на двухместных аэропланах фон Грейм сбил один самолет противника. В апреле 1917г. летчика перевели в Jasta 34b, через месяц его боевой счет начал расти.

Одной из машин фон Грейма был «Альбатрос» D III D.643/17, на бортах фюзеляжа и на его верхней части красо­вались круги темного (красного?) цвета. К началу 1918, когда Грейма назначили командиром Jagdgruppe Nr 10, на его сче­ту числилось восемь сбитых. В группу входил также 3-й стаффель. 10-й группой фон Грейм прокомандовал до июля, ког­да получил назначение командиром JGr 9. В последние недели войны ас вновь стал командиром своей старой Jasta 34b. Он остался в живых. Летая на «Альбатросах» D V, трипланах и Фоккерах D VII фон Грейм одержал в воздушных боях 28 побед, в октябре 1918 г. был награжден «Голубым Максом». В годы Второй ми­ровой войны ветеран Первой мировой стал генералом люфтваффе, покончил жизнь самоубийством в мае 1945 г.

Вестфалец Генрих Бонгарц до войны работал школьным учителем, с первых недель воевал в пехоте во Франции, драл­ся под Верденом. Комиссованный после ранения пришел добровольцем в авиа­цию. Воевать на истребителях в составе Jasta 36 начал в апреле 1917 г. К концу года на счету экс-учителя было уже 27 сбитых, в том числе пять аэростатов. В сентябре Бонгарца назначили стаффельфюрером. За время службы в стаффеле Генрих Бонгарц был ранен пять раз, пос­ледний раз - 29 апреля 1918 г. После пя­того ранения ас в строй уже не вернулся. Всего он одержал 33 победы, в основном - на «Альбатросах», бал награжден «Го­лубым Максом». Генрих Бонгарц скон­чался после 2-й мировой войны.

Другой удачливый ас, Вальтер фон Бюлов-Бозкамп, возглавлял Jasta 36 с мая 1917 г. Фон Бюлов-Бозкамп родился в 1894 г. в Голштейне. Недоучившийся сту­дент-юрист перед войной много путешествовал. Летая на Среднем Востоке на двухместном аппарате он добился одной победы, в декабре 1916 г. его перевели в Jasta 18. В Jasta 36b он пришел, имея на своем счету 13 побед на одноместных ис­требителях. В баварском стаффеле одер­жал еще 15 побед. В октябре 1917 был награжден «Голубым Максом». Затем его назначили командиром Jasta 2, но 6 ян­варя ас погиб в бою с капитаном У.М. Фраем из 23-й британской эскадрильи.

Теодор Квандт в годы Первой миро­вой войны сбил в составе Jasta 36b 15 са­молетов. Перед войной Квандт служил в пехоте, потом - в артиллерии, сражался на Востоке и на Западе. Карьеру в авиа­ции начал с полетов на двухместном са­молете, 1 апреля прибыл в Jasta 36b, а до конца года одержал восемь побед на Бри­танском фронте, вероятно - все на «Аль­батросах». Приняв командование Jasta 53 увеличить свой счет не сумел, летом 1918 г. вернулся в свой старый стаффель ко­мандиром.

Ганс Хойер был еще одним асом 36-го стаффеля. Заслужившим свой титул, летая на «Альбатросах». 27-летний уро­женец Ростока начал встретил войну в артиллерии. В ноябре 1915 г. он был на­гражден Рыцарским крестом Военного ордена, а через пять месяцев стал авиа­тором. Как водиться, сначала летал на двухместных аэропланах, а с конца июля 1917 г. продолжил службу в Jasta 36. К первым числам ноября Хойер одержал восемь подтвержденных побед, еще три победы подтверждения не получили. В ноябре он возглавил стаффель, но уже 15 ноября погиб от пуль пулемета истреби­теля капитана П.Ф. Фаллэрда из 1-й бри­танской эскадрильи.

Альберт Доссенбах первую из своих девяти побед одержал в 1916 г., летая на двухместной машине (эту победу «разде­лили» на пару с наблюдателем Гансом Шиллингом). Доссенбах стал первым летчиком двухместного аэроплана, удо­стоенным «Голубого Макса». В начале 1917г. Альберт Доссенбах принял коман­дование Jasta 36. Во время апрельского кровопускания он сбил пять французских самолетов, став асом. После лечения от раны, полученной при бомбежке аэро­дрома противника, в июне ас стал коман­диром Jasta 10. После этого воздушный «индеец» арийской национальности по­весил на свой пояс только один «скальп». Альберт Доссенбах был сбит в воздуш­ном бою с бомбардировщиком DH.4 из 57-й британской эскадрильи. Ас выпрыг­нул из горящего «Альбатроса», парашю­тов тогда у летчиков еще не было.

Карл Дегелоу в Jasta 36 воевал недо­лго - всего пять дней но как! Позже он служил в 7-м стаффеле и был команди­ром Jasta 40. Дегелоу оставил интересные воспоминания. Вот как он описывает свой первый бой, произошедший в сен­тябре 1917 г.:

- Я атаковал вражеский аппарат (Бри­столь F.2b), который прикрывал непри­ятельский строй сзади. Раз за разом я забрасывал противника пулями, единственной реакций остава­лось покачивание неприятельского аппарата. Я подошел не­посредственно к противнику. Внезапно складное «так-так-так» моих пулеметов оборвалось. На полу кабины валялась пустая патронная лента. Патроны кончились!

- Мой оппонент развернулся. Теперь мы поменялись с ним ролями. Я стал дичью, а он - охотником. Он стрелял лучше меня - скоро из бака истребителя начал бить бензин. Все мое лицо было в вонючей жидкости. Резким движение ручки уп­равления я сумел уйти из-под огня англичанина.

- Выполнив поистине цирковые выкрутасы, я смог ото­рваться от противника. Я оглянулся - моим оппонентом за­нялся лейтенант Якобе. Он недолго трудился над двухмест­ным англичанином.

Настоящей звездой 37-го стаффеля стал в 1917 г. Эрнст Удет, ранее добившийся поразительных успехов в составе Jasta 15. Позже Удет командовал Jasta 15. Удет писал об од­ном из боев, полгая своим противником французского аса Жоржа Гинемера:

- 26 мая 1917 г. мы летели на прикрытие. Мы шли на высоте 2000 м, стояла ясная погода, солнечные лучи играли на самоле­тах. Время от времени я делал змейку, чтобы проверить ведо­мых. Все на месте: братья Вендели, Руц и Глинкерман.

- Все было спокойно, но я шестым чувством ощутил опас­ность. Выполнил полувираж - так и есть: всего в 20 метрах за мной летел объятый огнем и дымом истребитель Руца. Пуц был в самом центре этого ада. Он мед­ленно поднял левую руку и приложил ее к шлему. Почти конвульсивным дви­жение он салютовал мне последний раз в жизни.

- Самолет Паца, словно огненный метеор, исчез внизу. В 500 метрах ниже я увидел самолет противника. «Это может быть только Гинемер!», - осенило мня.

- Я спикировал в надежде достать французского аса. Увы, крылья «Альбат­роса» были слабоваты. Вибрация нарас­тала, казалось еще чуть-чуть и самолет развалиться на части. Я прекратил пре­следование - очень хотелось вернуться домой живым!

Послевоенные исследования показа­ли: Гинемер не сбивал лейтенанта Эбергарда «Пуца» Ханиша. Все летчики со­юзников воевали с Манфредом фон Рихтгофеном, зато пилоты немецких истребителей сражались исключитель­но с Гинемером!

В составе Jasta 37 Удет довел свой счет до 20 побед. Весной 1918 г. Манфред фон Рихтогофен назначил Удета ко­мандиром Jasta 11. Удет и Вальдхаузен стали самыми результативными летчика­ми 37-го стаффеля.

Вальдхаузен поступил в кадетский корпус накануне войны. В первые неде­ли воевал артиллеристом. После ранения был переведен в авиацию. Летал сначала наблюдателем, затем пилотом. В июле 1917 Вальдхаузен прибыл в Jasta 37. Все­го за девять дней второй половины сен­тября он одержал шесть подтвержденных побед, еще одну победу не подтвердили. Вальдхаузен одержал по одной победе 19, 2 и 25 сентября, а 27-го сбил два аэроста­та и один RE.8. Впрочем вечером 27-го Вальдхаузен сам стал жертвой двух опыт­ных пилотов - англичанина и новозелан­дца, лейтенанта Дж. X. Тадхоупа из 40-й эскадрильи и флайт коммендера С.Д. Букера из 8-й эскадрильи ВМС. Тадхоуп писал в рапорте:

- В 18.50 я находился в кабине истре­бителя, нес дежурство на передовой пло­щадке. В это время наш аэростат атако­вал «Альбатрос».

- Я немедленно запустил двигатель и взлетел, взяв курс в направлении самолета противника. Набрав высоту 1000 футов, увидел обстреливающий аэростат неприя­тельский истребитель. Самолет находился западнее аэростата. Я старался зайти меж­ду неприятелем и линией фронта.

- Я атаковал и выпустил примерно 30 пуль с очень небольшой дистанции. Противник маневрировал, но увеличить дис­танцию ему не удалось.

- Я выпустил еще две очереди. Про­тивник развернулся к западу, но его дви­гатель остановился. Между тем выше вражеского самолета появился Ньюпор. Неприятельский аппарат перешел в па­дение и столкнулся с землей недалеко от железнодорожной станции Сучец. Нью­пор кружил над местом падения самоле­та противника, которое немедленно ок­ружили наши солдаты.

- Второй Ньюпор подошел к месту боя с востока, он выпустил незначитель­ное количество пуль с большой дистан­ции. Стрельба по неприятелю также ве­лась с земли.

Фактически вторым британским са­молетом был не Ньюпор, а «Кэмел».

Вальдхаузен попал в плен, где пробыл до конца войны. После войны экс-летчик подался в юристы, где добился заметных успехов, которые позволили ему занять видное положение в юстиции Германии. В годы Второй мировой войны Вальдха­узен служил в люфтваффе. Скончался ас в ноябре 1976 г.

Отто Розенфельд записал на свой счет первые четыре победы в бытность летчи­ком Jasta 12 в мае-июне 1917 г. 12 июня Розенфельд был ранен, после чего попал в госпиталь. После лечения он до конца года служил в Jasta 41, год он завершил с восьмью сбитыми. После неудачной ата­ки аэростата 29 декабря 1917 г. Розен­фельд попал в плен, однако смог бежать.

В апреле 1918г. вернулся в свой стаффель и к началу лета записал на свой счет еще пять побед. Отто Розенфельд погиб в бою 7 июля 1918г. Возможно, его сбили Нью-поры-28 из 95-й американской авиацион­ной эскадрильи.

Альберт Дитлен из Jasta 41 одержал пять побед к началу 1918 г. 28-летний баварец начал летать на двухместном аппарате в 1916 г. На двухместной маши­не он сбил свой первый самолет, вторую победу одержал в составе Jasta 23b в ав­густе 1917г. Затем Альберт Дитлен стал командиром 58-го стаффеля, где в апре­ле-месяце сбил еще два самолета, прежде чем был сбит сам «Кэмелами» из 3-й бри­танской эскадрильи.

Роберт Гейберт вступил в вооружен­ные силы в августе 1914 г., в мае 1915 г. был переведен в авиацию. Прежде чем занять место в кабине истребителя летал на двухместных самолетах. За это время он был ранен четыре раза. Первую побе­ду Гейберт одержал в бытность летчи­ком 33-го стаффеля в августе 1917 г. В декабре его перевели в Jasta 46. Весной 1916 г. личный счет Гейберта вырос до пяти побед. В этот период на вооруже­нии его стаффеля имелись как «Альбатросы» D V, так и Пфальцы DIII - сложно ска­зать на истребителе какого типа одержи­вал ас свои победы. Последнюю победу летчик одержал в августе 1918 г. на истре­бителе Фоккер VII, всего на его счету 13 сбитых. Роберт Гейберт умер в 1933 г.

Когда лейтенант Пауль Штрахле в январе 1918 г. принял командование 57-м стаффелем, он уже был известен как ас «Альбатросов», имея на своем счету семь побед, одержанных в 1917 г. в составе Jasta 18. Штрахле родился в Вюртемберге в мае 1893 г. Начинал в качестве лет­чика двухместной машины, в истреби­тельный стаффель попал в октябре 1916 г. В Jasta 57 он воевал на «Альбатросах» D III и D V. На них он сбил не мене двух неприятельских самолетов, прежде чем пересел на Фоккер D VII.

62-й стаффель получил в числе других истребительных под­разделений самолеты «Альбатрос» D V в 1918 г. Лучшим лет­чиком Jasta 62 стал Макс Нятер, летавший на броско окрашен­ном истребителе с белыми прямоугольниками на бортах фюзе­ляжа. В возрасте 18 лет он стал самым молодым германским асом. Родился Макс Нятер в августе 1899 г. Не смотря на свой возраст, Нятер успел повоевать в пехоте, где получил ранение. В Jasta 62 он попал в марте 1918 г., сбил здесь восемь самоле­тов, а потом, опять несмотря на молодость, был назначен стаффельфюрером. Летая на «Альбатросе» D VII Нятер довел свой счет до 26 побед - это больше половины побед всех летчиков стаффеля. На боевой счет Jasta 62 занесено 48 побед. Макс Ня­тер был представлен к награждению Pour le Merit, но награду получить не успел - война закончилась.

Два месяца Нятер сражался в Польше, где и нашел свою смерть - он был сбит 8 января 1919г. Ему исполнилось 19 лет.