F-10

 

Широкие возможности бомбарди­ровщика позволили использовать его в качестве фоторазведчика. Для этой цели было выбрано 45 новых B-25D. Машинам после переделки присвоили обозначение F-10. Следует иметь в виду, что в период с 1930 по 1947 год в американских ВВС действовала совсем другая номенклату­ра, чем после 1947 года. Тогда истреби­тель обозначался литерой «Р» (pursuit), a фоторазведчики - буквой «F» (foto). По­зднее, буква «F» стала обозначать истре­битель (fighter).

В войне на юге Тихого океана огром­ную роль играли точные карты, которые позволяли пилотам и штурманам уверен­но ориентироваться в пространстве. Фо­торазведку осуществляли с помощью сле­дующих типов самолетов: P-38/F-4 и F-5, A-20/F-3, P-51/F-6, B-17/F-9, B-24/F-7, В-25/F-10 и B-29/F-13. Все 45 B-25D прошли переделку в конце 1942 - начале 1943 года, но обозначение F-10 получили лишь спу­стя несколько месяцев службы - 18 авгус­та 1943 года.

Переделка заключалась в том, что с самолета снималось все бомбардировоч­ное оборудование, вооружение и брони­рование, а на их место ставились три авиационных фотокамеры (trimetrogon mapping system) T-5 или К-17, из которых одна снимала вертикальный план, а две других ориентировались диагонально. Вертикальная камера стояла за кабиной пилотов, а диагональные камеры находи­лись в носовом отсеке, при этом лобовой обтекатель получал два вздутия. Летя со скоростью 320 км/ч F-10 мог за четыре часа снять 20000 квадратных миль (32000 км2). Экипаж F-10 состоял из двух пило­тов, штурмана, радиста и фотографа.

Первыми частями, оснащенными са­молетами F-10, стали 311th Photo Wing и 1st Photo Charting Group, дислоцирован­ные на территории США. В годы войны самолеты F-10 действовали в составе еще девяти эскадрилий. В марте 1943 года 3rd Photo Recon Squadron, располагавший 12 F-10, прибыл на Аляску, где проводил аэрофотосъемку Аляски и северо-запад­ной Канады. Самолеты эскадрильи были подготовлены к условиям крайнего севе­ра, подготовка проводилась в Кемп-Маккой, штат Висконсин. На севере эскадри­лья действовала до конца июня, после чего перебазировалась в Огден, Юта. Там самолеты эскадрильи оснастили систе­мой Clayton «S». Следующим местом ба­зирования 3rd PRS стала Бразилия, а за­тем Индия и Китай. Постепенно часть перешла на самолеты B-17/F-9, а потом на B-29/F-13.

7th и 10th PRS были учебными частя­ми, в которых шла подготовка экипажей для самолетов фоторазведки. В 1944 и 1945 годах разведчи­ки F-10 активно использовались в 11th Tactical Recon Squadron. Летом 1943 года с баз в Новой Каледонии и Но­вых Гибридах фотосъемку южной части Тихого океана про­вела 18th Combat Mapping Squadron. Фотосъемку террито­рии Северной Америки в период между 1943 и 1945 годами проводила 19th Recon Squadron, который позднее действо­вал на Ближнем Востоке и в Африке.

В Европе в 1944 году действовала 34th PRS, прибывшая в марте того года в Великобританию. Первоначально эскад­рилья входила в состав 8th Photo Group, а позднее ее пере­подчинили командованию 10-й группы. С августа 1944 года эскадрилья действовала уже с баз во Франции.

В 1943 году правительство США сумело получить от не­которых государств Центральной и Южной Америки согла­сие на проведение аэрофотосъемки их территории. Интерес представляла прежде всего зона Панамского канала, как наи­более уязвимая для возможного нападения японских или не­мецких диверсионных групп. В сентябре 1943 года с базы Ридинг-Филд, Пенсильвания вылетела 91st Photo Mapping Squadron, перебазировавшаяся в Ресифи и Наталу (Бразилия), Талару (Перу), Сантьяго (Чили), Британскую Гвинею, зону Панамского канала и на Карибы. Извес­тно также о деятельности 101st Photographic Bombardment Squadron, ко­торая использовала F-10 на Карибских островах в 1944-45 г. г.

B-25D-1   NA 87-8013...8112               41-29848...29947

B-25D-5   NA 87-8113...8337               41-29948...30172

B-25D-10 NA 87-8338...8517               41-30173...30352

B-25D-15 NA 87-8518...8698               41-30353...30532

B-25D-20 NA 87-8699...9012               41-30533...30847

B-25D-30 NA 100-23606...23945         43-3280...3619