В-25Н (PBJ-1H)

 

Следующая модификация В-25 также появилась на базе В-25С. На этот раз про­тотипом стал самолет В-25С-10 (42-32372), к переделке которого приступи­ли в начале 1943 года. Хотя B-25G не ока­зался так эффективен, как ожидалось, фирма North American получила допол­нительный заказ на 1000 вооруженных 75-мм пушкой самолетов, которым при­своили обозначение В-25Н.

Главным улучшением в конструкции самолета стало использование более легкой пушки Т13Е1. В носу самолета уста­навливалось не два, а четыре 12,7-мм пу­лемета. Пулеметы устанавливали в ряд, боекомплект к каждому составлял 400 выстрелов. На правом борту самолета в обтекателях стояло еще два 12,7-мм пу­лемета. За крыльями в бортах фюзеляжа стояло еще по одному пулемету. Пулеме­ты выставлялись в окна, прорезанные в бортах. Окна располагались так, что пра­вое находилось ближе к крылу, а левое -к хвосту. Это позволяло бортстрелкам вести одновременно огонь из обоих пу­леметов, не мешая друг другу. В хвосто­вой огневой точке стояли еще два 12,7-мм пулемета. Верхний обтекатель хвос­товой огневой точки подняли на 23 см по сравнению с предыдущими модификаци­ями. Турель перенесли ближе к кабине пилотов, чтобы уравновесить пулеметы, установленные в хвосте. Турель стала чуть выше, чем раньше, и несла более мощную защиту. Между турелью и хвос­том установили два небольших гребня, которые не давали стрелку в горячке боя срезать из пулеметов верхний обтекатель хвостовой огневой точки.

Кресло второго пилота убрали, осво­бодив место для штурмана. Это измене­ние носило противоречивый характер.

Генерал Джеймс Дулиттл сомневался в необходимости иметь в составе экипажей на В-25 и В-26 второго пилота, тогда как командующий 5-й воздушной' армией ге­нерал Джордж К. Кении считал, что вто­рой пилот необходим, особенно во вре­мя дальних вылетов над морем. Генерал Арнольд, рассудив, решил ограничиться одним пилотом. На месте второго пило­та теперь находилось меньшего размера кресло штурмана, который одновремен­но был заряжающим 75-мм пушки.

Прототип В-25Н (В-25С-10, 42-32372) был оснащен двигателями Wright «Cyclone» R-1600-20 с карбюраторами Bendix Stromberg PR 48A1 и системой за­жигания American Bosch SF 14LU-10. Два высокооборотных центробежных турбо-наддува обеспечивали сжатие на низкой скорости 7,06:1, а на высокой скорости 10,06:1. Несколько расширился носовой обтекатель самолета. Экипаж самолета теперь состоял из следующих членов: пилот, хвостовой стрелок, штурман-радист-заряжающий, башенный стрелок-механик, бортовой стрелок-оператор ка­меры. Прототип поднялся в воздух 15 мая 1943 года. Самолет пилотировал Эд Верджин, ему ассистировал механик Гас Пиктайрн.

После серии пробных полетов было решено вернуть на самолет штатные дви­гатели Wright R-2600-13. Предсерийный В-25Н (43-4105) 31 июля 1943 года под­нял в воздух испытатель Роберт Чилтон. Через две недели самолет приняли на во­оружение ВВС США и пустили в серию.

Начиная с серии В-25Н-5 (43-4535) с самолета убрали бомбодержатель для 2000-фунтовой бомбы (907 кг), посколь­ку на практике он почти не использовал­ся и лишь загромождал бомбоотсек. На самолете 43-4405 на левый борт устано­вили два 12,7-мм пулемета с боекомплек­том 400 выстрелов на ствол. В результа­те В-25Н помимо 75-мм пушки теперь нес 14 12,7-мм пулеметов! Самолет также мог брать до 3200 фунтов (1450 кг) бомб или одну 907-кг торпеду. Прицел спарили с фотокамерой, а бомбодержатели получи­ли электрический привод. Серия В-25Н-10 началась машиной 43-4705. На самолетах этой серии изменилась приборная лоска, усилено спасательное оборудова­ние и изменена конструкция гидроприво­да тормозов шасси.

Первые В-25Н стали прибывать в бо­евые части в феврале 1944 года. Основ­ной тактикой атаки было открыть огонь с высоты 300 м и продолжать стрелять, снижаясь до 150 м. Пилот наводил маши­ну на цель с помощью прицела N-6A. В среднем, за один боевой заход удавалось выстрелить три раза из 75-мм пушки. Первый опыт показал, что В-25Н прин­ципиально не превосходит пулеметный «Strafer». Кроме того, целей для 75-мм пушки было немного, а в подавляющем большинстве случаев вполне хватало 12.7-мм пулеметов. В результате на юге Тихого океана от использования пушеч­ных В-25 отказались к августу 1944 года.

Тем временем, в ноябре 1944 года в 11th BS/14th AAF, действовавшей в Ки­тае, доставили несколько радаров APG-13А, которые предполагалось использовать совместно с 75-мм пушкой. Эта эс­кадрилья специализировалась на разру­шении мостов. Радары позволяли быст­ро и достаточно точно определить расстояние до цели, что упрощало действия экипажа. Радарами оснастили пять В-25Н: 43-4071, 4584, 4601, 4924 и 4989.

В-25Н-1   NA 98-21106...21405             43-4105...4404

В-25Н-5   NA 98-21406...21705             43-4405...4704

B-25H-10 NA 98-21706...22105             43-4705...5104

248 пушечных В-25 получил корпус морской пехоты США, где машинам при­своили обозначение PBJ-1H. Морская версия самолета регулярно оснащалась радаром AN/APS-3, устанавливаемым в верхней части носового обтекателя, что придавало ему довольно специфическую форму. Кроме того, самолеты оснаща­лись радаром AN/APQ-13, контролиру­ющим заднюю полусферу. Самолеты не­сли под крыльями антенны «Yagi», а под кабиной стоял радиопеленгатор GCI. Один PBJ-1H (43-4700) оснастили крю­ком для аэрофинишера и испытывали машину на авианосце «Shagri-La» (CV-38). Из одного из документов, относя­щихся к самолету, следует, что машина также была оснащена системой управле­ния колесами главного шасси.

На В-25Н испытывались новые типы вооружения. Так, на одном В-25Н вместо 75-мм пушки установили несколько «ба­зук» - две на месте пушки и несколько под фюзеляжем. Однако дальше экспериментов в этом направлении дело не пошло.