B-25J (PBJ-1J)

 

Последней серийной модификацией бомбардировщика стала B-25J (NA-108). Это была самая крупносерийная модификация В-25, выпущенная в количестве 4390 штук (в том числе 72 незавершенные машины). Выпуск самолетов B-25J раз­вернули в Канзас-Сити, тогда как завод в Инглвуде, завершив выпуск В-25Н, при­ступил к выпуску истребителей Р-51 «Mustang». Завод в Канзас-Сити одно­временно выпускал самолеты B-25D и J. Первый бомбардировщик новой моди­фикации собрали в декабре 1943 года, тогда как последний B-25D был готов в марте 1944 года.

Первый B-25J (43-3870) оказался на сборочной линии осенью 1943 года. Са­молет создали на базе В-25Н. Это было возвращение самолету В-25 «Mitchell» его первоначальной роли - средний бомбар­дировщик. Самолет получил назад мес­то бомбардира и остекленный носовой обтекатель, в котором стоял один непод­вижный и один наводящийся 12,7-мм пу­лемет. В остальном фюзеляж был как у В-25Н. Верхняя турель находилась сразу за кабиной пилота, в хвосте имелась дру­гая огневая точка. По бортам фюзеляжа в прикрытых обтекателями окнах стояло еще по одному пулемету. Два пулемета разместили под кабиной пилота, как на последних В-25Н. В кабину вернули крес­ло второго пилота, а бортовые огневые точки оснастили печками. Экипаж само­лета состоял из шести человек: двух пи­лотов, штурмана-бомбардира-стрелка, механика-башенного стрелка, радиооператора-бортстрелка, хвостового стрелка. Бомбодержатели и створки бомболюка имели электрический привод. Обычная бомбонагрузка состояла из трех 454-кг бомб, хотя в качестве альтернативы мож­но было брать две бронебойные 726-кг бомбы. Самолет также мог брать торпе­ду Mk 13 массой 907 кг. Кроме того, под крыльями предусматривалась подвеска для шести 147-кг бомб.

Не забыли конструкторы и о штурмо­виках «Stafer». Многие B-25J имели носо­вую часть как на В-25Н, с той лишь разни­цей, что в носовом обтекателе стояло сра­зу восемь пулеметов, расположенных двумя батареями по четыре. 75-мм пушку на само­лет не ставили, но и без нее огневая мощь са­молета была более чем достаточна.

Первый B-25J поднялся в воздух 14 декабря 1943 года с аэродрома Фейрфакс-Филд при заводе в Канзас-Сити. Пило­тировал самолет Джо Бартон. Военные получили первый B-25J в том же месяце. Последнюю машину модификации J пе­редали в августе 1945 года. Некоторое число бомбардировщиков B-25J оснасти­ли радарами AN/APQ-7 «Eagle», но не известно ни точное число переделанных машин, ни того, использовались ли они на фронте.

Начиная с 151-го самолета с серийных B-25J-1 сняли один бомбодержатель для 907-кг бомбы, поскольку он почти не ис­пользовался на практике и лишь загро­мождал бомбоотсек. Чаще всего самолет брал три 454-кг или две 726-кг бомбы. Применялись и различные комбинации из бомб меньшей массы. Использовались 10-кг парашютные бомбы (parafrag).

На серии B-25J-5 изменили располо­жение гидравлических контуров тормоз­ной системы, а прицелы N-3B и А-1 за­менили одним универсальным N-3C. Ло­бовое стекло кабины пилотов оборудо­вали системой антиобледенения, а у пуле­метов в турели и в бортовых окнах устано­вили отражатели воздушного потока.

Серия B-25J-10 оснащалась наружны­ми бомбодержателями под крыльями. Отопители бортовых огневых точек признали неэффективными и ставить перестали.

Серия B-25J-15 оснащалась новым оп­тическим прицелом N-8A для бортовых огневых точек. Носовой наводящийся пу­лемет оснастили ракурсным прицелом.

Бомбардировщики серии B-25J-20 получили систему обогрева кабины, в носовом обтекателе установили второй фиксированный 12,7-мм пулемет, а наво­димый пулемет перенесли на 12 см вверх. Дополнительно забронировали пол носо­вого отсека. Усилили конструкцию вер­хней турели и переработали систему аварийного торможения. Начиная с самоле­та 44-29340, на двигатели ставили карбю­раторы Holley 1685RB.

На бомбардировщики серии B-25J-25 становили новые бронекресла для обоих пилотов, а также увеличили произво­дительность карбюраторов. Уменьшили размеры рулевых шайб. Начиная с машины 44-30111, ставили дополнительную броню на верхнюю сторону фюзеляжа, чтобы защитить бомбардировщик от случайных попаданий из пулеметов, установленных в турели. Усилили крыло в районе передней кромки, установив несущие элементы диаметром 9,5 мм вмес­то 8 мм. На машинах 44-30309 и 44-30310 установили держатель для выливного химического прибора.

На самолетах серии B-25J-30, начиная с 44-30911, устанавливали цилиндры №№1, 7 и 9 не из нержавейки, а из обыч­ной стали с гальваническим покрытием. Начиная с самолета 44-31111, появилась возможность подвешивать выливной хи­мический прибор. Начиная с 44-31311, устанавливались электроподъемник бомб С-6. Начиная с 44-31338, снова уси­лили вооружение самолета. Под крылья­ми установили безоткатную пусковую установку Т-64, которая позволяла под­вешивать до восьми пятидюймовых (127 мм) неуправляемых ракет HVAR «Holy Moses». Начиная с 44-31491, в хвостовой огневой точке установили прицел К-10 и пулемет М-8А калибра 12,7 мм. Начиная с 44-86692, имелась возможность брать на внешнюю подвеску планирующую бом­бу. Самолеты оборудовались системой ее дистанционного управления. Бомбоприцел N-9B начали ставить с 44-86793. На­чиная с 44-86799, изменили конструкцию тяг вертикальных рулей.

На B-25J-35, начиная с 44-96892, по­явилось оснащение для подвески и сбро­са авиационных мин.

Американские ВМФ получили 255 машин, присвоив им обозначение PBJ-1J и серии J-ll, J-17, J-22, J-27, J-32 и J-37.

Морской вариант B-25J дополнительно оснащался радаром AN/APS-3, устанав­ливаемый в оконцовке правого крыла или в верхней части носового обтекате­ля. Десять PBJ-1J из VMB-12 могли не­сти под фюзеляжем две неуправляемые ракеты типа «воздух-земля» «Tiny Tim» калибра 292 мм.

B-25J-1   NA 108-24196...24430           43-3870...4104

B-25J-1   NA 108-34486...34805           43-27473...27792

B-25J-5   NA 108-34806...35125           43-27493...28112

B-25J-10 NA 108-35126...35235           43-28113...28222

B-25J-10 NA 108-35236...35535           43-35946...36245

B-25J-15 NA 108-31986...32385           44-28711...29110

B-25J-20 NA 108-32386...33185           44-29111...29910

B-25J-25 NA 108-33186...34185           44-29911...30910

B-25J-30 NA 108-36986...37585           44-30911...31510

B-25J-30 NA 108-47446...47645           44-86682...86891

B-25J-35 NA 108-47646...47645           44-86892...86897

B-25J-35 NA 108-47652...47750           45-8801...9242