RB-25

 

Многие полагали, что большая грузо­подъемность, скорость и дальность позво­ляют использовать В-25 в качестве транс­портного самолета. Еще долго после вой­ны многие гражданские компании продол­жали использовать В-25 для транспортных перевозок. На заводе в Инглвуде в период с ноября 1942 по февраль 1950 года переде­лали в транспорты шесть В-25. Транспорт­ные самолеты не несли никакого вооруже­ния и бронирования.

Первым транспортником стал RB-25 (1), то есть В-25 (40-2165). В хвостовой час­ти фюзеляжа вырезали четыре дополни­тельных окна. Работники North American Aviation активно использовали эту маши­ну, дав ей прозвище «Whiskey Express». Над

территорией США на самолете летал Джеймс Кайндельбергер. 8 января 1945 года самолет вылетел в свой последний полет. В воздухе вышла из строя гидравлическая система. При попытке аварийной посадки самолет разбился. Экипаж в составе пило­та Эда Стюарта, второго пилота Терона Моргана и бортпроводника Джека Махолма остался в живых.

Следующим транспортом стал RB-25 (2), который переделали из В-25 (40-2168). Этот самолет стал личным самолетом командующего USAAF Генри X. Ар­нольда. Самолет переделали по той же схеме, что и RB-25(1). Боб Чилтон обле­тал RB-25(2) в первой половине лета 1944 года. До июля 1945 года самолет налетал более 300 часов, но не известно, летал ли на нем кто-нибудь кроме Арнольда. Пос­ле войны самолет использовался на фир­ме Hughes, а потом передавался из одной частной фирмы в другую. Один из вла­дельцев машины - Джефф Клаймен из Тенафлай (Нью-Йорк) - изменил глухой нос на остекленный обтекатель бомбар­дировщика.

Самолет RB-25(3) стал личной маши­ной генерала Дуайта Д. Эйзенхауэра. Он был сделан на базе B-25J (43-4030). Над бомбоотсеком самолета была оборудова­на спальня. Имелись также кабинет, сто­ловая и кофейная комната. Самолет обо­рудовали дополнительным топливным баком, что увеличило его дальность. В хвостовом отсеке разместили сбрасываемые спасательные средства и средства первой помощи. Генерал Эйзенхауэр не­сколько раз летал на этом самолете. Пос­ле войны, в 1947 году, машину перевели в базу Боллинг-Филд под Вашингтоном, где он служил транспортом и имел обо­значение CB-25J. Спустя год самолету присвоили обозначение VB-25J и переве­ли в 1100th Special Air Mission Group, которая занималась перевозкой важных персон. В начале 1953 года самолет пере­дали в 1254th Air Transport Group, бази­ровавшуюся в Вашингтонском нацио­нальном аэропорте, а в августе 1958 года ее передали в 1001st Air Base Wing, база Эндрюз. В декабре того же года самолет оказался на базе Дейвис-Монтан, где в фев­рале 1959 года был списан. Дальше маши­ну продали на аукционе. В 1981 году само­лет обнаружили и отреставрировали, пос­ле чего передали в музей базы Эллсуорт в районе Рейпид-Сити (Южная Дакота).

Следующий транспорт RB-25(4) был вторым самолетом генерала Арнольда. Это был переделанный B-25J (44-28945), оборудованный также роскошно, как и машина Эйзенхауэра. Первый полет на самолете совершил Эд Верджин 24 нояб­ря 1944 года. Генерал Арнольд пользо­вался машиной до января 1946 года, пос­ле чего самолет вернули на службу под обозначением VB-25J. В 1953 году маши­ну продали частному владельцу и его дальнейшая судьба неизвестна. Вероятно, его пустили на слом в начале 60-х годов.

После аварии первого RB-25(1) фир­ма NAA быстро подготовила ему заме­ну. С этой целью переоборудовали серий­ный B-25J (44-30047), присвоив ему обо­значение RB-25(5). Самолет представлял собой копию своего предшественника. Первый полет совершил 18 октября 1945 года. Но и у этого самолета судьба завер­шилась катастрофой. 27 февраля 1946 года во время полета над побережьем Калифорнии с самолета передали сооб­щение о возникшем пожаре. После этого связь прервалась и ничего о машине не известно. Тел пилота Джо Бартона и двух других членов экипажа найти не удалось. К этому времени самолет налетал всего 32 часа.

Особую страницу в истории В-25 представляет так называемый «Executive Transport», переделанный из PBJ-1J (44-30975). Это был прототип гражданского транспортного самолета, который полу­чил гражданский бортовой номер N5126N. Носовую часть фюзеляжа удли­нили на 1,03 м и заметно переделали. Са­молет имел гражданский силуэт. За крес­лами пилотов разместили еще шесть удобных кресел, а в хвостовом отсеке раз­местили еще четыре кресла. Первый по­лет состоялся 15 февраля 1950 года. Са­молет пилотировали Эд Верджин и Майлз Таунер. 25 марта во время реклам­ного перелета самолет разбился в райо­не Чендлера (Аризона). Под его облом­ками погибли семеро сотрудников ком­пании. После катастрофы дальнейшие работы в этом направлении прекратили.