Окраска и обозначения

 

Окраска самолетов первых серий

 

Не существовало ни одного прототи­па ХВ-25. Самолет был пущен в серию без долгих программ по облету прототипа. Первый В-25, построенный в августе 1940 года, оставался цвета дюраля и нес стан­дартные для того времени опознаватель­ные знаки - звезды на верхней и нижней стороне обоих крыльев и цветные поло­сы на рулях поворота. Американский опознавательный знак представлял собой синий круг (Insignia Blue shade 47) диа­метром 50 дюймов (127 см). В круг вписывалась белая пятиконечная звезда (Insignia White shade 46). В звезду, в свою очередь, вписывался красный круг (Insignia Red shade 45) диаметром 39,7 см. Знаки наносили на удалении 92 дюймов (234 см) от конца крыла. Обозначения на рулях поворота представляли собой вер­тикальную синюю полосу шириной рав­ной 1/3 ширины руля, а также горизон­тальных семи красных и шести белых полос. На нижней стороне правого кры­ла были нанесены черные буквы «US», a на левом крыле - «ARMY». Надпись на­ходилась на одной линии с опознаватель­ными знаками, буквы имели высоту 24 дюйма (61 см) и ширину 18 дюймов (45,7 см). Дополнительный элемент оформле­ния - красная полоса шириной 3 дюйма (7,62 см) под кабиной пилота, указываю­щая на опасную зону пропеллеров. Верх­няя часть фюзеляжа перед лобовым стек­лом кабины пилотов была покрашена краской Dark Olive Drab (shade 41), что­бы блеск дюралевой обшивки не слепил пилотов. Серийный номер (40-2165) де­лался черной краской по шаблону. Вы­сота цифр 0,5 дюйма (12,7 мм). Обозна­чение самолета наносилось на левую сто­рону носа черной краской по шаблону, высота литер 1 дюйм (2,54 мм).

Первые девять В-25 оставались нео­крашенными. Остальные машины, а так­же самолеты В-25А уже окрашивались: Dark Olive Drab сверху и Neutral Gray (shade 41) снизу. Граница между цветами прямая, причем нижний камуфляж не­много заходил на борта фюзеляжа и мо­тогондол, то есть был виден сбоку.

 

Изменения опознавательных знаков

 

В феврале 1941 года изменили опоз­навательные знаки на американских са­молетах. У боевых машин убрали звезду с верхней стороны правого и нижней сто­роны левого крыла, а также убрали по­лосы с руля направления. При этом на бортах фюзеляжа появились звезды диа­метром 45 дюймов (114,3 см).

Звезды на бортах фюзеляжа наноси­ли за окнами, на расстоянии 134 дюймов (340 см) от места соединения задней кром­ки крыла с фюзеляжем. Первые В-25В имели окна, смещенные к хвосту, поэто­му звезду перенесли ближе к крыльям на расстояние 94 дюймов (238,7 см) от зад­ней кромки.

 

Служба в боевых частях

 

Первой частью ВВС США, целиком оснащенной бомбардировщиками В-25, стала 17th Bombardment Group (17th BG), базировавшаяся в Пендлтоне, Орегон. В сентябре 1941 года каждая эскадрилья группы располагала по 13 В-25 и В-25А, а еще три самолета находились в штаб­ном звене группы. В соответствии с ди­рективой, изданной в апреле 1941 года, на обеих шайбах руля с обоих сторон чер­ной краской нанесли надпись «17В», что означало номер и тип группы. Высота литер 12 дюймов (30,48 см). С отступом 6 дюймов (15,24 см) выше литерами той же высоты был нанесен тактический номер самолета. Тактический номер повторял­ся на носу самолета справа и слева. Здесь цифры имели высоту 9 дюймов (22,86 см) и ширину 6 дюймов (15,24 см). Каждая эскадрилья группы имела свой цвет, ко­торым красились капоты моторов. 34-я эскадрилья (34th Bombardment Squadron) использовала темно-синий цвет, 73-я -желтый, 95-я - белый, а разведывательная 89-я эскадрилья (89th Reconnaissance Squadron) - красный (вероятно). Кроме того, на носу разрешалось наносить офи­циальную эмблему эскадрильи.

Следующей частью, полностью осна­щенной самолетами В-25 А, стала 18-я разведывательная эскадрилья. Эта эскад­рилья входила в состав 22-й бомбардировочной группы, летавшей на В-26 «Marauder». В конце 1941 года эскадрилья в целях унификации пересела на В-26.

Эмблемы частей и кодовые номера убрали вскоре после вступления США в войну. Цветные метки на капотах двига­телей встречались еще в начале 1942 года. 17-я бомбардировочная группа предоставила экипажи для известного налета на Токио, совершенного в апреле 1942 года, когда 16 В-25В взлетели с палубы авиа­носца «Hornet». Эти самолеты несли стандартный камуфляж и опознаватель­ные знаки. На хвостовых шайбах вместо тактических номеров фигурировали циф­ры радиопозывного.

Радиопозывной представлял собой несколько измененный серийный номер. Его наносили на наружную сторону шайб руля цифрами высотой 9 дюймов (22,86 см) с интервалами 2 дюйма (5,08 см) меж­ду цифрами. Базой служила условная ли­ния, которая проходила в 1,5 дюймах (3,81 см) под верхней кромкой нижней петли руля направления. Первой модифи­кацией, изначально имевшей такую ок­раску и обозначения, стала В-25С. Все самолеты этой модификации получили уже шестизначный радиокод. Три цифры размещались на шайбе, а три - на руле направления. Завод в Канзас-Сити, вы­пускавший B-25D, использовал ту же схе­му, но в случае пятизначных номеров, на левой шайбе три цифры размещал на неподвижной части, а две - на руле поворо­та. На правой шайбе все было наоборот. Позднейшие модификации, выпускавши­еся обоими заводами, несли пяти- и шес­тизначные радиопозывные, нанесенные по описанной выше схеме. Самолеты В-25А и В-25В, уже находившиеся в частях, получали радиопозывные в полевых ус­ловиях. Размер и расположение цифр кода в этом случае могло колебаться в широких пределах, хотя чаще всего со­блюдался стандарт. Номера наносили желтой краской (Identification Yellow shade 48). Визуально самолеты, выпуска­емые двумя заводами, можно различить по форме цифры «5» в позывном. На про­тяжении выпуска модификаций В-25С и D это отличие сохранялось.

Начиная с апреля 1942 года убрали красный круг в центре пятиконечной звезды, поскольку красный круг походил на японский «хиномару». Официально красный круг ликвидировали 1 июня 1942 года. В Инглвуд новые опознавательные знаки стали наносить с началом выпуска В-25С. Машины В-25С, предназначаемые для Великобритании, получали английс­кие опознавательные знаки, включая «fin flash» на хвосте. При этом самолеты не­сли стандартный американский камуф­ляж. Однако эти самолеты в Англию не попали, а остались в США. В боевых ча­стях заменили опознавательные знаки, при этом вокруг синего круга сохранил­ся желтый круг английской кокарды, а «fin flash» на шайбах руля остались без изменений. Такая ситуация наблюдалась ранней весной 1942 года. Можно предпо­ложить, что отклонения от требований устава были быстро ликвидированы.

 

В-25 в Северной Африке

 

Первую американскую бомбардиро­вочную группу отправили в Северную Африку спешно, поскольку там сложи­лась критическая ситуация. Этой частью была 12-я бомбардировочная группа, на­считывавшая четыре эскадрильи. Все 50 В-25С группы несли камуфляж песочно­го (Sand shade 49) цвета, отвечавший пу­стынным условиям. У части машин груп­пы радиопозывной наносился желтой краской, тогда как у другой части номер был черный. 12-я группа начала боевые вылеты в августе 1942 года, продвигаясь вдоль средиземноморского побережья вслед за наступавшей 8-й армией. В 1943 году группа действовала уже над Сици­лией и Италией. В этот период каждый самолет группы имел тактический номер в диапазоне от 1 до 99. Номер делался белой краской на шайбах и рулях на­правления. Эти номера назывались «бое­вые номера». Цифры номера имели высо­ту до 30 дюймов (76 см) и часто закрывали цифры радиопозывного. Позднее высоту цифр боевого номера уменьшили до 24 дюймов (61 см), так, чтобы они уже не зак­рывали радиопозывной. За 81-й эскадри­льей закрепили диапазон 1...25, за 82-й эс­кадрильей - 26...50, за 83-й эскадрильей -51...75, а за 434-й эскадрильей - 76...99.

Части ВВС США, действующие со­вместно с англичанами в Северной Аф­рике, много внимания уделяли идентифи­кации машин. На американских самоле­тах появились дополнительные опозна­вательные знаки. Кокарду со звездой изображали на крыльях как сверху, так и снизу. На шайбах руля с обоих сторон наносились английские «fin flash». По­скольку эту цветную метку наносили над нижней петлей руля поворота, она засло­няла две цифры радиопозывного.

Позднее в 12-й бомбардировочной группе появились машины В-25С и D в стандартном камуфляже Olive Drab/ Neutral Gray. На эти бомбардировщики также наносили белые тактические номе­ра и английские «fin flash».

В ноябре 1942 года в Северной Аф­рике открылся второй фронт. На Среди­земноморский ТВД прибыли новые час­ти, оснащенные В-25. первой из них ста­ла 310-я бомбардировочная группа, ле­тавшая на В-25С. До переброски в Алжир группа базировалась в Англии. В декаб­ре 1942 года бомбардировщики присту­пили к боевым вылетам. Самолеты группы несли стандартный камуфляж Dark Olive Drab/Neutral Gray. Прибывшие сле­дом 321-я и 340-я бомбардировочные группы были оснащены самолетами в песочном камуфляже. С наступлением весны и перенесением боевых действий на плодородные районы Алжира, песочный камуфляж потерял свои свойства. Поэто­му поверх старого камуфляжа самолеты покрасили американской краской Dark Olive Drab или английской Dark Green. Перекрасили большинство В-25, действу­ющих на Средиземноморском ТВД. В каждой группе самолеты перекрашивали своими силами. В 340-й группе окраска получилась пятнистой. Имевшиеся на фюзеляжах обозначения обычно не зак­рашивали, а оставляли на песочном фоне. Случалось, что самолеты переводили в другие части. Поэтому песочные пятна не позволяют однозначно идентифициро­вать принадлежность самолета к упомя­нутым группам.

 

Изменение опознавательных знаков на Средиземноморском ТВД

 

Новые бомбардировочные группы, прибывавшие в Северную Африку, адап­тировали машины к новым условиям. Самолеты получали недостающие опоз­навательные знаки, «fin flash» и желтые канты. Желтый кант вокруг синего кру­га использовался во всех американских частях, действующих на Средиземноморском ТВД. Официально опознаватель­ный знак следовало обвести линией ши­риной 2 дюйма (5,08 см), но на практике кант делали шире, вплоть до 6 дюймов (15,24 см). Впрочем, редко, но случалось, что самолет не получал желтого канта вокруг опознавательных знаков - если машину тут же отправляли в бой или если в части не было нужной краски. Один В-25С (41-13101) из штабного звена 310-й группы нес на хвостовых шайбах над ра­диопозывным небольшое изображение американского флага. После того, как в июне 1943 года опознавательные знаки ВВС США радикально изменились, от использования желтого канта отказа­лись. Слева и справа от кокарды добави­ли белые прямоугольники, а вместо жел­той обводки появилась красная. На но­вых самолетах, поставляемых в боевые части, уже не наносили на крылья допол­нительные кокарды и «fin flash» на хвост. На старых машинах уже нанесенные опознавательные знаки оставались на протяжении еще нескольких месяцев, пока в конце 1943 года все В-25 перекра­сили и получили новые опознавательные знаки. К этому времени - в августе 1943 -красную кайму вокруг опознавательно­го знака заменили каймой синего цвета. Лишь к 1944 году новый тип опознава­тельного знака получил повсеместное распространение.

 

Камуфляж на Средиземноморском ТВД

 

Первоначально 12-я и 340-я бомбар­дировочные группы действовали в соста­ве 9-го воздушного флота в Ливии, тогда как 310-я и 321-я бомбардировочные группы входили в состав 12-го воздуш­ного флота, дислоцированного в Алжи­ре и Тунисе. Осенью 1943 года 9-й воз­душный флот перебазировался в Англию, а все четыре группы оказались в составе 12-го флота. Во всех группах разрабаты­вались свои способы тактического обо­значения.

Первоначально в 310-й и 321-й груп­пах не использовали тактических обозна­чений самолетов кроме официального радиопозывного. Однако, самолеты обе­их групп можно было отличить друг от друга. В 310-й группе поперек шайб руля наносилась желтая полоса шириной 12 дюймов (30,48 см), проводимую выше средней петли руля направления. Различ­ные эскадрильи обозначали себя цветом ступиц винтов. С весны 1944 года цвет­ные полосы шириной 4 дюйма (10,16 см) появились на шайбах руля под желтой полосой. 379-я эскадрилья отличалась белым цветом, 380-я эскадрилья - голу­бой, 381-я - желтый, а 428-я - красный.

В то время, когда 310-я бомбардиро­вочная группа стала использовать желтую полосу, в 321-й группе ввели крас­ные отметины на верхних оконцовках шайб руля. Отметины делались как на внешней, так и на внутренней поверхно­стях шайб. В конце 1943 года обозначе­ния отдельных эскадрилий внедрили и в 321-й группе. 445-я эскадрилья обознача­лась римской цифрой I, 446-я эскадрилья - II, 447-я эскадрилья - III, а 448-я эскад­рилья - IV. Цифры делались высотой 18 дюймов (45,72 см). Их наносили белой краской на шайбах руля между верхней и центральной петлей. Цифры «II» и «IV» обычно располагались так, что один эле­мент находился на неподвижной части шайбы, а другой - на руле. У двух других эскадрилий расположение номеров чет­ко не регламентировалось. В 340-й бом­бардировочной группе эскадрильи обо­значались арабской цифрой, добавляемой к радиопозывному. 486-я эскадрилья обозначалась цифрой «6», 487-я - «7», 488-я - «8», а 489-я - «9». Номер вместе с ра­диопозывным белой краской наносился на шайбы рулей. Высота цифр достигала 18 дюймов (45,72 см). Первоначально номер помещали над «fin flash», а когда от «fin flash» отказались, номер ставили над радиопозывным.

До конца войны системы тактических обозначений в большинстве групп оста­лись без изменений. Лишь в 321-й группе отказались от использования римских цифр и перешли на систему «боевых но­меров», аналогичную применявшейся в 12-й бомбардировочной группе. Цифры наносились белой краской и имели в вы­соту 24 дюйма (60,96 см). Номера нано­сились непосредственно на камуфляж и содержали номер эскадрильи и индиви­дуальный номер самолета. Красные оконцовки шайб руля сохранились.

В 1944 году 319-я бомбардировочная группа перешла с В-26 «Marauder» на В-25 «Mitchell». В феврале 1945 года груп­па вернулась в Соединенные Штаты. В-25 319-й группы несли два вида тактичес­ких обозначений. Во-первых, всю наруж­ную поверхность шайб руля красили в черный цвет, оставляя полосу с радиопо­зывным. Белые «боевые номера» высотой :>коло 30 дюймов (76,2 см) наносились над радиопозывным. В качестве вариан­та было закрашивание шайб белой крас­кой и нанесение черных номеров.

 

Цвет металла

 

Первые неокрашенные В-25 Mitchell» начали прибывать в Италию весной 1944 года. Как и другие типы ма­шин, неокрашенные В-25 несли черные номера радиопозывного. Номера частей и литерные обозначения 321-й и 340-й группы также делались теперь черной краской. В 310-й группе полосы на шайбах руля часто получали черный контур. Большинство же неокрашенных самоле­тов в 321-й и 340-й группах покрыли ка­муфляжем Dark Olive Blue/Neutral Gray. Применялись и английские краски. Веро­ятно, решение о покраске самолетов при­нимали командиры групп. В 310-й бомбардировочной группе вообще не было серебристых В-25. Как можно догадать­ся, все самолеты отличались друг от дру­га. У некоторых машинах граница верх­него и нижнего камуфляжа проходила примерно на том же уровне, что и у са­молетов, окрашенных на заводе. У других самолетов граница проходила гораз­до выше. Особенно часто высокая грани­ца встречалась на самолетах 321-й бом­бардировочной группы.

 

Модификации B-25G, Н и J

 

Главным заданием бомбардировщи­ков В-25 на Средиземноморском ТВД было бомбометание с высот 8000-12000 футов (2440-3660 м), что требовало хоро­шего обзора с места бомбардира. После того, как в Инглвуде завершили выпуск В-25С, в декабре 1943 года в Канзас-Сити приступили к выпуску B-25J. Вскоре эта модификация стала основной на Среди­земном море. Завод в Инглвуде выпускал B-25G, а позднее В-25Н, имевшие метал­лические носы, нашпигованные тяжелым вооружением. Эти самолеты действовали на Тихом океане и почти не появля­лись на Средиземноморском ТВД.

Самолеты B-25G имели стандартный камуфляж Dark Olive Drab/Neutral Gray, a B-25H почти с самого начала выпуска­лись уже неокрашенными. Первые 235 В-25J-1-NC имели стандартный камуфляж, а начиная с самолета 43-27473 камуфляж отсутствовал. На самолетах, камуфлиро­ванных на заводе, граница между верх­ним и нижним камуфляжем представля­ла собой прямую линию, в отличие от волнистой границы на В-25С и D.

На B-25G отсутствовала красная пре­дупредительная полоса, указывавшая опасную зону винта. Точнее, полоса ис­чезла уже на поздних B-25D. В июне 1943 года изменили дизайн опознавательных знаков и изменили их расположение. Раз­мер знака на крыльях и фюзеляже теперь определялся диаметром кокарды - 45 дюймов (114,3 см). На крыльях знаки ос­тались на расстоянии 92 дюймов (233,68 см) от оконцовки, но на фюзеляже их сдвинули на 10 дюймов (25,4 см) вперед, чтобы прямоугольник не наезжал на бор­товую огневую точку.

Когда на В-25Н изменили хвостовую часть фюзеляжа, чтобы повысить оборо­носпособность самолета, опознаватель­ные знаки снова сдвинули, на этот раз к хвосту, расположив их на расстоянии 124 дюймов (314,96 см) от задней кромки крыла. При этом размер кокарды на кры­льях и фюзеляже увеличили до 50 дюй­мов (127 см).

У самолетов B-25J, выпускавшихся на заводе в Канзас-Сити, опознавательные знаки также были сдвинуты к хвосту и увеличены в размерах. Правда, они на­ходились на 6 дюймов ближе к носу, чем у В-25Н, выпускавшихся в Инглвуде.

 

Части В-25 в Юго-Восточной Азии

 

Первыми В-25 на Южно-Азиатском ТВД стали машины В-25С, предназначав­шиеся для голландских ВВС. Эти бомбар­дировщики действовали в составе авст­ралийской 5-й воздушной армии. В апре­ле 1942 года две эскадрильи 3-й бомбар­дировочной группы начали совершать боевые вылеты в Новой Гвинее. Самоле­ты несли американский камуфляж, но отличались увеличенными кокардами, нанесенными поверх голландских опоз­навательных знаков. На фюзеляже кокар­ды имели в диаметре 55 дюймов (139,7 см) и располагались выше обычного. До на­чала 1943 года самолеты 3-й бомбарди­ровочной группы не имели каких-либо дополнительных тактических обозначе­ний и различались между собой лишь номером радиопозывного на шайбах руля. В конце 1943 года все четыре эскад­рильи 3-й группы перешли на самолеты A-20G «Havoc», передав свои В-25 в дру­гие части.

Другой частью в регионе, оснащен­ной В-25, была 38-я бомбардировочная группа. В первый год самолетами В-25 оснащались только две эскадрильи в ее составе. Это были 71-я и 405-я бомбар­дировочные эскадрильи, летавшие на В-25С и D. Самолеты часто привлекались к штурмовым операциям, поэтому в но­совой части фюзеляжа устанавливались дополнительные пулеметы, а остекление лобового обтекателя закрасили краской Dark Olive Drab. Многие другие В-25 с остекленными носами получили допол­нительное вооружение.

До лета 1943 года многие В-25 из 405-й эскадрильи были украшены изображе­нием головы дракона, которая стала эм­блемой части. Носы почти всех машин эскадрильи несли такое украшение. Ос­новной цвет головы был травянисто-зе­леный. Белые и черные штрихи придавали морде дракона злобный вид. Почти каж­дый самолет имел свои особенности в изоб­ражении головы. Лишь в середине 1944 года изображение драконьей головы «уни­фицировали» в пределах эскадрильи.

Самолеты 71-й бомбардировочной эскадрильи украшались изображением оскаленного волка. За прототип был взят диснеевский персонаж. В оскаленной па­сти волка виднелись зубы.

Кроме того, в состав 38-й группы вхо­дили 822-я и 823-я эскадрильи. Но они оказались на фронте лишь в конце лета 1943 года. В 822-й эскадрильи экспери­ментировали с изображением акульей пасти, но вскоре это дело забросили. В результате 822-я эскадрилья стала един­ственной частью 38-й группы, не имев­шей характерного изображения на носу бомбардировщиков. В 823-й эскадрилье в качестве «носовой фигуры» выбрали голову тигра. Голову изображали по обо­им бортам. Пасть была оскалена. Тигра изображали желтой, красной и черной красками. В 1945 году голова тигра ста­ла эмблемой всей 38-й группы. Голову изображали по бортам носовой части так, что половинки не соединялись меж­ду собой, размер головы стал несколько меньшим, чем был в 823-й эскадрилье.

С осени 1943 года многие В-25 из 38-й группы получили желтые отметки на шайбах рулей. Неизвестно, указывали эти отметки на группу или на отдельные эс­кадрильи, но вскоре их изменили так, что они стали индивидуальны для каждой эскадрильи. В 71-й эскадрилье отметки помещались на верхние оконцовки шайб. Позднее в желтый цвет также окрашива­ли нижнюю часть шайб вплоть до трим­мера руля направления. В других эскад­рильях группы использовались другие цвета. В 405-й эскадрилье - зеленый, в 822-й - желтый, а в 823-й - синий.

 

«Летающие Апачи»

 

Весной 1943 года на Новую Гвинею прибыла 345-я бомбардировочная груп­па, четыре эскадрильи которой были ос­нащены бомбардировщиками B-25D. Как и в случае с 38-й группой, первоначаль­но в группе не использовались какие-либо тактические номера или обозначе­ния. Но вскоре в 345-й группе ввели бе­лые обозначения, отличавшие бомбарди­ровщики одной эскадрильи от другой. Так в 498-й эскадрилье белой краской красили переднюю часть капота двига­телей, в 499-й эскадрилье белым закраши­вали нижнюю половину рулевых шайб, в 500-й эскадрилье самолеты сразу за кры­льями несли белую идентификационную полосу шириной 18 дюймов (45,72 см), а в 501-й эскадрилье на шайбы руля нано­сили горизонтальные белые полосы ши­риной 12 дюймов (30,48 см), расположен­ные сразу над радиопозывным.

У самолетов 499-й, 500-й и 501-й эс­кадрилий капоты моторов окрашивали в разные цвета, соответственно: синий, ярко-красный и темно-желтый. В некото­рых случаях цветные отметки заходили далеко на кожух капота, тогда по краю проводилась тонкая белая кайма.

345-я группа часто базировалась на тех же аэродромах, что и 38-я группа. Художественно оформленные носы сосе­дей вдохновили экипажи 345-й группы на подобное творчество. К началу 1944 года эмблемой 498-й эскадрильи стал сокол. К лету 1944 года карикатурная птичья голова была уже на всех самолетах эскад­рильи. Открытый клюв изображали тем­но-желтой и красной краской. Покрытая перьями голова была почти целиком зе­леной, но позднее стал использоваться красно-коричневый цвет. От фюзеляжа голову отделяла белая зигзагообразная линия. Носы самолетов 499-й эскадрильи украсили изображением летучей мыши. Первоначально мышь рисовали синей краской с белым контуром, красной пас­тью и белыми зубами. В 1945 году мышь стали рисовать темно-синей и даже черной краской. Тем временем, в 500-й эс­кадрилье эмблемой выбрали голову мус­танга. Но выяснилось, что голову мустан­га тяжело изобразить на носу В-25. По­этому вместо конской головы большин­ство бомбардировщиков несло на шайбах руля бело-синюю эмблему со скачущим мустангом. Эмблемой 501-й эскадрильи стала черная пантера. В 1944 году стилизо­ванная голова пантеры появилась на не­скольких бомбардировщиках эскадрильи, однако широкого распространения эмбле­ма не получила. В 1945 году большинство самолетов 501-й эскадрильи также не име­ли «художественных украшений».

В июле 1944 года в 345-я бомбарди­ровочная группа получила прозвище «Воздушные апачи» («Air Apaches») и до конца войны большинство машин груп­пы получило эмблему в виде головы ин­дейца. Эмблему помещали на наружной стороне шайб руля. Размер, стиль и па­литра эмблемы колебались от самолета к самолету. Обычно голову изображали розовой, белой и черной красками. На некоторых самолетах «лицо» индейца изображали в боевой раскраске. Голова как правило закрывала радиопозывной, поэтому, чтобы не сильно противоречить требованиям устава, последние три или четыре цифры позывного заново писали над эмблемой. Надпись делалась белой краской, высота цифр 9 или 12 дюймов (22,86 или 30,48 см). У самолетов 501-й эскадрильи белые полосы с хвоста пере­несли на крылья. Их наносили у основа­ния консоли вдоль наружной стороны мотогондол. 499-я эскадрилья, также прежде изображавшая свою эмблему на шайбах руля, осталась без отличитель­ных знаков, а у машин из 498-й эскадри­льи белым метили оконцовки крыльев.

Другой частью 5-й воздушной армии, оснащенной бомбардировщиками В-25 «Mitchell», была 22-я бомбардировочная группа, которая прибыла на фронт. Точ­нее, в 22-й группе В-25 находились в трех эскадрильях: 2-й, 33-й и 408-й. К осени 1943 года в эскадрильях появились своя эмблема в виде яркого квадрата в верх­ней части рулевых шайб. Отдельные са­молеты в составе эскадрилий обознача­лись буквенным кодом.

Самолеты В-25 состояли на вооруже­нии 17-й эскадрильи тактической развед­ки 71-й разведывательно-бомбардиро­вочной группы 5-й воздушной армии. Эскадрилья располагала самолетами В-25 различных модификаций, приспособ­ленных для проведения фоторазведки с малых высот. Обычно самолеты несли стандартный камуфляж. Нижние окон­цовки шайб руля снаружи покрывали белой краской. От этой белой метки вверх шла вертикальная белая линия, так что все обозначение напоминало перевер­нутую букву «Т». Вертикальная линия обычно в ширину имела 12 дюймов (30,48 см) и проходила вдоль места сочленения руля с неподвижной частью шайбы. В конце войны эскадрилья обзавелась соб­ственной эмблемой - фигурка летчика, сидящего на бомбе, выполненная в стиле комикса. Эту эмблему можно было уви­деть на шайбах руля многих самолетов эскадрильи.

У многих старых В-25С и D весной 1943 года верхний камуфляж дополнили пятнами цвета Medium Green. Это было сделано в соответствии с приказом, из­данным в январе того же года. Пятна не­правильной формы накладывали вдоль краев крыльев и хвостового оперения.

 

В-25 в авиации союзников, воевавших с Японией

 

7-я воздушная армия, действовавшая в центральной части Тихого океана, а также 13-я воздушная армия, действовав­шая в районе Соломоновых островов и архипелага Бисмарка, располагали по одной группе В-25. Никаких тактических знаков группы самолеты не несли, так как в них не было никакой необходимости. 28-я бомбардировочная группа, дислоци­рованная на Алеутских островах, распо­лагала несколькими эскадрильями В-25, но и там специальных тактических обо­значений не применяли. Лишь две после­дние цифры серийного номера повторя­ли на борту носовой части фюзеляжа, чтобы облегчить работу наземных служб. В Индокитае в 1942 году действовала вре­менная китайско-американская группа, оснащенная бомбардировщиками В-25С и D. Никаких тактических обозначений в группе не использовали. Номера радио­позывных также на самолетах закрасили, заменив их трехзначными номерами. Не­которые из самолетов несли опознава­тельные знаки ВВС США, другие - ВВС Гоминьдана (двенадцатилучевое голубое солнце). Американский состав группы и самолеты позднее перешли в 341-ю бом­бардировочную группу, которая переба­зировалась из Индии в Китай в июне 1944 года. Группу сформировали в конце 1942 года в Индии. В ее составе имелись бом­бардировщики В-25С и D, на которых отсутствовали дополнительные обозна­чения. Эскадрильи группы часто действо­вали самостоятельно, поэтому необходи­мости в тактических обозначениях не было. Тем не менее, на левой стороне носа часто изображали эмблему эскадрильи. Кроме того, на диске переднего колеса на­носились две последние цифры серийного номера, чтобы облегчить наземным служ­бам идентификацию самолетов.

Когда 341-я бомбардировочная группа перебазировалась в Китай, ее место в Индии заняла 12-я бомбардировочная группа, прибывшая из Средиземноморья. На новом месте 12-я группа использова­ла свою прежнюю систему тактических обозначений. На неокрашенные металли­ческие поверхности тактические номера наносили черной краской, а поверх ка­муфляжа - белой. Несколько машин груп­пы несло на носу декоративные изобра­жения животных. Это были явно личные эмблемы, ни о каких эмблемах эскадри­лий тут речи не шло.

В первые месяцы 1944 года в составе группы сформировали звено особого на­значения, в задачу которого входило под­держка наземных операций в Бирме за линией фронта. В составе звена находи­лось несколько В-25Н. Вскоре звено развернули в 1-ю воздушную группу особо­го назначения (1st Air Commando Group). Машины группы отличались пятью узкими белыми полосками, нанесенными на фюзеляж за задней кромкой крыла. Позднее, когда по­явились неокрашенные самолеты, полосы ста­ли синими (Insignia Blue).

Многие В-25 на Тихом океане и в Индокитае, доставленные в части неокра­шенными, получили на месте камуфляж. Блестящие машины были далеко видны на фоне тропической растительности. Чтобы не подставлять технику под уда­ры еще встречавшихся японских самоле­тов, бомбардировщики получали верх­ний камуфляж.

Хотя обычно импровизированный камуфляж делали краской Olive Drab, несколько самолетов из 5-й воздушной армии, действовавшей на Тихом океане, носили более светлый зеленый камуфляж. Обычно, светло-зеленый камуфляж соче­тался со светло-серым камуфляжем на нижней стороне машины. Все они окра­шены по единому образцу, что позволя­ет предположить, что камуфляж наносился в более-менее стационарных условиях, вероятно, в ремонтных мастерских на территории Австралии. В Индокитае зеленый камуфляж также использовался, как использовался он и на Средиземном море.

На самолетах, перекрашенных в полевых условиях, номера радиопозывных на­носились желтой краской, но располага­лись на прежнем месте. В некоторых слу­чаях новый номер делали черной краской.

 

Другие типы камуфляжа

 

Благодаря своей многосторонности, самолеты В-25 в годы Второй Мировой войны использовались не только в роли средних бомбардировщиков. Некоторые из них использовались в качестве транс­портных самолетов. Обычно, транспор­тные машины сохраняли стандартный камуфляж, у старых машин камуфляж иногда счищали до металла. В Индоки­тае самолеты В-25 использовали для заброски диверсантов в тыл к японцам. По­скольку заброску проводили по ночам, самолеты целиком красили в черный цвет, а номер радиопозывного наносили красной краской. Использовали как ма­товую, так и блестящую краску. Другие В-25, участвовавшие в специальных ноч­ных операциях над Тихим океаном, окрашивались в черный цвет лишь снизу. Один, закамуфлированный подобным образом самолет находился на базе Ор­ландо (Флорида). На этой же базе нахо­дился один B-25G, выкрашенный по схе­ме Sea-Search, нижние поверхности у та­кого самолета были белыми. Белый цвет доходил до середины бортов фюзеляжа и заходил на оконцовки шайб рулей. Са­молеты В-25, проводившие в первые годы войны патрулирование прибрежных вод вокруг США, также камуфлировались по схеме Sea-Search. ВМФ США и корпус морской пехоты камуфлировали свои патрульные самолеты сверху в цвет Dark Gull Gray, а снизу в цвет Nonspecular White. Этот камуфляж несли и некоторые самолеты ВВС США, в частности В-25С из 379-й и 310-й групп. Обе группы дей­ствовали в Ливии зимой 1942/43 г.г. 321-я бомбардировочная группа располага­ла несколькими машинами в морском камуфляже.

Множество В-25 находилось в соста­ве учебных частей, базировавшихся на территории США. Большинство учебных машин было в стандартном камуфляже, но по меньшей мере один самолет был целиком выкрашен красой Azure Blue, такой же, какой красили самолеты воз­душной фоторазведки F-5 «Lightning».

Учебные В-25 на территории США в первые годы войны несли идентификационные номера, указывающие на базу. Номера обычно наносили на шайбах ру­лей. Позже использовалась единая систе­ма обозначений, предназначенных для учебных частей. Эти обозначения дела­лись белой или черной краской (в зави­симости от цвета самого самолета) и со­стояли из двух букв и цифры. Первая ли­тера кода имела в высоту 18 дюймов (45,72 см). Эта буква указывала на базу. Дальше на удалении 12 дюймов (30,48 см) находилась вторая литера (указывает са­молет) и цифра (номер части).