«Тандерчифы» летят на войну

 

Война для Вьетнама началась в 1941 г. и не прекра­щалась практически до 1975 г. ВВС США начали втяги­ваться в конфликт с 1961 г., когда на авиабазе Тансоннат была размещена американская военная миссия, предназ­наченная для оказании помощи в строительстве военно-воздушных сил Южного Вьетнама. В октябре 1962 г. мис­сия была преобразована во 2-ю воздушную дивизию, организационно входившую в состав 13-й воздушной армии Тихоокеанского командования ВВС США.

Участник войны во Вьетнаме майор Джеральд Д. Ларсон на страницах журнала «Эйр форс» как-то привел разговор двух летчиков, один летает на F-4, другой - на F-I05:

- Я летчик-истребитель, я летаю на «Фантоме»!

- Как смеет парень, пилотирующий аэроплан с двумя двигателями и двумя кабинами, называть себя истребителем?!!!

Запоминается обычно последнее, так и «Фантом», который в заключительные годы «грязной войны» взял на себя льви­ную часть боевой работы, стал символом присутствия США в Индокитае. «Мой «Фантом» как пуля быстрый...», - кто из поколения советских мальчишек 70-х годов не знает этой песни? На самом деле «первую скрипку» в 60-е годы в Индоки­тае играли неуклюжие внешне истреби­тели-бомбардировщики Рипаблик F-105 «Тандерчиф» - «Тады», но вся слава доста­лась «Фантомам». Понятно, что летчики «Тандерчифов» не упускали возможности поддеть своих коллег, летавших на «двух­местных аэропланах с двумя двигателями».

Первый боевой вылет в Индокитае самолетов F-105 зафиксирован в августе 1964 г.. когда четверка «Тандерчифов» из 36-й тактической истребительной эскад­рильи ВВС США приняла участие в по­исково-спасательной операции. Над Ла­осом был сбит американский самолет, звено F-105D взлетело с таиландской базы Корат на сопровождение поисково-спасательного вертолета. В ходе выпол­нения задания один F-105D (заводской номер 62-4371) получил повреждения от зенитного огня, но летчик смог дотянуть на подбитой машине до Кората.

США готовились к нанесению ударов с воздуха по территории Демократичес­кой республики Вьетнам загодя. Гораз­до раньше, чем имела место атака вьет­намскими торпедными катерами амери­канских эсминцев «Мэддокс» и «Тернер Джой» на столе начальника штаба ВВС США уже лежал список из 94 подлежа­щих уничтожению северовьетнамских объектов. Сей факт совершенно спокойно подтвердил в большом интервью журналу «Авиэйшн Уик» генерал-майор ВВС Гил­берт Л. Мейер, интервью было опублико­вано по горячим следам, в ноябре 1967 г.

На начальном этапе полномасштаб­ной войны политическое руководство США решало три стратегических задачи: оказание помощи правительству Южно­го Вьетнама в установлении контроля над территорией страны; пресечение по­ступления военной помощи «внутренне­му» врагу; оказание поэтапного давления на Северный Вьетнам с целью заставить правительство ДРВ прекратить поддер­жку коммунистического движения на Юге. Одним из главных инструментов решения последний задачи стали истре­бители-бомбардировщики F-105 «Тан­дерчиф». Поэтапное давление на Север­ный Вьетнам предполагало нанесение «дозированных ударов» по военным и про­мышленным объектам страны, нарушение транспортной системы, особенно в райо­нах, прилегавших в демилитаризованной зоне вдоль 17-й параллели. «Поэтапная» стратегия «дозированных» ударов подвер­галась ожесточенной критики со стороны «ястребов», того же генерала Мейера. Кри­тике, надо сказать, обоснованной:

- Мы уничтожаем мост, его ремонти­руют, мы опять уничтожаем мост и так далее...Мы разбили почти все электро­станции Северного Вьетнама, но во Вьет­наме появилось примерно 2000 дизель-генераторов, в результате система элект­роснабжения не была выведена из строя... Наша авиация выполняет тысячи самолето-вылетов на «вооруженную разведку», вместо того, чтобы нанести реши­тельным удар по самому уязвимому месту ДРВ - порту Хайфон». Зачем превращать в пустыню тысячи квадратных милей" джун­глей, если можно просто вывести из строя все портовое оборудование Хайфона, через который Вьетнам получает до 85% не­обходимых грузов? Существование запрет­ных для налетов авиации зон вдоль грани­цы с Китаем и вокруг Ханоя приводит к неоправданным потерям.

Мейер знал о чем говорил - с апреля 1965 г. по август 1966 г. он являлся заместителем командующего 7-й воздушной армией ВВС США. американской авиа­ционной группировкой в Индокитае. Потерн в истребителях-бомбардировщи­ках были действительно высокими. Ми­нистр обороны США Роберт Макнамара так поставил задачу летчикам:

- ...целью является оказать влияние на развитие ситуации в Южном Вьетнаме. Не следует наносить удары по электро­станциям, топливохранилищам, портам. плотинам. Наши цели - дороги, места перегрузки военных материалов с одно­го вида транспорта на другой.

Указания Макнамары выполнялись не всеми и не всегда, тем не менее ми­нистр обороны здорово повлиял на так­тику и стратегию использования авиации над Северным Вьетнамом.

Воздушное наступление на ДРВ нача­лось и феврале 1965 г., когда США созда­ли в регионе мощную авиационную груп­пировку. Эскадрильи истребителей-бом­бардировщиков F-105 базировались в Кадене. 2 марта самолеты 12-й и 67-й эс­кадрилий бомбили военные склады в Ксомбонге, это был первый рейд «Тадов» на Север. Сюрпризом для американцев стало появление в небе вьетнамских ис­требителей, причем появление весьма эффектное. Утро 4 апреля началось для системы ПВО ДРВ с пролетов американ­ских самолетов-разведчиков над Тханьхоа. Затем появились большие группы ударных самолетов, которые направля­лись к расположенному в Хамранге мо­сту (по мосту накануне уже наносила удар палубная авиация ВМС США) и в сторо­ну электростанции в Тханьхоа. В 10 ч 20 мин. с аэродрома Нойбай взлетело отвлекающее звено истребителей МиГ-17 (летчики Ли Тронг Лонг, Фам Ван Так, Хо Ван Кай и Трап Минь Фуонг). Звено набрало высоту 8000 м. после чего стало патрулировать над Вабанем и Фулай, провинция Намха, отвлекая внимание американцев от ударной группы. Удар­ное звено МиГов возглавлял Трап Хань:

- Я был командиром ударного звена, моим ведомым летел Фам Гиай, ведущим второй пары - Ли Минь Хуан, ведомым второй пары - Тран Нгуен Нам. Я пошел на взлет в 10 ч 22 мин. Погода была об­лачной, над землей висел туман. На ма­лой высоте мы взяли курс на восток, за­тем изменили направление полета на юго-восточное и вышли в район патру­лирования. В 10 ч 30 мин. я установил ви­зуальный контакт с противником: груп­пой из четырех истребителей-бомбарди­ровщиков F-105D «Тандерчиф». Тандерчифы как раз освобождались от бомб. Я приказал ведомому прикрыть меня.

- Огонь по самолету противника из всех трех бортовых пушек открыл с дис­танции в 400 м. «Тандерчиф» загорелся и рухнул в море. Американцы разверну­лись, чтобы атаковать нас. мы разошлись на пары. Я с ведомым взял курс на юг от моста в Хамранге, пара Ли Минь Ху­ана пошла на север. Ли Минь Хуан сбил второй F-105D. Бой продолжался, за счет численного превосходства противник сбил самолеты Фам Гиая. Ли Минь Хуа­на и Тран Нгуен Нама.

Вьетнамские летчики 4 апреля прове­ли второй в истории ВВС своей страны воздушный бои (первый имел место 3 апреля). Три МиГ-17 были сбиты, но и ВВС США потеряли два «Тандерчифа». Американцы не зафиксировали побед своих летчиков в воздушном бою 4 апре­ля, возможно все три погибших вьетнам­ских летчика стали жертвами точной стрельбы «дружественной» зенитной ар­тиллерии. Вполне мог сработать старый принцип зенитчиков: «Сначала стреляй. а потом выясняй по кому», тем более, что тогда вьетнамские истребителя в небе пока еще являлись ну очень большой ред­костью. ВВС США официально призна­ли потерю двух истребит елей-бомбарди­ровщиков F-I05D (59-1754 и 59-1764) из 335-го тактического авиационного кры­ла. Летчики, майор Ф. И. Беннет и капи­тан Дж. Э. Мэгнуссон, погибли. После боя 4 апреля ударные группы «Тандерчифов» в обязательном порядке сопро­вождали самолеты F-4C. оснащенные ис­ключительно ракетами воздух-воздух, а в состав подвески F-105 стали включать один«Сайдуиндер»(на внешнем пилоне). Когда возросла угроза от ЗРК, на проти­воположном «сайдуиндерному» пилоне пришлось монтировать контейнер QRC-160 с аппаратурой РЭБ.

Летом 1965 г. у американских летчи­ков появился новый противник, как по­казали дальнейшие события - противник более прочный, нежели МиГи. Первой жертвой ЗРК С-75 стал «Фантом», сби­тый 24 июля. Первый «Тандерчиф» был сбит зенитной ракетой 30 сентября в 70 км юго-восточнее Ханоя. Огневые позиции зенитно-ракетных дивизионов прочно вошли в число самых приоритетных це­лей. Очередной «Тандерчиф» ракетчики сбили 5 ноября; 16 ноября группа F-105 атаковала позиции ЗРК. расположенные в 30 км от Ханоя. Ракетчики огрызнулись - нападающая сторона не досчиталась одного самолета. Высокая скорость и большие размеры ракеты произвели большое впечатление на летчиков: «Скайхок» без крыльев». Первые попыт­ки поразить позиции ЗРК успеха не име­ли. До пуска ракет летчики не могли об­наружить хорошо замаскированные по­зиции, а после пуска вызванные по тре­воге ударные группы прибывали к пус­тому месту - дивизионы быстро меняли позиции. Тогда появилась идея обнару­живать ЗРК по излучению радиолока­торов обзора воздушного простран­ства. Первым самолетом-охотником за РЛС стал А-4. «Скайхок» засекал цель, а удар наносили «Тандерчифы». Ком­бинация A-4/F-105 стала первым шагом на пути к появлению весьма эффектив­ных противорадиолокационных само­летов «Уайлд Уизел».

Удары американской авиации по зенитно-ракетным комплексам начались с 27 июля. В этот день 46 «Тандерчифов» бомбили позиции двух дивизионов С-75 в 60 км северо-западнее Ханоя. Летчики рапортовали о поражении одной цели, однако первый зенитно-ракетный комп­лекс американская авиация «официаль­но» уничтожила лишь 17 октября (в на­лете принимали участие палубные «Скайхоки» и «Интрудеры» с авианосца «Ин­депенденс»). 7 ноября впервые отличи­лись пилоты «Тадов» - южнее Ханоя было уничтожено два комплекса. 23 но­ября «Тандерчифы» нанесли удар по по­зициям зенитно-ракетного дивизиона в 55 км западнее Ханоя. 27 ноября несколь­ко F-105 разбомбили в Донгиме (35 км юго-западнее Ханоя) техническую пози­цию зенитно-ракетного дивизиона; 17 строений было полностью разрушено, остальные три сильно повреждены. Бое­вая нагрузка истребителей-бомбардиров­щиков состояла из шести 750-фунтовых бомб, летчикам строго предписывалось сбрасывать все бомбы с одного захода.

Наличие постоянной угрозы со сто­роны ЗРК заставило американцев изме­нить тактику. «Тандерчифы» спустились со средних высот к земле, где их не мог­ли достать ракеты, но резко возрастала вероятность поражения малокалиберной зенитной артиллерии. Командование считало, что ракеты страшнее, некоторые летчики придерживались иного мнения. Количество направленных в небо стволов калибра 20-. 37-. 57-, 85- и 100-мм исчис­лялось сотнями. «Пушки в Северном Вьетнаме размножаются как кролики в брачный период!» - рапортовал своему командиру один из пилотов F-105. К це­лям высшего приоритета теперь добави­лись позиции зенитной артиллерии. Все больше ударных самолетов отвлекалось от решения стратегической задачи «поэтапного давления» в пользу решения задач насущных - борьбы с системой ПВО. Признанием силы системы ПВО ДРВ стало изменение окраски самолетов ВВС США, точнее - появление окрас­ки. С 1943 г. американские боевые само­леты радостно блистали неокрашенным дюралем, теперь яркий блеск сменило скромное обаяние камуфляжа. Первы­ми камуфляжную окраску получили «Тандерчифы».

В 1965 г. на долю истребителей-бом­бардировщиков F-105 пришлось пример­но 75% всех боевых заданий, выполнен­ных американской авиацией над Север­ным Вьетнамом. Статистика боевых вы­летов самолетов ВВС США на объекты Северного Вьетнама «типичного» меся­ца 1965 г. выглядит следующим образом:

F-105 - 1274

F-4 - 581

F-104 - 48

В-57 - 36

А-1 - 19;

«типичной» недели:

F-105 - 272

F-4 - 50

А-1 - 8.

Ежемесячный налет на один F-105 составил 60 ч. Как правило, пилоты лета­ли на боевые задания ежедневно, в месяц предоставлялось всего три дня для отды­ха. За 1965 г. летчики «Тандерчифов», со­гласно американским данным, вывели из строя 315 мостов, в 2050 местах разруши­ли автомобильные и в 286 местах желез­ные дороги; 77 раз ударам подвергались склады боеприпасов, 595 раз - места дис­локации подразделений вооруженных сил ДРВ, 20 раз - топливохранилища. 65 раз - позиции ЗРК. Потерн ВВС США составили более 60 «Тандерчифов». в от­дельных эскадрильях потери превысили 30% от числа имевшихся самолетов! Большинство потерь произошло из-за потери управляемости вследствие выхо­да из строя обоих гидросистем F-105: лет­чики «тихим незлым» словом поминали конструкторов, посчитавших резервную ручную систему управления анахрониз­мом. Гидросистемы «Тандерчифа» дублировали друг- друга и являлись незави­симыми, однако в отдельных местах их трубопроводы проходили бок о бок. Удачное попадание - и рабочая жидкость вытекает сразу т двух систем, после чего ручка управления уходит на летчика до упора и замирает в этом положении, а самолет переходит в пикирование. Ус­пешное катапультирование являлось лишь началом игры в «русскую рулетку», кто раньше успеет к месту приземления: поисково-спасательный вертолет или «Чарли». «Тихие незлые» просьбы все-таки проняли инженеров фирмы Рипаблик. В первой половине 1967 г. на F-105 появилась аварийная механическая сис­тема, которая позволяла пилоты при от­казе гидросистемы поставить управляе­мый стабилизатор в нейтральное поло­жение. Управление в полете за пределы ДРВ в данном случае рекомендовалось осуществлять посредством триммеров.

Все же. с точки зрения боевой живу­чести «Тандерчиф» имел скорее больше плюсов, чем минусов. Известен случай, когда летчик привел на базу самолет, в «теле» которого насчитали 87 дырок от поражающих элементов ракеты комплек­са С-75. Уже на поврежденном самолете пилот дозаправился топливом от КС-135, сам летчик получил ранения левых руки и ноги. В другой раз 85-мм снаряд разор­вался внутри плоскости и просто вырвал силовой набор плоскости на протяжении метра. Летчик воистину «на честном сло­ве и на одном крыле» пролетел более 500 миль, после чего совершил посадку на своей базе.

Боеготовность самолетов удавалось поддерживать на уровне 83%. Учитывая экстремальные условия Индокитая и ха­рактер боевого применения самолетов - 85% можно смело считать высоким пока­зателем. Двигатели J75-P-19W работали на форсаже практически постоянно: взлет на форсаже, подход к цели, атака и уход от цели - тоже. Наиболее сильно нагре­вавшиеся агрегаты двигателей выходили из строя раньше гарантийного срока, ас доставкой запасных частей ощущались проблемы даже в славящихся налажен­ной системой снабжения вооруженных силах США. Средний показатель проста­ивавших по причине отсутствия нужных деталей «Тандерчифов» держался на уровне 7-8%. Выручала привычная для советских, а не американских ВВС, прак­тика «каннибализации» полуисправных самолетов. Целиком двигатель приходи­лось менять через 125 ч налета вместо по­ложенных 200.

В конце года в Таиланде на авиабазе Корат дислоцировалось вооруженное самолетами F-105 355-е тактическое ис­требительное авиационное крыло в со­ставе 333-й, 354-й и 357-й эскадрилий. Ротация летчиков осуществлялась в ин­дивидуальном порядке. «Командировка» на войну обычно длилась семь месяцев, каждый пилот должен был совершить 100 боевых вылетов, причем полеты на пора­жение расположенных на территории Лаоса объектов не учитывались: 100 «полноценных» боевых вылетов на Се­верный Вьетнам. Продолжительность среднего вылета - 3 часа. Как правило, в ходе полета выполнялось две дозаправ­ки в воздухе: одна до атаки и одна - пос­ле. Таиландские аэродромы были выбра­ны для базирования «Тандерчифов» не случайно. Американцы зажали Северный Вьетнам в тиски: с востока - палубной авиацией, с запада - самолетами ВВС. Скоординированные по времени налеты позволяли «растянуть» вьетнамскую си­стему ПВО.

Северный Вьетнам стал главным рай­оном боевой работы «Тандерчифов». од­нако истребители-бомбардировщики действовали и над Лаосом. Так в начале января 1965 г. в приграничном с Южным Вьетнамом районе Лаоса был сбит один «Тад». Тогда представитель Белого дома впервые заявил о том, что американская авиация совершает над сопредельным с Южным Вьетнамом государством не только разведывательные полеты.

Год завершился «мирной паузой» -очередной политической трои. Президент США Джонсон 24 декабря отдал указание прекратить бомбардировки Се­верного Вьетнама в надежде, что прави­тельство страны получило хороший урок и откажется от поддержки своих едино­мышленников па Юге. Мораторий про­существовал 37 дней. Налеты возобнови­лись 31 января 1966 г. Скоординирован­ным ударам палубных самолетов с авиа­носцев «Китти Хок» и «Рейнджер», «Тандерчифов» ВВС США подверглись скла­ды в Донг Хой и Вине. Разведка объяви­ла об уничтожении 50% целей, один «Тандерчиф» был сбит.

Интенсификация «поэтапной» кампа­нии потребовала изменить структуру ВВС США в Индокитае: 1 апреля 2-я воз­душная дивизия (именно эта дивизия вела войну над Вьетнамом «от лица» ВВС США) была преобразована в 7-ю воздуш­ную армию. Командование армией принял генерал-лейтенант Джозеф X. Мур, в недавнем прошлом полковник Мур ко­мандовал авиакрылом «Тандерчифов». Белый дом в июне 1966 г. принял реше­ние расширить масштабы деятельности авиации над ДРВ. но самое главное- при­оритетными целями теперь являлись стратегические объекты ДРВ, такие как нефтехранилища, однако портовые со­оружения Хайфона пока бомбить не раз­решалось.

Удар по ханойской нефтебазе нано­сили «Тандерчифы» 355-го и 388-го так­тических авиакрыльев. Участник налета оперативный офицер 354-й эскадрильи 355-го авиакрыла майор Джеймс Каслер вспоминал:

- О предстоящем налете я узнал вече­ром 28 июня. Группу самолетов должен быть вести командир авиакрыла полков­ник Холт. Полковник Холт поинтересо­вался, могу ли я спланировать боевой вылет на ханойскую нефтебазу. Впервые информация о возможных ударах по Ха­ною поступила к нам 21 июня. Офицеры штаба крыла тщательно отбирали летчи­ков для участия в этой миссии. К плани­рованию боевого вылета я привлек двух самых опытных летчиков из своей эскад­рильи - капитанов Льиса Шэттака и Нор­мана Уиллса.

- Навигация на маршруте при полете на малой высоте со скоростью 800 км/ч требовала высочайшего мастерства. Кур­совая ошибка в один градус уже через несколько минут приводила к отклоне­нию от линии пути на несколько кило­метров уже через три-четыре минуты по­лета. Выдерживание временного графи­ка являлось для нас критичным. ... Я глу­боко убежден - для успешного выполне­ния задания на поражение наземной цели с последующим благополучным возвраще­нием требуется сочетание трех факторов: тщательного планирования, тщательного выполнения плана и удачи. Без сомнения важны мастерство и опыт летчика.

- Шесть часов мы занимались подго­товкой боевого вылета, по несколько раз перепроверяя расчеты, рассматривая раз­личные варианты маршрутов полета и атак. Фактически мы первый раз деталь­но ознакомились с системой ПВО Ханоя, раньше нам сие просто не требовалось. Аэрофотоснимки многочисленных зенит­ных батарей не способствовали возник­новению в душе комфорта. Ханой стал величайшим местом концентрации средств ПВО за всю историю воздушных войн. Здесь имелось от 7 000 до 10 000 зенитных орудий калибром 37 мм и выше. А еще ведь были зенитные ракеты и ис­требители МиГ.

- Только внезапность могла позво­лить выполнить поставленную задачу. Именно внезапность стала краеугольным камнем предложенного нами плана. За 15 минут до нашей атаки самолеты флота должны были навести удар по нефтебазе Хайфона, а перед основной группой из 16 F-105 нашего крыла удар по ханойс­кой нефтебазе следовало нанести восьмерке «Тандерчифов» из 388-го кры­ла. Таким образом, система ПВО Ханоя к нашему появлению будет дезориенти­рована.

- Работу по составлению плана нале­та мы завершили к полуночи. ...Предпо­летный инструктаж был назначен на 8 ч 30 мин 29 июня, время появления над це­лью - 12 ч 10 мин.

- Я явился на инструктаж несколько раньше. Перед кабинетом полковника Холта меня встретил заместитель коман­дующего 7-й воздушной армией генерал Джордж Симлер. Генерал Симлер по­смотрел на меня и спросил: «Майор Каслер, нет желания возглавить миссию?» Я ответил: «Конечно есть, сэр! Всегда го­тов!» Генерал вручил мне всю докумен­тацию, которую я несколько часов назад передал полковнику Холту. Я взглянул на полковника - Холт выглядел несчаст­ным: «Я извиняюсь, что так получилось, полковник». Холт в ответ что-то пробор­мотал и скрылся в комнате предполетно­го инструктажа. Я понимал его: каждый командир мечтает возглавить своих под­чиненных в ответственном боевом выле­те, но немногим это удается.

- В налете на Ханой вести в бой лет­чиков готовились командиры всех авиа­крыльев, самолеты которых задействова­ли в рейде. В последний момент коман­дующий 7-й воздушной армией генерал Мур запретил командирам авиакрыльев принимать участие в налете. ... Метеоус­ловия над Ханоем в этот день выдались идеальными - ясное небо и слабый ветер.

- Генерал Симлер объяснил на пред­полетном брифинге важность уничтоже­ния нефтехранилища, в котором находи­лось почти 20% всех запасов горючего Северного Вьетнама. Генерал ясно дал нам понять: отбомбиться по цели долж­ны нее. даже если на подходе к объекту удара самолеты получат повреждения.

- Перед нами удар предстояло нанес­ти восьми «Тандерчифам» из 388-го авиа­крыла. Согласно плану они подходили к Ханою с юга, ниже вершин гор. обступав­ших столицу Вьетнама с юго-запада.

- Нам следовало выйти на Ханой с севера. Согласно маршруту предстояло пересечь Красную реку в 160 км от Ханоя, развернуться на восток и лететь вдоль горною хребта, который пересекает Вьетнам с востока на запад. Отроги гор переходят в равнину всего в 40 км от Ха­ноя. Хребет мог послужить надежной за­щитой от зениток противника. Очеред­ной поворотный пункт маршрута лежал на восточной оконечности хребта, южнее столицы. После разворота на 90 град, мы выходили на Ханой по оси юг-север. Весь полет должен проходить на малой высо­те. Перед самым Ханоем следовало вы­полнить горку с одновременным разво­ротом на 180 град, после чего мы оказы­вались на боевом курсе и заходили на цель с севера. ...Боевая нагрузка каждо­го самолета состояла из шести 750-фунтовых фугасных бомб и двух осколочных бомб того же калибра.

- ...Мы запустили двигатели и стали выруливать на взлетную полосу. Взлетать предстояло на пределе, так как масса са­молетов вплотную подошла к максималь­но допустимому уровню. Таиландская жара также не способствовала улучше­нию взлетных характеристик «Тадов». Я оторвал самолет от земли, пробежав 957» длины полосы. Машина взлетела, я ли­дировал группу истребителей-бомбардировщиков в крупнейшей миссии за весь предшествовавший период войны во Вьет­наме! Мы легли на курс, ведущий в точку рандеву с самолетами-заправщиками.

- В районе точки встречи все небо было закрыто грозовым фронтом - тан­керы, скорее всего, не смогут обеспечить нас топливом. Истребители смогли со­стыковаться с заправщиками, однако ог­раниченная видимость в сочетании с сильной турбулентностью сделала про­должение дозаправки невозможной. Мы уже начали принимать топливо, но опе­раторы танкеров не могли поддерживать контакт из-за резких порывов воздушных течении. За десять минут до окончания заправки командир танкеров передал мне, что он прекращает контакт и ухо­дит домой. Какую-то часть положенно­го горючего мы все-таки успели закачать в баки «Тадов».

- Я приказал парням сократить дистан­ции в группе, после чего повел их между колоннами облаков. Удача (вот он, важный фактор!) улыбнулась нам - мы нашли окно в сплошном облачном фронте. Определив точку места, я взял курс на север.

- Через 20 минут полета мы вышли к Красной реке северо-западнее Йенбая. Мой доплер работал превосходно - мы точно выдерживали курс и время. Север­нее хребта местность закрывал туман. Я снизился до высоты 90 м - верхней кромки тумана. Здесь нас не могли достать ракеты противника, а над облаками мы представ­ляли собой прекрасную цель для них.

- Как только показалась восточная оконечность хребта, я скомандовал сбро­сить подвесные топливные баки - они все равно были уже почти сухие. Я слышал по радио, что подполковник Джеймс Хопкинс из 388-го крыла со своими пар­нями уже появился над Ханоем и спро­сил у него о погоде над целью. «Ясно, но есть МиГи». - ответил Хопкинс.

- Взглянув на восток, я увидел стол­бы дыма над Хайфоном - результат ра­боты палубной авиации. Пришло время разворота на юг. на Ханой. После выпол­нения разворота, полоса тумана осталась в стороне, Я четко видел аэродром Фукйен и прикрывавшие его батареи зенитной артиллерии. Поразительно: мы шли все­го в W метрах от земли, но по нам вели огонь орудия калибра 85 и 100 мм. Ство­лы пушек находились почти в горизонтальном положении. Я приказал выпол­нить серию противозенитных маневров, чтобы сбить прицел вражеским пушкарям.

- Мы шли параллельно железнодо­рожной линии, связывающей Ханой с Китаем. Основная вьетнамо-китайская коммуникация имела мощное зенитное прикрытие - пушки всех мыслимых ка­либров. Впереди поднимались два столба дыма - Хопкинс уже отработал по ханойс­кой нефтебазе. Небо расцвело от белых, серых и черных разрывов зенитных снаря­дов, Хопкинс уводил своих парней домой, в Корат, я же получил полное представле­ние о том, что ожидает нас над целью.

- Мы находились несколько левее цели, когда я включил форсаж и перепел самолет в резкий набор высоты. На 2500 метров я несколько уменьшил угол тан­гажа, а на 3400 метрах перевел «Тад» в пикирование. Затем выключил форсаж, выпустил воздушные тормоза и выпол­нил разворот по курсу на 180 град. Всё -я на боевом курсе. Пока выполнял раз­ворот, успел заметить три десятиорудийных батареи калибра 85 мм, которые при­крывали аэродром Гиалэм. Пушки вели бешеный огонь, я старался его игнориро­вать. Два крайних левых нефтехранилища и одно правое горели. Я довернул само­лет так, чтобы пролететь между двумя огромными столбами дыма. Дым сильно ограничивал видимость, но вот она -большая плоская сверху цистерна. Сброс! И сразу резкий отворот вправо. Я огля­нулся - цистерны взрывались одна за дру­гой, кругом плясали языки пламени, все заволокло дымом. Вся нефтебаза превратилась в один сплошной огненный шар.

- Мы набрали высоту 1500 м, но дым поднимался еще выше. ...Интенсивность огня зенитной артиллерии была просто фантастической! Вдобавок я еще заметил па полосе аэродрома Фукйен готовый к взлету МиГ. Мы мчались на юг.

- Зенитный огонь резко ослаб сразу же как только мы пересекли Красную реку. Ханойская ПВО переключила свое внимание па тех ребят, что шли следом за нами. Теперь наш курс лежал на запад.

- Мы достигли Хоабиня, под нами находилось шоссе с довольно оживленным движением. Я слегка опустил нос «Тандерчифа» - грузовик сам «въехал» в прицел. Оставалось только нажать на гашетку, после чего очередь 20-мм пуш­ки превратила автомобиль в костер. Мы насчитали на шоссе 25 грузовиков. Жал­ко упускать такую добычу. Двенадцать машин мы зажгли, шесть - повредили. Судя по всему грузы доставлялись из Китая по Черной реке в Хоабинь, где их перегружали на автотранспорт.

- Взгляд на Ханой, мы находились от столицы на расстоянии 60 км. Клубы дыма поднимались над городом до высоты 10000 м! Дым был виден даже когда мы удалились на 250 км! Я планировал са­дится в Убоне, так как из-за скоротечной дозаправки нам не хватало топлива, чтобы дотянуть до дома - авиабазы Такли. К счастью нам навстречу отправили КС-135. Мы нормально дозаправились в воздухе, после чего благополучно сели в Такли.

Каслер выполнил во Вьетнаме 91 бо­евой вылет, прежде чем его самолет был сбит 8 августа 1966 г. Майор попал в плен, где имел возможность обсудить детали налета 29 июня с командованием Ханой­ского района ПВО. В ходе налета огнем зенитной артиллерии был сбит один F-105 из 355-го авиакрыла; летчик, капитан Неил Джонис. после катапультирования попал в плен (передан представителям США в феврале 1973 г.). Зрение не обма­нуло Каслера: на перехват его группы взлетели истребители МиГ-17 (летчики Тран Хаен, Во Ван Май, Мгуен Ван Бай и Фан Ван Так) из 923-го полка. Пилоты МиГов доложили о двух сбитых «Тандерчифах», два - не два, но один они завалили. В свою очередь майор Фред Трэйси из 388-го авиакрыла заявил о сбитом МиГе, по­беду ему засчитала как «вероятную».

Воздушный бой вьетнамских истреби­телей с «Тандерчифами» имел место 7 июля. Пара МиГ-21 из 921-го истребитель­ного авиаполка ВВС ДРВ в районе горы Тамдао перехватила группу «Тандерчифов». В первом заходе один F-105D сбил ракетой К-13 летчик Трань Нгок Ксиу.

По прежнему в числе приоритетных целей оставались авто- и железнодорож­ные мосты. Пролет одноколейного же­лезнодорожного моста через Красную реку в Чнеунг на линии Ханой-граница с Китаем пилоты «Тандерчифов» разруши­ли 16 июня, но уже через 36 часов развед­ка зафиксировала возобновление движе­ния по мосту. 22 июля «Тандерчифы» опять обрушили в Красную реку один мостовой пролет. Чуть раньше. 14 июля, группе «Тандерчифов» удалось полнос­тью разрушить две центральные секции расположенного в 30 км северо-западнее Ханоя моста через реку Кау. При нанесе­нии ударов по мостам боевая нагрузка «Тандерчифов» состояла из двух 3000-фунтовых (1360 кг) М-118 и одного топ­ливного бака на подфюзеляжном узле подвески.

Радость удач, как всегда на войне, чередовалась с горечью потерь. «Черным воскресеньем» окрестили пилоты ВВС США 7 августа, в этот день с боевого за­дания не вернулось сразу пять «Тандерчифов» - наибольшее количество потерянных в течение одного дня самолетов данного типа за всю войну.

В конце года в Таиланде базирова­лось два авиакрыла, вооруженных само­летами F-105. в них насчитывалось по­рядка 135 «Тандерчифов». В 1966 г. ВВС США потеряли над Северным Вьетна­мом 85 «Тадов».

Высшее политическое руководство США запрещало бомбить аэродромы, на которых базировались вьетнамские МиГи. Истребителей с золотыми звезда­ми на фюзеляжах было немного, но жа­лили они больно. Так уж повелось, что янки достаточно спокойно для своего самолюбия переносят десяток-другой сбитых средствами ПВО противника са­молетов, но вот потеря в воздушном бою... Не стоит забывать и об отвлече­нии значительных сил «Фантомов» на решение сугубо истребительной задачи сопровождения ударных групп. Выше­упомянутый генерал Мейер в своем ин­тервью поведал:

- Летчики хорошо видят одни МиГи на аэродроме, в то время как другие ата­куют их в воздухе. Не надо быть Сокра­том, чтобы догадаться куда после взлета направятся МиГи с аэродрома. ...Зачем рисковать, подставляя свои хвост в воз­душном бою, если можно уничтожить противника на земле?

Одним словом - МиГи достали аме­риканцев. В штабе 7-й воздушной армии замыслили крупную операцию по разгро­му истребительной авиации ДРВ в воз­духе. Операция получила название «Боло» («Bolo»). Планом предусматрива­лось спровоцировать массовый взлет вьетнамских истребителей для отражения налета «Тандерчифов». В воздухе МиГов должны были встретить «Фантомы». Ве­сти летчиков в бой назначили команди­ра вооруженною «Фантомами» 8-го так­тического авиакрыла (авиабаза Убон) полковника Робина Олдса. Олдс не име­ет непосредственного отношения к ис­тории боевого применения «Тандерчи­фов» в Индокитае, однако сия колорит­ная личность заслуживает более подроб­ного рассказа.

Биография этого летчика незаурядна по самым высоким стандартам. Родился в июле 1922 г. в семье генерал-майора Роберта Олдса - одного из зачинателей тяжелой бомбардировочной авиации в США. В годы второй мировой войны Олдс выполнил 107 боевых вылетов в Европе на «Мустангах» и «Лайтнингах». в ходе которых сбил 24 самолета люфт­ваффе. Молодой летчик стал восьмым по числу побед в воздушных боях летчиком ВВС США. После окончания войны мо­лодой офицер получил назначение в Ко­ролевские ВВС Великобритании, где ос­ваивал реактивную технику в должности командира 1-й истребительной эскадрильи RAF - первой реактивной эскадри­льи Запада. После возвращения в США Олдс организовал демонстрационную пилотажную группу. Группа состояла всего из двух летчиков и двух самолетов, зато самолеты были реактивными - истребите­ли Р-80А «Шутинг Стар». В 30 лет Робин Олдс уже был пол­ковником. Затем супермена закрутила личная жизнь: женить­ба на голливудской звездочке, развод, уход в отставку. С нача­лом войны в Индокитае полковник ощутил острую нехватку в крови адреналина. В итоге. Робин Олдс стал самым результа­тивным летчиком ВВС США периода войны в Индокитае, он сбил четыре самолета.

К участию в операции «Боло» при­влекли 14 звеньев «Фантомов», шесть зве­ньев «Тандерчифов». четыре звена «Старфайтеров», самолеты радиоэлектронно­го обеспечения ЕВ-66 и ЕС-121, заправ­щики КС-135. День «Д» был назначен на 2 января 1967 г. Погода задержала взлет самолетов ВВС США на час. В конечном итоге плотная облачность сыграла на руку американцам. МиГи взлетели на отражение налета, пробили облачность, где встретили вовсе не увешанных бом­бами неповоротливых «Тандерчифов», а «Фантомов», оснащенных только ракета­ми воздух-воздух. Парни полковника Олдса сбили семь МиГов без потерь со своей стороны. Свое самолюбие янки удовлетворили, но изменить ситуацию в целом могли только удары по аэродромам. Непосредственным результатом опера­ции «Боло» стал временный запрет, наложенный командовани­ем ВВС ДРВ. на боевые вылеты истребителей МиГ-21.

Кстати об ограничениях: запрещалось бомбить не только аэродромы, но и транспорт на дорогах шириной менее 206 фу­тов. Ширина зенитного орудия меньше 206 футов... Положение усугубил совершенно алогичный приказ Макнамары ограни­чить боевую нагрузку ударных самолетов. Для F-105 верхним пределом являлись пять бомб на один самолет, но «Тандерчиф» мог нести восемь! Странное желание ограничить масштабы воздушной войны. Общее количество взрыв­чатки, сброшенной на головы вьетнам­цев, все равно не менялось, просто в од­ном налете принимало участие большее количество самолетов. Росла банальная долларовая стоимость налета, росла и ве­роятность поражения ударных самоле­тов. Еще более жесткие ограничения (а теории) действовали над Лаосом. Фор­мально, над Лаосом разрешались толь­ко разведывательные полеты. На практи­ке запреты естественно нарушались, тем не менее, жизнь пилотам и штабным офи­церам они осложняли сильно.

Год 1967 выдался «урожайным» на воздушные бои с участием «Тадов». Ка­питан Макс Бристил из 354-й эскадрильи 1(1 марта за один день сбил два Мига. 27 марта командир 355-й тактического истре­бительного авиакрыла полковник Роберт Скотт доложил о сбитом им МиГ-17:

- Летчикам F-105 крайне редко пред­ставлялась возможность принять бой с МиГами. Мы обычно ходили очень шп-

ко и не имели необходимого для ведения воздушного боя резерва топлива, поэто­му старались избегать встреч с изворот­ливыми МиГами. В тот день запас топ­лива позволял нам только долететь до цели и вернуться назад. Тем более, что «Фантомы» прикрытия из 8-го авиакры­ла Робина Олдса все время «гнали» нас на форсаже. На подходе к цели, Олдс с парнями просто «свалил».

- Па пасху 1967 г. я вел группу из 20 «Тандерчифов» бомбить цели в районе аэродрома Хоалак. Мы видели как взле­тают МиГи - они собирались нас атако­вать прямо над своей базой!

- Моим ведомым был майор Чарльз К. Василитис. Мы прошли Хоалак. Вдруг передо мной откуда-то вынырнул МиГ-17. Я уже готовился нажать на гашетку пушки, когда обнаружил пуск зенитной ракеты. Пришлось уйти резко вправо, прямо на ракету. Таким маневром мы срывали «SAM'ы» с траектории. Прием сработал и в этот раз. Мы вернулись на прежний курс, но теперь курсовой угол МиГа составлял 90 град. Я успел выпус­тить короткую очередь, взяв небольшое упреждение. Я не знал, сколько нужно попаданий, чтобы сбить МиГ-17. но я видел, что половина снарядов попало в крыло истребителя противника. МиГ во­шел в глубокую спираль. Я не видел, как он упал и недоумевал куда делся против­ник. К счастью экипажи «Фантомов» из 8-го авиакрыла наблюдали за моей атакой. Парни доложили о сбитом мной МиГ-17 раньше, чем я сам написал рапорт.

Полковник Роберт Л. Скотт, коман­дир 355-го тактического истребительно­го авиакрыла, сбил МиГ-17 на истреби­теле-бомбардировщике F-105D с заводс­ким номером 61-0105 и бортовым кодом «АС». Всего в марте пилоты «Тадов» за­явили о трех сбитых истребителях противника (все - МиГ-17).

Вьетнамцы взяли реванш 19 апреля. Над Суойратом летчик МиГ-17 сбил один двухместный F-105F. «Тандерчиф» заводской номер 63-8341 принадлежал 357-й эскадрильи 355-го тактического истребительного авиакрыла, экипаж - май­ор Т. М. Мэддисон и майор Т. Дж. Стирлинг. Оба майора попали в плен. Согласно вьетнамским данным в этот день в воздуш­ном бою был сбит еще и F-105D.

23 августа в 13 ч 45 мин расчет вьет­намской РЛС обнаружил группу из 40 воздушных целей, державшую курс из Лаоса в направлении Ханоя. На перехват подняли пару МиГ-21 и четверку МиГ-17. Летчикам предстояло разыграть так­тический прием «засада в воздухе»: МиГи-17 отвлекали внимание пилотов американских самолетов, давая возмож­ность «балалайкам» беспрепятственно нанести ракетный удар.

Первыми, согласно плану боя, в ата­ку пошли МиГ-17. Обнаружив над собой строй «Тандерчифов», пара Као Тхань Тинь - Ли Ван Фон: стала набирать вы­соту, одновременно пытаясь выйти в зад­нюю полусферу группы американских самолетов. Летчики МиГов в полной мере использовали фактор внезапности: сели на хвост замыкавшей группу паре «Тандерчифов» незамеченными - амери­канцы форсаж не включали. Као Тхань Тинь открыл огонь с дистанции 200-250 м. От горящего F-105 вьетнамец отвернул только тогда, когда до противника оста­валось 50-100 м. Вторая пара, Нгуен Ван Тхо и Нгуен Хонг Диеп. расправилась с одним «Тандерчифом».

ВВС США объявило о потере двух «Фантомов» из 8-й эскадрильи 555-го тактического авиакрыла, эскадрилья «Тандерчифов» потерь не имела. Более того - пилот F-105 из 34-й эскадрильи 388-го тактического авиакрыла 1-й лейте­нант С. Лэйн якобы сбил МиГ-17. на са­мом деле все вьетнамские истребители бла­гополучно вернулись на базу (победа Лэйна не нашла отражения и в ряде американ­ских публикаций о войне во Вьетнаме).

Летчик одного из «Тандерчифов» писал в отправленном примерно в это время письме домой:

- Позавчера сбили моего друга Джима, никто из наших пар­ней не видел парашюта. Завтра может быть собьют меня. И никто не может нам объяснить за что мы гибнем...

Автор оказался провидцем - его сбили раньше, чем письмо попало адресату. Американцы крайне любят подчеркивать ус­пехи своих летчиков в воздушных боях с вьетнамскими истре­бителями. На самом деле ситуация была если не аховая, то да­леко не радужная. Янки сделали ставку только на ракетное ору­жие, в перспективе - правильную ставку. Однако первые вари­анты УР «Спарроу» и «Сайдуиндеры» надежностью не отлича­лись. Известен случай, когда на базу вернулся «Тандерчиф» с вдребезги разбитой хвостовой частью планера - результат по­падания ракеты AIM-7 «Спэрроу». Много лет спустя один из пилотов скромно заметил: «если считать все мои победы, то я -ас. правда МиГов я сбил ровно столько же сколько и «Фанто­мов». Надежность ракет составляла не более 80%. Командование 7-х ВВС в приказном порядке потребовали чтобы в четырехме­сячный срок с ноября 1966 г. по февраль 1967 г. все экипажи «Фан­томов» отстрелялись «Спэрроу». Результат - лишь две трети смог­ли выполнить успешные пуски. Так, что особенно удивляться по­ражению своего самолета своей ракетой не стоит.

В марте-апреле истребители-бомбардировщики ВВС США наносили удары по железнодорожным станциям Кип и Йенбай, разрушили теплоэлектростанцию Вьеттри, расположенную в 35 км от Ханоя. ТЭС производила 11% всей электроэнергии, вырабатываемой в северном Вьетнаме.

В августе согласно американской статистике соотношение потерь в воздушных боях впервые за войну изменилось «пользу противника - со счетом 3:2 «вели» вьетнамцы. Осенью положе­ние стало еще боле печальным: с 1 сентября по 15 октября МиГи сбили четыре американских самолета, американцы - один МиГ. Военные нажали на все доступные им рычаги, в первую оче­редь на конгрессменов, чтобы добиться разрешения бомбить аэродромы. В конце августа в Конгрессе прошли специальные слушания. Выдержки из речи Макнамары заслуживают цити­рования:

- Сколько всего истребителей у Северного Вьетнама сегод­ня? Ответ - 20. Сколько их базируется на аэродроме Фукйен? Ответ - 1). Какие у нас будут потери, если мы решим разбом­бить Фукйен? Неизвестно. ...Мы можем потерять своих само­летов больше, чем уничтожим.

- Возможно, что мы не сможем уничтожить все 11 самоле­тов противника на земле, тогда нам придется повторить удар. Мы можем вывести из строя летное поле не более, чем на неде­лю. ...Значит, аэродром опять придется бомбить.

- Аэродром Гиалэм находится всего в 10-12 милях от Фукйена. Здесь базируются всего девять МиГов, но Гиалэм может принять до 40 истребителей. Таким образом, если мы хотим бомбить Фукйен, значит одновременно необходимо вывести из строя Гиалэм.

- Гиалэм является аэропортом Ханоя, бомбить его - все рав­но, что бомбить Национальный аэропорт (имеется в виду аэро­порт Вашингтона, столицы США). Такой налет породит поли­тические проблемы.

- Аэродром Фукйен очень сильно прикрыт зенитной артил­лерией. ... Еще вопрос потеряем мы больше самолетов в воз­душных боях или при ударах по аэродрому.

Хотелось бы обратить внимание даже не на отдельные по­ложения выступления министра обороны США, а на сам факт обсуждения рутинного в общем-то для любой «нормальной» войны боевого вылета на самом высоком уровне. 9 июня 1964 г. командир авиакры­ла «Супер Сейбров» полковник Лэвин матерился по поводу поступивших из Вашингтона руководящих указаний куда и какую бомбу ему подвесить (очевидно, что Лэвин после поступлений ЦУ пред­почел бы бомбу не подвесить, а засунуть). В 1967 г. политики из Вашингтона про­должали руководить повседневной дея­тельностью летчиков. Комитет начальни­ков штабов давно ратовал за нанесение ударов по аэродром, соотношение потерь в воздушных боях 4:1 в пользу против­ника стала той самой пресловутой кап­лей, переполнившей чашу терпения. Ге­нералы «дожали» своего министра. 7-я воздушная армия получила «добро» на разгром вьетнамских аэродромов. Макнамара одобрил новый список, в котором значилось уже 300 объектов предстоящих налетов, для сравнения - в первой поло­вине 1967 г. «Тандерчифы» периодически бомбили всего 20-25 объектов.

Столь бурная дискуссия по поводу бомбежек вьетнамских аэродромов, вып­леснувшаяся даже на страницы междуна­родной прессы не совсем понятна. Бом­бежки начались еще весной: стоило ко­пья ломать! Первый удар Белый дом сан­кционировал 24 апреля. В течение неде­ли «Тандерчифы» трижды бомбили аэро­дромы Хоалак и Кип. Наиболее успеш­ным был налет 1 мая, согласно разведдан­ным пилоты F-105 уничтожили налетном поле аэродрома Кип пять МиГ-17, еще три МиГ-17 разбили в Хоалок пилоты палубной авиации. Летчики ВМС сбили два МиГа в воздушных боях, сравняв, таким образом, счет с пилотами ВВС.

Один из первых «осенних» ударов был нанесен по аэродрому Катби, где производилась сборка вертолетов и зе­нитных ракет, доставленных из Советс­кого Союза. Любопытный момент: од­ним из аргументов Макнамары в пользу запрещения налетов на аэродромы явля­лись опасения осложнения отношений с СССР из-за возможной гибели советских технических специалистов. Согласно данным американской разведки именно в Катби таких специалистов было боль­ше всего... В первой декаде октября уси­лиями пилотов «Тандерчифов» на аэро­дроме Катби были уничтожены две вер­толета Ми-6 и четыре Ми-4.

В двадцатых числах октября первому массированному налету подвергся Фукйен. В ударную группу вошли 66 истреби­телей-бомбардировщиков плюс истреби­тели сопровождения и самолеты радио­электронного обеспечения.

Первый удар нанесли «Тандерчифы». которые фугасными бомбами обработа­ли взлетно-посадочную полосу и само­летные стоянки. Затем через 12 минут базу штурмовали палубные «Скайхоки». потом (опять с интервалом в 12 минут) снаряженные в «бомбардировочном» ва­рианте «Фантомы» ВВС США, завершили налет опять «Скайхоки» авиации фло­та ВМС.

Расшифровка аэрофотоснимков ре­зультатов налета позволила оценить по­тери противника - четыре уничтоженных или сильно поврежденных МиГ-21, четы­ре МиГ-17 и один МиГ-15УТИ. Еще один МиГ-21 срезал на взлете из подвесного пушечного контейнера экипаж «Фанто­ма». Над Фукйеном американцы не по­теряли ни одного самолета.

Налет на Фукйен можно считать по­воротным пунктом изменения стратегии воздушной кампании США во Вьетна­ме. Генерал Мейер заметил: «Мы покон­чили с крайне стереотипными операция­ми». Представители Пентагона вдруг со­общили, что Гиалэм «не представляет реального международного значения». Между тем в аэропорту Ханой призем­лялись не только самолеты Аэрофлота, но ряда западных авиакомпаний. «Реаль­ным значением» для янки стала развединформации о дислокации в Гиалэм коман­дного пункта всей системы ПВО Север­ного Вьетнама. Ограничения снимались постепенно. Удары по аэродромам раз­решили, однако на каждый удар требо­валось запрашивать отдельное разреше­ние в Вашингтоне. Лиха беда начало. очень скоро налеты на вьетнамские аэро­дромы для пилотов «Тандерчифов» ста­ли рутиной. Так, 24 октября массирован­ный удар был нанесен по Кипу, силами персонала базы и местного населения, аэродром ввели в строй уже на следующий день. Отсюда 25 октября на перехват группы «Тандерчифов» ушла пара МиГ-17 из 923-го полка, в воздушном бою Нгуен Хаа Тао на МиГ-17 сбил один F-105D (американские данные победу не под­тверждают).

Дважды за год, в один из дней авгус­та и 18 декабря, ударам «Тадов» подвер­гался ханойский железно- и автодорож­ный трехпролетный мост через Красную реку. В августе летчики «Тандерчифов» сумел» обрушить один пролет, к декаб­рю мост отремонтировали, после чего один пролет опять разбили американцы. Налетам истребителей-бомбардировщи­ков подверглись узловая железнодорож­ная станция Йенвиен, нефтебаза в Хагиа, завод металлоизделий в Тайнгуене, ар­мейские склады в Сонтай, военный горо­док Хадонг, аэродромы ряд других по­добных объектов. 10 августа состоялся самый глубокий рейд «Тандерчифов» в Северный Вьетнам. Самолеты бомбили железнодорожный мост в Лангсоне. все­го в 10-12 км от границы с Китаем.

В 1967 г. парни командира 44-й эскад­рильи подполковника Джима Макирни стали практиковать ночные рейды на ДРВ и полеты в плохих метеоусловиях. Ранее такой работой занимались только палубные штурмовики А-6А «Интрудер». В ночных налетах принимали участие только двухместные F-105F с доработан­ным бортовым оборудованием, позво­лявшим засекать электромагнитное излу­чение вьетнамских радаров. Первона­чально группа Макирни получила назва­ние «Commando Nail», но ее быстро пе­рекрестили в «Ryan's Raiders» в честь тогдашнего командующего ВВС США на Тихом океане генерала Райана. Райан лично отслеживал действия «рейдеров». Фактически «Commando Nail» стала ноч­ным аналогом дневных охотников за РЛС - самолетов «Wild Weasel». Более того, экипажи ночников летали на тех же F-105F, которые боролись с вьетнамскими ЗРК в светлое время суток. Макирни и его оператор РЭБ капитан Фред Шэннон унич­тожили шесть ЗРК и три повредили. Под­полковник п капитан были удостоены кре­стов ВВС - второй по значимости награды вооруженных сил США.

В конце года на пути из Австралии домой на авиабазу Корат, где базирова­лись «Тандерчифы» 388-го авиакрыла, завернул президент США Линдон Джон­сон. 23 декабря президент толкнул речь перед личным составом крыла, в которой поблагодарил защитников Свободного мира, достойно выполняющих опасную работу вдали от любимой Родины.

Для летчиков «Тандерчифов» самы­ми жестокими за войну стали октябрь и ноябрь 1967 г., когда было потеряно со­ответственно 16 и 14 истребителей-бом­бардировщиков F-I05. Относительные потери «Тандерчифов». однако неуклон­но снижались: 3.2 сбитых самолета на 1000 боевых вылетов в 1965 г., 2,7 - в 1966 г. и 1,6 - в 1967 г. Суммарные потери F-1Q5 с начала войны составили порядка 325-330 самолетов. Интересно, как можно трактовать цифры потери. Так 1,6 сбитых самолетов на 1000 боевых вылетов - хо­роший показатель, доказывающий на­дежность американской техники и мас­терство летчиков ВВС США. Но вот 330 сбитых самолетов - это больше трети всех построенных F-105 (833 самолета): ну что за дрянь сделал и американские конструк­торы, а уж кто на них летает... По амери­канским данным в 1967 г. 17 «Тандерчифов» стали жертвами вьетнамских зенит­чиков, еще 11 F-105 было потеряно в воз­душных боях с МиГами.

«Тандерчифы» несли потери прежде всего от огня зенитной артиллерии и ра­кет комплексов С-75. однако свою лепту вносили и вьетнамские истребители. Ут­ром S ноября РЛС обнаружила прибли­жение к Ханою со стороны Таиланда большой группы неопознанных воздуш­ных целей. На перехват была поднята пара МиГов-21 (летчики Нгуен Хонг Нхи и Нгуен Данг Кинь). «Неопознанные воз­душные цели» оказались истреби гелями-бомбардировщиками F-I05, летевшими в сопровождении «Фантомов». МиГи ата­ковали ударную группу. Два F-4 пыта­лись атаку сорвать. Неудачно: один «Фантом» получил под зад советский «Сайдуиндер» (ракету К-13), выпущен­ную Нгуеном Хонг Нхи. другому при­шлось спешно залезать в облако дабы сорвать захват головки самонаведения ракеты, выпущенной Нгуеном Данг Ки­нем. Кинь подловил «Фантом» на выхо­де из облака и всадил таки в него вторую и последнюю ракету. Вьетнамцы не смог­ли атаковать «Тандерчифы». тем не ме­нее поставленную задачу летчики МиГов выполнили на все 100%. Зрелище двух взорвавшихся «Фантомов» подействова­ло на нервы командира ударной группы, который приказал облегчить «Тандерчи­фы» на величину полезной бомбовой на­грузки - «нагрузка» посыпалась в джунг­ли, а не заранее определенную цель. До «Тандерчифов» пилоты МиГов добра­лись 12 декабря: в воздушном бою над Сондонгом, провинция Хабак, летчик МиГ-21 сбил один F-I05D.

Сезонные дожди затруднили боевую работу летчиков «Тадов» в начале 1968 г. Бомбометание выполнялось, главным образом, через облака по данным РЛС. На весьма ограниченное время американ­цам удалось вывести из строя аэродро­мы Хоалак и Йенбап. В районе Тханьхоа «Тандерчифы» разнесли примерно 50 грузовиков. Удары по Северному Вьет­наму продолжались до 31 марта. В конг­рессе победили «голубиные» настроения, в угоду которым президент Джонсон стал склоняться в пользу политического реше­ния проблемы двух Вьетнамов. 31 марта Джонсон запретил бомбить объекты ДРВ. расположенные севернее 20-й па­раллели, а 13 мая в Париже начались мир­ные переговоры с представителями Ха­ноя. В последний день мая один «Тандерчиф» стал памятником. На авиабазе Макиллэн из узлов и агрегатов поврежден­ных в боевых вылетах «Тадов» был со­бран один самолет. Машину выставили в академии ВВС (Колорадо Спрингз. шт. Колорадо) в назидание курсантам и в память о погибших над Северным Вьет­намом пилотах.

Запрет на бомбежки промышленных районов ДРВ привел к изменению тактики действий истребителей-бомбардировщи­ков. Впервые за всю войну на пилонах «Та­дов» появились блоки НАР, более часто стали использоваться мощные бортовые 20-мм пушки. За июнь летчики одного 388-го авиакрыла израсходовали 150000 снаря­дов. Основными объектами ударов стали автотранспорт и базы снабжения. Впервые с 1965 г. «Тандерчифы» стали выполнять боевые задания в Южном Вьетнаме.

В сентябре 1968 г. началось сокраще­ние количества истребителей-бомбарди­ровщиков F-105, развернутых в Индоки­тае. Количество эскадрилий в 388-м авиа­крыле уменьшили с четырех до трех, а число самолетов в эскадрильи - с 21 до 18. Количество эскадрилий в 355-м авиа­крыле осталось прежнем - три. 31 октяб­ря Линдой Джонсон дал указание полно­стью прекратить налеты на территорию ДРВ в надежде на позитивный исход Па­рижских переговоров.

С осени 1968 г. пальма первенства по количеству боевых вылетов стала пере­ходить от «Тандерчифов» к «Фантомам». Две эскадрильи 388-го крыла пересели на истребители-бомбардировщики F-4. Че­рез год, в октябре 1969 г.. на театре воен­ных действий осталась единственная эс­кадрилья (44-я. которую передали из 388-го авиакрыла в 355-е). оснащенная само­летами F-105 в варианте «классического» истребителя-бомбардировщика. После­дний боевой вылет F-105D состоялся в феврале 1971 г. Всего за годы войны во Вьетнаме ВВС США потеряли 397 истре­бителей-бомбардировщиков F-105 «Тандерчиф», что составляет пятую часть от всех потерь US Air Force.

Особо следует выделить участие «Тадов» в подавлении системы ПВО Север­ного Вьетнама. Выше уже отмечалась совместная работа «Тандерчифов» совме­стно со «Скайхоками» в командах «хантер-киллер». С 1966 г. лидировать истре­бители-бомбардировщики фирмы Рипаблик в охоте за РЛС зенитно-ракетных ком­плексов стали «Супер Сейбры», доработан­ные по программе «Wild Weasel I».

Первый успешный пуск ракеты комп­лекса С-75 американцами отмечен 24 июля 1965 г. По американским же данным в 1965 г. за короткий срок 30 ракетами было сбито 15 самолетов. В США немедленно развер­нулась работа по нейтрализации грозного оружия. В частности была проведена се­рия испытательных пусков ракет ЗРК «Найк Геркулес» по беспилотным мише­ням, имитирующим типовой профиль по­летов американских самолетов, действо­вавших над Северным Вьетнамом. Отра­ботка пассивной обороны - тактических приемов, позволявших сорвать захват РЛС сопровождения цели - важный, но не глав­ный метол снижения потерь самолетов от зенитных ракет. В уставе Советской Армии говорилось, что лишь наступление позво­ляет нанести противнику решительное по­ражение. Американцы полностью разделя­ли сей постулат, следствием чего и стала программа «Дикая ласка».

Летом 1966 г. в состав ударных групп стали включать звенья «Тандерчифов». перед которыми ставилась задача унич­тожения ЗРК («SAM-suppression»). По­скольку бортовое оборудование стандар­тных «Тадов» не позволяло наносить пре­вентивные удары, атака по огневой по­зиции ракетчиков следовала уже после пуска ракет. От самих же ракет летчики уворачивались, используя тактические приемы, разработанные в ходе испыта­тельных пусков «Найков», кроме того, на ряде самолетов появились станции поста­новки помех РЛС обнаружения и сопро­вождения воздушных целей. Иногда та­кая тактика приносила успех, иногда -нет. Так в начале июля 1966 г. по группе F-105 «SAM-suppression» был произведен пуск не менее двух ракет с позиций, рас­положенных в долине Красной реки (70 км северо-западнее Ханоя). Летчики «Тандерчифов» сбросили на предполага­емое место дислокации ЗРК бомбы и об­стреляли место из бортовых 20-мм пушек. Отмечен пожар на огневой позиции зенитно-ракетного комплекса. На титул лучшего охотника за ЗРК 1967 года пре­тендовал подполковник Уильям П. Ро­бинсон, специализировавшийся как раз на «SAM-suppression». Подполковник провел в Индокитае семь с половиной месяцев. В начале командировки район Ханоя прикрывало (по американским оценкам) девять комплексов, в конце - более сотни! Подчиненные Робинсона поразили 18 огневых позиций, половина уничтоженных пусковых ракетных уста­новок на счету подполковника.

Логичным шагом после использова­ние пары «хантер-киллер» стало совме­щение функций «охотника» и «убийцы» в одном самолете. Такой машиной стал двухместных F-105F, который конструк­тор «Тандерчифа» Александр Картвел и делал как учебно-тренировочный истре­битель, предназначенный прежде всего для повышения навыков летчиков в ра­боте с бортовыми электронными систе­мами. По общему мнению, самолет по­лучился неудачным. Неудачным как учебно-тренировочный; Вьетнам изме­нил оценку F-105F кардинальным обра­зом. Работы по переоборудованию F-105F в рамках программы «Wild Weasel II» начались в январе 1966 г. На самолете была установлена не только аппаратура обнаружения электромагнитного излуче­ния РЛС противника, но и оборудование, позволявшее ставить помехи каналам радиосвязи между наземными КП и лет­чиками МиГов. Стандартным вооруже­нием F-105F «Wild Weasel II» являлись противорадиолокационные ракеты AGM-45 «Шрайк», которые наводились на сигнал РЛС. Помимо встроенной ап­паратуры, самолеты несли на пилонах контейнеры РЭБ Хьюз ALQ-71 или Дже­нерал Электрик ALQ-87.

Двое пилотов F-105F были удостое­ны медали почета (оба - в 1967 г.): капи­тан Дитчлифсен и майор Лео К. Торснесс. Всего же высшую награду США в ВВС за всю вьетнамскую войну получило во­семь человек.

Модернизированные по программе «Wild Weasel II» самолеты получили обо­значение F-105G. В Индокитае использо­вание F-105G началось с 1970 г., когда эра «Тандерчифов» уже была близка к свое­му закату. F-105G принимали участие в боевых действия до самого конца войны во Вьетнаме. Так в операции «Лайнбэйкер II» - массированной бомбардировоч­ной кампании против ДРВ. проводив­шейся в конце 1972 г. принимало участие 23 F-I05G, все самолеты этого типа, на­ходившиеся в тот период в Индокитае.

Борьба «Тадов» с системой ПВО про­тивника шла с переменным успехом. Так летом 1973 г. один F-105G был сбит раке­той комплекса С-75 в районе Тханьхоа (150 км южнее Ханоя). В операции по спа­сению летчиков принимало 75 самолетов и вертолетов! В их числе были и F-I05G.

 

Победы летчиков истребителей-бомбардировщиков Рипаблик F-105 «Тандерчиф» в воздушных боях (по данным ВВС США)

 

Дата - пилот - тип сбитого самолета ВВС ДРВ

29.06.1966 майор Фред Л. Трэси МиГ-17

18.08.1966 майор Кеннет Т. Блэнк МиГ-17

21,09.1966 1-й лейтенант Карл У. Рихтер МиГ-17

21.09.1966 1-й лейтенант Фред. А. Уилсон МиГ-17

4.12.1966 майор Рой С. Дикки МиГ-17

10.03.1967 капитан Макс С. Бристил МиГ-17

10.03.1967 капитан Макс С. Бристил МиГ-17

26.03.1967 полковник Роберт Р. Скотт МиГ-17

19.04.1967* майор Лео К. Торснесс, капитан Харольд И. Джонсон МиГ-21

19.04.1967 майор Фредерик Г. Толман МиГ-17

19.04.1967 майор Джэк У. Хаит МиГ-17

19.04.1967 капитан Уильям И. Искью МиГ-17

28,04.1967 подполковник Артур Ф. Деннис МиГ-17

28.04.1967 майор Гарри И. Хиггинс МиГ-17

30.04.1967 капитан Томас С. Лисан МиГ-17

12.05.1967 капитан Жак А. Сьюзэн МиГ-17

13.05.1967 майор Мауриц И. Сивир МиГ-17

13.05.1967 майор Карл Д. Осборн МиГ-17

13.05.1967 подполковник Филир С. Гэст МиГ-17

13.05.1967 капитан Чарлз У. Коуч МиГ-17

13.05.1967 майор Роберт Г. Риллинг МиГ-17

03.06.1967 майор Ральф Л. Кастир МиГ-17

03.06.1967 майор Ральф Л. Кастир МиГ-17

23.08.1967 1-й лейтенант Дэвид Б. Уалдроп МиГ-17

23.08.1967 1-й лейтенант Дэвид Б. Уалдроп МиГ-17

18.10.1967 майор Дональд Н.Рассел МиГ-17

27.10.1967 капитан Джин Дж.Бэсил МиГ-17

19.12.1967* майор Роберт Б. Хантли, капитан Ральф Д. Стирмэн МиГ-17

19.12.1967* капитан Филип М. Дрю, майор Уильям X. Уилир МиГ-17 и МиГ-21

*победа одержана на двухместном F-105F

 

Потери истребителей-бомбардировщиков Рипаблик F-105 в воздушных боях (по данным ВВС ДРВ)

 

Дата - район - тип самолета ВВС ДРВ

4.04.1965 Хамронг МиГ-17

4.04.1965 Хамронг МиГ-17

29.06.1966 Тамдао МиГ-17

29.06.1966 Тамлао МиГ-17

7.07.1966 Тамдао МиГ-21

11.07.1966 Сонлуонг МиГ-21

19.07.1966 Виньфу МиГ-17

19.07.1966 Виньфу МиГ-17

5.12.1966 ? МиГ-21

5.12.1966 ? МиГ-21

14.12.1966 ? МиГ-21

14.12.1966 ? МиГ-21

14.12.1966 ? МиГ-21

19.04.1967 Суойрат МиГ-17

19.04.1967 Суойрат МиГ-17

25.04.1967 Гналэм МиГ-17

30.04.1967 Виньфу МиГ-21

30.04.1967 Виньфу МиГ-21

30.04.1967 ? МиГ-21

30.04.1967 ? МиГ-21

12.05.1967 Виньйен МиГ-17

12.05.1967 Виньйен МиГ-21

23.08.1967 Нгьяло МиГ-21

23.08.1967 Нойбай МиГ-17

23.08.1967 Нойбай МиГ-17

??.10.1967 Хабак МиГ-21

25.10.1967 Кип МиГ-17

??.10.1967 ? МиГ-21

12.12.1967 Сопдонг МиГ-21

17.12.1967 ? МиГ-21

17.12.1967 ? МиГ-21

17.12.1967 ? МиГ-21

19.12.1967 Тамдао МиГ-21

3.01.1968 Тканьсон МиГ-21

3.01.1968 Тханьсок МиГ-21

3.01.1968 Йенчау МиГ-21

11.05.1972 Ханой МиГ-21