Техническое описание истребителя-бомбардировщика Рипаблик F-105 «Тандерчиф»
Самолет представляет собой среднеплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением. Планер истребителя-бомбардировщика рассчитан на эксплуатационную перегрузку 8.67 и предельную 13G.
Конструкция
Фюзеляж технологически расчленен на три части - носовую, центральную и хвостовую.
Носовая часть фюзеляжа имеет обычную конструкцию из кольцеобразных рам-шпангоутов различного сечения и мощных лонжеронов. В передней части, до силового шпангоута крепления переднего лонжерона крыла, находятся отсек бортового электронного оборудования; пушка н снарядный ящик: ниша, в которую убирается передняя опора шасси; кабина летчика.
Конструкция центральной части фюзеляжа образована шпангоутами и уголковыми стрингерами. В нижней части находится двустворчатый бомбоотсек. Конструктивно в состав центральной секции фюзеляжа включен центроплан с воздухозаборниками. Основным силовым элементом является Н-образная цельносварная рама.
Площадь сечения задней части фюзеляжа соответствии с правилом площадей увеличивается к хвосту. Правило площадей учтено в конструкции фюзеляжа, начиная с модификации F-105B.
Хвостовая секция – обычной конструкции, крепится к центральной секции четырьмя болтами. Хвостовая секция выполнена съемной для обеспечения доступа к двигателю. Законцовка хвостовой секции образована воздушными тормозами длиной около 1 м. В закрытом положении четыре элемента тормозов образуют сужающее-расширяющееся сопло. При интенсивном торможении в полете или на пикировании с большой высоты отклоняются все четыре элемента. Выпушенные воздушные тормоза почти удваивают лобовое сопротивление самолета без за мети о го изменения его балансировки. При посадке отклоняются лишь две боковые секции, верхняя и нижние блокируются. Верхняя - чтобы не мешать выпуску тормозною парашюта, нижняя - чтобы не задеть при посадке о ВПП. Максимальный угол отклонения секций 40 град. Секции тормозов слегка открываются или закрываются при работе двигателя с «погашенной» форсажной камерой в случае, если регулируется сечение сопла Воздушные тормоза приоткрываются при уменьшении тяги на малых оборотах двигателя и закрываются при увеличении тяги. В нижней части хвостовой секции установлен небольшой подфюзеляжный киль.
Стреловидность крыла по линии фокусов 45 град. Удлинение крыла 3,18. относительная толщина профиля в корневом сечении - 5,5%, в концевом - 3,7%. Крыло имеет два главных лонжерона и один вспомогательный, расположенный между ними. Носовая часть крыла имеет коническую аэродинамическую крутку. Механизация крыла включает автоматически отклоняемый на больших углах атаки носок н односекционные щелевые закрылки с гидроприводом. На каждой плоскости имеется по пять секций интерцепторов и обычные элероны. И интерцепторы служат для управления самолетом по крену на больших приборных скоростях.
Вертикальное оперение однокилевое, стреловидное. Руль направления имеет осевую компенсацию, триммер отсутствует.
Управляемый стабилизатор состоит из двух половинок, соединенных стальной трубой, дифференциально отклонить половинки стабилизатора невозможно. Подвижные части отделены от фюзеляжа неподвижными частями шириной примерно по 300 мм.
Приводы всех аэродинамических поверхностей управления - гидравлические.
Шасси - трехопорное убираемое с носовой стойкой. Основные одноколесные опоры убираются в центроплан по направлению к продольной оси самолета. Колесо в убранном положении размещается у корня крыла за воздухозаборником. Обшивка в нише шасси подкреплена гофром. Колеса оборудованы тормозами, на каждой опоре установлены посадочные фары.
Двигатель
Истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф» оснащен одним турбореактивным двигателем Пратт-энд-Уитни J-75-P-3/5/10 (самолет F-105B) или J-75-P-10/19W (F-1G5D/F). Двигатель снабжен системой впрыска воды и форсажной камерой. Воздух в двигатель поступает через воздухозаборники с внутренним сжатием. Воздухозаборники имеют скошенные заостренные кромки, вызывающие расщепление скачков уплотнения с целью уменьшения вредного влияния скачков на характер обтекания хвостового оперения. Сечение воздухозаборника регулируется подвижным клином, кроме того расход воздуха регулируется перепускными створками, расположенными непосредственно перед двигателем. Положение клина регулируется автоматически, в зависимости от числа М. Для обеспечения работы двигателя на Земле внутри ниш опор шасси имеются дополнительный воздухозаборники, закрытые металлической сеткой.
У основания передней кромки киля расположен вход воздухозаборника системы охлаждения форсажной камеры, кроме того за счет подсоса воздуха между соплом двигателя и соплом, которое образуют секции воздушных тормозов создается дополнительная реактивная тяга.
Топливная система
Большие размеры фюзеляжа позволили разместить в нем значительный запас топлива, емкость внутренних баков – 2915 л. Основные мягкие топливные баки находятся в центральной секции фюзеляжа над воздухозаборниками, предусмотрена подвеска топливного бака емкостью 1477 л внутри бомбоотсека. В носовой части фюзеляжа по левому борту находится штанга топливоприемника дозаправки топливом в полете.
Электросистема
Электрооборудование самолета питается от генераторов переменного тока МВ-3 мощностью по 30 кВт и генератором постоянного тока МА-11 напряжением 30 В.
Бортовое оборудование
На самолете установлена система автоматического управления Дженерал Электрик FC-5 н система управления огнем AN/ASG-19, Специально для истребителя-бомбардировщика F-105 фирмой Эклипс Пионер разработан центральный вычислитель аэродинамических параметров, который выдаст данные о высоте, скорости и температуре окружающего воздуха.
Навигационная аппаратура включает радиолокатор R-14 NASARR, имеющий режимы панорамного обзора местности и следования рельефа местности; допплеровская навигационная система A N/APN-131 (на модификации F-105D). радионавигационную систему TACAN. УКВ радиопеленгатор, аппаратуру радиотехнической системы посадки 1LS. В состав доплеровской навигационной системы входят доплеровский радиолокатор, первичные датчики аэродинамических параметров, вычислитель аэродинамических параметров и навигационный вычислитель. Система непрерывно рассчитывает координаты точки места самолета с учетом сноса, путевую скорость, курс, расстояние до очередной поворотной точки маршрута. Ошибка навигационной системы составляет порядка 5 км на 1 час полета.
Система управления огнем н навигационная система завязаны а единый комплекс, известный под наименованием «Тандерстрик». Система «Тандерстрик» обеспечивает автоматическое бомбометание с различных видов маневра в простых и сложных метеоусловиях.
Пространственная ориентация самолета определяется с помощью курсовертикали фирмы Лир.
Автопилот Дженерал Электрик FC-5 работает в режимах стабилизации барометрической высоты полета и числа М. Автопилот обеспечивает самолетовождение по заданному маршруту в ортодромической системе координат.
В состав приборного оборудования включены новейшие на тот период приборы с ленточными шкалами - указатель числа М, указатель высоты и вертикальной скорости.
Вооружение
На самолете стационарно установлена шестиствольная автоматическая 20-мм пушка М-61 «Вулкан» скорострельностью 6000 выстрелов в минуту. Скорострельность удалось повысить (штатная скорострельность пушки «Вулкан» 4000 выстрелов в минуту) за счет использования двухленточного питании. Привод вращения блока стволов гидравлический. Боекомплект 1029 снарядов обеспечивает непрерывную стрельбу в течение 11 секунд.
Для наружной подвески вооружения имеется пять пилонов, один центральный подфюзеляжный и четыре подкрыльевых, Масса подвесного вооружения 5410 кг (F-105B) или 7800 кг (F-105D).
Летно-технические характеристики
F-I05D F-I05F
Размах крыла, м 10.64 10.64
Длина, м 20.43 21,06
Высота, м 6,01 6.15
Площадь крыла, кв.м 35,81 35.77
Масса пустого, кг 12700 12880
Взлетная масса, кг
Нормальная 17250
Максимальная 23830 24500
Максимальная посадочная масса, кг 23150
Масса полезной нагрузки, кг 7800 5400
Макс скорость на большой высоте М-2.1 М-2.25
Максимальная скорость у земли, км/ч 1376 1531
Скороподъемность, м/с 175 162
Максимальная дальность полета, км 4000 3330