Дебют

 

Блестящий голландский авиаконст­руктор Энтони Фоккер получил между­народное признание после создания ис­требителя-моноплана «Эйндеккер». Воо­руженный синхронным пулеметом само­лет появился на фронте в 1915 г. Истре­бители Е-серии господствовали в возду­хе до начала 1916 г. В небе Вердена вес­ной и летом 1916г. монопланы Фоккера встретились с более совершенными фран­цузскими истребителями-полуторапланами «Ньюпор 11».

Окончательная точке в доминирова­нии «Эйндеккеров» в период битвы на Сомме, в июле, с появлением более ма­невренных британских бипланов, таких как DH.2 и FE.8 Звезда Энтони Фоккера закатилась, в дальнейшем он уже не су­мел вернуть себе репутацию создателя лучших германских истребителей.

Опытные германские летчики вроде Освальда Бельке и Рудольфа Бертольда не уставали доказывать необходимость разработки и принятия на вооружение легких истребителей-бипланов, но ко­мандование Fligertruppe (воздушные вой­ска) и Idflieg (инспекторат авиации) не спешило делать выводы из настоятель­ных пожеланий фронтовых пилотов. Тем не мене, капля камень точит - в марте 1916 г. Idflieg выдало заказ на истребители-бипланы фирме Галберштадт, было за­куплено 12 самолетов D.I. Позже появил­ся D.I конструкции Фоккера, истребитель был оснащен 120-сильным рядным двига­телем Мерседес DII и вооружен одним пу­леметом. Машина Фоккера не стала кон­структорской удачей, из-за фатальных слу­чаев отрыва верхнего крыла в полета са­молеты быстро отозвали с фронта.

Оснащенные ротативными двигате­лями Оберрусель истребители Фоккер D II и D III получились несколько более удачными, но они проигрывали самоле­там «Альбатрос» D I и D II. «Альбатро­сы» различных вариантов составляли львиную часть истребительной авиации Германии на протяжении всего 1917 г. и до середины 1918 г.

В феврале 1917 г. на вооружении мор­ской авиации Великобритании появились трехкрылые истребители фирмы Сопвич. Трипланы произвели огромное впечатле­ние на германских летчиков-истребите­лей. Нельзя сказать, что самолет-триплан стал новинкой для авиаконструкторов, работы по трипланам велись еще в пред­военные годы, но триплан фирмы Соп­вич стал первым массовым самолетом с тремя крыльями. Легкий трехкрылый истребитель с мощным двигателем (сна­чала 110-сильный Клерже 9Z, затем -Клерже 9Ь мощностью 130 л.с.) был об­речен на успех.

В руках опытных пилотов Сопвич Триплан по всем статьям превосходил германские «Альбатросы». Риттмейстер Манфред фон Рихтгофен впервые провел воздушный бой с трипланом в апреле 1917 г. Позже Рихтогофен писал:

- ...Сопвич Триплан является лучшим истребителем, из тех, которые имеет про­тивник. Он обладает лучшей скороподъ­емностью, более маневренный, не теряет высоты при выполнении виража, облада­ет хорошими скоростными качествами и уверенно пикирует.

Друг Рихтгофена, летчик-ас из Jasta 11, Курт Вольф подчеркивал, что Триплан превосходит «Альбатрос» D III по скорос­ти, скороподъемности и маневренности.

Инспекторат авиации долго раскачи­вался в отношении выдачи заказа на по­стройку прототипов истребителей-трип­ланов. Фоккер начал работу по трипла­ну не дожидаясь официального предложе­ния - в начале 1917 г. Первой итерацией можно считать два экспериментальных биплана с моторами Мерседес D VI мощ­ностью 160 л.с. Третий экспериментальный биплан (фирменное обозначение D VI) был оснащен ротативным мотором Обер­русель Ur II, который являлся копией 110-сильного французского двигателя Ле Рон.

Самолет D VI строился как демонст­рационный истребитель для Австро-Вен­грии. Конструкция получила развитие в виде триплана (позже данный вариант получил обозначение V4, изделие номер 1616). В виде триплана был построен чет­вертый прототип. Этот самолет также обозначался D VI (позже - V5, изделие номер 1697), он стал прототипом истре­бителя Dr.l.

Истребитель Фоккера являлся полно­стью самостоятельной конструкцией, а не копией самолета Сопвич Триплан. Гол­ландец делал свою машину на базе своих революционных полуторапланов VI - V3. Элероны имелись только на верхнем кры­ле, они имели аэродинамическую ком­пенсацию. Два нижних крыла имели при­мерно одинаковые хорды, хорда нижне­го крыла - чуть короче хорды верхнего.

Количество подкосов Фоккер сумел све­сти к минимуму.

Самолет V4 успешно прошел испыта­ния и был запущен в серию. 14 июля 1917 г. фирма получила заказ на 20 истреби­телей (включая четыре прототипа, три последних из которых получили обозна­чение F I, серийные номера этих машин 101/17. 102/17 и 103/17). Позже самолеты получили обозначение Dr.lDr» -Dreidecker, триплан), а заказ был увели­чен до 320 экземпляров. Вооружение са­молета состояло из двух синхронных пу­леметов Шпандау 08/15 {германский ва­риант известного пулемета Максима).

Самолет F I 101/17 был испытан на прочность вплоть до разрушения (испы­тания на разрушение проводились 11 ав­густа 1917 г.). Два других F 1 были на­правлены во Францию для проверки в боевых условиях. Самолеты поступили в Armec-Flug-Park 4 (AFP 4. армейский авиационный парк), затем в Jagdgeschwader Nr I риттмейстера Манфреда фон Рихтгофена. Jagdgeschwader Nr 1 в тот период дислоцировался в рай­оне Куртрэ.

JG-I стал первой германской истре­бительной эскадрой. В гешвадер входи­ло четыре стаффеля - Jastas 4, 6, 10 и 11. Закономерно, что первым командиром первого истребительного соединения стал самый результативных пилот гер­манской авиации - Манфред фон Рихтгофен, В JG 1 служил в высшей степени компетентный офицер инженерной служ­бы - лейтенант Константин Крефт. Рихтгофену и Крефту предстояло дать пу­тевку в жизнь новейшему истребителю.

Антони Фоккер лично был хорошо знаком с Манфредом фон Рихтгофеном. Ас периодически появлялся на заводе в Шверине. где Фоккер информировал его о последних новинках. 25 июля Рихтгофен заявил своим летчикам: «Скоро вы получите самолет Фоккера, которые будет забирать вверх подобно обезьяне и вертеться аки черт!»

Фоккер поддерживал отношения не только с Рихтгофеном, но и другими ве­дущими асами. Конструктор выслушивал пожелания летчиков.

Два триплана Фоккера появились на фронте в конце августа. Конструктор доверил опробовать свое чудо-оружие в боевых условиях трех выдающимся пило­там: Рихтгофену, командиру Jasta 11 обер лейтенанту Курту Вольфу и агрессивно­му стаффельфюреру Jasta 10 лейтенанту Вернеру Фоссу. Погода не благоприят­ствовала полетам вплоть до вечера 28 августа, В тот вечер Фосс, наконец, оп­робовал в полете F 1 103/17, возможно тогда же на 10/17 слетал фон Рихтгофен.

31 августа на аэродром в компании командующего 4-й армией генерала Сек­та фон Арнима, генерал-майора Гене­рального штаба фон Лоссберга прибыл сам Тони Фоккер. Фоккер славился еще и как кинооператор-любитель, в тот день он не мог не прихватить с собой кинока­меру. Все VIP'bi жаждали увидев трип­лан в полете. Конструктор перед полетом снимался в кабине F 1 102/17, Эти сним­ки породили легенду, согласно которой якобы сам конструктор показал в возду­хе новый истребитель германскому гене­ралитету. На самом деле летал кто-то из пилотов JG 1.

За демоне грацией последовала актив­ная рекламная кампания новою самоле­та. Между тем, два прототипа забрали из гешвадера Рихтгофена. Сим Рихтогофен оказался в госпитале, после ранения, по­лученного 6 июля в воздушном бою с FE.2 из 20-й британской эскадрильи. Ему крупно повезло - не взирая на весь свой опыт и 57 побед, ас едва не сыграл в ящик.

Рихтгофен вернулся к командованию JG 1 в середине августа, уже в первом после лечения боевом вылете барон одер­жал свою 58 победу. В тот день. 16 августа, фон Рихтгофен летал на красном «Альбатросе» D V 2059/17. Через десять дней командир сбил 59-и самолет против­ника. Почти все победы Манфред фон Рихтгофен одержал, летая на «Альбатро­сах» D II, D III и D V, лишь несколько самолетов он сбил на Галберштадте D II.

Нет оснований полагать, будто бы Рихтгофен прилагал серьезные усилия для продвижения на фронт трипланов, просто элементарная логика говори! в пользу передачи новейших истребителей лучшим пилотам. Ротативные двигатели не пользовались популярность у немец­ких летчиков - триплан Фоккера обладал исключительной маневренностью, но не добирал в скорости. Рихтгофен отдавал предпочтение именно «собачьей схват­ке)!, где на первый план выходили как раз маневренные качества самолета. Риттмейстер являлся выдающимся пилотом, но помимо Рихтгофена в Германии име­лось немало других опытнейших летчи­ков-истребителей, многие из них превос­ходили аса № 1 в искусстве воздушной акробатики.

В апреле 191R г. Манфреду фон Рихт­гофену обер-лсЙ1енант Петер Лампель (бывший пилот бомбардировщика, став­ший журналистом) задал вопрос:

- Нужна ли страсть в полетах? Ас ответил:

- Нет! Абсолютно не много! Навер­ное, я скорее ощущаю себя кавалеристом, а не пилотом. В полетах для меня нет ни­чего особенного. Я даже никогда не де­лаю петли - никогда! Я даже запрещаю своим летчикам выполнять петли. Нам не нужна воздушная акробатика. ... В бою я просто стараюсь зайти в хвост против­нику и метко отстреляться. Первой ми­шенью обычно является наблюдатель, второй - летчик неприятельского аппара­та. Выводя из строя наблюдателя, я лишаю противника возможности обороняться. Я повторюсь - для меня важен воздушный бой, а не воздушная акробатика.

Подобно своему учителю Освальду Бельке, фон Рихтгофен стремился к просто­те ведения воздушного боя. Подойти по­ближе и метко выпустить очередь - трип­лан вполне годился для такой тактики.