Цирк Рихтгофена
11-й истребительный стаффель наиболее известен из всех, на вооружении которых состояли трипланы Dr.l, вероятно также, что летчики Jasta 11 были самыми удачливыми пилотами трипланов. Это неудивительно в свете особого отношение к маленькому трипланчику бывшего командира стаффеля, возглавившего JG I, Манфреда фон Рихтгофена. В то же время, как гласят популярные исторические исследования из своих 80 побед красный барон одержал на триплане всего 19.
В «кровавом» для британских пилотов апреле 1917 г. Jasta 11 получила у англичан прозвище «кочующий цирк» или «цирк Рихтгофена». Тогда окрашенные в красные цвет «Альбатросы» 11-го стаффеля устроили британцам форменстаффель получил за броскую окраску самолетов. Англичане считали, что команда Рихтгофена кочует по всему фронту, появляясь в тех местах, в которых германское командование решило во что бы то ни стало завоевать господство в воздухе. Факт яркой окраски самолетов только укреплял англичан в своем заблуждении.
«Цирком» стаффель и весь I истребительный гешвадер называли англичане, позже американцы, но никогда сами летчики Рихтгофена. Заблуждение англичан в отношении кочующей группы было не таким уж и заблуждением - JG I использовался как мобильное соединение истребителей, ударный кулак, предназначенный для действий на особо важных участках фронта. В красный цвет на самолетах Jasta 11 чаще всего окрашивались капоты двигателей, подкосы крыла, диски колес. Однако такая окраска была довольна распространена в германской авиации. Британцы же, увидев, самолет с окрашенными в красный цвет элементами конструкции чаще всего приписывали эти машины «цирку».
Манфред фон Рихтгофен прославился не только как даровитый ас, эксперт, но и как талантливый командир-педагог. Лейтенант Карл-Август фон Шоэнбек пришел новичком в 11-й стаффель в мае 1917 г. В 30-е годы он написал интереснейшую книгу воспоминаний «Flieger am Feind»:
- На нас новичков он (Рихтгофен) производил огромное впечатление, чему мы только у него не научились! Он сам лично тренировал каждого. Вскоре нам доверили стрельбу по мишеням. Каждый получил по 50 патронов на каждый из двух бортовых пулеметов. В среднем мы попадали 50-60 раз из 100 возможных, результат асов - 80-85. Показатель Рихтгофена был еще выше - 90, а иногда все 100!
- На десятый день мне был разрешен полет вдоль линии фронта. Как курица цыпленка меня сопровождал барон. Точнее - мы летели за ним. Как все новички мы жались к самолету ведущего, после возвращения Рихтгофен пожурил за это каждого.
- Летчик в бою наиболее уязвим от атак из задней полусферы, поэтому очень важно смотреть не только вперед, но и назад, причем обзор задней полусферы является даже более важным. Рихтгофен в наших совместных полетах часто заходил нам в хвосты. Если летчик его вовремя не обнаруживал, то после посадки командир объявлял парня сбитым.
Другие летчики 11-го стаффеля также отмечали командирские и педагогические качества Рихтгофена. Рихтгофен умудрялся совмещать дружеские отношения и высокую требовательность к личному составу, уделяя при этом повышенное внимание летной подготовке пилотов. Летчик Jasta 11 Фридрих-Вильгельм Любберт вспоминал:
- Рихтгофен был чрезвычайно щепетилен в одном - он оставлял в стаффеле только тех, кто действительно мог стать настоящим воздушным бойцом. Командир лично проверял новичков. Если человек не подходил под «стандарты» Рихтгофена, то остаться в стаффеле у парня шансов не оставалось.
Рихтгофен вернулся из отпуска 23 октября. В ноябре барон пополнил свой счет двумя победами. Тогда Рихтгофену пришлось опять пересесть на «Альбатрос» D V, так как на полеты трипланов действовал запрет. В декабре Рихтгофен не сбил ни одного самолета, также как и в январе-феврале 1918 г. После Рождества командир вновь отправился в отпуск, а весть январь вместе с братом Лотаром путешествовал по оккупированным германцами областям Российской империи. В начале февраля Манфред фон Рихтгофен вернулся в Jasta 11, который тогда базировался в Ависнизе ле Сик. 16 февраля в стаффель вернулся Лотар.
Зимой 1917-1918 г.г. на вооружении Jasta 11 имелось несколько трипланов, но кто и когда на них летал установить невозможно. Есть мнение, что старики летали на «Альбатросах» D V, а новички - на трипланах.
Младший брат Манфреда фон Рихтгофена Лотар принял командование 11-м стаффелем после гибели Вольфа. К тому времени на счету Лотара фон Рихтгофена имелось 24 победы, к моменту ухода в отпуск в январе - уже 26. Летчики Jasta 11 тогда летали не только на «Альбатросах» и трипланах, но и на Пфальцах D III.
Возможно первого успеха в бою на серийном триплане (не считая побед на опытных F I) добился лейтенант Вернер Штейнхаузен, сбивший в районе Гидекурта аэростат. Это была вторая подтвержденная победа летчика. К сожалению для немцев, в том же самом бою был потерян и триплан - Dr.l 144/17, его пилот лейтенант Эберхард Стаппенхорст попал в плен, где и отдыхал до окончания войны. Причем триплан был не просто сбит - Стаппенхорст сел на вынужденную посадку на чужой территории. Таким в образом в руки противника попал новейший истребитель. Часть обшивки этого самолета сегодня можно увидеть в Имперском военном музее в Лондоне.
В полете 3 февраля с верхнего крыла триплана Dr. 1 115/17 лейтенанта Ганса-Иоахима Вольфа сорвало полотняную обшивку. Вольф сумел посадить поврежденную машину, самолет был отремонтирован. В марте с трипланом произошло еще три летных происшествия, один пилот в результате погиб, двое получили ранения.
Летчики гешвадера Рихтгофена отметили 10 марта усилившуюся активность британской авиации. Союзники пронюхали о готовящемся наступлении немцев и вели детальную разведку с воздуха.
Пилоты Jasta 11 постарались англичанам помешать. Вновь отличились братья Рихтгофены: 11-го числа Лотар сбил Бристоль, 12-го одержал еще две победы, Манфред 12 марта сбил 64-й самолет противника.
Манфред говорил, что он сам является охотником, который подкрадывается к добычи, а брата определял в качестве стрелка, врывающегося прямо в гущу противника, наплевав на скрытность и внезапность. Тем не менее, стиль Лотара приносил успех - свои первые 24 победы младший Рихтгофен одержал всего-навсего за первые шесть недель службы в Jasta 11. В то же время благодаря своей импульсивной тактике Лотар трижды был ранен (каждый раз 13-го числа месяца!).
Вот как уже после войны Лотар описывал бой 12 марта с двухместным Бристолем F.2B:
- У линии фронта мы встретили примерно десять англичан, летевших в сторону наших войск. Они шли на большой высоте ... Это была разведка. Как только мы набрали достаточную высоту - 5500 м - сразу изготовились к атаке. Как всегда брат был в числе первых. Он атаковал одного англичанина. Противник перешел в пикирование, одновременно пытаясь разворотом уйти от удара. Брат плотно сидел на хвосте Бристоля. Манфред выпустил несколько очередей, принудив летчика поврежденного Бристоля совершить посадку у наших линий. Я , поискал осмотрел пространство в поисках своей добычи.
- В конце концов я решил атаковать самолет, который шел на несколько сотен метров ниже меня, ниже основной группы англичан. Я пошел на него, как оказалось это было для меня не так просто. Я отстал от стаффеля, а нас и так было в половину меньше, чем противника. Внезапно я обнаружил, что меня окружают самолеты с трехцветными английскими кокардами на бортах фюзеляжей. Чтобы избавиться от неподходящей компании пришлось перейти в глубокое пике. Самый храбрый из англичан бросился за мной.
- Теперь шансы уравнялись. Мы шли на одной высоте, сближаясь с огромной скоростью - порядка 400 км/ч. Англичанин имел определенное преимущество - стрелок мог все время меня обстреливать. Мы несли навстречу, поливая друг друга свинцом. Я оказался удачливее - успел попасть в самый последний момент. Аэроплан противника вспыхнул прямо перед носом моего самолета. Горящий самолет заложил вираж, летчик и наблюдатель выпрыгнули из машины. Схватка получилась скоротечной, я успел в том бою сбить еще один самолет из той же эскадрильи...
На следующий день, пресловутое 13 число, летчики 1-го стаффеля вновь схлестнулись с Бристолями, на сей раз из 62-й эскадрильи. Помимо Бристолей, в воздушном бою приняли участие «Кэмелы» из 73-й эскадрильи. Желтохвостый Dr.l 454/17 Лотара фон Рихтгофена в бою получил повреждения. На посадке Лотар добил самолет окончательно, летчик также получил ранения. Позже ас писал:
- Только мы достигли фронта как нас атаковали англичане. Один за другим мы вступали в бой. Своего оппонента я атаковал на пикировании. Тут в самолете раздался треск - триплан превратился в биплан! Впрочем, сей факт я установил уже впоследствии. Дальше последовал жуткий полет на высоте 4000 м. Я мог более-менее сносно планировать по прямой, однако изменить курс практически возможности не имел - перестал функционировать руль.
- Землю я увидел внезапно. Так же внезапно прямо по курсу возникла линия электропередачи Я не мог набрать высоту, чтобы перескочить через провода и не имел возможности поднырнуть из-за двух колонн солдат, маршировавших по обе стороны от линии. Оставалось только попробовать отвернуть. Слишком мала высота, слишком поздно.
Лотар сильно гиперболизировал превращение триплана в биплан. На многочисленных фотоснимках поврежденного Dr.l 454/17 хорошо видны уцелевшие центроплан верхнего крыла и элероны, благодаря которым ас смог управляться на планировании. Тем не менее, повреждения все равно производят сильное впечатление. Лотар попал в госпиталь с многочисленными травмами, главное - жив остался! Больше того - вернулся в строй, летал и воевал. Крыло на самолете младшего Рихтгофена оторвалось не само по себе - причиной без пяти минут трагедии послужила удачная (или неудачная, с какой стороны посмотреть) очередь наблюдателя одного из Бристолей, а потом триплану Лотара досталось еще и от «Кэмела» из 73-й эскадрильи. Интересно, что авторы неудач Лотара фон Рихтгофена так и остались неизвестными, но подвиг их - бессмертен!
Лотар надолго загремел в госпиталя, на фронт он вернулся только в июле. Первым сбитым после лечения самолетом стал «Кэмел» из той самой 73-й британской эскадрильи. Младший Рихтгофен отомстил за свою неудачу, летал Лотар уже на Фоккере D VII.
Между тем, старший Рихтгофен продолжал сражаться. Исключая не столь частые и продолжительные отпуска Манфред фон Рихтгофен воевал с самого первого дня. К концу марта 1918 г. на его счету было уже 74 победы, 74-й самолет он сбил на триплане 27 числа.
Последние две победы Риттмейстера довели число сбитых им самолетов до 80. Он одержал их 20 апреля на полностью окрашенном в красный цвет триплане Dr.l 425/17. 79-й жертвой красного барона стал пилот «Кэмела» из 3-й эскадрильи майор Ричард Раймонд-Байкер, Раймонд-Байкер погиб. Последней, 80-й, жертвой - 2-й лейтенант Дэвид Г. Льюис из все той же 3-й эскадрильи, сбитый через несколько минут после Раймонд-Байкера. Льюис сумел посадить поврежденный истребитель. Уроженец Родезии Льюс дожил до 60 лет. Его цитировали в своей книге «Who Killed the Red Baron» Чарлз и Райан:
- Большую часть дня 20 апреля 1918 г. стояла плохая погода, но вечером небо очистилось. Два звена, 12 самолетов, поднялись в воздух. В нескольких километрах от линии фронта мы обнаружили группу из 15 Фоккеров трипланов. Мы летели на высоте 10 000 футов. Мы пошли на противника, каждый сам выбирал себе объект атаки. Я знал, что нашими противниками являются парни из знаменитого «Цирка Рихтгофена». Гунны раскрасили свои самолеты во все мыслимые цвета. Во главе строя самолетов противника летел сам Рихтгофен на полностью красном истребителе.
- Бой начался неудачно - я видел как взорвался слева от меня «Кэмел» майора Баркера. Должно быть в бензобак истребителя майора попала зажигательная пуля. Я пристроился к хвосту ярко-голубого триплана, который летел прямо передо мной. Я уже готовился открыть огонь, когда сзади раздался треск пулеметов. Пуля попала в кабан стойки крыла, расположенный прямо перед кабиной. Пришлось бросить голубой триплан и начать оборонительное маневрирование. Оглянувшись через плечо, я увидел сзади красный Фоккер Рихтгофена.
- Я делал все возможное, чтобы уйти с линии огня. В этот момент капитан Дуглас Белл, командир моего звена, сам сел на хвост Рихтгофену. Ниже меня находился вражеский триплан. Без труда загнав его в прицел, я открыл огонь. Я хорошо видел как пулеметные трассы Упирались в самолет противника. Рихтгофен, настоящий дьявол, снова зашел мне в хвост. Я опять стал мишенью.
- От мощного бортового залпа пулеметов Рихтгофена загорелся топливный бак «Кэмела». Я выключил мотор. Языки пламени, тем временем, облизывали мое лицо и тело. «Кэмел» приземлился. Я быстро выбрался от кабины, после чего сразу отбежал футов на 60 - вдруг бак взорвется?
- В 50 ярдах догорал самолет майора Баркера. Я ничего уже не смог бы сделать для майора. Я вернулся к своей горящей птице. Рихтгофен снизился до 100 ярдов, покачал мне (а может своей пехоте) крыльями, я помахал ему в ответ рукой. Меня окружили германские солдаты, было мне тогда 19 лет. Остаток войны я провел в плену.
Братья Рихтгофены - не единственные удачливые пилоты трипланов из Jasta 11. В 1917 г. лейтенант Рихард Венцль воевал на «Альбатросе» D III в составе Jasta 31, на его счету значилась одна подтвержденная и одна не подтвержденная победы. В начале апреля 1918г. Венцля перевели в 11-й стаффель. В 30-е годы вышла книга воспоминаний Венцля «Richnhofen Fliger». Венцль описывает прекрасную атмосферу, царившую среди летчиков Jasta 11:
- Я прибыл в Лечель (место базирования Jasta 11). Здесь я увидел взлетающие трипланы. Это зрелище мне не забыть! Я видел много полетов, но маневренность и летные характеристики трипланов оставляли неизгладимое впечатление.
- На аэродроме я попал в кампанию старых друзей, среди которых был мой старый товарищ Вейс. С Вейсом мы тренировались в Дармштадте летом 1916 г. Я попал домой.
- Рихтгофен только что взлетел, поэтому отдать рапорт о прибытии командиру сразу я не смог. Рихтгофен вернулся быстро. Он только что сбил 75-й самолет. Теперь я мог рапортовать. Рихтгофен вместе со своим адъютантом обер лейтенантом Боденшатцем изучал карту, оценивая активность авиации противника. Покончив с официальными формальностями, связанными с рапортом, командир сказал: «Гут, вы назначаетесь в 11-й стаффель, где попадете в круг старых добрых камрадов. Они примут вас хорошо. Будете летать на триплане. Прекрасная машина, нет недостатка в боеприпасах - у вас есть шанс...»
- Я разместился в казарме на окраине аэродрома. Раньше в казарме жили британские летчики, от них остались и тенты для аэропланов. Однако наши самолеты не помещались под маленькими английскими тентами, поэтому самолеты приходилось закатывать в казармы. От англичан осталось разное барахло, качество их снаряжения потрясало. Все казармы одинаковы - днем при ярком солнце в них жарко и душно, ночью - холодно... Жилье я делил с юным кузеном аса - только что прибывшим в стаффель Вольфрамом фон Рихтгофеном.
Первый боевой вылет Венцль совершил в группе ведомой Манфредом фон Рихтгофеном, второй, 6 апреля, - в кампании командира Jasta 11 лейтенанта Эрнста Удета. Вскоре Удет уехал к невесте в Мюнхен, на его счету было 23 победы, Удет был награжден Pour le Merit. Венцль так вспоминал о втором полете в составе 11-го стаффеля:
- Удет ... летал пока бак его самолет почти совсем не опустеет. Он сбил истребитель Сопвич «Кэмел», позже мы встретили Бристоль прямо по курсу. Я атаковал оппонента - англичанин перешел в крутое пике. Он снизился до высоты 200 м, после чего взял курс к линии фронта. Сердце отчаянно колотилось: такой шанс! Я поймал его в прицел снова. Внезапно я услышал треск.
- Первое о чем подумал - попадание зенитки. На самом деле подо мной подломилось кресло, теперь я сидел прямо на проводке управления. Пришлось управлять самолет полусидя. Опираясь одной рукой на борт кабины.
Венцль сумел выкарабкаться из этого трагикомического эпизода. 16 мая он сбил SE.5 - его третья из 12 подтвержденных побед. О действиях летчиков гешвадера Рихтгофена в период Великого наступления Венцль писал так:
- Мы всегда были готовы к взлету, летали почти весь день, порой снимая свои шлемы в перерывах между вылетами всего на несколько минут. Рихтгофен дежурил в кабине наравне со всеми. Первый напряженный день я выдержал с трудом.
В хорошую погоду в боевой вылет уходило не менее пяти истребителей, но я всегда летал с группой, в которой было не меньше семи аэропланов. Помимо превосходной маневренности триплан обладал удивительной чувствительностью к движениям органов управления! Сначала было непросто пилотировать практически неустойчивый самолет, но потом я приноровился и стал извлекать выгоду из высокой чувствительности в воздушных боях. После посадки напряжение от полета снимал стаканчик доброго красного вина. Мы называли этот ритуал мессой 11-го стаффеля. Прозит!