Стаффель Бельке
Jasta 2 после гибели своего первого командира стал называться стаффелем Бельке, или просто Jasta В. Освальд Бельке погиб в октябре 1916 г. Служить под его началом считалось честью, элитным Jasta В оставался и после гибели командира. По количеству одержанных в Первую мировую войну побед (333 самолета и три аэростата) летчики 2-го стаффеля уступают только стаффелю Рихтгофена -Jasta 11. Многие выдающиеся асы служили в стаффеле Бельке.
В 1917 г. стаффель переживал трудное время, его репутация падала. В конце ноября 1917 г. - начале января 1918 г. погибло трое командиров Jasta В, все кавалеры Pour le Merit. С вступление в феврале 1918 г. в должность стаффельфюрера лейтенанта Карла Боле и получением истребителей Dr.l в подразделении возродился дух Бельке.
В первый день нового 1918 г. на аэродром базирования Jasta В прибыл учебный биплан «Альбатрос» D V, оснащенный двигателем Оберрусель, таким же какие стояли на Фоккерах Dr.l. Летчикам предстояло научиться пилотировать машину с ротативным двигателем, прежде чем приступить к полетам на трипланах. 10 января 1918 г. стаффель Бельке получил первые три Фоккера Dr.l, самолеты прибыли из авиационного парка 4-й армии, который находился в Генте. Следом за самолетами на аэродроме появился Энтони Фоккер, лично инструктировавший летчиков - типичный поступок энергичного Тони.
2 февраля стаффель Вёльке вошел в состав вновь сформированного III ягдгешвадера, командиром которого стал гауптман Бруно Лоэрцер. Все стаффели JG III базировались в окрестностях Куртрэ. К середине февраля Jasta 2 получил полный комплект трипланов, однако на вооружении оставалось несколько «Альбатросов» D V. На трипланах детали асы стаффеля Бельке Пауль Баумер, Герман Валлендор, Рихард Планге, Карл Болле, Герман Фроммхерц, Карл Гальвитц и Отто Лёффлер.
Одним из лучших пилотов Jasta В являлся уроженец Дуйсбурга Пауль Баумер. До войны он работал ассистентом у дантиста, тогда же увлекся авиацией. Свидетельство пилота Баумер получил летом 1914 г., однако воевать начал в пехоте. Сражался на Востоке и на Западе. В авиацию его перевели только после ранения. Как обычно, сначала он летал на двухместных аппаратах.
Первым истребительным подразделением, в котором служил Баумер, стал 2-й стаффель. В Jasta 2 Баумер пришел летом 1917 г., затем его на короткое время перевели в 5-й стаффель. В составе Jasta 5 Пауль Баумер сбил три аэростата. В августе летчик вернулся в стаффель Бельке. В конце года на его счету было 18 подтвержденных побед - больше всех среди летавших в то время пилотов Jasta 2. С 19-й по 22-ю победы Бамер одержал в марте 1918 г., летая на Dr.l 204/17. В тот период иногда он использовал также «Альбатрос» D V. Известные фотографии позволяют предполагать наличие у Баумера резервного триплана - Dr. 1, который скорее всего имел заводской номер 209/17. Резервная машина была промаркирована большой литерой «В» «а бортах фюзеляжах, литера - красного или желтого цвета. Баумер считал, что верткий триплан больше подходит к его манере ведения маневренного воздушного боя.
Первого успеха на триплане Баумер добился 9 марта, тогда он летал на самолете 204/17 с черно-бело-красной полосой вокруг фюзеляжа. Баумер писал в рапорте:
- 1 км к северу от Зоннебеке, И ч 10 мин. Я вместе с четырьмя летчиками нашего стаффеля направлялся к излучине Витшате. В этот момент мы обнаружили три группы одноместных истребителей по семь самолетов в каждой. Аэропланы противника находились прямо по курсу. Мы атаковали на высоте 2000 м нижнее звено. Сначала я завязал бой на виражах с одним Сопвичем, затем стал преследовать три Сопвича из того же звена.
- Я атаковал один из них на высоте 1500 м. После ряда крутых виражей мне удалось сократить дистанцию и выпустить несколько прицельных очередей. Сопвич перешел в отвесное пикирование. Я видел как самолет почти вертикально врезался в землю севернее шоссе Зоннебеке - Фризенберг.
Скорее всего оппонентами Баумера выступали не Сопвичи, а «Кэмелы» из 65-й эскадрильи. Летчики этой эскадрильи доносили о воздушном бое с Фоккерами, но англичане потерь не понесли.
15 марта стаффель перебросили в сектор фронта, за который отвечала 17-я армия, под Эрхин. Через шесть дней германское командование планировало в этом районе начать крупную наступательную операцию. Лучшим днем Баумера стало 23 марта, когда он одержал три победы. Первая в этот день, 20-я победа Баумера одновременно стала 200-й победой, занесенный на счет Jasta В. Скорее всего эту победу ас одержал не на триплане, а на «Альбатросе» D V. В 15 ч 15 мин Баумер взлетел опять, на этот раз совершенно точно - на Dr.l. Вот выдержка из рапорта о бое, проведенном в 15 ч 45 мин к северу от Тиллоу:
- Из-за проблем с двигателем своего самолета я взлетел на 15 минут позже остальных. Набрав высоту, взял курс на Аррас. Внезапно ниже себя на удалении 800 м обнаружил самолет противника -RE.8. Я атаковал его со стороны солнца, но противник не давал шанса на прицельный огонь. Неприятельский аэроплан пытался уйти в сторону Арраса. Я все-таки сумел удержаться у него на хвосте. После очереди, выпущенной мной с короткой дистанции RE.8 упал.
- Я взял курс на юго-восток, вскоре присоединился к другим самолетам стаффеля. Над Бапаумом (в 16 ч 15 мин) я опять обнаружил RE.8. Я атаковал неприятеля на высоте 1000 м. Противник также заметил меня, неприятель развернулся в мою сторону, ко мне потянулись пулеметные трассы. Я также стрелял, после нескольких очередей вражеский аэроплан загорелся. Он упал к северу от Бьюнатрэ. Другие наши самолеты участия в воздушном бою не принимали.
Первый сбитый в том вылете RE.8 вероятно принадлежал 5-й или 59-й эскадрильи, второй - наверняка был из 59-й эскадрильи. Обломки второго обнаружили через три дня наступающие германские войска.
Баумер был в числе немногих асов, воевавших не только на достаточно редком Dr.l, но и на еще боле раритетном биплане Пфальц D VIII. Боевые успехи летчика нашли отражение в награждении его Pour le Merit. Раненый 29 мая Баумер выбыл из строя до сентября 1918 г. К осени стаффель Бельке был полностью перевооружен Фоккерами D VII. Баумер одержал в общей сложности 43 победы, ас разбился в 1927 г. в авиакатастрофе.
Лейтенанту резерва Герману Валлендору не было и 24 лет, когда он прибыл в стаффель Бельке. До войны Валлендор учился на инженера. Как многие пилоты, Валлендор начинал воевать в пехоте. В 1916г. молодой человек выучился на летчика, затем летал в Fl Abt 23. В июне 1917 г. его направили на курсы летчиков-истребителей. Назначение в стаффель Бельке Валлендор получил в августе 1917 г., свою первую победу одержал только в феврале 1918 г. В марте Валлендор летал на Dr.l 19517, маркированным литерой «V» белого цвета. До конца войны Герман Валлендор сбил пять или шесть самолетов противника.
Рихард Планге отпраздновал в Рождество 1917 г. свое 25-летие. Он был ранен в сентябре, вскоре после прибытия в стаффель Бельке. Первую подтвержденную победу Планге одержал в начале ноября, в начале 1918 г. он сбил еще два неприятельских аппарата. В марте - увеличил свой счет на три победы (вероятно на триплане, обычно Планге летал на Dr. 1 203/17). В апреле сбил седьмой самолет.
В мае его перевели в Jasta 36, 16-го числа Планге был назначен стаффельфюрером, но через три дня ас погиб в бою с самолетами Армстронг-Уитворт FK.8 из 10-й британской эскадрильи. Планге был сбит на Dr.l 546/17, триплан упал на английской стороне линии фронта.
Карл Болле родился в 1893 г. в Берлине. В возрасте 19 лет он поступил на экономический факультет университета в Оксфорде. Здесь он увлекся хоккеем. Болле остался благодарен старой доброй Англии за образование, увлечение спортом и постижение правил «честной игры».
В 1913 г. Кард Болле пошел вольноопределяющимся сроком на один год в кавалерию (Kurassier-Regiment von Seydlitz (Magdeburgisches) Nr 7). Война началась до истечения годичного срока добровольной службы Болле. Со своим полком он дрался во Франции, в Польше, в Курляндии. В 1916 г. Болле перешел в авиацию. В июле он уже был пилотом двухместной машины. Вторым членом экипажа стал наблюдатель Лотар фон Рихтгофен, вот так-то! Два будущих аса летали в одном экипаже.
В октябре 1916 г. в одном из полетов, когда место Рихтгофена занял другой человек, самолет Болле был атакован пятью французскими одноместными истребителями. В воздушном бою летчик и наблюдатель получили серьезные ранения. Болле сумел посадить поврежденную машину почти у самой линии фронта, на германской стороне.
Болле вернулся к активной деятельности в апреле 1917 г. После госпиталя он получил назначение в Jasta 28. Пока окончательно не зажила нога, Болле исполнял обязанности адъютанта. Сам Боле рвался в небо, но ему пришлось заняться изучением традиций подразделения. Летчик учился на примерах двух прежних командиров стаффеля - лейтенанта Карла-Эмиля Шафера и гауптмана Отто Хартмана. Ближайшим другом Карла Болле стал титулованный ас Макс Мюллер. > Самостоятельная учеба пошла впрок - в начале 1918 г. на счету Болле числилось уже пять сбитых. 20 февраля 1918 г. ас получил назначение на должность командира стаффеля Бельке. В этот период летчики стаффеля только начали интенсивно использовать трипланы. Болле обычно летал на Dr.l 413/17; в окраске самолета были использованы желтый цвет старого кирасирского полка Болле и черно-белые цвета Пруссии. В рамках переброски JG III самолеты Jasta В перелетели 17 апреля на аэродром Халлуин-Ост. До наступления лета командир стаффеля занес на свой счет еще несколько побед.
Автору книги «Pour le Merite Flieger» Вальтеру Цурелю Болле рассказал о следующем эпизоде воздушной войны:
- Англичане повадились бомбить Кортрэ ежедневно, иногда по несколько раз в день. Они летали на новых Де Хэвилендах DH.9, более скоростных, чем наши трипланы. Однажды утром девятка Хэвилендов возвращалась после налета. Семь истребителей из нашего стаффеля перехватили противника на подходе к линии фронта.
- В качестве цели я выбрал самолет ведущего, но при атаке вырвался вперед стаффеля. Противник оказался опытным. Англичане не открывали огонь, пока я буквально не влетел в их строй. Тут сразу же на меня обрушился ливень свинца, извергнутого 18 пулеметами. Топливный бак потек, двигатель начал рассыпаться на части. Мне пришлось немедленно садиться, но я все-таки успел выпустить очередь по самолету ведущего.
- Я увидел как самолет противника задымил, но разглядывать, что с ним стало дальше мне было уже некогда. Тем времени самолеты нашего стаффеля закрутили карусель с англичанами. После посадки в моей машине насчитали 42 пробоины.
- Согласно рапортам летчиков, несколько английских самолетов получили повреждения. С земли конечно наблюдали за боем, но детально разобрать были или нет сбиты самолеты противника не смогли из-за сильного дыма.
- Через несколько дней одиночный DH.9 был сбит зенитками южнее Киммеля, экипаж самолета попал в плен. На допросе выяснилось, что несколько дней назад экипажи их эскадрильи, возвращаясь после налета на Куртрэ, столкнулись в воздухе с броско окрашенными трипланами Фоккера. После воздушного боя до линии фронта дотянули все девять самолетов, однако пять из них имели серьезные повреждения. Все пять в конечном итоге пришлось списать после вынужденных посадок. В экипажах всех пяти самолетов имелись убитые или раненые.
- Таким образом нечаянно подтвердился наш успех в недельной давности воздушном бою, после которого нам не засчитали ни одной победы.
Сейчас уже сложно определить самолеты какой эскадрильи RAF принимали участие в воздушном бою с трипланами из Jasta В. Возможно, это были DH.9 из 98-й эскадрильи, а сам бой состоялся 21 апреля или 2 или 17 мая 1918 г. Летом и осенью Болле довел свой счет до 36 побед, летая на Фоккере D VII. Войну ас завершил кавалером Pour le Merite. Карл Болле продолжил службу в авиации в 20-е и 30-е годы, принимал участие в секретных планах возрождения люфтваффе. Умер Болле в 1955 г. в Берлине.
Герман Фроммхерц был немногим старше своих товарищей, ему было 26 лет, родился Фроммхерц в Вальдшуте 10 августа 1891 г. Будучи студентом технического ВУЗа, записался в армейский резерв. Воевать Фроммхерц начал в пехоте, за храбрость, проявленную в боях на Русском фронте получил награды. В июне 1915 г. его перевели в авиацию. Фроммхерц летал в Kagohl 4, Jasta 20. В период службы в Jasta 20 пилот выполнял чрезвычайно опасные задания в небе Вердена в период ожесточенных боев на Сомме в 1916 г.
В конце года Jasta 20 перебросили на Румынский фронт, где подразделение вошло в состав Kagohl 1. Летчики из Jasta 20 действовали над Македонией и Салониками. Командование отметило агрессивность и упорство Фроммхерца, направив его на курсы летчиков-истребителей. В марте 1917 г. Фромхерц вернулся во Францию, он получил назначение в Jasta 2. Свои первые две победы будущий ас одержал в период «апрельского кровопускания». Затем последовал долгий перерыв в пополнении личного списка, а зиму 1917-1918 г.г. Фроммхерц провел в качестве летчика-инструктора в тылу.
В стаффель Бельке Фроммхерц вернулся в мае 1918 г. В этот период последние трипланы Jasta 2 доживали свой век. В июле Герман Фроммхерц получил назначение на должность командира Jasta 27 войну он закончил, имея на своем счету 32 победы. Фроммхерц был представлен к награждению Рои le Merite, но получить «Голубого Макса» не успел из-за окончания войны. Интересно, что на некоторых послевоенных снимках Фроммхерц красуется с высшей наградой кайзеровской Германии. Интересно, где он надыбил «Голубого Макса»?
Лейтенант Карл Гальвитц известен прежде всего тем, что сбил Артура Риса-Дэвиса из 56-й британской эскадрильи, пилота, положившего конец карьере и самой жизни Вернера Фосса. Как и все, Гальвитц начал летать на двухместной машине в составе Fl Abt (A) 231. Затем Гальвитц летал на Русском фронте в составе FA37 на истребителе Роланд D II. В июле 1917 г. он сбил два аэростата, прежде чем был переведен во Францию в Jasta 29. Спустя несколько месяцев Гальвитца вновь перевели в другую часть – в стаффель Бельке. К началу 1918 г. на счету Гальвитца числилось восемь побед, включая сбитого 27 октября 1917г. Риса-Дэвиса. В 1918 г. летая на триплане ас пополнил свой счет двумя победами. Гальвитц в апреле был тяжело ранен, после ранения к летной работе он вернуться не смог.
Лейтенант резерва Отто Лёффлер начинал тянуть армейскую лямку в Grenadier Regiment Konig Friedrich' Wilhelm Nr 10, позже стал летчиком. Осенью 1917г. Лёффлер попал в Jasta В., а в начале декабря одержал первую победу в воздушном бою. Лёффлер летал на разных трипланах, в том числе и на 190/17, но побед на них весной 1918 г. не одержал. Зато его на трипланах сбивали дважды.
Летом 1918г. личный счет Лёффлера начал расти драматически, к концу октября у него было 15 сбитых - почти все на Фоккере D VII. Через двадцать лет Отто Лёффлер подтвердил свою квалификаций в пылу воздушных сражений Второй мировой войны.
Отличительными признаками трипланов из стаффеля Бельке являлись черно/белая окраска горизонтального оперения и задней части фюзеляжа. В отдельных случаях правый борт фюзеляжа красился в черный цвет, левый борт - в белый,' встречались также «негативные» экземпляры: правый борт - белый, левый - черный. Возможно таким способом отличали самолеты разных звеньев. Капоты двигателей также окрашивались в цвета Пруссии - черный и белый.