Jasta 4

 

Хотя 4-й стаффель входил в состав I ягдгешвадера, его перевооружили трипланами с большим запозданием. В ожи­дании поступления Фоккеров D VII до апреля 1918 г. на вооружении 4-го стаф­феля сохранялись истребители Пфальц и «Альбатрос». В конце апреля стаффель начал получать Фоккеры, но не D VII, а Dr.l. В мае стаффелю передали еще не­которое количество трипланов, снятых с вооружения в Jasta 6 и Jasta 11.

Первым потерянным стаффелем трипланом стал Dr.l 54617, сбитый над Корбье 16 мая. В кабине истребителя на­ходился имевший на своем счету две по­беды лейтенант Федор Хюбнер. Триплан сбил «Кэмел» из 209-й эскадрильи. Хюб­нер попал в плен.

Jasta 4 стал последним стаффелем I ягдгешвадера, имевшим на вооружении трипланы Тони Фоккера. Отличительны­ми признаками самолетов Dr. 1 из Jasta 4 являлась почти белая (очень светло-голу­бая?) окраска капотов двигателей, подкосов, дисков колес и иногда горизон­тального оперения. Летчики стаффеля сражались на Dr. 1 в период майского на­ступления на Марне. Тогда противником ягдфлигеров выступали не привычные джентльмены из Британии, а - галлы, си-речь французы. К июлю стаффель сменил трипланы на истребители Фоккер D VII.

20 мая в стаффель прибыл новый ко­мандир - лейтенант Эрнст Удет. После болезни Удет побывал в отпуске в Мюн­хене и теперь вернулся на фронт. Дома аса застало радостное известие - он был награжден Pour le Merite. Эту новость ему сообщила невеста Элеонора «Ло» Цинк. Удет теперь был полон и сил и желания оправдать награду.

В отличие от своего старого коман­дира Манфреда фон Рихтгофена, Удет обожал летать. У него вообще была страсть ко всему механическому, особен­но к самолетам и мотоциклам. Если Рихтгофена считали настоящим солдатом, то к Удету больше всего подходит опре­деление «авантюрист». Любовь к поле­там не мешала Удету наслаждаться жиз­нью в полном объеме: талантливый ка­рикатурист, любимец и любитель жен­щин, поглотитель спиртосодержащих жидкостей и при всем выдающийся лет­чик - это Удет! Навестивший JG I артил­лерист Карл Циммерман вспоминал:

- Я встретил коротышку, искрящего­ся юмором, который порой балансировал на грани приличия. Коротышка имел во­инское звание лейтенант и являлся кава­лером Pour le Merite. Его звали Эрнст Удет. Мы сошлись друг с другом после обмена первыми фразами...

Один из трипланов, на которых Удет летал в Jasta 4 - истребитель Dr.l 586/17, ранее на нем летал Ганс Кирштейн из Jasta 6. Машина сохранила полосатую бело-черную окраску своего первого хо­зяина. Внешний облик самолета изме­нить было сложно, поэтому Удет лишь добавил к символике истребителя свое обычное «LO!». Скорее всего, буквы были написаны красной краской. В кон­це июня на этой машине в полете про­изошло разрушение цилиндра двигателя. Осколками мотора был поврежден пла­нер самолета, но Удет сумел благополуч­но приземлиться.

Удет также летал на Dr.l 593/17, этот самолет полностью сохранил заводскую окраску, только на бортах фюзеляжа до­бавилось традиционное «LO!», а на го­ризонтальном оперении - белый шеврон. В июне Удет со своими парнями базиро­вался в Беню-Крамосейле. Этот период памятен боями с французами:

- Французские летчики не отличались высоким наступательным порывом, по­этому мы часто залетали вглубь вражес­кой территории. Однажды вечером мы летели шестеркой на высоте 4000 м, ниже опускаться было опасно из-за возможно­го огня зениток. Путь нам преградили четыре истребителя SPAD, один из них был подбит парнем из моего стаффеля. Француз стал планировать в сторону сво­его аэродрома.

- Мы летели дальше. Чуть позже я за­метил на встречном курсе тройку фран­цузов. Мы спикировали на них. Сокра­тив дистанцию, опознали самолеты - это были двухместные Бреге. Скорее всего Бреге возвращались после корректиров­ки артиллерийского огня, их экипажи никак не рассчитывали наткнуться на «бошей». Два самолета противника не­медленно стали снижаться в надежде уйти от нас на малой высоте. Третий пи­лотировал храбрый летчик, он принял мой вызов и не стал уклоняться от атаки.

- Француз заложил вираж в мою сто­рону, однако, используя преимущество в скорости, я зашел ему в хвост. Хорошая очередь заставила противника шарах­нуться вправо вниз. Я последовал за ним. Я хорошо видел летчика, он откинулся на спинку кресла, наблюдатель скрючил­ся на полу своей кабины. Очевидно - оба убиты. Тем не менее, французский само­лет довольно устойчиво летел, покачива­ясь в потолках воздуха. Машина медлен­но теряла высоту.

- Я все-таки решил оставить жирную точку и расстрелял самолет с предельно короткой дистанции. Бреге загорелся, затем взорвался в воздухе.