Jasta 7 и Йозеф Якобс

 

Удача трипланов 7-го стаффеля свя­зана только с одним, зато очень успеш­ным, летчиком - стаффельфюрером лей­тенантом резерва Йозефом-Карлом Якобсом. За войну Якобе сбил более 40 летательных аппаратов (сам Якобс при­водит цифру 47, вообще же количество сбитых в различных источниках варьи­руется от 41 до 48).

Известно, что Якобе летал на Dr.l в течение длительного периода времени, больше, чем любой другой ас. Йозеф Якобс вместе с Манфредом фон Рихтгофеном и Вернером Фоссом стал наиболее удачливым пилотом, сражавшимся на Dr. 1.

Якобе родился в Рейнланде 15 мая 1894 г. Первые уроки полета он получил в возрасте 18 лет, вскоре пошел добро­вольцем в военную авиацию. Будущий ас получил боевое крещение в июле 1915 г. в составе Feldflieger Abteilung 11, где он летал на LVG, «Альбатросах», «Авиатике-В» и «Авиатике-С». Несколько раз вступал в бои с французскими самолета­ми, однако сбитых не имел.

В декабре того же года Якобс осво­ил истребитель Фоккер «Эйндеккер». 21 марта 1916 г. «Эйндеккеры» из FF1 Abt 11 были сведены вместе с истребителями двух других батальонов в одну крупную часть - Fokkerstaffel West. В составе этого стаффеля Якобе одержал свою первую по­беду - сбил 12 мая французский Кодрон.

Осенью на основе Fokkerstaffel West был сформирован Jasta 12. Якобса, на счету которого числились одна подтвержденная и две не подтвержденные победы, перевели сначала в Jasta 22, затем - инст­руктором в Jastaschule I. В новой части летчик пилотировал «Альбатрос» D II 1072/16, на бортах фюзеляжа которого было написано прозвище хозяина само­лета - «Kobes». В августе 1917 г. Йозеф Якобе получил назначение командиром действовавшей во Фландрии Jasta 7. За ко­роткий срок, летая на «Альбатросах» и Пфальце, он довел свой счет до 12 побед.

27 февраля 1918 г. Якобе прибыл в авиационный парк 4-й армии в Гент, что­бы получить «новый триплан», скорее всего - Dr.l 470/17. В последующие меся­цы он выполнил на этой машине множе­ство боевых вылетов. Якобе также летал на втором своем триплане - Dr.l 470.17. Оба самолета были целиком окрашены в черный цвет - цвет Jasta 7.

В одном из интервью, данном на ста­рости лет, Якобе обмолвился о своем тре­тьем триплане. Документальных под­тверждений существования этой машины пока не обнаружено. Все летчики стаф­феля, кроме командира, летали на бип­ланах - «Альбатросах», Пфальцах, позже - Фоккерах D VII.

Отличить биплан от триплана проще простого, поэтому пилоты всегда легко идентифицировали самолет командира.

Известны рапорты летчиков RAF, в ко­торых отмечалось два триплана из Jasta' 7 - вероятно Якобе доверял летать на сво­ей второй машине лучшим пилотам стаф­феля. К примеру, Карл Дигелоу вспоми­нал, что он летал на триплане в период своей службы в 7-м стаффеле.

С другой стороны, Якобе сам летал не только на Dr. 1, но и на «Альбатросах», Пфальцах. Триплан командир предпочи­тал использовать если предстоял бой на малых высотах, например атака аэроста­та противника или же к земле прижима­ла облачность. Якобе объяснял свою при­верженность к триплану следующим об­разом: к середине 1918 г. стало нереаль­ным делом забраться выше британских истребителей, поэтому лучше было «при­гласить» противника вниз, где Dr.l об­ладал преимуществом в маневре.

По началу Якобе не испытывал вос­торга от Dr.l, вот выдержка из рапорта от 24 марта 1918 г:

- ...третий полет на триплане. Он зна­чительно менее скоростной по сравнению с «Альбатросом» D V. На малых высо­тах сопоставим по маневренности с бри­танскими самолетами.

Вскоре мнение летчика в отношении триплана улучшилось, но, как Рихард Венц, Якобе считал Dr. 1 слишком неус­тойчивой платформой для оружия:

- 3 апреля 1918 г. - на высотах до 2000 м триплан превосходит «Альбатрос» и Пфальц, он значительно более маневрен­ный, но при стрельбе слишком неустойчив.

Якобе освоился с трипланом, а вско­ре его черный триплан оценил против­ник. 12 апреля 1918 г. черный триплан завязал собачью схватку с самолетами 'SE.5 из 74-й эскадрильи. Оппонентом

Якобса стал лейтенант Дж.И.Т. Джонс. Джонс первый раз выполнял полет на патрулирование, за лето Джонс собьет более 30 германских самолетов. Джонс уцелел только потому что помнил настав­ления своего учителя Майка Мэннока:

- Никогда не пытайся вести с триплан маневренный воздушный бой, триплан всегда зайдет в хвост.

Джонс написал в изданной в 1934 г. биографии Мэннока схватку с Якобсом (правда, в то время считали, что против­ником был Эдуард фон Шлейх):

- На дистанции в две мили и на 2000 футов выше я обнаружил большую груп­пу бипланов, во главе которой летел триплан. Ведущий неприятельской груп­пы отсек меня от наших самолетов. Вско­ре он сидел у меня на хвосте, поливая меня пулями. Я перевел самолет в крутое пикирование, удерживая ручку коленями, двигатель вывел на режим максимально­го газа. Парень на хвосте знал как лучше убить меня, он понимал толк в этой игре.

- Опыт противника ощущался даже в том, как он расходовал боекомплект -берег патроны, стреляя только коротки­ми очередями. Гун находился совсем ря­дом. Я без труда рассмотрел его самолет - триплан черного цвета с белой полосой вокруг фюзеляжа сразу за кабиной. Не­мец пилотировал самолет великолепно. Следуя инструкциям Майка я старался лететь змейкой, сбивая противнику при­цел. Я попробовал оторваться преднаме­ренно введя истребитель в крутую нис­ходящую спираль.

- Не так просто разглядеть на фоне земли с триплана или Пфальца малень­кий SE.5. Я слышал сзади стокатто пуле­метов противника, но пули уже не свис­тели вокруг. Я взял курс домой, но все-таки не забывал на всякий случай давать поочередно левую и правую педали, по­стоянно меняя курс.

Якобе упустил свой шанс. Чуть позже он сам чуть было не стал жертвой Бристолей, а в довершении всего винт его триплана пробила выпущенная с земли пуля. Тем не менее, Якобе благополучно вернулся на свой аэродром.

Первую победу на триплане он одер­жал 11 апреля, а за ней последовали еще и еще. Накануне своего 24-летия, 14 мая, Якобе сбил на триплане два французских аэростата. Его рапорт от 14 мая содер­жит описание окраски самолета:

- Fok. Dr.l 450/17? Триплан черного цвета с нарисованной на бортах фюзеля­жа сразу за кабиной головой дьявола.

- В 04 ч 10 мин я во главе стаффеля взлетел на патрулирование воздушного пространства у линии фронта. Актив­ность авиации противника была низкой, поэтому, заметив в просветах облаков аэростаты, принял решение атаковать их. Выскочив из облаков я короткой очере­дью зажег один аэростат, затем атаковал второй. В это время унтер-офицер Мертенс на Пфальце расправился с третьим. С земли велся ожесточенный огонь из пулеметов и малокалиберных пушек. Все самолеты стаффеля благополучно верну­лись на базу.

Есть основания полагать, что Якобе летал на триплане с красно-белой голо­вой дьявола на бортах до октября. Ин­тересен выбор эмблемы - сам Якобе был ревностным христианином, он никогда не летал без образка в кожаном футлярчике.

Ас описывал окраску своего трипла­на так: «Черный аэроплан с черными крестами на белом фоне, нанесенными сра­зу за кабиной на борта фюзеляжа. Руль направления - белого цвета». Существу­ет единственный снимок линейки само­летов Jasta 7 в Сент-Маргарите, сделан­ный в самом конце войны. На снимке видны два черных триплана, один из ко­торых промаркирован крестами на фю­зеляже и крыльях. Заводской номер это­го самолета установить не удалось, воз­можно - как раз 450/17, может быть 470/17, но вдруг это - тот самый третий триплан, о котором Якобе вспоминал в 70-е годы?

Ротативный двигатель Оберрусель не нравился Якобсу, к тому же со временем к этим моторам стало трудно доставать запасные части. Якобе мечтал о трофей­ном ротативном двигателе. Он пообещал выставить ящик шампанского тому, кто снимет со сбитого вражеского самолета исправный мотор. И ведь получил таки трофейный мотор!

На оба триплана. 450/17 и 470/17, по­ставили двигатели Клерже мощностью 130 л.с. Воздушные винты были английс­кими. В результате такой доработке воз­росла максимальная скорость, триплан Фоккера стал еще более грозным оружи­ем. Вот пример типичного для лета 1918 г. воздушного боя. Описание датирова­но 19 июля:

- Я вырвался вперед группы и обна­ружил двухместный и одноместный само­леты, которые приближались к нам со стороны Бэйлю. Они шли на высоте не более 1500 м, ниже кромки облачности. Самолеты обстреливали наши зенитки. В этот момент меня атаковало звено SE, неожиданно вывалившееся из облаков. Я развернулся в сторону одного SE, но был атакован сзади тремя другими самолета­ми противника. В это время я заметил еще три истребителя Бристоль, они также со­бирались атаковать мой триплан. При­шлось уходить пикированием. К месту боя подтянулось второе звено SE и два наших стаффеля. Бой принимал ожесто­ченный характер, а масштаб схватки рос.

- На короткое время мне удалось пой­мать самолет противника в прицел, но выпустить очередь я не успел. Второму противнику я постарался не дать исчез­нуть из поля прицела.

- Я шел в 50 м за вражеским самоле­том. Я подловил его на развороте. В са­молете противника были видны пробои­ны, сделанные пулями пулеметов моего триплана. Аппарат противника изгото­вился к посадке на нашу территорию. Планировал он очень медленно, к месту посадки бежали наши солдаты.

- Как оказалась я сбил новенький SE.5, пилотом которого был американец 1-й лейтенант A.M. Роберте из 74-й эскад­рильи. Американец воевал всего три ме­сяца, его поразила скорость моего трип­лана. Как человек, пленник производил приятное впечатление, скорбел о гибели Рихтгофена. Американце подарил мне планшет для карт с затежкой-молнией.

Черный триплан Якобса хорошо зна­ли на Фламандском фронте. К 23 июля на счету аса имелось 23 победы, он был удостоен Pour le Merite.

Имя Якобса было известно пилотам союзников. Другой американец капитан О.С Холлерэн из 56-й эскадрильи в сво­ей книге «Янки в RAF» писал: «...Якобе на своем серебристом триплане летел примерно в миле от меня». Конечно, триплан Якобса был окрашен не сереб­рянкой, но сам по себе факт известности Якобса примечателен. Возможно, утрен­нее солнце играло на обшивке черного триплана, а американец принял блики за серебристую окраску. Холлерэн вспоми­нал середину августа:

- Наступление развернулось по всему фронту. Нам не сообщали официально, но я знал - наши противники летчики из эскадрилий Якобса и Рихтгофена. Это были суперпилоты.

Под командованием Якобса Jasta 7 завоевал себе прекрасную репутацию.

Якобе вернулся из отпуска 24 авгус­та, но очередную победу одержал лишь 13 сентября, его жертвой стал RE.8. даль­ше победы пошли одна за одной. В пос­ледующие пять недель ас пополнил свой личный счет 19 сбитыми самолетами и пятью аэростатами. Общий счет составил 47 побед. О памятном для себя воздуш­ном бое 3 октября Якобе рассказал в ин­тервью, данном в послевоенные годы:

- Мы проснулись от треска пулеметом в рева моторов Испана-Сюиза - утренний обстрел аэродрома британскими самоле­тами начался. Мы вскочили в комбине­зоны как были, в пижамах. Механики успели подготовить триплан к полету. За несколько секунд я занял место в кабине, пристегнул привязные ремни и взлетел . Сразу после взлета зашел в хвост SE.5 и разрядил в него пулеметы. Хатем само­лет противника скрылся в облаках, наде­юсь, что я его повредил. Прямо перед носом Dr.l возник еще один SE.5. Я не успел среагировать - лопасти винта по­лоснули по чужому самолету. Триплан потерял управление.

Самолет упал прямо в кучу навоза, который и сделал посадку мягкой. Ас в дерьме, но - живой! Якобе сильно ушиб голову. Летчик говорил о бое с истреби­телями SE.5, но засчитали ему двух «Кэмелов». Триплан после посадки в дерь­мо восстановлению не подлежал (кто ж его мыть-то будет!).

Скорее всего в тот день Якобе разбил Dr.l 470/17. Известно, что в воздушных боях 8-го, 9-го, 15-го и 19-го октября Якобе принимал участие на триплане с изображением головы дьявола - истреби­теле Dr.l 450/17. Вряд ли под занавес войны, когда дела у немцев стали совсем плохи, перекрашивали эмблему на дру­гом самолете.

14 октября американец лейтенант Кеннет Унгер из 210-й эскадрильи док­ладывал о воздушном бое с трипланом черного цвета, который в конечном ито­ге «потерял управление». Пилоты 210-й эскадрильи часто сражались с летчиками

Jasta 7, сам Унгер был далеко не нович­ком - 14 побед, Крест За летные заслуги. Тем не менее, его рапорт вызывает силь­ные сомнения.

Точно установить истину и в рапор­тах немецких летчиков. Очевидно лишь, что не менее 30 из своих более 40 побед Йозеф Якобе держал на трипланах - са­мый высокий результат, достигнутый исключительно на Dr.l.

После окончания Первой мировой войны Якобе сражался в 1919 г. с комму­нистами в Курляндии, затем служил ин­структором в ВВС Турции, занимался авиационным бизнесом, но нашел себя в качестве спортсмена-гонщика. Ас прини­мал участие в соревнования по автогон­кам и по гонкам на катерах.

В годы второй мировой войны вете­ран кайзеровской авиации служил в люф­тваффе , но его вынудили уйти в отстав­ку из-за антинацистских убеждений. Ос­тался в живых Якобе только благодаря вмешательству коллеги по воздушным сражениям Первой мировой войны - Гер­ману Герингу. Скончался Йозеф Якобе в 1978 г. в Мюнхене, ушел последний из 78 летчиков кавалеров Pour le Merite.