Jasta 7 и Йозеф Якобс
Удача трипланов 7-го стаффеля связана только с одним, зато очень успешным, летчиком - стаффельфюрером лейтенантом резерва Йозефом-Карлом Якобсом. За войну Якобе сбил более 40 летательных аппаратов (сам Якобс приводит цифру 47, вообще же количество сбитых в различных источниках варьируется от 41 до 48).
Известно, что Якобе летал на Dr.l в течение длительного периода времени, больше, чем любой другой ас. Йозеф Якобс вместе с Манфредом фон Рихтгофеном и Вернером Фоссом стал наиболее удачливым пилотом, сражавшимся на Dr. 1.
Якобе родился в Рейнланде 15 мая 1894 г. Первые уроки полета он получил в возрасте 18 лет, вскоре пошел добровольцем в военную авиацию. Будущий ас получил боевое крещение в июле 1915 г. в составе Feldflieger Abteilung 11, где он летал на LVG, «Альбатросах», «Авиатике-В» и «Авиатике-С». Несколько раз вступал в бои с французскими самолетами, однако сбитых не имел.
В декабре того же года Якобс освоил истребитель Фоккер «Эйндеккер». 21 марта 1916 г. «Эйндеккеры» из FF1 Abt 11 были сведены вместе с истребителями двух других батальонов в одну крупную часть - Fokkerstaffel West. В составе этого стаффеля Якобе одержал свою первую победу - сбил 12 мая французский Кодрон.
Осенью на основе Fokkerstaffel West был сформирован Jasta 12. Якобса, на счету которого числились одна подтвержденная и две не подтвержденные победы, перевели сначала в Jasta 22, затем - инструктором в Jastaschule I. В новой части летчик пилотировал «Альбатрос» D II 1072/16, на бортах фюзеляжа которого было написано прозвище хозяина самолета - «Kobes». В августе 1917 г. Йозеф Якобе получил назначение командиром действовавшей во Фландрии Jasta 7. За короткий срок, летая на «Альбатросах» и Пфальце, он довел свой счет до 12 побед.
27 февраля 1918 г. Якобе прибыл в авиационный парк 4-й армии в Гент, чтобы получить «новый триплан», скорее всего - Dr.l 470/17. В последующие месяцы он выполнил на этой машине множество боевых вылетов. Якобе также летал на втором своем триплане - Dr.l 470.17. Оба самолета были целиком окрашены в черный цвет - цвет Jasta 7.
В одном из интервью, данном на старости лет, Якобе обмолвился о своем третьем триплане. Документальных подтверждений существования этой машины пока не обнаружено. Все летчики стаффеля, кроме командира, летали на бипланах - «Альбатросах», Пфальцах, позже - Фоккерах D VII.
Отличить биплан от триплана проще простого, поэтому пилоты всегда легко идентифицировали самолет командира.
Известны рапорты летчиков RAF, в которых отмечалось два триплана из Jasta' 7 - вероятно Якобе доверял летать на своей второй машине лучшим пилотам стаффеля. К примеру, Карл Дигелоу вспоминал, что он летал на триплане в период своей службы в 7-м стаффеле.
С другой стороны, Якобе сам летал не только на Dr. 1, но и на «Альбатросах», Пфальцах. Триплан командир предпочитал использовать если предстоял бой на малых высотах, например атака аэростата противника или же к земле прижимала облачность. Якобе объяснял свою приверженность к триплану следующим образом: к середине 1918 г. стало нереальным делом забраться выше британских истребителей, поэтому лучше было «пригласить» противника вниз, где Dr.l обладал преимуществом в маневре.
По началу Якобе не испытывал восторга от Dr.l, вот выдержка из рапорта от 24 марта 1918 г:
- ...третий полет на триплане. Он значительно менее скоростной по сравнению с «Альбатросом» D V. На малых высотах сопоставим по маневренности с британскими самолетами.
Вскоре мнение летчика в отношении триплана улучшилось, но, как Рихард Венц, Якобе считал Dr. 1 слишком неустойчивой платформой для оружия:
- 3 апреля 1918 г. - на высотах до 2000 м триплан превосходит «Альбатрос» и Пфальц, он значительно более маневренный, но при стрельбе слишком неустойчив.
Якобе освоился с трипланом, а вскоре его черный триплан оценил противник. 12 апреля 1918 г. черный триплан завязал собачью схватку с самолетами 'SE.5 из 74-й эскадрильи. Оппонентом
Якобса стал лейтенант Дж.И.Т. Джонс. Джонс первый раз выполнял полет на патрулирование, за лето Джонс собьет более 30 германских самолетов. Джонс уцелел только потому что помнил наставления своего учителя Майка Мэннока:
- Никогда не пытайся вести с триплан маневренный воздушный бой, триплан всегда зайдет в хвост.
Джонс написал в изданной в 1934 г. биографии Мэннока схватку с Якобсом (правда, в то время считали, что противником был Эдуард фон Шлейх):
- На дистанции в две мили и на 2000 футов выше я обнаружил большую группу бипланов, во главе которой летел триплан. Ведущий неприятельской группы отсек меня от наших самолетов. Вскоре он сидел у меня на хвосте, поливая меня пулями. Я перевел самолет в крутое пикирование, удерживая ручку коленями, двигатель вывел на режим максимального газа. Парень на хвосте знал как лучше убить меня, он понимал толк в этой игре.
- Опыт противника ощущался даже в том, как он расходовал боекомплект -берег патроны, стреляя только короткими очередями. Гун находился совсем рядом. Я без труда рассмотрел его самолет - триплан черного цвета с белой полосой вокруг фюзеляжа сразу за кабиной. Немец пилотировал самолет великолепно. Следуя инструкциям Майка я старался лететь змейкой, сбивая противнику прицел. Я попробовал оторваться преднамеренно введя истребитель в крутую нисходящую спираль.
- Не так просто разглядеть на фоне земли с триплана или Пфальца маленький SE.5. Я слышал сзади стокатто пулеметов противника, но пули уже не свистели вокруг. Я взял курс домой, но все-таки не забывал на всякий случай давать поочередно левую и правую педали, постоянно меняя курс.
Якобе упустил свой шанс. Чуть позже он сам чуть было не стал жертвой Бристолей, а в довершении всего винт его триплана пробила выпущенная с земли пуля. Тем не менее, Якобе благополучно вернулся на свой аэродром.
Первую победу на триплане он одержал 11 апреля, а за ней последовали еще и еще. Накануне своего 24-летия, 14 мая, Якобе сбил на триплане два французских аэростата. Его рапорт от 14 мая содержит описание окраски самолета:
- Fok. Dr.l 450/17? Триплан черного цвета с нарисованной на бортах фюзеляжа сразу за кабиной головой дьявола.
- В 04 ч 10 мин я во главе стаффеля взлетел на патрулирование воздушного пространства у линии фронта. Активность авиации противника была низкой, поэтому, заметив в просветах облаков аэростаты, принял решение атаковать их. Выскочив из облаков я короткой очередью зажег один аэростат, затем атаковал второй. В это время унтер-офицер Мертенс на Пфальце расправился с третьим. С земли велся ожесточенный огонь из пулеметов и малокалиберных пушек. Все самолеты стаффеля благополучно вернулись на базу.
Есть основания полагать, что Якобе летал на триплане с красно-белой головой дьявола на бортах до октября. Интересен выбор эмблемы - сам Якобе был ревностным христианином, он никогда не летал без образка в кожаном футлярчике.
Ас описывал окраску своего триплана так: «Черный аэроплан с черными крестами на белом фоне, нанесенными сразу за кабиной на борта фюзеляжа. Руль направления - белого цвета». Существует единственный снимок линейки самолетов Jasta 7 в Сент-Маргарите, сделанный в самом конце войны. На снимке видны два черных триплана, один из которых промаркирован крестами на фюзеляже и крыльях. Заводской номер этого самолета установить не удалось, возможно - как раз 450/17, может быть 470/17, но вдруг это - тот самый третий триплан, о котором Якобе вспоминал в 70-е годы?
Ротативный двигатель Оберрусель не нравился Якобсу, к тому же со временем к этим моторам стало трудно доставать запасные части. Якобе мечтал о трофейном ротативном двигателе. Он пообещал выставить ящик шампанского тому, кто снимет со сбитого вражеского самолета исправный мотор. И ведь получил таки трофейный мотор!
На оба триплана. 450/17 и 470/17, поставили двигатели Клерже мощностью 130 л.с. Воздушные винты были английскими. В результате такой доработке возросла максимальная скорость, триплан Фоккера стал еще более грозным оружием. Вот пример типичного для лета 1918 г. воздушного боя. Описание датировано 19 июля:
- Я вырвался вперед группы и обнаружил двухместный и одноместный самолеты, которые приближались к нам со стороны Бэйлю. Они шли на высоте не более 1500 м, ниже кромки облачности. Самолеты обстреливали наши зенитки. В этот момент меня атаковало звено SE, неожиданно вывалившееся из облаков. Я развернулся в сторону одного SE, но был атакован сзади тремя другими самолетами противника. В это время я заметил еще три истребителя Бристоль, они также собирались атаковать мой триплан. Пришлось уходить пикированием. К месту боя подтянулось второе звено SE и два наших стаффеля. Бой принимал ожесточенный характер, а масштаб схватки рос.
- На короткое время мне удалось поймать самолет противника в прицел, но выпустить очередь я не успел. Второму противнику я постарался не дать исчезнуть из поля прицела.
- Я шел в 50 м за вражеским самолетом. Я подловил его на развороте. В самолете противника были видны пробоины, сделанные пулями пулеметов моего триплана. Аппарат противника изготовился к посадке на нашу территорию. Планировал он очень медленно, к месту посадки бежали наши солдаты.
- Как оказалась я сбил новенький SE.5, пилотом которого был американец 1-й лейтенант A.M. Роберте из 74-й эскадрильи. Американец воевал всего три месяца, его поразила скорость моего триплана. Как человек, пленник производил приятное впечатление, скорбел о гибели Рихтгофена. Американце подарил мне планшет для карт с затежкой-молнией.
Черный триплан Якобса хорошо знали на Фламандском фронте. К 23 июля на счету аса имелось 23 победы, он был удостоен Pour le Merite.
Имя Якобса было известно пилотам союзников. Другой американец капитан О.С Холлерэн из 56-й эскадрильи в своей книге «Янки в RAF» писал: «...Якобе на своем серебристом триплане летел примерно в миле от меня». Конечно, триплан Якобса был окрашен не серебрянкой, но сам по себе факт известности Якобса примечателен. Возможно, утреннее солнце играло на обшивке черного триплана, а американец принял блики за серебристую окраску. Холлерэн вспоминал середину августа:
- Наступление развернулось по всему фронту. Нам не сообщали официально, но я знал - наши противники летчики из эскадрилий Якобса и Рихтгофена. Это были суперпилоты.
Под командованием Якобса Jasta 7 завоевал себе прекрасную репутацию.
Якобе вернулся из отпуска 24 августа, но очередную победу одержал лишь 13 сентября, его жертвой стал RE.8. дальше победы пошли одна за одной. В последующие пять недель ас пополнил свой личный счет 19 сбитыми самолетами и пятью аэростатами. Общий счет составил 47 побед. О памятном для себя воздушном бое 3 октября Якобе рассказал в интервью, данном в послевоенные годы:
- Мы проснулись от треска пулеметом в рева моторов Испана-Сюиза - утренний обстрел аэродрома британскими самолетами начался. Мы вскочили в комбинезоны как были, в пижамах. Механики успели подготовить триплан к полету. За несколько секунд я занял место в кабине, пристегнул привязные ремни и взлетел . Сразу после взлета зашел в хвост SE.5 и разрядил в него пулеметы. Хатем самолет противника скрылся в облаках, надеюсь, что я его повредил. Прямо перед носом Dr.l возник еще один SE.5. Я не успел среагировать - лопасти винта полоснули по чужому самолету. Триплан потерял управление.
Самолет упал прямо в кучу навоза, который и сделал посадку мягкой. Ас в дерьме, но - живой! Якобе сильно ушиб голову. Летчик говорил о бое с истребителями SE.5, но засчитали ему двух «Кэмелов». Триплан после посадки в дерьмо восстановлению не подлежал (кто ж его мыть-то будет!).
Скорее всего в тот день Якобе разбил Dr.l 470/17. Известно, что в воздушных боях 8-го, 9-го, 15-го и 19-го октября Якобе принимал участие на триплане с изображением головы дьявола - истребителе Dr.l 450/17. Вряд ли под занавес войны, когда дела у немцев стали совсем плохи, перекрашивали эмблему на другом самолете.
14 октября американец лейтенант Кеннет Унгер из 210-й эскадрильи докладывал о воздушном бое с трипланом черного цвета, который в конечном итоге «потерял управление». Пилоты 210-й эскадрильи часто сражались с летчиками
Jasta 7, сам Унгер был далеко не новичком - 14 побед, Крест За летные заслуги. Тем не менее, его рапорт вызывает сильные сомнения.
Точно установить истину и в рапортах немецких летчиков. Очевидно лишь, что не менее 30 из своих более 40 побед Йозеф Якобе держал на трипланах - самый высокий результат, достигнутый исключительно на Dr.l.
После окончания Первой мировой войны Якобе сражался в 1919 г. с коммунистами в Курляндии, затем служил инструктором в ВВС Турции, занимался авиационным бизнесом, но нашел себя в качестве спортсмена-гонщика. Ас принимал участие в соревнования по автогонкам и по гонкам на катерах.
В годы второй мировой войны ветеран кайзеровской авиации служил в люфтваффе , но его вынудили уйти в отставку из-за антинацистских убеждений. Остался в живых Якобе только благодаря вмешательству коллеги по воздушным сражениям Первой мировой войны - Герману Герингу. Скончался Йозеф Якобе в 1978 г. в Мюнхене, ушел последний из 78 летчиков кавалеров Pour le Merite.