Fw 190A-4

 

В июле 1942 года выпуск самолетов А-3 свернули в пользу новой модифика­ции Fw 190A-4. Главной особенностью нового самолета стал двигатель BMW 801D-2, приспособленный под систему MW 50. В результате двигатель приобрел возможность кратковременного форсажа за счет впрыскивания в цилиндры смеси воды с метанолом в равной пропорции. При этом двигатель в течение примерно 10 минут развивал мощность 2100 л.с. Однако поставку устройств MW 50 своевременно нала­дить не удалось, поэтому самолеты А-4 факти­чески этого устройства не имели. Хотя теорети­чески возможность доукомплектовать самолеты имелась, на практике устройство MW 50 появи­лось лишь на самолетах А-8.

Кроме того, самолеты А-4 вместо радиостан­ции FuG 7a оснащались более совершенной FuG 16Z. При этом на киле появилась небольшая стойка, к которой крепилась антенна. Эта вне­шняя особенность позволяет легко отличить са­молеты серии А-4. В ходе серийного выпуска -самолетов А-4 вентиляционные отверстия в бор­тах фюзеляжа заменили подвижными жалюзи, бла­годаря чему появилась возможность регулировать температуру двигателя. В связи с ростом числа за­казов, лицензионный выпуск самолетов освоила также фирма «Физлер» из Кассель-Вальдау.

Значительная часть самолетов А-4 не имела пушек MG FF в консолях крыльев. Существо­вали следующие варианты Umruestbausatz:

Fw 190A-4/U1 - истребитель-бомбардировщик с подфюзеляжным пилоном ETC 501 без пушек MG FF. Из-за перебоев в поставках двигателя BMW 801D-2 осенью 1943 года некоторое число машин оснастили старыми моторами С-2.

Fw 190A-4/U3 - истребитель-бомбардировщик, как и U1, но регулярно оснащенный двигателем D-2, а так­же посадочным прожектором, установленным в пере­дней кромке левого крыла. Обозначение A-4/U3 вско­ре изменили на F-1 и дальнейшее развитие этого вари­анта вели уже в рамках серии Fw 190F.

Fw 190A-4/U4 - разведчик с двумя фотокамера­ми Rb 12,5/7x9, две пушки MG FF отсутствовали.

Fw 190A-4/U8 - дальний истребитель-бомбарди­ровщик, способный нести под крыльями два 300-литровых подвесных бака (на креплениях VTr-Ju 87 фирмы «Везерфлюг», прикрытых дюралевыми об­текателями). Бомбы самолет нес на подфюзеляжном пилоте ETC 501. Чтобы облегчить перегруженный самолет, с него сняли все вооружение за исключе­нием двух пушек MG 151/20E. Этот вариант стал основой для следующей серии истребителей-бомбар­дировщиков - Fw 190G, получив при этом обозна­чение Fw 190G-1. Существовал также переходный вариант самолета (вероятно, в единственном экзем­пляре), с новыми держателями V.Mtt-Schloss для подвесных бензобаков.

Кроме модификаций Umruestbausatz на самолетах Fw 190A-4 применялись и упрощенные комплекты Ruestsatz (R), которые часто можно было ставить на самолеты даже силами полевых мастерс­ких, хотя самолет должен был иметь для этого крепления, установленные на заво­де. Следует также здесь опровергнуть миф о необычайной легкости монтажа комплектов Ruestsatz и их взаимозаменя­емости. Некоторые комплекты были столь сложны в установке, что их клас­сификация как Ruestsatz совершенно ус­ловна. Первым комплектом Ruestsatz была пара трубчатых направляющих для ракет класса «воздух-воздух» W.Gr. 21 ка­либра 210 мм. Эти ракеты использова­лись для стрельбы по плотному строю американских бомбардировщиков. Воо­руженные ракетами самолеты обознача­лись как Fw 190A-4/R6. Некоторые ис­точники также сообщают о существова­нии истребителя-бомбардировщика Fw 190A-4/R1, оснащенного радиостанцией FuG 16ZE с дополнительной антенной типа «моран» под левым крылом, что об­легчало непосредственную связь с поле­выми частями. Действительно, некоторое число таких самолетов было выпущено (они также оснащались бомбодержателя­ми ETC 501), но нет точного подтверж­дения того, что этой модификации при­сваивалось какое-либо обозначение.

Всего выпустили чуть более 900 само­летов Fw 190A-4.