Fw 190A-5

 

В ходе экспериментов над Fw 190A3/ U1 конструкторы из коллектива Блазера установили, что дополнительное оснаще­ние самолета может привести к заметно­му смещению центра тяжести. Чтобы ус­транить этот недостаток, было решено удлинить мотораму на 15 см.

Новую мотораму начали ставить на все собираемые истребители. В результа­те его общая длина увеличилась до 9100 мм. Самолет получил обозначение Fw 190А-5, его выпуск начался в ноябре 1942 года. В остальном конструкция самоле­та изменилась мало. В частности, само­леты получили новый искусственный го­ризонт и усовершенствованное кислород­ную аппаратуру. Устройство опознава­ния «свой-чужой» FuG 25a стало стандар­тным элементом комплектации. Увеличи­ли площадь и сместили кпереди люк до­ступа в хвостовой отсек фюзеляжа. Стан­дартное вооружение осталось прежним: 2xMG 17, 2xMG 151/20E, 2xMG FF.

Существовали следующие варианты Umruestbausatz на базе серии А-5:

Fw 190A-5/U1 - аналог A-4/U1, иногда оснащаемый двигателем BMW 801C-2.

Fw 190A-5/U2 - дальний истребитель-бомбардировщик, приспособленный для действия ночью. По этой причине само­лет оснастили пламегасителями на вых­лопных патрубках. Бомбодержатель ETC 501 под фюзеляжем, два 300-литровых бака под крыльями на замках V.Mtt-Schloss (Verkleidetes Messerschmitt Schloss). В передней кромке установили фотопулемет ЕК16 и посадочный про­жектор. Пушки MG FF демонтированы. На базе этого самолета был создан ноч­ной истребитель, оснащенный радаром FuG 217 «Neptun J-2». Число таких ис­требителей неизвестно (есть данные толь­ко об одном таком самолет без бомбодер­жателя, фотопулемета и прожектора).

Fw 190A-5/U3 - истребитель-бомбар­дировщик с замком ETC 501 и без пушек MG FF. Позднее этому варианту присво­или обозначение Fw 190F-2. Существовал также тропический вариант этого само­лета с противопылевыми воздушными фильтрами - Fw 190A-5/U3/tp (F-2/tp).

Fw 190A-5/U4 - разведывательный самолет с двумя фотокамерами Rb 12,5/ 7x9 и без пушек MG FF. Существовал тропический вариант самолета - Fw 190A-5/U4/tp.

Fw 190A-5/U8 - дальний истребитель-бомбардировщик с двумя подвесными баками под крыльями и бомбодержате­лем ETC 501 под фюзеляжем. Самолет был вооружен только двумя пушками MG 151/20E. Позднее этот вариант обо­значался как Fw 190G-2.

Fw 190A-5/U9 - экспериментальный самолет, у которого под капотом вместо пулеметов MG 17 установили пулеметы MG 131 калибра 13 мм, а в крыльях пару MG FF заменили пушками MG 151/20E. Построили всего два таких самолета (W.Nr. 150812 и 150816). Один из них (W.Nr. 150816, BH+CF) позднее оснащал­ся различными модификациями двигате­ля BMW 801 (прототип V35).

Fw 190A-5/U10 - экспериментальный вариант (два экземпляра W.Nr. 150861 и 150862), который послужил для создания серийного истребителя с тяжелым воору­жением: 20 и 30 мм пушками. Самолет нес два MG 17 и четыре MG 151/20Е. Позднее на его базе появилась серия А-6.

Fw 190A-5/U11 - штурмовик с двумя пушками «Рейнметалл-Борзиг» МК 103 калибра 30-мм, установленными в гондо­лах под крыльями. Существовал только один экземпляр (W.Nr. 151303, RG+ZA). Этот тип вооружения затем стандартизи­ровали как Ruestsatz 3 (R3).

Fw 190A-5/U12 - вооружение самоле­та усилили до шести MG 151/20E. Допол­нительную пару пушек установили под крыльями в гондолах WB 151/20 с двумя пушками в каждой. Итого вооружение самолета состояло из двух MG 17 и шес­ти MG 151/20E. Это вооружение стандар­тизовали как R1. Построили два экземпляра (W.Nr. 150813, ВН+СС и W.Nr. 150814, BH+CD).

Fw 190A-5/U13 - три прототипа: V42. W.Nr. 151083, GC+LA; V43, BH+CG, W.Nr. 150817 и V44, W.Nr. 150855. Даль­ний истребитель-бомбардировщик с дву­мя держателями под крыльями V.Fw.Trg (Verkleideter Focke-Wulf Traeger) способ­ными нести два 300-литровых бака или две 250-кг бомбами. Кроме того, самолет оснащался автопилотом и устройством перерезки тросов аэростатов загражде­ния. Один самолет (GC+LA) оснастили кассетными пламегасителями на выхлоп­ных патрубках. Пушечное вооружение состояло из двух пушек MG 151/20E у основания крыльев. Затем самолет серий­но выпускался как Fw 190G-3.

Fw 190A-5/U14 - торпедоносец, спо­собный нести авиационную торпеду LT F5b на держателе ETC 502. Самолет так­же оснастили увеличенным хвостовым оперением как на Та 152 и хвостовым колесом с удлиненной стойкой, чтобы торпеда не цеплялась стабилизатором за землю. Вооружение состояло из двух пу­шек MG 151/20E. Были собраны два про­тотипа: TD+SI, W.Nr. 150871 и TD+SJ, W.Nr. 150872.

Fw 190 A-5/U15 - экспериментальный самолет (VL+FG, W.Nr. 151282). Само­лет нес безмоторную летающую бомбу «Блом-унд-Фосс» 246 Hagelkorn (LT 950), предназначенную для поражения надвод­ных целей. Бомба управлялась по радио устройством ALSK 121 фирмы «Аскания». Интенсивные испытания проходи­ли во второй половине 1943 года. Затем к проекту присоединился самолет серии A-8/F-8, W.Nr. 130975, но вскоре от даль­нейших испытаний отказались, когда выявилась недостаточная прочность кон­струкции бомбы BV 246.

Fw 190A-5/U16 - прототип истребите­ля с усиленным вооружением, предназна­ченным для борьбы с тяжелыми бомбар­дировщиками. Вместо пушек MG FF ус­тановлены тяжелые пушки «Рейнметалл-Борзиг» МК 108 калибра 30 мм в гондо­лах под крыльями.

Fw 190A-5/U17 - истребитель-бомбар­дировщик с бомбодержателем ETC 501 и четырьмя ETC 50 (2x2 бомбы по 50 кг) под крыльями. Вместе с A-5/U3 стал об­разцом для самолетов Fw 190F - Fw 190F-3/R1. Самолет без пушек MG FF, суще­ствовал тропический вариант самолета.

Кроме того, существовали самолеты Fw 190A-5/R6, которые использовались для системы ПВО Рейха (Reichsverteidigung). Следует также упо­мянуть о самолетах Fw 190A-5 с наруж­ными воздухозаборниками для наддува. Этот самолет предполагался на роль стандартного варианта, но от него отка­зались из-за резко возросшего лобового сопротивления. Известен снимок самоле­та Fw 190A-5 из II./JG 54 на Восточном фронте, который нес под крыльями че­тыре (2x2) бомбодержателя ETC 50.

Осенью 1943 года один самолет А-5 (W.Nr. 157347) превратили в прототип V45, оснастив его устройством GM 1. Устройство GM 1 обеспечивало впрыск в цилиндры закиси азота (N2O), что по­зволяло улучшить характеристики двига­теля на больших высотах. Это устройство стандартизовали как R4.

В связи с запланированным началом выпуска двигателя BMW 80IF мощнос­тью 2400 Л.С./1765 кВт, предназначенных для самолетов серий А-9 и А-10, в декаб­ре 1943 года было решено установить новый мотор на планер самолета А-5 W.Nr. 410230 (V34). Серийного выпуска двигате­ля BMW 80IF так и не начали, а серия А-9 получила двигатели серии TS/TU.