Fw 190F-8

 

Это была самая многочисленная се­рия самолетов Fw 190F, созданная на базе истребителя А-8. В марте 1944 года вы­пуск самолетов Fw 190F-8 развернули на фирме «Арадо» в Варнемюнде, а в апре­ле к выпуску подключилась фирма «НДВ» в Висмаре.

На самолет ставили двигатель BMW 801D-2, работавший на бензине СЗ с ок­тановым числом 96. Самолет оснащался дополнительным впрыском, связанным с левым подающим каналом наддува. Бла­годаря этому можно было аварийно уве­личить мощность двигателя на 10-15 ми­нут на высотах до 1000 м. Оснащение са­молета было во многом идентично с А-8, хотя вместо радиостанции FuG 16ZY с апреля 1944 года ставили радиостанцию FuG 16ZS, обеспечивавшую непосред­ственную связь с наземными частями на поле боя. Лишь немногочисленные экзем­пляры серии выпускались в тропическом варианте. Характерной чертой самолетов F-8 была расширенная задняя часть фо­наря кабины. Новый фонарь внедрили во второй половине 1944 года. Этой мерой улучшался обзор вперед и вниз, что было очень важно при атаке наземных целей. Пулеметно-пушечное вооружение само­лета состояло из двух крупнокалиберных пулеметов MG 131 в фюзеляже и двух пушек MG 151/20E в крыльях.

У многих F-8 первых производствен­ных серий имелось дополнительное бро­нирование по типу F-3, но позднее от него отказались, чтобы не перегружать самолет. Схему бронирования на F-8 уни­фицировали с А-8. Поскольку самолеты А-8 также стандартно оснащались бом­бодержателем ETC 501 под фюзеляжем, этот бомбодержатель получали и все F-8, но без стабилизаторов для сбрасывае­мого бензобака.

В начале 1944 года в связи с тяжелым положением на Восточном фронте потре­бовался штурмовик, способный бороть­ся с тяжелыми бронеобъектами: танками и бронепоездами. Для самолетов F-8 по­требовалось иное вооружение помимо бомб. Но это была трудная проблема, по­скольку люфтваффе не располагало надеж­ными образцами такого вооружения, пригодными для установки на истребители. Предстояли долгие поиски подходящей системы методом проб и ошибок.

Прежде всего, для испытаний выбра­ли ракеты W.Gr. 28/32 калибра 280 мм с мощной фугасной боеголовкой. Однако практическое применение их оказалось невозможным в связи с их баллистичес­кой траекторией и неустойчивостью на курсе. Затем самолет попробовали осна­стить батареями ракетных установок Panzerschreck 1 в виде двух батарей по три трубы, подвешенные под крыльями на держателях ETC 50 или ETC 71. Каж­дая труба заряжалась ракетой с кумуля­тивной боеголовкой. Вскоре появились новые установки Panzerschreck 2 (PD 8,8), которые подвешивались батареями по две трубы. Ракеты калибра 88 мм также имели кумулятивную боеголовку. Раке­ты можно было выпускать по одиночке или залпом. На вооруженном таким об­разом самолете Fw 190F-8/tp (W.Nr. 580383, CM+WL) серию пробных поле­тов совершил майор Эггерс с базы Удетфельд. Результаты оказались достаточно благоприятными, хотя имелись недостат­ки: малая дальность полета (всего 137 м) и не самая высокая точность. Тем не ме­нее, в октябре 1944 года некоторое число самолетов Fw 190F-8 было вооружено батареями Panzerschreck 2 и применялось на Восточном фронте.

В декабре 1944 года появились более эффективные установки Panzerblitz I (Pb 1), состоявшие из шести или восьми ра­кет «воздух-воздух» R4M, приспособлен­ных для борьбы с танками с помощью 80-мм боеголовок М8, способных пробивать броню толщиной до 90 мм. Установка РЬ 1 имела практическую дальность стрель­бы 200 м. Одним недостатком было то, что в момент пуска ракет самолет должен был лететь со скоростью не более 490 км/ ч. Ракеты можно было пускать парами, или двумя залпами по 8. До февраля 1945 года люфтваффе получило 115 самолетов Fw 190F-8/Pb 1.

Затем появились установки Panzerblitz 2, где ракеты оснащались ку­мулятивной боеголовкой, способной пробивать броню толщиной до 180 мм. Разрабатывались также установки Panzerblitz 3 с 210-мм кумулятивными боеголовками у ракет, но до конца вой­ны боевого применения РЬ 3 не нашли. Также как и установка AG 140 (Abschussgeraet), представлявшая собой батарею двух 210-мм ракет другого типа, чем РЬ 3. Испытания AG 140 проходили на трех Fw 190: V78 (W.Nr. 551103), V79 (W.Nr. 583303) и V80 (W.Nr. 586600).

Кроме описанных выше ракетных ус­тановок, на самолеты F-8 пытались уста­новить и другие типы вооружения. Напри­мер спаренные пусковые установки «Рейн-металл» SG 11 ЗА Foerstersonde, располо­женные диагонально в крыльях и направ­ленные вниз. Спуск происходил автомати­чески при пролете над танком с помощью зонда Фёрстера, реагировавшего на маг­нитное поле танка. В октябре 1944 года в испытательном центре FGZ подготовили прототип Fw 190V75 (W.Nr. 582701), а так­же другой самолет (W.Nr. 586586), а в де­кабре к программе подключили еще один Fw 190 (W.Nr. 933425). Однако установка оказалась недостаточно эффективной, и от ее применения отказались.

В июне 1944 года коллектив испыта­телей под руководством полковника Гаупта (Versuchsgruppe Oberst Haupt) пред­ложил огнемет Gero II - в трех модифи­кациях: А, В и С. Огнемет предназначал­ся для борьбы с наземными целями. В феврале 1945 года огнемет решили ус­тановить на несколько Fw 190F-8, но не известно на какой стадии эти работы прервала война, и был ли проект вооб­ще реализован.

Проводились также испытания само­летов F-8, оснащенных управляемыми по проводам ракетами «воздух-воздух» «Руршталь» Х-4 (Ru 322), оснащенных кумулятивными боеголовками. В испы­таниях участвовали прототипы Fw 190V69 (W.Nr. 582072), V70 (W.Nr. 580029) и три серийных F-8 (W.Nr. 583431, 583438 и 584221). Испытывались и новые ракеты «Руршталь» Х-7 (Ru 347) «Rotkaeppchen), а также «Хеншель 298». Проводились испытания и с безмоторны­ми летающими бомбами BV 246 (LT 950) «Hagelkorn». Вероятно, самолеты Fw 190F-8 также могли нести специальные бомбы SB 800RS, известные также под названием Prismen Rollbombe «Kurt» 1 или 2. Бомбы предназначались для разрушения плотин на водохранилищах. Пробные бом­бометания осуществлялись на базе в Лебе в Поморье, но не известно, участвовали ли в них самолеты Fw 190F.

В число боевых задач, поставленных перед Fw 190F-8, входила также и борь­ба с надводными целями. Торпедное во­оружение было стандартизовано в виде некоторых типов Umruestbausatz.

Fw 190F-8/U1 - дальний истребитель-бомбардировщик (предназначенный за­менить снятый с производства Fw 190G-8), оснащенный под крыльями замками V.Mtt-Schloss для подвески дополнитель­ных 300-литровых баков. У некоторых самолетов вместо замков имелись бомбо­держатели ETC 503, что позволяло брать на внешнюю подвеску две 250-кг бомбы (в этом случае подвесной бак брался на держатель ETC 501 под фюзеляжем). Воз­можна была подвеска бомб на всех трех бомбодержателях (500 + 2x250), что ог­раничивало дальность полета, но зато превращало Fw 190 в настоящий бомбар­дировщик, способный брать тонну бомб.

Fw 190F-8/U2 - торпедоносец с двумя держателями ETC 503 под крыльями или держателем ETC 504 (первоначально ETC 501). Самолет оснащался специаль­ным прицелом TSA 2A (Tiefsturzanlage 2А), предназначенных для прицельного сброса авиационных бомботорпед ВТ (Bombentorpedo). которыми можно было атаковать с больших высот и под более острым углом пикирования, чем обычны­ми авиаторпедами LT (Lufttorpedo). Са­молет мог нести две бомботорпеды ВТ400 или одну ВТ700. Пушечно-пулеметное вооружение самолета состояло всего из двух пулеметов MG 131 под ка­потом. Несколько таких самолетов дей­ствовало в составе 11./KG 200.

Fw 190F-8/U3 - торпедоносец, при­способленный для переноса тяжелой тор­педы ВТ1400. Торпеду подвешивали под фюзеляж на держатель ETC 502, разра­ботанный в TWP GotenhafenHexengrund. Кроме того, самолет получил удлинен­ную стойку хвостового колеса, чтобы торпеда не цеплялась за землю. Самолет оснащался прицелом TSA 2, сопряжен­ным с радиоальтиметром FuG 101. Само­леты оснащались двигателями BMW 801TS мощностью 2000 Л.С./1470 кВт. Кроме того, самолеты имели горизон­тальный стабилизатор от Та 152.

Fw 190F-8/U4 - ночной бомбардиров­щик-торпедоносец, оснащенный двигате­лем BMW 801TS, оснащенным пламега­сителем на выхлопных патрубках. Само­леты также оснащались автопилотом PKS 1, радиоальтиметром FuG 101, при­целом TSA 2A и другим оборудованием, облегчавшим навигацию ночью. Воору­жение в виде бомб или торпед можно было подвешивать под крыльями на дер­жатели ETC 503. Пулеметно-пушечное вооружение самолета состояло всего из двух 20-мм пушек MG 151/20E в крыль­ях. Вероятно, был построен только один самолет (W.Nr. 586596). Известно, что NSGr 20 располагала несколькими Fw 190F-8 с пламегасителями и держателя­ми под крыльями, но это были не F-8/U4, а доработанные G-8 или F-8/U1.

Fw 190F-8/U5 - упрощенный F-8/U2 без некоторых деталей внутреннего обо­рудования.

Выпуск Fw 190F-8 осуществлялся в основном по лицензии. Кроме вариантов Umruestbausatz выпускались и комплек­ты Ruestsatz.

Fw 190F-8/R1 - истребитель-бомбар­дировщик с четырьмя бомбодержателя­ми ETC 50 под крыльями для 50-кг бомб. Затем ввели бомбодержатели ETC 70 для 70-кг бомб (например, для кассетных бомб АВ 70). Выпускались также само­леты с бомбодержателями обоего типа (по одному ETC 50 и ETC 70 под каждым крылом).

Fw 190F-8/R3 - штурмовик, воору­женный пушками МК 103 калибра 30 мм, подобный A-5/U11, но с измененными масками и станками пушек. Построено всего два экземпляра.

Fw 190F-8/R13 - ночной бомбарди­ровщик-торпедоносец, аналог обозначе­ния F-8/U4.

Fw 190F-8/R14 - торпедоносец, воо­руженный торпедами TL F5b и LT 1В на держателе ETC 502. Это было развитие Fw 190A-5/U14. Самолет оснащен удли­ненной стойкой хвостового колеса и го­ризонтальным стабилизатором от Та 152. На самолет ставили форсированный дви­гатель BMW 801TS.

Fw 190F-8/R15 - аналог F-8/U3.

Fw 190F-8/R16 - аналог F-8/U2.