Окраска и обозначения

 

Первые прототипы Fw 190V1 и V2 несли единый камуфляж люфтваффе, ко­торый в 1937-40 г.г. использовали на всех типах самолетов. Нижняя сторона само­лета закрашивалась цветом RLM 65 Hellblau, а верхняя сторона и борта фю­зеляжа получали сегментный камуфляж в двух оттенках зеленого цвета: RLM 70 Schwarzgruen и RLM 71 Dunkelgruen. Цветовые пятна имели резкие границы и угловатую форму. Некоторые первые са­молеты серии А-0 целиком окрашивали краской RLM 02 Grau. Остальные А-0 и серийные самолеты получили новый ка­муфляж, который первое время исполь­зовался только на истребителях. Камуф­ляж состоял из пятен RLM 74 Dunkelgrau и RLM 75 Grauviolett. Пятна имели плав­ную границу и округлые очертания. Ниж­няя сторона и борта самолета целиком закрашивались светлой краской RLM 76 Lichtblau. Как правило, борта самолета дополнительно покрывали нерегулярны­ми пятнами, сделанными из пульвериза­тора. Для этих пятен обычно использо­вали краску RLM 74, 75 или реже 02 и 70. В середине 1944 года появились но­вые краски, предназначавшиеся преимущественно для истребительной авиации. Это были RLM 81 Brauviolett, 82 Dunkelguen/Hellgruen и 83 Lichtgruen. Следует иметь в виду, что производите­ли красок часто не выдерживали рецеп­туру, и оттенок краски мог заметно от­личаться от эталонного. Схема окраски осталась прежней, но цвет RLM 74 заме­нили цветом RLM 82 или 83, а пятна на бортах фюзеляжа делали красками RLM 81 или 83. Но границы между пятнами теперь делали, как правило, резче. Кок винта на заводе выкрашивали краской RLM 71. Ha Fw 190A-1 четверть кока окрашивали в белый цвет RLM 21. В ча­стях кок целиком перекрашивали в цве­та той эскадрильи, в составе какой дей­ствовал самолет. Описанный выше ка­муфляж был характерен для самолетов, действующих на Европейском ТВД.

 

Цветовые сочетания полос быстрой иденти­фикации на фюзеляже самолетов, действовав­ших к составе системы ПВО Рейха (Reichsverteidigung).

Цвета указаны в направ­лении от носа к хвосту.

JG 1 - красный

JG 2 - желтый-белый-желтый

JG 3 - белый

JG 4 - черный-белый-черный

JG 5 - черный-желтый

JG 6 - красный-белый-красный

JG 7 - синий-красный

JG 11 - желтый

JG 26 - черный-белый

JG 27 - зеленый

JG 51 - зеленый-белый-зеленый

JG 52 - красный-белый

JG 53 - черный

JG 54 - синий

JG 77 - красный (1944), позже белый-зеленый

JG 300 - синий-белый-синий

JG 301 - красный (1944), позже желтый-черный

12./JG 301 - белый-зеленый-белый

ISS 1 - синяя и зеленая клетка.

 

Цвета RLM

RLM 00 - Wasserhell (бесцветный лак)

RLM 01 - Silber

RLM 02 - Grau

RLM 04 - Gelb

RLM 05 - Lasur

RLM 21 - Weiss

RLM 22 - Schwarz

RLM 23 - Rot

RLM 24 - Dunkelblau

RLM 25 - Hellgruen

RLM 26 - Braun

RLM 27 - Gelb

RLM 28 - Weinrol

RLM 41 - Grau

RLM 61 - Dunkelbraun

RLM 62 - Gruen

RLM 63 - Grau (Lichtgrau/Gruengrau)

RLM 64 - Lichtblau

RLM 65 - Hellblau

RLM 66 - Schwarzgrau

RLM 67 - Dunkelolivgruen

RLM 68 - Hellolivgruen

RLM 69 - Lichtlohfarbe

RLM 70 - Schwarzgruen

RLM 71 - Dunkelgruen

RLM 72 - Gruen

RLM 73 - Gruen

RLM 74 - Dunkelgrau/Gruengrau

RLM 75 - Grauviolett

RLM 76 - Lichtblau/Hellblau

RLM 77 - Hellgrau

RLM 78 - Hellblau

RLM 79 - Sandgelb

RLM 80 - Olivgruen

RLM 81 - Braunviolett/Dunkelgruen

RLM 82 - Dunkelgruen/Hellgruen

RLM 83 - Lichtgruen

RLM 99 - Gelbgruen

 

Зимой на Восточном фронте верхнюю сторону самолета покрывали белой смы­ваемой краской. Самолеты Fw 190 из JG 51 «Мёльдерс» и JG 54 «Грюнгерц», дей­ствовавшие на севере имели специфический камуфляж, представлявший собой нерегу­лярные пятна 2-3 оттенков зеленого (как правило это были RLM 70 и 71 с добавле­ниями RLM 04 Gelb и 25 Hellgruen).

Fw 190F из SG 4, действовавшие на Средиземноморье, несли специфический камуфляж. Верхнюю сторону самолета покрывали коричневой краской RLM 79 Sandgelb, поверх которой наносили пуль­веризатором небольшие пятна RLM 80 Olivegruen. Снизу самолеты выкрашивал краской RLM 78 Hellblau, позднее RLM 97. Истребители-бомбардировщики Fw 190G из SKG 10, совершавшие ночные налеты на Великобританию, снизу окра­шивали черной смываемой краской. Чер­ной постоянной краской RLM 22 Schwarz окрашивали снизу некоторые истребите­ли из частей «Wilde Sau». Кроме того, сверху ночные истребители могли быть окрашены серой краской RLM 75.

Самолеты, летающие в составе бое­вых частей, несли цветной тактический номер. Цвет номера определял принад­лежность самолета к тому или иному зве­ну. Кроме того, цветная метка имелась на коке винта. Иногда ее делали в виде спи­рали. В зависимости от ТВД использова­лись различные цветные элементы быст­рой идентификации. Обычно это была цветная полоса вокруг хвостовой части фюзеляжа, метки на оконцовках крыль­ев, а также цветная нижняя часть капота (и руль направления). На Восточном фронте элементы быстрой идентифика­ции обычно были желтого цвета, а на Средиземноморье и в Северной Африке - белые. Но имелись и исключения. На­пример самолеты из JG 2 и JG 26, дисло­цированные во Франции, имели желтый капот и руль направления, но без поло­сы на фюзеляже и меток на оконцовках крыла. В 1944 году в истребительных ча­стях ввели двух- трехцветные полосы на фюзеляже, позволявшие идентифициро­вать часть в составе системы ПВО Рейха. Во многих частях самолеты дополнитель­но украшались изображением эмблемы части (полка, эскадрильи или звена), а также личными эмблемами пилотов.

Международными опознавательны­ми знаками люфтваффе служили балоч­ный крест (Balkenkreuz) и свастика (Hakenkreuz). Опознавательные знаки наносили на обеих сторонах крыла и киля, а также по бортам фюзеляжа. При этом на киле была свастика, а на крыль­ях и фюзеляже балочный крест в полном или упрощенном варианте. До 1943 года преобладала полная форма креста, то есть черный крест с белым и черным кан­том. Потом от черного канта отказались, оставив только белый. В конце войны свастику стали изображать в виде тонко­го черного контура без внутренней залив­ки, а от балочного креста оставили толь­ко четыре угла.