Reichsverteidigung

 

В 1943 году английская и американс­кая авиация начала систематические бом­бардировки объектов на территории Рей­ха. Потребовалось создать адекватную систему противовоздушной обороны Рейха, способной отражать как дневные, так и ночные налеты. В этой системе час­тям на истребителях Fw 190А выпадала непосредственная борьба с бомбардиров­щиками противника. Хорошо брониро­ванные и вооруженные Fw 190A-8/R7 и A-8/R8 атаковали союзнические бомбардировщики. Весной 1943 года были сфор­мированы части «Вильде Зау» - ночных истребителей. Творцом «Вильде Зау» стал майор Хайо Германн.

Примером деятельности истребите­лей Германна был вылет в ночь с 23 на 24 августа 1943 года на перехват английских бомбардировщиков, шедших бомбить Берлин. Перехват координировался с другими полками ночной истребитель­ной авиации: NJG 1, 3,4 и 5, которые ата­ковали англичан на подлете и обратном пути. В районе Берлина действовали ис­требители Германна. Англичане потеря­ли 30 бомбардировщиков над Берлином и еще 27 на обратном пути. Из 727 уча­ствовавших в налете машин на базу не вернулось 9%. Пилоты «Вильде Зау» за­писали на свой счет 7 бомбардировщи­ков, в том числе капитан Фридрих-Карл Мюллер - 3. Ночные «Фокке-Вульфы» действовали эффективнее, чем Bf ПО, Ju 88 и Do 217. За свои заслуги Германн в конце августа был произведен в подпол­ковники, а 2 августа получил Дубовые Листья Рыцарского креста.

Позже, в феврале 1944 года, JG 300, JG 3001 и JG 302 переформировали в мно­гоцелевые полки, способные действовать днем, ночью и в условиях нелетной погоды. Пилоты этих трех полков сбили боль­ше всего американских бомбардировщи­ков В-17 и В-24, а также перехватили мно­жество самолетов «Москито». Аналогич­ный круг задач решали группы IV.(Sturm)/JG 3 (капитан Вильгельм Мориц) и IV.(Sturm)/JG 4 (подполковник Ганс-Гюнтер фон Корнацки). Как прави­ло, бронированные и хорошо вооружен­ные «Фокке-Вульфы» занимались непос­редственной борьбой с бомбардировщи­ками противника, тогда как стандартные самолеты и «Мессершмитты» связывали боем истребители сопровождения.

15 августа 1944 года американцы предприняли массированный налет. Ко­лоссальное соединение бомбардировщи­ков занимало в воздухе пространство ши­риной 8 км, длиной 20 км и высотой 5 км. В перехвате участвовали 60 Fw 190 из Stab./JG 300, IV.(Sturm)/JG 3 и Il.(Sturm)/ JG 300. Битва продолжалась в течение по­лучаса в районе Трира. Каждый из немец­ких пилотов заявил хотя бы по одному сбитому американскому бомбардиров­щику. Итоговый счет выглядел следую­щим образом: Штурмовая группа «Мориц» (JG 3) - 41 победа, штурмовая груп­па Бречнайдер (JG 300) - 30 побед. Stab./ JG 300 - 7 побед. «Мессершмитты» из JG 300 заявили 17 сбитых американских ис­требителей. Около 80% заявленных ре­зультатов получило подтверждение. По­тери немцев в тот день составили девять машин. Уже на следующий день амери­канская 91-я бомбардировочная группа предприняла новый налет. На этот раз бомбардировщики были перехвачены в районе Халле. В первом же заходе пило­ты IV.(Sturm)/JG 3 сбили два В-17, а во втором заходе - еще четыре. Обер-лейтенант Тихи, израсходовав боекомплект, таранил «Летающую Крепость». Его Fw 190 застрял внутри фюзеляжа американ­ского бомбардировщика, который тут же рухнул на землю, погребя под своими об­ломками американский экипаж и немец­кого пилота. Посмертно Тихи представи­ли к Рыцарскому кресту.

После этих ожесточенных боев насту­пила передышка. Обе стороны восполня­ли потери.

По состоянию на 24 сентября 1944 года действовали следующие штурмовые группы на Fw 190:

StabVJG 300 (майор Даль), Fw 190А-8, A-8/R2, Финстервальде.

II.(Sturm)/JG 300 (капитан Петере), Fw 190A-8, A-8/R2, Финстервальде.

IV.(Sturm)/JG 3 (капитан Мориц), Fw 190А-8, A-8/R2, Альтено.

II.(Sturm)/JG 4 (майор Шредер), Fw 190А-8, A-8/R2, Везлов.

27 сентября американцы совершили серьезную ошибку. 315 бомбардировщи­ков вылетели бомбить заводы «Хеншель» в Касселе. В полете 37 бомбардировщиков В-24 из-за навигационной ошибки от­делились от основных сил и оказались над Геттингеном, где и сбросили бомбы. Через 10 минут на месте оказались немец­кие истребители Fw 190 из II.(Sturm)/.IG 4 и IV.(Sturm)/JG 3, а также Bf 109G-14/ AS из I. и II./JG 4. Началась бойня. 25 «Либерейторов» было сбито, а еще 4 по­лучили тяжелые повреждения и призем­лились в Бельгии. Резню прекратило лишь появление «Мустангов» из 361-й ис­требительной группы.

17 августа 1943 года в бою с Р-47 по­гиб командир II./JG 26 майор Вильгельм-Фердинанд Галланд, второй брат генера­ла Адольфа Галланда. До своей гибели майор заявил 55 сбитых самолетов, в том числе 8 четырехмоторных бомбардиров­щиков. Но наиболее успешными охотни­ками на бомбардировщики были обер-лейтенант Герберт Ролльваге из JG 53 (44 бомбардировщика на 102 победы), май­ор Георг-Петер Эдер (36/78), командир JG 300 полковник Вальтер Даль (36/128), обер-лейтенант Конрад Бауэр из II.(Sturm)/JG 300 (32/68), капитан Вернер Герт (25/30), капитан Ганс Вайк из IV.(Sturm)/JG 3 (22/36), а также майор Эрнст Бёрнген из JG 27 (24/45).

Утром 1 января 1945 года почти все истребители, находившиеся на западе Рейха, приняли участие в операции «Боденплятте», имевшей целью уничтожить союзнические аэродромы на континенте. Сомнительный успех операции обошел­ся люфтваффе слишком дорогой ценой. Базу В-61 в Сен-Дени (Западная), где дис­лоцировалось 131-е польское истребительное крыло (302-я, 308-я и 317-я эскад­рильи) атаковали Fw 190A-8 и А-9 из I./ JG 1 (капитан Г. Гакбарт) и II./JG 1 (капитан Г. Штайгер). В момент атаки 308-я и 317-я эскадрильи оказались в воздухе в районе аэродрома. В результате немцам пришлось вести воздушный бой. 17 не­мецких пилотов погибло, 4 попали в плен, то есть потери составили 30%. Сре­ди погибших оказался командир I./JG 1 капитан Георг Гакбарт (13 побед). Его сбили зенитчики. Тем не менее, немцам удалось уничтожить на земле до 40 само­летов, еще два «Спитфайра» были сбиты в бою. Многие Fw 190 и Bf 109 по ошиб­ке попали под дружественный зенитный огонь. Всего немцам удалось уничтожить на земле и в воздухе около 350 самоле­тов, еще более 100 машин повредить. Удары были нанесены и по наземным строениям.

Январь сложился неудачно для пило­тов Fw 190. 14 января около 10:30 немец­кие истребители вылетели на перехват 600 бомбардировщиков 8-го воздушного флота, шедших в сопровождении 350 ис­требителей Р-47 и Р-51. Целью американ­цев были заводы в центре Германии. Дру­гая армада из 400 бомбардировщиков атаковала цели в районе Кёльна. Fw 190А-8 и A-8/R8 из II.(Sturm)/JG 300 ата­ковали «Летающие Крепости» и сбили 9 В-17. Но вскоре подоспели «Мустанги». Первым был сбит унтер-офицер Райнхольд Хоффман из 7. Strumstaffel. Следу­ющим погиб обер-фенрих Ганс Дамрау из 6-го штурмового звена. Затем были сбиты еще четверо пилотов, из которых трое погибли: ефрейтор Ганс Кисслинг, обер-фенрих Клаус Людеке и унтер-офи­цер Йозеф Швайгер. Попытка пилотов JG 301 прийти на выручку закончилась катастрофой. В получасовом бое амери­канцы сбили 29 Fw 190 из JG 301, поте­ряв только восемь машин.

Это был не единственный бой в тот день. Над Голландией союзники сбили 11 Fw 190 из I./JG 1. В это же время остатки IV./JG 54 в районе Мюнстера попали на прицел американцам и англичанам. Чет­веро немецких пилотов погибло, двое по­лучили тяжелые ранения. IV./JG 54 прекратила свое существование как боевая единица. Также и IV./JG 3 была разгром­лена английскими «Темпестами». Двое немецких пилотов погибло. Позднее над Голландией группа потеряла еще шесть Fw 190, лишь четверым пилотам удалось выпрыгнуть с парашютом.

Всего 14 января 1945 года люфтваф­фе потеряло на Западе 106 пилотов уби­тыми и пропавшими без вести, 33 пило­тов раненными. Система ПВО Рейха фак­тически прекратила свое существование. Было решено отказаться использовать Fw 190 для борьбы с бомбардировщика­ми. Впредь эту задачу возложили на ре­активные Me 262.

В период между 17 и 23 января остат­ки JG 1, JG 3, JG 4, JG 11, JG 77, JG 300 и JG 301 перебазировали на северо-восток Германии, где началось советское на­ступление. Здесь не было массовых воз­душных битв, но летчикам приходилось делать по несколько боевых вылетов в сутки, что все равно приводило в итоге к большим потерям.

В это время началось спешное фор­мирование истребительно-бомбардировочных полков, так называемых KG-Jagd. Эти полки получали истребители-бомбардировщики Fw 190. Были сформи­рованы III./KG(J) 27, KG(J) 30 и KG(J) 55 «Грайф». В полках шла замена Ju 88 на Fw 190A-8, А-9, F-8 и F-9, а также на реактивные самолеты Me 262.

7 февраля III./JG 54 «Грюнгерц», уже несколько месяцев оперативно подчиняв­шаяся штабу JG 26, сменила название на IV./JG 26. Из остатков IV./JG 54 сформировали новую 111-ю группу, а новую IV./ JG 54 сформировали из прежней II./ZG 76. Все эти бумажные формирования и пе­реформирования отражали катастрофи­ческое положение, сложившееся в разва­ливавшихся на глазах люфтваффе.

В это время в Норвегии действовала III./JG 5 «Айсмеер». 9 февраля 1945 года группа прибыла на базы Гердла и Госсен. В этот день погиб командир 12-го звена лейтенант Руди Линц (70 побед). Лейтенант на своем Fw 190A-8 (W.Nr. 723183, голубая «4») сбил «Бьюфайтер», но после этого сам был сбит. Вечером того же дня 9./JG 5 вылетело силами де­вяти Fw 190A-8 в район Согне-фьорда. Вел звено обер-лейтенант Вернер Гайко. В 16:08 немцы с преимуществом в высоте атаковали группировку из примерно 30 «Бьюфайтеров» и 12 «Мустангов». Нем­цы сбили 7 «Бьюфайтеров» и два «Мус­танга», потеряв два Fw 190 и одного пи­лота (фельдфебеля Отто Ляйфбрида). Это был один из немногих успехов, одержан­ных немцами в последние месяцы войны.

14 февраля на Восточном фронте был сбит обер-лейтенант Отто Киттель, имев­ший 267 побед. Это произошло в момент, когда 2./JG 54 над Курляндией атакова­ло группу из 12 Илов-2. Киттель попал под огонь тринадцатого «Ила», который внезапно вынырнул из тучи.

На Западном фронте одиночные Fw 190 пытались перехватить парашютный десант, высаженный 24 марта 1945 года на восточном берегу Рейна. Эта попытка закончилась очередным поражением. Из 30 вылетевших Fw 190A-8 и А-9 на базу вернулось только 10.

Весной сформировали штурмовой отряд Sonderkommando «Elbe», задачей которого была борьба с бомбардировщи­ками. Фактически, это был отряд смерт­ников, так как в задачу пилотов входило обязательное уничтожение самолета про­тивника, вплоть до применения тарана. Подготовкой пилотов-добровольцев ру­ководил майор Отто Конке. 7 апреля 183 самолета отряда «Эльба» вылетели на операцию «Вервольф». Американские ис­требители сопровождения должны были связать боем Me 262 из JG 7 и KG(J) 54. У немцев были хорошие шансы на успех. Молодые летчики были готовы пожерт­вовать жизнью, а атака с близкой дистан­ции всегда была эффективной. Но плохо распланированная и бессмысленно про­веденная операция закончилась новой катастрофой. Отряд потерял 133 самоле­та и 77 пилотов, сбив 25 бомбардировщи­ков и 4 «Мустанга».