Истребительно-бомбардировочные части

 

Истребители-бомбардировщики Fw 190F и G взяли на себя часть задач, воз­лагаемых до того времени на самолеты Ju 87 и Bf ПО. Такие качества «Фокке-Вульфа» как прочность планера, мощный двигатель воздушного охлаждения и вы­сокие стойки шасси особенно способ­ствовали использованию самолета в роли истребителя-бомбардировщика. Боль­шинство Fw 190F и G действовали в со­ставе штурмовых полков Schlachtgeschwader (SG) - в задачу кото­рых входила непосредственная поддерж­ка сухопутных частей на поле боя. Такие полки формировались с октября 1943 года на месте прежних полков пикирующих бомбардировщиков - Sturzkampf-geschwader (StG) - летавших на Ju 87. Главным центром формирования штурмо­вых полков была крупная авиабаза в Демблине. Здесь действовал учебный полк SG 152, а также некоторое время здесь же дис­лоцировались полки SG 1 и 2.

Всего было сформировано семь штур­мовых полков, частично оснащенных са­молетами Fw 190: SG I, SG 2, SG 3, SG 4, SG 9, SG 10 и SG 77.

Действия Fw 190F и G в роли истреби­телей-бомбардировщиков вплоть до кон­ца войны были весьма успешными. Почти все полки действовали на Восточном фрон­те. Кроме основной задачи - борьбы с на­земными целями - истребители-бомбарди­ровщики довольно успешно действовали и против воздушных целей.

На Средиземном море (Апеннинский полуостров) действовал SG 4.

Полк скоростных бомбардировщи­ков (Schnellkampfgeschwader) SKG 10, ос­нащенный самолетами Fw 190G, совершал ночные налеты на Великобританию. Пер­воначально полк летал на самолетах Fw 190G-1 и G-2 ранних производственных серий. Полк сформировали в начале 1943 года, укомплектовав его лучшими летчи­ками, летавшими на Bf 110 и Ju 87. Их под­готовка шла в Коньяке в составе 4-го звена III./KG 101. Затем звено выделилось в Ergaenzungsstaffel SKG 10.10 февраля из 12 пилотов сформировали II./SKG 10 под ко­мандованием капитана Гельмута Видебаннта. Одновременно III./ZG 2 переформи­ровали в III./SKG 10. Этой группой ко­мандовал майор Гюнтер Тонне. Пилоты кроме обучения технике бомбометания, учились также отражать атаки истреби­телей противника. 26 февраля 1943 года полк приступил к боевым вылетам. В тот же день немцы столкнулись с английски­ми самолетами «Москито». Первым в бой вступило 6-е звено, вскоре к нему присо­единились еще 10 Fw 190 из II./SKG 10

Немцы заявили два сбитых «Москито», потеряв один свой самолет.

В марте SKG 10 начал бомбардиров­ку целей на побережье Великобритании. 8 марта полк перебазировался в Брест, а затем 6-е и 7-е звенья прибыли в Амьен. Во время этих передислокаций полк по­терял первого пилота - унтер-офицер Йонас был сбит английским истребите­лем. В первой половине марта 7./SKG 10 без потерь со своей стороны сбросил пер­вые бомбы на побережье Корнуолла. Хуже пришлось двум другим звеньям, бомбившим цели на территории графства Кент. 11 марта погиб фельдфебель Барабасс, а 13 марта из вылета не вернулись сразу двое пилотов: обер-фельдфебель Шорн и унтер-офицер Циглер.

23 марта во время бомбежки целей в окрестностях Дартмута 7-е звено потеря­ло обер-лейтенанта Лауманна, адъютан­та II./SKG 10.

27 марта полк снова перебазировался в Ренн, где приступил к интенсивной подго­товке к ночным полетам. Курс закончился 14 апреля, после чего I. и II./SKG 10 пере­базировались в Амьен-Глиси.

Первый ночной налет на Великобри­танию полк провел в ночь с 16 на 17 ап­реля. Налет имел необычный план. I./ SKG 10 должна была нанести провоци­рующий удар по целям в районе графства Кент, оттянув на себя авиацию против­ника. Основной удар наносили 5-е и 7-е звенья II./SKG 10. Для посадки после опе­рации во Франции было выделено сразу восемь аэродромов. Операция продолжа­лась 78 минут. Каждый самолет нес под крыльями два 300-литровых бака, а так­же бомбу массой 250- или 500-кг. Удар­ные звенья II./SKG 10 действовали сила­ми 16 Fw 190G-1 и G-2. Налет случайно совпал с возвращением союзнических бомбардировщиков из налета, поэтому сопротивления в воздухе немцы не встре­тили. Потери были вызваны только ава­риями. Первый такой случай произошел уже на взлете с базы в Пуа. 3 Fw 190G-2 из 3./SKG 10 столкнулись, погиб обер-лейтенант Тренн, командир звена. По­зднее по невыясненной причине разбил­ся самолет обер-лейтенанта Клана, а пос­ледняя авария произошла уже при посад­ке. В Аббевиле-Дрюка разбился обер-лейтенант Швайгера. Над целью огнем зенитной артиллерии был поврежден самолет унтер-офицера Отто Бехтольда из 7./SKG 10, но пилоту удалось вернуться на базу.

Для борьбы с судоходством на Ла-Манше были сформированы дополнительные звенья истребите­лей бомбардировщиков (Jabo-Staffel) при JG 2 и JG 26: 10.(Jabo)/JG 2 и 10.(Jabo)/JG 26. После первых успехов звенья начали нести потери. Например, 10.(Jabo)/JG 2 с начала года и до конца марта поте­ряло семь пилотов. В апреле из очередного налета не вернулось еще трое. Фактически звено прекра­тило свое существование. Одновременно над побе­режьем Франции усилили активность английские истребители. В результате оба звена объединили в одно. Кроме того, 10.(Jabo)/JG 2 и 10.(Jabo)/JG 54 вошли в состав IV./SKG 10 в качестве 13-го и 14-го звена, имея целью борьбу с английскими истреби­телями над Ла-Маншем.

Активные действия весной 1944 года вели зве­нья истребителей-бомбардировщиков на севере Норвегии и на Восточном фронте. Там летали 14,(Jabo)/JG 5 и Jabostaffel I./JG 54.

Успехами могли похвастаться пилоты Nachtschlachtgruppe 20, которые на Fw 190G-3 и F-8 атаковали союзнические автоколонны, доставляв­шие подкрепления к началу форсирования Рейна.

Зимой 1944/45 г.г. на Восточном фронте появи­лись Fw 190F-8/Pb и F-9/Pb, которые занимались борьбой с танками и бронепоездами.

Пилоты штурмовых полков не избегали и воз­душных боев. Среди лучших асов штурмовой авиа­ции можно назвать обер-лейтенанта Августа Лам­берта (127 побед) и обер-лейтенанта Фрица Зайффардта (30 побед). Оба пилота служили в составе 5./SG 2. Обер-фельдфебель Герман Бухнер заявил 46 побед, летая в составе 6./SG 2. Затем его на ко­роткое время перевели в SG 151. С декабря 1944 года он уже как полноценный истребитель летал на Me 262 в составе 9./JG 7, заявив еще 12 побед. Список можно дополнить командиром II./SG 2 майором Карлом Кеннелем (34 победы), капита­ном Гельмутом Эбершпрехером из NSGr 20 (7 по­бед, в том числе 3 ночью), командиром SKG 10 майором Гюнтером Тонне (15 побед) и команди­ром II./SG 4 капитаном Гансом Штолльнбергером (20 побед). Вообще, к цифрам побед немецких асов следует относиться с осторожностью. Например, обер-фельдфебель Мишке из SG 2 20 февраля 1945 года заявил 8 побед в ходе одного вылета, в том числе 4 - на пути к цели, то есть неся полтонны бомб на внешней подвеске. 11 марта Мишке зая­вил уже 9 побед, и опять 4 еще до того, как сбро­сил бомбу. Подтверждать невероятные подвиги обер-фельдфебеля было некому, да и незачем. Из него сделали героя очередной пропагандистской кампании и представили к Рыцарскому кресту. Впрочем, получить орден предприимчивый пилот так и не успел - война кончилась раньше.

В июле 1942 года начал деятельность Torpedowaffenplatz (TWP) «Gotenhaven-Hexengrund» - экспериментальный центр по развитию авиационных торпед. В чис­ле прочих проектов там разрабатывались торпеды для Fw 190. Испытывались са­молеты Fw 190A-5/U14 и F-8, оснащен­ные держателями и прицелами TSA для бомботорпед ВТ. В испытательных поле­тах участвовали майор Гельмут Фидебаннт из SG 10, обер-лейтенант Хайнц Юнгклаузен из SG 2 и другие пилоты. 7 октября, совершая вынужденную посад­ку, повредил самолет Fw 190F-8/U3 SS+GF) обер-лейтенант Хойер. Так как центр располагал слишком короткой ВПП, полеты совершались с аэродрома Ремель-Загорш (Румя-Загуже). Кроме того, на этом аэродроме облетывали са­молеты, прошедшие капитальный ремонт в Гдыни в трамвайных мастерских «Редлово», а также на филиале «Фокке-Вульфа» в Мариенбурге.

Весной 1945 года торпедоносцы Fw 190F имелись в составе 11-го звена III./ KG 200, сформированной из личного состава I./SG 5. Однако самолеты Fw 190F-8/R16 прибыли в звено слишком поздно, и та не приняла участия в бое­вых действиях. Остальная группа лета­ла на Fw 190F-8 и F-8/R1, выполняя дневные и ночные боевые задания на Западном фронте.