Окраска и обозначения самолетов Fw 190В, С и D, а также Та 152Н

 

Немецкие самолеты, выпускавшиеся для люфтваффе, получали на заводах ка­муфляж, определенный инструкцией L.Dv. 521/1 (Luftwaffe Dienstvorschrift) от 22 марта 1938 года. Инструкция опреде­ляла цвет и назначение различного типа красок и лаков, а также указывала на рас­положение цветовых пятен на поверхно­стях самолетов. Вторая часть инструкции определяла, что немецкие планеры сле­дует целиком окрашивать в кремовый цвет - RLM 05.

Инструкция L.Dv. 521/1 была вполне адекватной перед Второй Мировой вой­ной и первое время после ее начала. Но по мере продвижения немецкой армии изменялся ландшафт местности, поэтому требовалось введение все новых и новых камуфляжных схем. Крайними примера­ми служили Восточный фронт зимой и Северная Африка.

Поэтому инструкция L.Dv. 521 под­верглась пересмотру в ноябре 1941 года, а затем повторно в марте 1943 года. Пер­вая редакция привнесла небольшие изме­нения. Было отменено использование трех красок - RLM 61, 62 и 63, которые оказались бесполезными. Кроме того, прекратили окрашивать учебные самоле­ты в серебристый цвет (RLM 01), а само­леты морской авиации в желтый цвет (RLM 04). Вместе с тем вводились три новые краски для самолетов, действую­щих в условиях пустыни (RLM 78, 79 и 80), а также три новых оттенка серого (RLM 74, 75 и 76). Далее, вводились разные типы камуфляжа для самолетов разного назна­чения. Вторая редакция ввела еще три но­вых цвета (RLM 81, 82 и 83), а также опре­деляла новые принципы камуфлирования с помощью нерегулярных пятен.

Несмотря на вполне конкретные тре­бования, самолеты люфтваффе часто не­сли нестандартный камуфляж. Особенно это стало заметно в последние месяцы войны, когда нестандартный камуфляж появлялся даже на новых самолетах.

Выпуск самолетов Fw 190D и Та 152 совпал с этим труднейшим для немецкой промышленности периодом войны. В со­ответствии с требованиями инструкции 1943 года самолеты теоретически должны были окрашиваться следующим образом:

Верхняя половина хвостовой части фюзеляжа целиком закрашена цветом RLM 75 Mittelgrau;

Верхняя половина капота двигателя до кабины целиком закрашена цветом RLM 82 Dunkelgruen;

Вся нижняя половина фюзеляжа от носа до хвоста целиком закрашена цве­том RLM 76 Hellgrau;

Борта фюзеляжа цвета RLM 76 Hellgrau с нерегулярными пятнами цвета RLM 02 Grau, RLM 74 Dunkelgrau или RLM 75 Mittelgrau:

Крыло и хвостовое оперение сверху окрашено двумя красками RLM 81 Dunkelgruen и RLM 83 Dunkelgruen, рас­положение пятен определено по шаблону;

Крыло и хвостовое оперение снизу целиком закрашено краской RLM 76 Hellgrau;

Кок винта целиком выкрашен краской RLM 22 Schwarz, возможно со спиралью, нанесенной краской RLM 21 Weiss.

Так обстояло дело в теории. На прак­тике, насколько можно судить по извест­ным фотографиям, предписания L.Dv 521 по сути игнорировались. Почти каждый самолет Fw 190D или Та 152 имел осо­бенный камуфляж, различавшийся расположением цветовых пятен, да и цветом этих пятен также.

Совершенно нетипичный камуфляж имели самолеты Fw 190D-9, применявши­еся для охраны аэродрома JV 44. Нижние поверхности этих самолетов закрашива­ли красной краской с узкими продольны­ми белыми полосами. Истребительный отряд JV 44 был сформирован 10 февра­ля 1945 года и базировался в Бранденбург-Бристе. На вооружении отряда на­ходились реактивные истребители Me 262. Отряд комплектовался лучшими пи­лотами люфтваффе. Достаточно сказать, что им командовал и в его составе летал Адольф Галланд. Каждый пилот отряда был по меньшей мере кавалером Рыцар­ского креста.

Самолеты, летавшие в составе авиа­полков из системы ПВО Рейха, несли на хвостовой части цветные полосы быст­рой идентификации, позволявшие быст­ро определить принадлежность машины к тому или иному полку. Полосы могли быть одно-, двух- или трехцветными. Ширина цветовых полей была одинако­вой, суммарная ширина цветной полосы составляла 90 см. Самолеты Fw 190D и Та 152 могли нести полосы следующих полков (последовательность цветов от кабины к хвосту):

JG 2 - желтый-белый-желтый;

JG 3 - белый;

JG 4 - черный-белый-черный;

JG 6 - красный-белый-красный;

JG 26 - черный-белый;

JG 54 - голубой;

JG 301 - желтый-красный.

Но не все самолеты имели полосы быстрой идентификации. Например, са­молет Fw 190D-9 (черная «10», W.Nr. 210060), на котором погиб командир III./ JG 54 капитан Роберт Вайсе, нес нетипич­ный камуфляж без полос быстрой иден­тификации на фюзеляже, но с желтым рулем направления и желтой нижней по­ловиной капота. Такие элементы быст­рой идентификации применялись на Во­сточном фронте.