Другие характеристики

 

Двигатели для Fw 190B, С и D, а также Та 152

 

Самолеты Fw 190В, В-0 и В-1 оснаща­лись двигателем BMW 801D-2, выпускав­шейся мюнхенской фирмой «Байерише Моторенверке, ГмбХ» (БМВ).

Фирма «Даймлер-Бенц АГ» из Штуттгарт-Унтертюркхайма выпускала двига­тели DB 603A-0, А-1, А-2, DB 603AA, DB 603Е, DB 603G, DB 603L, DB 603LA и DB 603S-1. Эти двигатели в большинстве сво­ем представляли собой прототипы. Их устанавливали на прототипах самолета Fw 190C. Дополнительно двигатели ос­нащались турбонаддувом фирмы «Хирт», работавшем на энергии выхлопных газов двигателя. Такой турбонаддув стоял на прототипе Та 153 и Та 152С. Серийный выпуск двигателей DB 603 начался лишь весной 1945 года, поэтому их использо­вали только на нуль-серийных Та 152С.

Фирма «Юнкере Флюгцойг унд Мото­ренверке АГ» в Дессау выпускала двигате­ли Jumo 213A, 213С, 213Е и 213F-1. Эти моторы устанавливались на прототипах и серийных самолетах Fw 190D и Та 152.

Совершенствуя двигатели, фирмы старались повысить их обороты, поднять давление впрыска, использовать энергию выхлопных газов, доработать систему зажигания, повысить равномерность образования топливовоздушной смеси, ох­ладить подаваемый наддувом воздух. Для двигателей разрабатывались новые сорта бензина и масла, при изготовлении мото­ров применялось высококачественное сы­рье. Двигатели оснащались автоматом уп­равления, регулирующим работу всех узлов двигательного агрегата вслед за движени­ем ручки газа в кабине пилота.

Использование автомата управления значительно разгружало пилота, что было очень важно во время воздушного боя. Простым движением ручки газа пи­лот регулировал не только подачу топ­лива в двигатель, но также изменял шаг винта, переключал скорость наддува в зависимости от высоты, регулировал опе­режение зажигания, регулировал пропор­цию топливовоздушной смеси. От пилота требовалось лишь выставить обороты дви­гателя на несколько фиксированных зна­чений: взлет, набор высоты, боевой полет. Все остальное брал на себя автомат.

Серийные истребители Fw 190D и Та 152С и Н были приспособлены для уста­новки на них двигательных агрегатов. Двигательный агрегат включал в себя кроме двигателя все необходимые уст­ройства, в том числе водяной и масляный радиаторы, винт и мотораму.

Существовали следующие двигатель­ные агрегаты:

«Daimler 8-8603A» и D с двигателем DB 603A. Ему соответствовал агрегат «Junkers 9-8213E-1» с двигателем Jumo 213А.

«Daimler 9-8603B» и С с двигателем DB 603Е. Ему соответствовал агрегат «Junkers 9-8213FH» с двигателем Jumo 213E-1.

 

Варианты Umbausatz

 

Технический департамент RLM стан­дартизовал два типа модификаций само­летов. Это были так называемые Umbausatz (модификации, проводимые на заводе при изготовлении самолета) и Ruestsaetze (модификации, осуществи­мые силами полевых ремонтных мастер­ских). Первый тип модификаций затра­гивал общую конструкцию самолета, а второй тип ограничивался установкой или демонтажем того или иного навес­ного оборудования.

Это разделение соблюдалось первые годы войны, но позднее полевые мастер­ские оказались перегруженными теку­щим ремонтом, а на модифицирование не оставалось времени. Тем более не было никакой возможности отсылать самоле­ты на завод для капитальной модифика­ции. По этому в отношении самолетов Fw 190D и Та 152 модификация Umbausatz не имеет никакого смысла.

Правда, в обозначениях прототипов Fw 190В, С и D часто встречаются сокра­щения U1 и U2, но обозначают они всего лишь модификацию прототипов, уже применявшихся в предыдущих проектах. В целях экономии времени и деталей про­тотипы в конце войны не строились за­ново, а переделывались из прежних про­тотипов. Если прототип переделывался в первый раз, его обозначали как U1, вто­рой раз - U2.

 

Комплекты Ruestsaetze

 

Комплекты Ruestsaetze на самолетах Fw 190D и Та 152, вопреки своему назва­нию, устанавливались на самолеты при их сборке на заводе.

Самолеты Fw 190D-9 выпускались в следующей базовой конфигурации:

Двигатель Jumo 213A-1 с винтом VS 11 или VS 111:

Два пулемета MG131 над двигателем;

Две пушки MG 151/20 у основания крыльев;

Топливные баки в фюзеляже общим объемом 524 л;

Бомбодержатель ETC 501 или ETC 504;

Устройство MW 50 со 110-литровым запасом смеси воды с метанолом;

Радиостанция FuG 16Z и устройство FuG 25.

Самолет Fw 190D-9 выпускался толь­ко в базовой конфигурации.

Самолет Fw 190D-12 имел следую­щую базовую конфигурацию:

Двигатель Jumo 213E-1 с винтом VS 10;

Пушка МК 108 или MG 151/20 в раз­вале блока цилиндров;

Две пушки MG 151/20 у основания крыльев;

Топливные баки в фюзеляже общим объемом 524 л;

Бомбодержатель ETC 501 или ETC 504:

Устройство MW 50 с 110-литровым запасом смеси воды с метанолом;

Радиостанция FuG 16Z и устройство FuG 25.

В основной конфигурации самолет Fw 190D-12 выпускался фирмами «Ара-до» и «Физлер». Планировался выпуск вариантов R21, R25 и R11. Самолет Fw 190D-12/R21 представлял собой высот­ный истребитель с гермокабиной, устрой­ством MW 50, автопилотом PKS 12, а так­же дополнительной радиостанцией для полетов ночью FuG 125.

Самолет Fw 190D-12/R25 представлял собой дальний истребитель, оборудован­ный 130-литровым дополнительным ба­ком в фюзеляже.

Самолет Fw 190D-12/R11 представлял собой всепогодный истребитель, осна­щенный автопилотом LGW K23, систе­мой обогрева остекления фонаря кабины и радиостанцией FuG 125.

Самолет Fw 190D-13 был выпущен серией всего в 20 экземпляров. Базовая конфигурация самолета была следующая:

Двигатель Jumo 213F-1 с винтом VS 9;

Одна пушка MG 151/20 в развале бло­ка цилиндров;

Две пушки MG 151/20 у основания крыльев;

Топливные баки в фюзеляже общим объемом 524 л;

Бомбодержатель ETC 501 или ETC 504;

Устройство MW 50 с 110-литровым запасом смеси воды с метанолом;

Радиостанция FuG 16Z и устройство FuG 25.

Кроме базовой конфигурации предус­матривались варианты R5 и R21. Само­лет Fw 190D-13/R5 представлял собой дальний истребитель, оснащенный че­тырьмя топливными баками в крыльях. Самолет Fw 190D-13/R21 представлял собой высотный истребитель, оснащен­ный устройством MW 50, автопилотом PKS 122 и радиостанцией FuG 125.

Самолеты Та 152 выпускались серий­но в следующих вариантах: Та 152В-5, Та 152Н-0 и Та152Н-1.

Самолет Та 152В-5 был выпущен се­рией всего в несколько машин, причем все самолеты были выпущены в вариан­те Та 152B-5/R11, то есть высотный все­погодный истребитель. Конфигурация самолета:

Двигатель Jumo 21 ЗЕВ с винтом VS 9;

Система MW 50;

Пушка MG 151/20 или МК 108 в раз­вале блока цилиндров;

Две пушки MG 151/20 у основания крыльев;

Две пушки MG 151/20 в консолях крыльев;

Радиостанция FuG 16ZS, устройство FuG 25a, радиостанция FuG 125;

Автопилот LGW K23, прицел Revi 16В, фотокамера BSK 16, система обогре­ва фонаря кабины.

Самолет Та 152Н-0 выпускался толь­ко в базовой конфигурации:

Двигатель Jumo 213E-1 с винтом VS 9 и устройством MW 50;

Пушка МК 108 в развале блока ци­линдров;

Две пушки MG 151/20 в основании крыльев;

Радиостанция FuG 16ZY, устройство FuG 25a;

Прицел Revi 16B, фотокамера BSK 16.

Самолет Та 152Н-1 выпускался в той же конфигурации, что и Н-0, но был до­полнительно оснащен устройством GM 1, предназначенным для работе на боль­ших высотах. В дальнейшем планирова­лось начать выпуск вариантов Та 152Н-1/R11,R21 HR31.

Самолет Та 152H-1/R11 должен был стать всепогодным истребителем, оснащен­ным радиостанцией FuG 125, автопилотом LGW K23 и новым прицелом EZ 42.

Самолет Та 152H-1/R21 был высот­ным истребителем, оснащенным автопи­лотом PKS 12, радиостанцией FuG 125 и усовершенствованным устройством MW 50, смонтированным в крыле.

Самолет Та 152H-1/R31 также пред­ставлял собой высотный истребитель, оснащенный устройством GM 1, сопря­женным с наддувом.