Американские самолеты

 

Окраска

 

Прототипы XF4F-2 и XF4F-3 остава­лись цвета дюраля. Верхнюю сторону крыльев выкрасили желтой краской (Glossy Chrome Yellow или Glossy Orange Yellow - FS 13538), а дорожки на крыль­ях - черной. Матерчатая обшивка рулей и элеронов была выкрашена серебристой краской. Лопасти винта серебристые, ближе к концам имелись три цветные полосы: синяя, желтая и красная общей шириной 4 дюйма.

Первые серийные F4F-3 также оста­вались без окраски, лишь серебристой краской покрывали матерчатые элероны и рули. Позднее, зимой 1940/41 г.г. самоле­ты стали целиком покрывать светло-серой краской (Light Gray - ANA 602, примерное соответствие FS 36440). Эта окраска вво­дилась директивой BuAer AER-E-25 (ОО261) от 30 декабря 1940 года.

28 сентября 1943 года в Army-Navy Aeronautical Bulletin № 157 унифициро­вались названия красок, применявшихся в армейской и морской авиации. Вводи­лись также и единые цветовые образцы. Позднее, 4 декабря 1943 года документом ANA Bulletin № 166 имевшиеся цвета до­полнялись блестящим (Gloss) вариантом. 24 марта 1944 года и 20 сентября 1946 года имевшаяся номенклатура была дополнена. Двухцветный камуфляж на F4F-3 по­явился осенью 1941 года с появлением документа BuAer AER-E-2571 от 13 ок­тября 1941 года. Верхняя сторона фюзеляжа и крыльев покрывалась матовой сине-серой краской (ANA 603 Non-Specular Blue Grey - FS 35189), а нижнюю сторону покрывали светло-серой мато­вой краской (ANA 602 Non-Specular Light Grey - FS 36440). Краски наносились пульверизатором, граница между цвета­ми получалась плавной.

С 1 февраля 1943 по март 1944 года использовался трехцветный камуфляж, введенный документом Specification SR-2с от 5 января 1943 года. «Спина» фюзе­ляжа, а также передние кромки крыльев и хвостового оперения окрашивались темно-синей матовой краской (ANA 607 Non-Specular Sea Blue - FS 35042), верх­няя сторона крыльев и хвостового опе­рения покрывалась полуматовой краской того же цвета (ANA 606 Semi-Gloss Sea Blue - FS 25042), а борта фюзеляжа и киль окрашивался матовой серо-синей крас­кой (ANA 608 Non-Specular Intermediate Blue - FS 35164). Днище фюзеляжа и ниж­няя сторона крыльев и хвостового опе­рения закрашивалась матовой белой краской (ANA 601 Non-Specular Insignia White - FS 37875). Серо-синяя краска ANA 608 наносилась пульверизатором так, что образовывала плавный переход с другими цветами. Такой камуфляж по­лучили немногочисленные F4F-4, кото­рые после ремонта попали в учебные ча­сти или части авиации корпуса морской пехоты. Кроме того, этот камуфляж на­носился на первые серийные FM-2.

Другой камуфляж носили истребите­ли, летавшие над Атлантикой. В конце 1943 года верхнюю сторону самолета ок­рашивали темно-серой краской (ANA 621 Non-Specular Dark Gull Gray - FS 36231), борта и днище фюзеляжа - матовой бе­лой краской (ANA 601 Non-Specular Insignia White - FS 37875), а нижнюю сто­рону крыльев белой блестящей краской (ANA 511 Gloss White - FS 17875).

С 6 марта 1944 года документом Specification SR-2d - Amendment 1 от 13 марта 1944 года вводилась новая схема окраски. По новым правилам самолет целиком окрашивался темно-синей бле­стящей краской (ANA 623 Glossy Blue -FS 15042). Такую окраску имели все FM-2, предназначенные для службы на Тихом океане. Атлантический камуфляж остал­ся без изменений.

По правилам камуфлировались но­вые самолеты, покидающие сборочный цех. Самолеты, уже находящиеся в бое­вых частях, перекрашивались редко. При этом далеко не всегда соблюдались пра­вила, поэтому встречались самолеты, имевшие нестандартный камуфляж, от­личающийся от образца как цветом, так и расположением цветных полей. Кроме того, под лучами солнца краска очень быстро выгорала и меняла цвет. Свой вклад вносили масляные потеки, а также нагар в районе выхлопных труб и пуле­метов. Самолеты, действовавшие с назем­ных аэродромов, покрывались грязью и пылью.

 

Опознавательные знаки

 

Первые F4F-3 несли старые амери­канские опознавательные знаки в виде темно-синего круга (ANA 605 Insignia Blue - FS 34044) со вписанной в него бе­лой пятиконечной звездой (ANA 601 Non-Specular Insignia White - FS 37875), в которую, в свою очередь, вписывался красный круг (ANA 509 Insignia Red - FS 11136). Такой знак наносился на верхней и нижней стороне обоих крыльев. Такая система действовала до 26 февраля 1941 года. В марте 1940 года ввели так назы­ваемые Neutrality Patrol Star. Это были стандартные опознавательные знаки, ко­торые наносили на борт фюзеляжа меж­ду капотом и передней кромкой крыла. Вскоре отменили изображение тактичес­ких номеров на капоте двигателя и звез­ду перенесли на капот.

26 февраля 1941 года директивой BuAer AER-E-25 (010282) вводились опознавательные знаки на обоих бортах фюзеляжа между задней кромкой крыла и хвостовым оперением. Диаметр опоз­навательных знаков в этой позиции рав­нялся 24 дюймам (610 мм). Одновремен­но, на крыльях опознавательные знаки оставлялись только в двух позициях: на верхней стороне левого и нижней сторо­не правого крыла. 5 января 1942 года вер­нулись к изображению опознавательных знаков на верхней и нижней поверхнос­тях обоих крыльев. При этом знаки на бортах фюзеляжа также оставались. Спу­стя всего несколько дней - 17 января -появился приказ, предписывающий мак­симально увеличить диаметр опознава­тельных знаков. На крыльях они долж­ны были занимать все место от передней кромки до элерона, а на фюзеляже дос­тигать размером 50 дюймов (1270 мм). Кроме того, вводился дополнительный элемент быстрой идентификации: 13 го­ризонтальных красных и белых полос на руле направления.

С 15 мая 1942 года (BuAer 06230, бюл­летени ALNAV 97 и 98 от 6 и 7 мая) на опознавательных знаках убирался крас­ный круг, вписанный в белую звезду. Одновременно убирались полосы с руля направления. Опознавательные знаки оставались на тех же шести позициях, что и прежде. Расположение опознаватель­ных знаков изменилось документом ALNAV Dispatch 97 от 16 мая 1943 года и Army Navy Specification AN-I-9a от 29 июня 1943 года. Знаки оставлялись на верхней стороне левого и нижней сторо­не правого крыла, а также на бортах фюзеляжа. Одновременно по бокам от звезд добавлялись белые (ANA 601) пря­моугольники, длина которых равнялась радиусу круга, в который вписывалась звезда. При этом вся получившаяся фи­гура обводилась красным кантом, шири­ной 1/8 радиуса круга. 14 августа 1943 года документом Army-Navy Specification AN-I-9b цвет канта изменили с красного на темно-синий (ANA 605). В действую­щих эскадрильях не утруждали себя со­блюдением всех этих требований и про­должали летать на самолетах с теми опоз­навательными знаками, что были нане­сены на них на заводе. Впрочем, белые прямоугольники по бокам иногда добав­ляли. Поэтому в документе ALNAV Dispatch 164 от 14 сентября 1943 года пря­мо приказывалось привести опознава­тельные знаки к требованиям стандарта. Но этот приказ мало что изменил. Опоз­навательные знаки если и подправлялись, то лишь когда часть снималась с фронта и отбывала в тыл. А чаще всего самолет летал со старыми знаками до тех пор, пока его не сбивал противник. Тогда часть получала новый самолет, с пра­вильными опознавательными знаками.

Осенью 1942 года истребители «Wildcat», предназначенные для участия в операции «Torch» - высадке в Северной Африке, получили дополнительный жел­тый кант вокруг синего круга. Обычно кант наносили только на фюзеляжных знаках, но иногда более узкий кант до­бавляли и к знакам на крыльях.

 

Дополнительные обозначения

 

Первые F4F-3 получали элементы быстрой идентификации, указывающие на принадлежность к авиагруппе того или иного авианосца. Принадлежность к той или иной авиагруппе определялось по цвету хвостового оперения. Так, у са­молетов с авианосца «Lexington» хвосты были лимонно-желтого цвета (ANA 505 Lemon Yellow - FS 13655), с авианосца «Saratoga» - белые (ANA 511 Insignia White - FS 17875), с авианосца «Ranger» -зеленые (ANA 503 Willow Green - FS 14187), с авианосца «Yorktown» - красные (ANA 509 Insignia Red - FS 11136), с авианосца «Enterprise» - синие (ANA 501 True Blue - FS 15102), а с авианосца «Wasp» -черные (ANA 515 Gloss Black - FS 17038). Кроме того, до марта 1941 года суще­ствовали тактические знаки в рамках зве­ньев. Так, командир 1-го звена нес две красные (Insignia Red) полосы (ширина 20 дюймов/508 мм) - на носу и в хвосто­вой части. Его ведомый нес лишь полосу вдоль верхней части капота, а второй ве­домый - полосу под нижней частью ка­пота. Во 2-м звене полосы были белые (Black) с тонким черным кантом, в 3-м звене - синие (Insignia Blue), в 4-м - чер­ные (Gloss Black), в 5-м звене - зеленые (Willow Green), в 6-м звене - лимонно-желтые (Lemon Yellow). Соответствую­щей была и нумерация самолетов. Так, машина командира 1-го звена эскадрильи несла номер «1», командира 2-го звена -«4», 3-го звена - «7», 4-го звена - «10», 5-го звена - «13» и 6-го звена - «16». Кроме того, в тактическом номере отражалась принадлежность к авиагруппе авианосца (например, на «Саратоге» базировалась CV-3, соответственно, на самолетах но­мер «3»). В тактический номер самолета входило и указание на его тип. Для F4F тип был «Fighter» (истребитель), поэтому в номере имелась литера «F». Треть­им членом тактического номера был уже упомянутый индивидуальный номер са­молета. Например, машина командира 3-го звена с авианосца «Saratoga» несла номер 3-F-7. Номера наносили черной краской, высота литер составляла 12 дюймов (305 мм).

26 февраля 1941 года изменили схему окраски винта. С этого момента концы лопастей на длину 4 дюйма (102 мм) ок­рашивали в оранжево-желтый (Glossy Orange Yellow ANA 506 - FS 13358) или желтый (Glossy International Orange ANA 508 - FS 12197) цвет. Остальную часть лопастей окрашивали матовой черной краской (Non-Specular Black ANA 604 -FS 37038), которая в ходе эксплуатации становилась полуматовой.

Первоначально внутреннюю поверх­ность фюзеляжа и колесных ниш покры­вали желто-зеленой грунтовкой (Zinc Chromate Primer - FS 33481). Позднее внутренние поверхности фюзеляжа (ка­бину, колесные ниши, капот и др.) окра­шивали зеленой матовой краской для внутренних работ (ANA 611 Non-Specular Interior Green - FS 34151), которую ввели 22 декабря 1942 года циркуляром AER-E-2574-MVS, F38-2. Приборную доску и щиток переключателей, внутренние по­верхности рам фонаря окрашивалась чер­ной полуматовой краской (ANA 514 Semi-Gloss Instrumental Black - FS 27038).

Кожух главной передачи двигателя и картер окрашивались блестящей серой моторной краской (ANA 513 Engine Gray).

Спецификация SR-2d от 22 декабря 1943  года, вступившая в силу с 6 марта 1944  года, определяла в числе прочего, что внутренние поверхности капота дви­гателя следует окрашивать черной мато­вой краской (Non-Specular Balck ANA 604), а не зеленой, как это практикова­лось до того времени.

Первоначально надпись «U.S. NAVY» находилась в хвостовой части фюзеляжа под горизонтальным стабили­затором. Ее делали черными литерами высотой 8 дюймов (203 мм). С 26 февра­ля 1941 года надпись перенесли с фюзе­ляжа на киль. Кроме того, определялись надписания рода службы (NAVY, MARINES), типа самолета и серийного номера, которые следовало делать белы­ми (ANA 601) литерами высотой 1 дюйм (25,4 мм) в верхней части киля и на руле направления с обоих бортов. На руле направления в первой строке помещалось слово NAVY или MARINES, на второй строке с интервалом 1 дюйм от первой писался серийный номер. Позднее эти надписи стали делать черными литерами. С 6 марта 1944 года цвет надписей снова стал белым. Надписи этого рода делали только на киле.

В ходе военных действий на Тихом океане в конце 1944 года начали исполь­зовать геометрические символы для обозначения авиагрупп авианосцев. Систему унифицировали 27 января 1945 года. Вве­ли 27 геометрических символов, кото­рые изображали белой краской на кры­льях и хвостовом оперении. Позднее их заменили буквенным кодом. Кодовые обозначения на фюзеляже, как буквы, так и цифры, обычно были белыми, иногда желтыми.

Обычно принадлежность к той или иной части указывалась буквами высо­той 16 дюймов (381 мм), нанесенных белой краской (ANA 601) по обеим сто­ронам киля выше горизонтального ста­билизатора. Часто эти номера повторя­ли на капоте.

В спецификации SR-e от июня 1944 года в числе прочего определялось, что сбрасываемые топливные баки следует окрашивать в тот же цвет, что и нижние поверхности самолета. В случае FM-2 «Wildcat» это была темно-синяя блестя­щая краска (ANA 623), хотя часто встре­чались баки белого цвета.

Поправкой Amendment № 2 к SR-2e, датированной 10 марта 1945 года, опре­делялось, что в черный цвет (ANA 604) следовало окрашивать не только лопас­ти, но и ступицу и обтекатель винта. Кон­цы лопастей традиционно окрашивали в оранжево-желтый цвет (ANA 614).

У самолетов, отгружаемых с завода, на капоте смываемой белой краской (Temporary White) наносились три после­дние цифры серийного номера. Эти циф­ры различались по стилю и размеру.