Новые истребители для англичан

 

По ленд-лизу англичане продолжали получать истребители F4F. Новая партия в 220 экземпляров получила английские серийные номера FN100...FN319 и обо­значение «Martlet IV». Первые из них поступили в 892-ю эскадрилью, базиро­вавшуюся в NAS Norfolk, 15 июля 1942 года. Эскадрилья успела получить толь­ко 6 истребителей «Martlet IV», до того, как передислоцировалась на эскортный авианосец «Battler».

Истребители «Martlet IV» и последо­вавшие за ними «Martlet V» (аналог американских FM-1) предназначались для эскортных авианосцев, сопровождавших союзнические конвои. Это не значит, что их перестали использовать на ударных авианосцах. В тот Великобритания была занята так называемой «битвой за Атлан­тику». До середины 1944 года самолеты этого типа состояли на вооружении две­надцати эскадрилий морской авиации. Большинство эскадрилий насчитывало по 4-6 истребителей «Martlet» и до 12 бомбардировщиков «Avenger» или «Swordfish», приспособленных на роль противолодочных самолетов.

Например, 8 июля истребители «Martlet IV» из 881-й эскадрильи морс­кой авиации, вылетевшие с палубы авиа­носца «Furious», сбили над Северной Атлантикой немецкую патрульную лета­ющую лодку Blohm & Voss BV 138. Та­кую же победу одержали 28 июля 1943 года истребители 890-й эскадрильи.

Сопровождая атлантические конвои и конвои, идущие в Мурманск, истреби­тели «Martlet» одержали не менее 20 воз­душных побед.

Истребители этого типа действовали не только в Атлантике и на Средиземном море. С мая по июль 1943 года 36 истре­бителей «Martlet IV», базировавшиеся на борту авианосца «Victorious», участвова­ли в совместной операции с американс­ким авианосцем «Saratoga» в южной части Тихого океана. В июне 1943 года в центральной части Соломоновых остро­вов английские и американские истреби­тели прикрывали сверху корабли и со­провождали американские бомбардиров­щики ТВМ «Avenger» и SBD «Dauntless» в налетах против целей на суше.

В 1943 году продолжались бои на Средиземном море. Готовился десант со­юзников на Сицилии и Апеннинах. Вы­садку десанта в числе прочих кораблей поддерживал английский авианосец «Illustrious». Базировавшиеся на его бор­ту 878-я и 890-я эскадрильи, оснащенные истребителями «Martlet», в сентябре 1943 года прикрывали с воздуха высадку со­юзнического десанта при Салерно. Спра­ведливости ради следует отметить, что немецкая и итальянская авиация сопро­тивления практически не оказывала. Лишь 9 сентября 1943 года пилотам 888-й эскадрильи удалось сбить итальянский бомбардировщик CANT Z.506B.

В этот период на Средиземноморском ТВД действовали и американцы. После­дней акцией американских F4F-4 с палу­бы ударного авианосца стал рейд на не­мецкое судоходство в районе Бодоэ, рас­положенным за Северным Полярным кругом в Норвегии, Операцию провели в октябре 1943 года силами английского флота, которые усилили авианосцем «Ranger». На борту американского корабля базировалась эскадрилья VF-4, возглавляемая подполковником Чарль­зом Л. Муром и располагавшая 27 истре­бителями «Wildcat». В этот период на всех других американских ударных авиа­носцах базировались уже новые истреби­тели F6F «Hellcat». Утром 4 октября ис­требители дважды вылетали на сопро­вождение бомбардировщиков. При этом истребители участвовали в подавлении зенитной обороны атакуемых кораблей. Всего удалось потопить 7 судов. Во вто­рой половине дня истребители перехва­тили одиночный Ju 88. Капитан Б.Н. Мейхью и лейтенант Д.С. Лейрд сбили немца в 22 милях от своего авианосца. Спустя несколько минут был сбит Не 115. В этом бою участвовала четверка истре­бителей, в том числе оба упомянутых выше пилота. После боя один из истре­бителей разбился при посадке на палубе авианосца. Это были первые победы над немецкими самолетами, одержанные пи­лотами ВМФ США.

1944 год начался с того, что англича­не отказались от названия «Martlet», уни­фицировав названия самолетов с амери­канскими оригиналами. Так английские истребители «Martlet» стали называться «Wildcat», сохранив порядковый номер модификации.

В 1944 году истребители «Wildcat» также проявляли большую активность, несмотря на то, что на вооружение были приняты новые типы истребителей: анг­лийский «Seafire» и американские «Hellcat» и «Corsair». В этот году англи­чане получили по ленд-лизу 370 «Уайлдкэтов», которые приняли на вооружение как «Wildcat VI». Этот самолет полнос­тью соответствовал американскому ис­требителю FM-2, выпускаемому концер­ном General Motors.

Новые истребители получили серий­ные номера в диапазонах JV637...JV924, JW785...JW836 и JZ860...JZ889. В боевые части самолеты начали поступать летом 1944 года. Первой 4 июля 1944 года но­вые истребители получила 881-я эскадри­лья с эскортного авианосца «Pursuer», заменив ими выработавшие свой ресурс старые «Wildcat V».

Английские истребители «Wildcat» кроме сопровождения конвоев участво­вали во всех крупнейших операциях анг­лийского флота. В июне 1944 года 846-я эскадрилья участвовала в патрулирова­нии воздушного пространства над анг­лийскими плацдармами в Нормандии. Несколькими неделями раньше эта же эскадрилья участвовала в охоте на U-288. Во время высадки союзников на юге Франции в августе 1944 года 882-я эскад­рилья с авианосца «Searcher» совершила в период с 15 по 23 августа 167 боевых самолето-вылетов. Не менее активно дей­ствовала 881-я эскадрилья с авианосца «Pursuer». Упомянутые выше авианосцы участвовали в операции под кодовым названием «Tungten». Эта операция име­ла целью уничтожение линкора «Tirpitz», запертого в норвежском фьорде Альта. Истребители «Wildcat» обеспечивали воздушное прикрытие операции, и сопро­вождали самолеты Fairey «Barracuda», которые должны были выполнить глав­ное задание.

Самолеты «Wildcat VI» активно ис­пользовались в Юго-Восточной Азии. Появление новых типов истребителей, а также коренной перелом в войне не да­вали английским «Уайлдкетам» развер­нуться. Последним крупным успехом «Уайлдкэтов» английской морской авиа­ции был бой с самолетами люфтваффе, имевший место 26 марта 1945 года. С ан­глийской стороны в бое участвовала 882-я эскадрилья. В ходе патрулирования на юге Норвегии англичане перехватили несколько Bf 109G из III./JG 5. Немецкие пилоты были неопытны, поэтому в тече­ние нескольких секунд подполковник Берд и трое его подчиненных заявили по одному сбитому «Мессершмитту».

После завершения боевых действий все уцелевшие истребители Англия воз­вратила Соединенным Штатам, как это предусматривалось договором ленд-лиз.

Всего в 1943-1945 г.г. истребители «Wildcat IV/V/VI» состояли на вооруже­нии 23 (?) эскадрилий английской морс­кой авиации.

Среди английских асов на истребите­лях «Wildcat» летали: подполковник С.Дж. Орр -12 побед в составе 806-й, 894-й и 804-й эскадрилий, а также лейтенант Д.Э. Джерам - 5,5 побед в составе 888-й эскадрильи.

Всего английским пилотам, летавшим на истребителях «Martlet/Wildcat», засчи­тали 53 сбитых самолета, в том числе 38 немецких, 8 итальянских, 6 французских и 1 японский. Англичане потеряли в боях 10 истребителей этого типа. Это дает со­отношение побед к потерям 5,3:1. У аме­риканцев соотношение выше - 6,9:1, но это объясняется тем, что американцы сильнее англичан завышали свои реаль­ные результаты.