Новые истребители в ВМФ США

 

С появлением истребителей FM-2 на­чался новый этап в боевой карьере «Уайлдкэтов». Оснащенные более мощным двигателем и имевшие облегченную конструкцию самолеты уже превосходили своих прежних грозных противников -А6М2 «Zero». Новые истребители входи­ли в состав смешанных авиагрупп на эс­кортных авианосцах. Поскольку в этот период японцы находились в глухой обо­роне, пилоты новых истребителей не име­ли больших возможностей проявить себя. Истребители FM-2 использовались глав­ным образом для поддержки наземных частей, поиска японских подводных ло­док, а также для боевого патрулирования над ударными соединениями флота. В результате палубная авиация ударных авианосцев имела возможность полнос­тью сконцентрироваться на выполнении наступательных задач. Тем не менее, пи­лоты, летавшие на FM-2, заявили 422 победы в воздухе. Эта цифра очевидно в несколько раз завышена, если учесть пла­чевное состояние японской авиации на данном этапе войны. Для сравнения в 1942 году и начале 1943 года палубные истребители сумели заявить всего 270 побед, а истребители берегового базиро­вания - 603 победы.

Одна из любопытных и наиболее дра­матичных операций, в которых довелось поучаствовать истребителям FM-2, была битва в заливе Лейте. 20 октября генерал МакАртур, имея серьезную поддержку флота, начал десантную операцию на Филиппинах. Ударные авианосцы под­держивали саму высадку десанта, а даль­нейшее обеспечение плацдармов возлага­ли на отряды эскортных авианосцев Taffy One, Two и Three. Всего упомянутые эс­кортные авианосцы несли 228 истребите­лей FM-2,40 истребителей «Hellcat» и 170 бомбардировщиков «Avenger». 24 октяб­ря был удачным днем для пилотов «Уайлдкэтов». Капитан Кеннет Дж. Хипп из VC-3, базировавшейся на авианосце «Kalinin Bay», вместе со своими подчи­ненными перехватил над заливом груп­пу японских самолетов. Первый из них был опознан как двухмоторный бом­бардировщик Ки-48 «Lily». Хипп атаковал и сбил его. Дальше истребители действо­вали против группы из 21 бомбардировщи­ка. В ходе десятиминутного боя Хипп сбил еще четыре самолета. Другие пилоты VC-3 помогли командиру так, что на базу вер­нулся только один японский самолет.

В это время подполковник Гарольд Н. Фанк, командир VF-26 с авианосца «Santee» (Taffy 1) также сбил пять япон­ских самолетов в одном боевом выле­те, сравнявшись с Хиппом. В ходе сле­дующего вылета Фанк добавил себе еще одну победу.

Хорошо действовали пилоты «Уайлдкэтов» из «Taffy 2». Капитан Ральф Эл­лиот из VC-27 сбил в ходе одного боево­го вылета три бомбардировщика само­стоятельно и четвертый совместно со сво­им ведомым. На следующий день он сбил еще три японских самолета, что сделало его лучшим пилотом, летавшим на FM-2. В начале 1945 года он одержал еще три победы. Еще четверо пилотов VC-27 одержали в течение двух дне по 4,5 по­бед. Это сделало VC-27 самой эффектив­ной смешанной эскадрильей эскортных авианосцев. Всего VC-27 заявила 62 по­беды, в том числе четыре, одержанные бомбардировщиками!

День 25 октября в результате стече­ния множества обстоятельств вошел в историю морских войн как «битва Дави­да с Голиафом». Утром этого дня 12 ис­требителей «Wildcat» разведали местопо­ложение японской эскадры вице-адмира­ла Куриты с линкором «Ямато» в соста­ве. Ночью японская эскадра прошла че­рез пролив Сан-Бернардино и оказалась недалеко от американского флота втор­жения. В результате отвлекающей атаки четырех японских авианосцев удалось отвлечь основные силы американского флота на север. На пути у японской эс­кадры стояло всего несколько эскортных авианосцев в сопровождении эсминцев. Именно на это и рассчитывали японские адмиралы. Очень быстро японцы приблизи­лись к кораблям «Taffy Three» на расстояние орудийного выстрела. Начался бой. Амери­канские эсминцы поставили дымовую заве­су, под прикрытием которой попытались атаковать торпедами. В воздух поднялись бомбардировщики, несшие глубинные бом­бы и 500-фунтовые (227-кг) авиабомбы, а также истребители с ракетами. Авианосцы выпускали самолеты, даже не развернувшись под ветер. На подобного рода маневры не было времени. Развиваемый авианосцами 19-узловой ход позволял лишь в меру удержи­вать дистанцию от японской эскадры, шед­шей 24-узловым ходом. Любой ценой следо­вало остановить японскую эскадру, тогда как японцы уже открыли огонь на поражение и добились нескольких попаданий в авианос­цы. Бомбардировщики и истребители держа­лись над самой водой, имитируя торпедные атаки, заставляя тем самым японцев актив­но маневрировать. «В фас» истребители FM-2 походили на «Эвенджеры», что только было на руку американцам. В результате постоянных маневров строй японской эскад­ры рассыпался. Стало трудно вести прицель­ный огонь. Курите удалось поразить три авианосца: «Kalinin Bay», «Fanshaw Bay» и «Bambier Bay», причем последний из них за­тонул около 9:00. Кроме того, было потоп­лено несколько американских эсминцев. Но это было все, что смог добиться Курита. Ак­тивные и нестандартные действия американ­цев и недостаток информации о противнике заставили японцев отказаться от продолже­ния столь удачно начатой операции. Факти­чески они упустили свой шанс полностью уничтожить американский флот вторжения у острова Лейте. Это могло иметь катастро­фическое влияние на ход наземных боев.

По мере увеличения числа эскортных авианосцев росло число действующих истре­бителей FM-2. На эскортном авианосце «Wake Island» действовала эксперименталь­ная разведывательно-истребительная эскад­рилья VOC-1, насчитывавшая 28 FM-2 и шесть «Avenger». До конца войны эскадри­лья одержала 20 побед, что позволило ей раз­делить третье место по эффективности с VC-84. Второе место досталось VF-26 с 31 заяв­ленной победой.

Последние победы были одержаны 5 ав­густа 1945 года над Восточно-Китайским морем. В этот день пара FM-2 из VC-41 с авианосца «Makin Island» перехватила в 14:30 два скоростных бомбардировщика P1Y1 «Ginga» («Francess»). Один самолет сбил лейтенант Фрэнк Йейтс, достав само­лет над поверхностью воды. Другой бомбар­дировщик пал жертвой подполковника Дона Йоста из VMF-121, летевшего на F4U-1D «Corsair». В тот же день в 17:30 четыре FM-2 с авианосца «Lunga Point» перехватила оди­ночный P1Y1 «Ginga». Ведущий капитан Э.Р. Бекуит сбил японца на расстоянии 55 миль от своей эскадры.

За пять лет войны (1940-1945) истребите­ли «Wildcat» успели поучаствовать в боевых действиях на всех фронтах от южной части Тихого океана до Арктики. Они хорошо зарекомендовали себя как среди пилотов, так и среди командиров высшего звена. Это была настоящая «рабочая лошадка», вытя­нувшая всю войну, а на Тихом океане про­державшаяся в самый тяжелый период.

До конца войны пилоты ВМФ и кор­пуса морской пехоты США, летавшие на «Уайлдкетах», заявили 1514,5 побед. Ак­тивнее действовали морские пехотинцы: капитан Джозеф Дж. Фосс из VMF-121 -26 побед, майор Джон Л. Смит из VMF-223 - 19 побед, капитан Марион Э. Карл из VMF-221(223) - 16,5 побед, майор Ро­берт Э. Гейлер из VMF-224 - 14 побед. Среди морских летчиков лучшим был Доналд П. Раниен из VF-6 - 8 побед.