Бельгия

 

Летом 1938 года Бельгия лихорадоч­но искала замену своим устаревшим ис­требителям «Фейри Фокс». И замена на­шлась в виде истребителя фирмы «Брюс­тер», которых было заказано сорок штук.

Истребитель для Бельгии представ­лял собой экспортный вариант самолета F2A-2. Первый самолет собрали в апре­ле 1940 года. Самолет уже на заводе по­лучил бельгийский камуфляж (серебрис­тый фон с темно-коричневыми и темно-зелеными пятнами) и опознавательные знаки. Самолет облетали в Штатах, а за­тем в полуразобранном виде погрузили на транспорт для отправки в Европу. На время полетов в США самолет получил регистрационный номер NX01, который нанесли белой смываемой краской на крылья и киль. Прежде чем самолет при­был в Бельгию, в Бельгию прибыли не­мецкие войска. Поэтому транспорт взял курс на французский порт Бордо, куда пришел 28 мая 1940 года. Вскоре, немцы пришли и в Бордо, заполучив в числе прочих трофеев новенький самолет. Дальнейшая судьба самолета неизвестна. Следующие шесть машин отправили в Канаду, где в порту Галифакс стоял фран­цузский авианосец «Берн», принимавший на борт самолеты, закупленные Францией: «Кертисс SBC-4» и «Кертисс Хоук 75А-4». Авианосец вышел в море 16 июня 1940 года. В океане поступило известие о капитуляции Франции. Авианосец на­правился в Мартинику, где выгрузил са­молеты. Машины поставили на хранение, ожидая, пока проясниться политическая ситуация. Поскольку Мартиника поддер­жала коллаборационистское правитель­ство Виши, Госдепартамент США выра­зил обеспокоенность тем, что рядом с Панамским каналом базируется большое число самолетов потенциального противника. Американцы даже сформировали отряд из шести бомбардировщиков В-18 из состава 25-й бомбардировочной груп­пы, в задачу которого входило нанесение бомбового удара по аэродрому и порту Мартиники. Вскоре, однако, выяснилось, что аэродром на Мартинике не приспо­соблен для базирования боевых самоле­тов. Какое-то время спустя «неизвестные диверсанты» уничтожили находившиеся там самолеты с помощью взрывчатки.

Остальные 33 самолета бельгийское правительство в изгнании передало Ве­ликобритании. Эти самолеты получили британские серийные номера AS410...AS437, АХ811...АХ820 и ВВ450, считая те шесть самолетов на Мартини­ке, которые англичане безуспешно пыта­лись заполучить. В Великобританию само­леты начали прибывать в июле 1940 года. Их вооружили двумя 12,7-мм пулеметами «Кольт-Браунинг М2» в фюзеляже и дву­мя 7,7-мм пулеметами в крыльях.

В октябре несколько истребителей передали в 71-ю эскадрилью, где служи­ли американские добровольцы. Самоле­ты использовали для подготовки пило­тов. Американские летчики посчитали, что «Модель 339В» не годится для евро­пейского ТВД в виду отсутствия брони, коллиматорного прицела, протектированных баков и дублированных рулевых тяг. Вдобавок все оборудование самолетов оказалось во Франции, куда попало с первым экземпляром.

Летные испытания, проведенные ан­гличанами, привели их к заключению о том, что самолеты следует отправить в колонии. В марте 1941 года 18 самолетов «Модель 339В» перевели в морскую авиа­цию с целью использовать их в Азии. 885-я эскадрилья морской авиации попыта­лась приспособить самолет на роль па­лубного истребителя. Испытания прохо­дили на борту авианосца «Игл». Так как на самолете отсутствовал гак аэрофини­шера, торможение осуществлялось с помощью приподнятых над палубой попе­речных тросов, цепляющихся за шасси. Решение оказалось не самым лучшим, и дальнейшие испытания прекратили.

Истребители «Баффало» из 805-й эс­кадрильи морской авиации участвовали в обороне Крита. Эскадрилья получила три самолета этого типа 6 марта 1941 года. Это были бельгийские машины AS419, AS420 и АХ814. Эскадрилья перебазировалась с аэродрома Дехейла в Египте на аэродром Малеме на Крите. На «Баффало» летали лейтенанты Руперт А. Брабнер (депутат палаты общин), Рамсей, Г.Дж.К. Ричардсон. Стрелять самолеты не могли, так как на них отсут­ствовали детали системы спуска пулеметов. Со време­нем проблему удалось решить, так как известно, что 19 марта 1941 года «Баффало» AS419 участвовал в перехвате группы из десяти итальянских бомбардировщиков S.79 из 34-й и 92-й бомбардировочных групп, сопровождав­шихся пятью «Фиатами CR42» из 162-й истребительной эскадрильи. Однако вылет закончился неудачно. Вско­ре после вылета у самолета отказал двигатель и пилот лейтенант Брабнер совершил вынужденную посадку, во время которой самолет капотировал. В дальнейшем «Баффало» использовались в основном для патрулирования. Несколько «Баффа­ло» находились на Крите в составе 801-й эскадрильи, но накануне высадки немецко­го десанта, 20 мая 1941 года, все способные летать машины отправили в Египет. Но по меньшей мере один «Баффало» оставался на Крите и был захвачен гитлеровцами. Вскоре самолеты «Баффало» уступили место истребителям «Грумман Мартлет» (F4F), а уцелевшие машины использовались для подготовки молодых пилотов.