Великобритания

 

В январе 1940 года британское пра­вительство решило усилить свои потре­панные ВВС за счет импортных самоле­тов. Договоренности, достигнутые меж­ду Британской закупочной комиссией и фирмой «Брюстер», предусматривали покупку двух серий самолетов общей чис­ленностью 170 машин. Это были истре­бители «Модель 339Е» («Модель 339-13») или, согласно английской номенклатуре, «Баффало Mk.I». Следует подчеркнуть, что название «Баффало» дали самолету именно англичане, а американцы позднее лишь переняли это название. «Модель 339Е» представляла собой модификацию F2A-2 без палубного оснащения. Само­летам присвоили английские серийные номера в блоке W8131...W8250 (первая серия) и AN168...AN217 (вторая серия, «Модель 339-21»). Первые три самолета первой серии прибыли в Великобрита­нию в апреле 1941 года для проведения сравнительных и квалификационных испытаний. Испытания проходили в Фарнборо (RAE) и Боском-Даун (А&АЕЕ), Остальные машины морем доставлялись прямо на английские базы в Азии: на Малайе, в Сингапуре и Бирме. Ожидая нападения японцев, англичане поспешно организовывали новые аэродромы вдоль малайского побережья.

Весной 1941 года первые «Баффало» прибыли в Сингапур. Англичане, не имея в этом районе собственных летчиков, на­чали формировать пять эскадрилий, укомплектованных пилотами из стран Содружества. По меньшей мере с двух истребителей сняли вооружение и брони­рование, вместо которых на самолет ус­тановили фотоаппаратуру. Эти машины положили основание четвертому звену фоторазведки (4 PRU Flight), возглавля­емому командиром эскадрильи К.Р.Дж. Льюисом. На одном из самолетов уста­новили также дополнительные бензоба­ки, увеличившие длительность полета на четыре часа. В результате оперативный радиус действия у этой машины достиг 700 миль (1126 км). Кроме того, самолет нес три 14-дюймовые фотокамеры F.24. Второй самолет оснастили одиночной фотокамерой F.24, направленной вниз через иллюминатор в днище кабины.

Первыми получили истребители «Баффало» 243-я эскадрилья (командир эскадрильи Ф.Дж. Хауэлл), сформиро­ванная 11 марта 1941 года, и 67-я эскад­рилья (и.о. командира флайт-лейтенант Д.Дж.К. Пинкни. Обе эскадрильи бази­ровались в Сингапуре. К июню 1941 года было решено, что пилоты достаточно освоили машины, и обе эскадрильи зас­тупили на боевое дежурство.

В августе 1941 года сформировали австралийскую 453-ю эскадрилью (ко­мандир эскадрильи У.Дж. Харпер). Эс­кадрилья прибыла в Сембаванг на ост­рове Сингапур, где получила 18 новых «Баффало Mk.I». Боеготовности эскадри­лья достигла 19 ноября 1941 года.

Осенью 1941 года в Калланг прибы­ла 488-я новозеландская эскадрилья. В составе эскадрильи было 155 солдат и офицеров летного и наземного состава. Некоторые пилоты эскадрильи уже успе­ли послужить в британской авиации. Пер­воначально часть возглавлял командир эскад­рильи У.Дж. Клаустон, а звеньями командо­вали флайт-лейтенанты Дж.Н. Маккензи и Дж.Р. Хатчесон. Эскадрилья получила само­леты от 67-й эскадрильи, которую перебро­сили в Бирму.

67-я эскадрилья прибыла на аэродром Мингаладон около Рангуна, где получил 30 самолетов «Баффало», в том числе 14 в резерве. В эскадрилье служили в основ­ном новозеландцы. К середине декабря в эскадрилье служило 27 пилотов (в том числе двое, не допущенных к боевым вы­летам). С 14 июля 1941 года часть воз­главлял командир эскадрильи Р.А. Милуорд. Звено А возглавлял флайт-лейтенант Колин Пинкни, ветеран «битвы за Англию» с 4 победами. Его заместителем был летный офицер Питер Бингем Уоллис. Командиром звена В был флайт-лей­тенант Джек Брандт, его замещал летный офицер Дж.С. Уигглсуорт, ветеран «бит­вы за Англию» с тремя победами.

Самолеты «Баффало» также посту­пили в 21-ю австралийскую эскадрилью (командир эскадрильи У.Ф. Оллсхорн). Эта эскадрилья действовала на остро­ве Сингапур с 1940 года как многоце­левая часть. В октябре 1941 года эскад­рилья получила самолеты «Баффало» и стала истребительной.

Все лето и осень 1941 года летчики осваивали новые истребители. Не обо­шлось без аварий. Из 167 машин около 20 пришлось списать в результате различ­ных аварий. Просьбы усилить авиацию в регионе самолетами «Харрикейн» от­вергались на том основании, что «Баффа­ло» и «Харрикейн» имели примерно оди­наковые характеристики, а «по данным разведки» японские истребители в лучшем случае соответствуют «Баффало».

Война на Тихом океане началась 8 декабря 1941 года (в Перл-Харборе, рас­положенном по ту сторону линии пере­мены дат, было 7 декабря). В этот момент 21-я эскадрилья базировалась на северо-­восточном побережье Малайского полу­острова, где на аэродроме Сунгей-Патани находилось 12 машин. В Кота-Бахру находилась пара «Баффало» из 243-й эс­кадрильи. Остальные машины 243-й эс­кадрильи вместе с 488-й новозеландской эскадрильей базировалась в Калланге на острове Сингапур. 488-я эскадрилья на начало войны еще не достигла боеспособ­ного состояния. 16 машин 453-й эскадри­льи находились на аэродроме Сембаванг, также на Сингапуре. Кроме того, в Мингаладоне в Бирме находилась 67-я эскад­рилья с 16 «Баффало». Резерв составля­ли 52 самолета в Сингапуре и 16 в Бирме. 21 самолет в Малайе и все 32 самолета в Бирме стояли на земле в ожидании ре­монта двигателя.

Первыми в бой вступили два «Баффа­ло» из 243-й эскадрильи, базировавшие­ся в Кота-Бхару. Самолеты пилотирова­ли летный офицер Гольдер и взводный офицер Шилд. Они обстреляли высажи­вающуюся неподалеку японскую пехоту. Один самолет (W8196/U Гольдера) полу­чил повреждения от винтовочного огня с земли. В тот же день японцы соверши­ли налет на аэродром Сунгей-Патани. 5 бомбардировщиков Ки-21 уничтожили на земле два «Баффало» 21-й эскадрильи и повредили еще 5 истребителей. Через два часа противник повторил налет си­лами семи самолетов, которые также не были перехвачены дежурными истреби­телями. Оба налета совершали бомбар­дировщики Ки-21 из 12-го и 98-го сентая в сопровождении истребителей Ки-43. После налетов на аэродроме Сунгей-Па­тани осталось только 4 боеспособных «Баффало».

9 декабря вечером 4 «Баффало» 21-й эскадрильи подготовились сопровождать «Бленхеймы» в налет на Сингор. В 15:30 «Баффало» поднялись в воздух и кружили по маршруту, ожидая бомбардиров­щики. Прокружившись с час два истре­бителя, пилотированные флайт-лейтенантом Уильямсом и летным офицером Маккенни, вернулись на аэродром. В этот момент появились японские истре­бители Ки-27. Уильямс, фонарь которо­го был заляпан маслом, дал очередь по летевшему перед ним самолету. К счас­тью, очередь прошла мимо, так как это был самолет Маккенни. Оба австралий­ца сумели оторваться от преследования, уйдя в крутое пике. Они сели в Баттеруорте среди рвущихся японских бомб. Пилоты подрулили к стоящей неподале­ку цистерне с бензином, но оказалось, что краны цистерны закрыты, а штаб базы укрылся в отдаленном бомбоубежище, ожидая нового налета. Поэтому Уильямс и Маккенни решили не рисковать и, поскольку у них в баках еще оставалось не­много топлива, поднялись в воздух. В воздухе пилотам удалось перехватить группу бомбардировщиков Ки-21 и об­стрелять двух из них. Оба японских самолета выпали из строя, но добить их не удалось, так как сверху спикировали ис­требители противника. Самолет Маккинни (W8224) был тут же сбит. Пилот, не­смотря на тяжелые ожоги лица, сумел покинуть кабину и раскрыть парашют. Приземлился пилот в воду, сумел освободиться от парашюта и доплыл до ка­кой-то рыбачьей сети, где ухватился за буй и дождался спасения. Уильямс, ата­кованный тройкой Ки-27, резко ушел вниз, оторвавшись от противника. Про­должать бой Уильямс не мог - у него зак­линило пулеметы. При заходе на посад­ку заглох двигатель, и Уильямсу при­шлось сажать самолет на брюхо. Едва самолет остановился, Уильямс выскочил из кабины и бросился бежать. И вовре­мя. Подоспевшая тройка преследовате­лей обстреляла лежащую на земле маши­ну, разнеся ее на куски. В это время дру­гая пара «Баффало» вела бой с превосхо­дящими силами противника. Летный офицер Монтефиор обстрелял один Ки-27 и объявил его сбитым, но почти тут же и сам был сбит, выпрыгнув из изре­шеченного истребителя (W8236). После­дний самолет (AN188), на котором летел Макс Уайт, также получил повреждения и совершил вынужденную посадку на ос­трове Пенанг. Несмотря на пробитый бензопровод, прострелянный бензобак и продырявленный главный лонжерон крыла, самолет признали подлежащим ремонту. Уайт с парашютом за спиной вплавь перебрался через пролив на мате­рик и еще до наступления темноты вер­нулся в расположение эскадрильи. Остат­ки 21-й эскадрильи - два «Баффало» - ото­гнали в Ипох.

10 декабря 1941 года английская груп­па «Z», состоявшая из линкора «Принц Уэльский», линейного крейсера «Рипалс» и нескольких эсминцев, вышла из Синга­пура, имея задание обстрелять японские плацдармы на Малайском полуострове. 10 «Баффало» из 453-й австралийской эс­кадрильи, ведомые флайт-лейтенантом Вигорсом, и два «Баффало» из 243-й эскад­рильи не сумели найти в море эскадру. В результате участь английских кораблей была решена. Их отправили на дно японс­кие бомбардировщики G3M2 и G4M1.

13 декабря 1941 года из Сингапура на северо-западное побережье перебросили 16 «Баффало» из 453-й австралийской эскадрильи. Переброска шла четырьмя секциями: две по три самолета и две по пять самолетов. Первые три машины под­нялись в воздух в 6:30 с задачей провести разведку над южным Таиландом. По до­роге самолеты приземлились в Баттеруорте для пополнения запасов топлива. Там летчикам дали новое задание - отра­зить налет на Пенанг. Взлетев, командир секции флайт-лейтенант Вандерфилд не сумел убрать шасси своего самолета (AN185/V), но продолжил полет. В райо­не Пенанга австралийцы столкнулись с самолетами Ки-48 из 75-го сентая. Этот тип машин австралийцам не был извес­тен, тем не менее, пилоты начали атаку. Вандерфилд обстрелял один японский самолет, который взорвался в воздухе. В этот момент в районе боя появилось шесть одномоторных штурмовиков Ки-51. Вандерфилд тем временем сел на хвост вто­рому Ки-48 и одержал вторую победу.

Два других пилота - сержанты Колльер (AN 180) и Рид (W8209/F) - атакова­ли Ки-51 и заявили... три пикирующих бомбардировщика Ju 87! Вообще, в на­чальный период войны до появления «именного кода» союзнические пилоты обычно различали самолеты «Navy Zero» - А6М2 и все истребители с убирающим­ся шасси, «Navy Type 96» - Ки-27 и все истребители с неубирающимся шасси, а также «Type Mitsubishi» - все двухмотор­ные бомбардировщики, в том числе Ки-21 и Ки-48. Остальные типы самолетов летчики идентифицировали в меру своей фантазии. Поэтому не стоит удивляться «появлению» на Тихом океане таких са­молетов, как Ju 87 или Bf 109. Все это было результатом халатной работы раз­ведывательной службы союзников, не сумевшей подготовить для пилотов иден­тификационных альбомов.

Экипажи японских бомбардировщи­ков вызвали на помощь истребители. Ки-43 из 59-го сентая появились на месте лишь спустя полчаса, когда в небе уже никого не было. Тогда японцы взяли курс на аэродром Баттеруорт, где только что приземлились Колльер и Рид, и обстре­ляли летное поле. К счастью, целью япон­цев оказались выведенные из строя ма­шины, которые стояли кучно в ожидании ремонта или разбора на запчасти. Кол­льер и Рид пополнили запас топлива и боекомплект и снова взлетели. Теперь их целью было обстрелять японскую колон­ну, наступавшую на Ипох. Там они об­наружили Вандерфилда, который напра­вился в этот район сразу после боя над Пенангом.

Вторая секция, ведомая командиром крыла Л.Дж. Нилом, вылетела из Синга­пура в Ипох. В составе секции также ле­тели взводный офицер Ливси и взводный офицер Браун. Из-за плохой погоды тройка потеряла курс и долго кружилась, пока не кончилось топливо. На остатках топлива Ливси снизился, отыскивая мес­то для посадки. Выбрал что-то, что сверху напоминало пшеничное поле. В действительности это оказался затоплен­ный водой рисовый чек. Но было поздно. Машина Ливси увязла колесами в жид­ком грунте и капотировала. Ливси, не­смотря на сломанные ребра, выбрался из кабины самолета и начал махать товари­щам, чтобы они искали более подходя­щее место для посадки. Но те или не по­няли, или уже не имели топлива на дальнейшие поиски, поэтому все равно пошли на посадку. Первый самолет, садясь, не выпуская шасси, проскользил через все поле и врезался в стоящее на окраине де­рево. Там самолет капотировал и взор­вался, сгорев вместе с пилотом. Посадка второго «Баффало» также закончилась пожаром и гибелью пилота. Ливси остал­ся в живых. Его тут же арестовал мест­ный полицейский, принявший англичанина за японца. Затем пилота отправили в... Палембанг, поскольку Ливси оказал­ся на Суматре. Оттуда Ливси добрался до Сембаванга.

Лишь следующая секция из пяти «Баффало» без приключений добралась до Ипох. Вел секцию флайт-лейтенант Вигорс. Прибыв на место, Вигорс полу­чил приказ перегнать шестерку истребителей на север в Баттеруорт. Одна из ма­шин из-за поломки шасси вернулась на­зад, остальные пять самолетов добрались до аэродрома. В этот момент солдат, вы­полнявший обязанности станции ранне­го оповещения, дал отмашку флагом, предупреждая о приближении японцев, после чего с чувством глубоко выполнен­ного долга юркнул в окоп. Вигорс дал приказ взлетать всем, у кого еще осталось топливо в баках. Вместе с Вигорсом взле­тел сержант 0'Мара. Оба пилота быстро подлетели к Пенангу, где увидели около 30 Ки-27 из 1-го и 11-го сентаев. Англи­чане бросились в бой, используя преиму­щество в высоте и скорости. Вигорс вре­зался в самый центр строя противника. Он активно маневрировал, стреляя по всем попадавшимся ему на прицел само­летам и, как позднее утверждал, не без эффекта. Но вскоре роли поменялись. Японцы, пользуясь превосходством в маневренности, быстро сели Вигорсу на хвост и открыли по нему огонь. Самолет Вигорса получил попадание в бензобак, расположенный под сиденьем пилота. Летчику ничего не оставалось, как от­крыть фонарь, расстегнуть ремни и вып­рыгнуть из кабины. По привычке Вигорс быстро открыл парашют и повис на вы­соте 3000 м. Англичанину пришлось пе­режить несколько кошмарных минут, когда японские пилоты по очереди захо­дили, пытаясь расстрелять болтающегося на стропах летчика. К счастью, все пули прошли мимо, и Вигорс благополуч­но приземлился на гору Пенанг и скрыл­ся в соседних джунглях. Самолет 0'Мары также получил повреждения, но сер­жанту удалось уйти в облака и позднее совершить вынужденную посадку в Куала-Кангсаре. В воздух еще успел поднять­ся флайт-лейтенант Грейс. Но уже на высоте 200 м Грейс вынужден был принять бой, в ходе которого он заявил одну побе­ду, но и сам получил повреждения и совер­шил вынужденную посадку в Ипохе.

Два других истребителя взлететь не успели. Они как раз находились на зап­равке, когда налетели японцы. Взводный офицер Джефф Ангус едва успел ото­рваться от земли как был атакован дву­мя или тремя Ки-27. Машина Ангуса по­лучила несколько попаданий и задымила. Летчику не оставалось ничего друго­го, как искать спасения в вынужденной посадке на рисовом чеке. Машина разби­лась, а пилот получил серьезную травму лица, ударившись о прицел. Несмотря на боль, Ангус быстро выбрался из кабины и отбежал от самолета, по которому японские истребители еще какое-то вре­мя вели огонь. Пятый «Баффало» сержан­та Рона Эрлиха также был атакован у са­мой земли. Эрлих начал маневрировать, пытаясь оторваться от преследования, но попал под заградительный огонь своей зе­нитной артиллерии. Самолет был сбит, пилот погиб под обломками машины.

Последующие дни походили на опи­санный выше. Повсюду шли тяжелые бои с численно превосходящим противником.

Японцы, высадившись на Малайе, быстро развивали успех. Англичане были вынуждены отступать. Пришлось также эвакуировать несколько авиабаз. Само­леты удалось перегнать в Сингапур, но все аэродромное хозяйство досталось противнику.

Обнаружились все недостатки истре­бителя «Баффало», в первую очередь его низкая скороподъемность и горизонталь­ная скорость. Японские пилоты, летав­шие на Ки-27, Ки-43 и А6М2 доминиро­вали в небе, диктуя англичанам условия боя. Техники тщетно пытались найти способы улучшить характеристики само­лета. С истребителей снимали все, что только можно снять, а тяжелые 12,7-мм пулеметы в крыльях заменяли легкими 7,7-мм. Скороподъемность немного улуч­шилась, но ситуацию это не переломило.

22 декабря 1941 года над Куала-Лум­пуром произошла самая крупная воздуш­ная битва над Малайей. 12 «Баффало» из 453-й эскадрильи приняли бой с Ки-43 из 64-го сентая. Японцам удалось сбить пять машин и повредить еще четыре. В этой атаке погиб командир 3-го чутая лейтенант Тадао Такаяма. Сержанты Клер и Гриффит сбили по одному Ки-43, третье­го японца таранил сержант Макрид (W8209/F). Австралийский пилот во вре­мя тарана погиб.

24 декабря в Сембаванге временно объединили 21-ю и 453-ю эскадрильи, передав им 16 новых «Баффало». Импро­визированный авиаотряд должен был действовать совместно с III индийским корпусом, боями сдерживающего наступ­ление японцев. Сформировали 224-ю ис­требительную группу, в состав которой вошли 16 машин 21/453-й эскадрильи, 15 «Баффало» 243-й эскадрильи, 14 машин 488-й эскадрильи, а также 9 самолетов В-339С голландской 2VLG-V из Калланга. В конце января 21-ю и 453-ю эскадрильи разделили.

10 января 1942 года сержанты Берт Уипити и Чарли Кронк из 243-й эскадри­льи перехватили и сбили Ки-46 из 81-го докурицу (отдельного) чутая. Самолет упал и разбился в джунглях к югу от Джохора.

В понедельник 12 января японцы на­чали наступление на Сингапур. К тому времени японцы подтянули свою авиа­цию. Почти все части 12-го хикодана пе­ребазировались на захваченные аэродро­мы на севере и юге Малайзии, в том чис­ле два истребительных сентая прибыли в Куантан. Ранним утром 12 января 72 ис­требителя Ки-27 из 12-го хикодана появи­лись над Сингапуром, проведя классичес­кую зачистку воздушного пространства. На их перехват поднялось 8 «Баффало» из 488-й эскадрильи, а через двадцать минут поднялось еще шесть истребите­лей. Первое звено, ведомое флайт-лейтенантом Маккензи обнаружило в 900 м над собой группу из 27 истребителей, шедшую в трех эшелонах. Англичане по­пытались провести маневр и зайти со сто­роны солнца. Но японцы успели заметить англичан и перешли в атаку. «Баффало» (W8200) сержанта Терри Хонана почти сразу получил попадание в двигатель и загорелся. Хонан, раненный в плечо, вып­рыгнул с парашютом на высоте 3650 м и благополучно приземлился на каучуко­вой плантации в 15 милях от Джохора. Следом был сбит самолет W8186 сержан­та Боба Макмиллана. Пилот сумел поки­нуть кабину истребителя, потерявшего хвостовое оперение, и на парашюте опу­стился на каучуковой плантации, рядом с Хонаном. В это время флайт-лейтенант Маккензи, активно маневрируя, пытался атаковать один Ки-27, но ему на хвост сел другой японский истребитель и об­стрелял его. Очередь разрушила горизон­тальный стабилизатор, хвостовую часть фюзеляжа, одна пуля попала в кабину и разбила компас. Из остальных пилотов удобную позицию для атаки занял сер­жант Джим Макинтош, но у него закли­нило пулеметы. Еще один «Баффало» сер­жанта Киллика атаковал два Ки-27, но японцы без труда оторвались. Остальные три «Баффало» также подверглись атаке. Летный офицер Кен Маканени совершил вынужденную посадку с пробитым бен­зобаком в Сембаванге. Взводный офицер Грэм Уайт приземлился в Калланге с по­врежденным винтом и фюзеляжем. Пос­леднему из «Баффало», на котором летел взводный офицер Гарри Петтит, также пришлось нелегко. Петтит пробовал ата­ковать, но неизменно кто-нибудь из япон­цев садился ему на хвост, и летчику при­ходилось прерывать атаку. Одна пуля попала в кромку бронеспинки и осколок брони поранил плечо пилота. Японцы заявили 10 сбитых самолетов противни­ка, тогда как действительные потери со­юзников составили два самолета сбиты­ми и пять поврежденными. Второй отряд из шести «Баффало» пролетал впустую. Лишь флайт-лейтенант Хатчесон заметил пару Ки-43 (английский летчик опреде­лил их как «Зеро»). Японцы попытались атаковать, но Хатчесон сумел уйти.

Вслед за истребителями над Сингапу­ром появилась ударная группа, насчиты­вавшая 30 бомбардировщиков Ки-21-II из 7-го хикодана в сопровождении 38 Ки-43 из 59-го и 64-го сентаев. Голландская VLG-V эскадрилья подняла в воздух два «Баффало», к которым присоединился одиночный «Баффало» из 488-й эскадри­льи, пилотированный сержантом Джи­мом Мегарри. Эту тройку атаковали шесть Ки-43 (также идентифицирован­ных как «Зеро»). «Баффало» спаслись, скрывшись в облаках. Голландский лей­тенант Ф. Свартс заявил один сбитый бомбардировщик. Целью атаки японцев был аэродром Селетар. Из Сембаванга на перехват вылетели 8 «Баффало» из объе­диненного 21/453-й эскадрильи. Но со­юзники не обнаружили японцев из-за ошибки диспетчера. Зато они перехватили группу из 27 бомбардировщиков. Японс­кие пилоты дали газ и ушли в пике. Огор­чение англичан выразил один из них: «Бом­бардировщики оказались быстрее истреби­телей - хреновая вышла погоня!».

Но это еще не был конец. Во второй половине дня над островом показались 70 Ки-27 из 12-го хикодана. На этот раз на их перехват вылетели «Баффало» из 243-й эскадрильи и три В-339 из 2 VLG-V. Голландцы вступили в бой с десятью Ки-27 на высоте 4000 м. Лейтенант Ав­густ Дибель заявил два сбитых Ки-27, но вскоре и сам был сбит. Легко раненный пилот выпрыгнул с парашютом. По од­ному сбитому Ки-27 заявили капитан Якоб ван Гельсдинген и сержант Герардиус Бруггинк. Командир звена «А» 243-й эскадрильи флайт-лейтенант Гарден, летевший на «Баффало» W8139/B, атако­вал девятку Ки-27 в лоб и заявил одну победу. Дистанция была настолько ко­роткой, что Гарден разглядел лицо пило­та, а крылом самолета сорвал у против­ника антенну. Затем Гарден обстрелял следующий самолет и также заявил по­беду, но в итоге ему засчитали только одну вероятную победу. Остальные япон­ские истребители атаковали самого Гардена. Пули дырявили крылья и фюзеляж самолета, били в бронеспинку кресла. Гарден понял, что терять ему нечего и применил маневр капитана Тима Вигорса: закрыл глаза, резко заложил вправо, затем влево, потом дал полный газ и сде­лал круговое движение ручкой управле­ния. Рецепт оказался действенным - ког­да Гарден открыл глаза, противника ря­дом не было. Но это было полдела. Нуж­но было вернуться на аэродром на изре­шеченном самолете. Однако Гарден су­мел справиться и с этой задачей.

Звено «В» эскадрильи также столкну­лось с японскими истребителями. Сер­жант Джефф Фискен заявил один сбитый Ки-27, но звено потеряло сержанта Ноэля Ранкина на самолете W8189/Q. Ранкин погиб, позднее в море был обнаружен его парашют. Другой «Баффало» (W8187/R), который пилотировал сержант Болдуин, получил повреждения. Пилот не пострадал.

Немного позже по тревоге поднялись дежурные самолеты 243-й эскадрильи. Сержант Фискен, летевший на той же машине, завязал бой с истребителями Ки-43 (идентифицированными как «Зеро»). В бою с 18 самолетами самолет Фискена получил две пробоины. Как позже вспо­минал пилот: «В бою «Зеро» и «Баффа­ло» были несочетаемыми. «Зеро» имел превосходство в скорости, скороподъем­ности и маневренности, зато «Баффало» всегда мог уйти в пике. Вступать в бой с «Зеро» на равных или в худшем положе­нии было верным самоубийством. Вско­ре мы научились разворачивать самолет кабиной вниз и резко пикировать... В одном из своих первых боев я выпустил закрылки и шасси - мне показалось, что я врезался в стену - и все же сумел на ви­раже сесть на хвост «Зеро». Сесть бук­вально на несколько секунд, но этого хва­тило, чтобы дать очередь. Следить за ре­зультатом времени не было, так как вок­руг крутилось множество других японс­ких истребителей».

Взводный офицер Певрил и его ведо­мый сержант Уэбер внезапно наткнулись на одиночный японский истребитель, ле­тевший прямо на них. Первил, оказав­шийся в выгодном положении нажал га­шетку,.. но выстрелов не последовало. Пулеметы заклинило. Уэбер успел дать короткую очередь, но японский истреби­тель заложил крутой вираж и сел ему на хвост. Уэбер рисковать не стал и спасся в крутом пике в направлении своей базы.

Взводный офицер Ноэль Шарп («Баффало» W8138), приданный 488-й эскадрилье, заявил вероятную победу над одним истребителем. В свою очередь эс­кадрилья потеряла самолет сержанта Ньюмена (W8137). Сам Ньюмен был тя­жело ранен и умер в тот же день.

В бою участвовал и командующий базой Калланг командир крыла Чигнелл, прежде возглавлявший 243-ю эскадри­лью. Чигнелл летел вместе со звеном «А». Приземлившись, он произнес: «Там нет места для этой клячи».

В бою участвовало несколько «Баф­фало» из 488-й эскадрильи. Но самолеты не успели набрать высоту, чтобы всту­пить с противником в соприкосновение. Один из самолетов эскадрильи (W8135, сер­жанта Вике Миклема) получил поврежде­ние маслопровода и совершил вынужден­ную посадку в болоте в окрестностях Селетара.. Самолет пришлось списать, хотя пи­лот отделался легким испугом.

В течение дня 21/453-я эскадрилья предприняла последнюю попытку атако­вать Квантан. Цель была закрыта низкой облачностью, и самолетам пришлось вер­нуться. Не обошлось без потерь. Само­леты летного офицера Уолласа сержан­та Гаррисона ударились во время манев­рирования. При этом самолет Гаррисо­на (W8202) потерял винт. Высота была недостаточной для прыжка с парашютом. Поэтому Гаррисон совершил вынужден­ную посадку среди деревьев на берегу реки Мерсинг. Пилот серьезных травм не получил и шесть дней выбирался в рас­положение своей части, постоянно опа­саясь встретиться с крокодилами. Другой самолет (AN171) едва держался в возду­хе. Его сопровождал летный офицер Бар­ри Худ. Уоллас дотянул до океана и приводнился. При посадке Уолласу доста­лось сильнее, чем Гаррисону, но летчик сумел добраться до берега, переправить­ся через реку, построить плот и плыть по течению. Проведя в джунглях несколько дней Уоллас встретил австралийский пат­руль, который помог пилоту вернуться в Сингапур.

Плохая погода повлияла и на японс­кую авиацию. Весь день над островом не было ни одного истребителя «Зеро». Хотя союзники сообщали о встрече с «Зеро», в действительности это были са­молеты других типов, вероятнее всего Ки-43. В тот день союзная авиация совер­шила 54 вылета над Сингапуром. 6 «Баф­фало» было сбито, три потеряно в ава­риях, по меньшей мере 4 повреждено.

На следующий день - 13 января - «Баффало» впервые столкнулись с япон­скими морскими бомбардировщиками. 8 «Баффало» из 488-й новозеландской эс­кадрильи перехватили 30 самолетов G3M2 из Михоро-кокутай. Японские стрелки сразу повредили машину Хатчесона, который совершил вынужденную посадку в Тенга. Повреждения удалось наскоро исправить, самолет сохранил боеспособность. Лейтенант Билл Грингал обстрелял из двух работавших пуле­метов японский бомбардировщик и под­жег один из его двигателей. Лейтенант Фрэнк Оукден на «Баффало» W8185 по­лучил прямое попадание в бензобак и аварийно приводнился, повредив себе при этом лицо. Оукдену все же удалось выбраться из тонущего самолета, его вскоре подобрали рыбаки. Самолет сер­жанта Билла Де Моса также получил по­падание, прежде чем сержант сам успел открыть огонь. Тем не менее, Де Мосу удалось благополучно посадить повреж­денную машину. В это время появились японские истребители, которые атакова­ли сержанта Дона Клау на «Баффало» W8235. Погоня продолжалась так долго, что у Клау кончился бензин и ему при­шлось прыгать с парашютом рядом с не­большим островком, где ему пришлось просидеть два дня, прежде чем его отту­да забрали. В этот раз, вероятно един­ственный раз за всю войну, японские стрелки занизили свои результаты, зая­вив только одну победу.

Но потери 488-й эскадрильи на этом не кончились. Примерно в это же время сержант Кан облетывал один «Баффало» (AN187), только что вышедший из ремон­та. Во время полета двигатель заклини­ло и Кану пришлось прыгать с парашю­том. За два дня 488-я эскадрилья потеряла 7 самолетов, многие машины получи­ли повреждения. Результаты при этом были минимальны.

В тот же день японцы повторили на­лет на Сингапур, на этот раз применив легкие армейские бомбардировщики в сопровождении истребителей Ки-43 из 59-го и 64-го сентаев. На их перехват под проливным дождем взлетели несколько «Баффало» из 243-й эскадрильи. Подняв­шись в воздух, англичане рассыпали строй, пытаясь отыскать противника в условиях нулевой видимости. Вел груп­пу флайт-лейтенант Гарден (W8246/K). Гарден, пробив облака, обнаружил одно­моторные самолеты противника, сам ос­тавшись незамеченным. Он начал захо­дить японцам в тыл, держась на границе облачности. После нескольких минут этих индейских маневров он выбрал себе жертву и сблизился. В последний момент японцы заметили Гардена и заложили резкий маневр. Гарден сумел удержаться на хвосте и дать длинную очередь, после которой японец резко пошел вниз. Позднее выяснилось, что истребитель Ки-43 разбился, совершая вынужденную посад­ку в Джохоре, а пилот, окруженный ма­лайскими добровольцами покончил жизнь самоубийством.

15 января сержант Э.Э.Дж. Кан из 488-й эскадрильи сбил один Ки-27, но в этом же бою японцы сбили лейтенанта Дж.Л. Хескета. 18 января 488-я и 243-я эскадрильи атаковали 9 японских истребителей А6М2 из 22-го кокусентая. Со­юзники заявили две подтвержденные по­беды без потерь со своей стороны. В тот же день сержант Эдди Кан записал на свой боевой счет сбитый Ки-43. Но при этом союзники потеряли две машины: капитан Хатчесон уцелел, а лейтенант Кокс погиб.

17 января две группы по 12 G3M2 из Михоро-кокутай бомбардировали австра­лийскую базу в Сембаванге. На их пере­хват вылетели три «Брюстера 339» из 2 VLG-V и все боеспособные «Баффало» 243-й эскадрильи. Взводный офицер Бонем (W8146) преследовал противника 50 миль и заявил один сбитый и один по­врежденный бомбардировщик. Сержант Фискен (W8147/0) и летный офицер Холдер (W8178/V) также атаковали японские бомбардировщики и сбили три G3M. Японским стрелкам удалось сбить гол­ландский «Брюстер» (ВЗ-105) из 2 VLG-V, пилот сержант А. Ворбей погиб.

Ситуация в регионе ухудшалась день ото дня. Англичанам пришлось стянуть все свои авиационные части к Сингапу­ру. Пара разведывательных «Баффало» из 4-го звена фоторазведки совершили более сотни разведывательных вылетов, прежде чем 7 февраля 1942 года обе ма­шины были уничтожены японскими бом­бардировщиками на земле.

Пилотам «Баффало» в боях за Син­гапур засчитали в общей сложности 30 побед.

Постоянные боевые вылеты, сопро­вождаемые высокими потерями, подры­вали силы и волю пилотов, а также отра­жались на техническом состоянии само­летов. В феврале немногочисленные «Баффало» вместе со слишком поздно прибывшими в регион истребителями «Харрикейн» были эвакуированы на юг, на острова Голландской Ист-Индии. За­тем англичане эвакуировали личный со­став эскадрилий в Австралию, а «Баффа­ло» оставили голландцам.

67-я эскадрилья, базировавшаяся в Мингаладоне, Бирма, первое время ус­пешно перехватывала японские бомбар­дировщики, совершавшие налеты на Ран­гун, взаимодействуя с истребителями Р-40В из 4-й эскадрильи американской доб­ровольческой группы (American Volunteer Group - AVG). По состоянию на 10 декабря эскадрилья располагала 21 машиной и 25 пилотами. К боевым вы­летам эскадрилья приступила 21 декаб­ря 1941 года. В ходе первой операции эс­кадрилья обстреляла аэродром Прачуаб-Гикихан. 23 декабря японцы совершили первый налет на Рангун силами 18 бом­бардировщиков Ки-21 из 98-го сентая и 27 истребителей Ки-27 из 60-го сентая. Следом, во втором эшелоне шли 15 Ки-221 из 62-2го сентая и 27 легких бомбар­дировщиков Ки-30 из 31-го сентая в со­провождении 30 истребителей Ки-27 из 77-го сентая. Первый эшелон атаковал порт и доки Рангуна, а второй эшелон направился бомбить базу Мингаладон. Несмотря на позднее предупреждение, 15 «Баффало» и 12 Р-40 успели набрать вы­соту 6100 м прежде, чем появились япон­цы. Первыми противника заметили сер­жанты К.В. Барг и Дж.А. Уильямс. Уиль­ямс услышал в наушниках взволнован­ный голос Барга: «Черт возьми, Вилли, их целая куча, Смотри, Вилли, их целая куча». Уильямс в течение нескольких минут вел маневренный бой с Ки-27. Ему удалось уйти от преследования и про­рваться к бомбардировщикам. В ходе боя он заявил одну достоверную и одну ве­роятную победу, а также четыре повреж­дения. Сержант Барг в это время заявил одну вероятную победу над Ки-27. Его простреленный «Баффало» (W8143/B) сумел выйти из боя, снизившись к самой воде. Масло, лившее через пробитый мас­лопровод, забрызгало фонарь кабины. Барг снял ботинок и протер фонарь нос­ком. Поскольку двигатель работал ров­но, Барг набрал высоту 5200 м и присое­динился к сержанту Библу, вместе с ко­торым устремились в новую атаку на Ки-21. В ходе атаки Барг заявил одну победу над Ки-21. Библ продолжил преследова­ние противника и взял курс на Рангун. Вернувшись на базу, Библ доложил об одном бомбардировщике, за которым тянулась струя белого дыма. Среди дру­гих пилотов 67-й эскадрильи летный офи­цер Дж.Ф. Ламберт сбил один бомбарди­ровщик Ки-21, а летный офицер Дж.С. Уигглсуорт заявил одну вероятную побе­ду. Летный офицер Питер Бингем-Уоллис заметил три бомбардировщика Ки-21 и обстрелял их всех в ходе 15-минутного преследования. Все три бомбардировщика задымили. Летный офицер Кристиансен провел лобовую атаку на группу Ки-21, заявив одну вероятную победу и одно по­вреждение. Сам Кристиансен вернулся на базу с залитым маслом капотом.

В ходе боев 23 декабря английская 67-я эскадрилья и американская 4-я эскад­рилья заявили 13 подтвержденных и 7 вероятных побед над Ки-21, а также одну подтвержденную и одну вероятную побе­ду над Ки-27. На счет 67-й эскадрильи записали 6 подтвержденных и 3 вероят­ные победы. В действительности потери японцев составили два Ки-21 из 98-го сентая, потерянных над Рангуном, и 5 Ки-21 из 62-го сентая, потерянных над Мингаладоном. 10 машин получили поврежде­ния. 67-я эскадрилья потеряла два «Баф­фало», уничтоженных на земле.

Из американских рапортов следует, что несколько «Баффало» получили по­вреждения в бою, причем три машины разбились при посадке. Американцы за­явили 6 побед, потеряв 4 Р-40В и двух пилотов.

Следующий крупный налет имел ме­сто 25 декабря. Японцы использовали части 7-го хикодана: 27 Ки-21 из 12-го сентая и 36 Ки-21 из 60-го сентая в сопро­вождении 25 Ки-43 из 64-го сентая, а так­же 10-го хикодана: 8 Ки-21 из 62-го сен­тая, 27 Ки-30 из 31-го сентая в сопровож­дении 32 Ки-27 из 77-го сентая. 4 новей­ших истребителя Ки-44 патрулировали воздушное пространство над Дон-Муангом, обеспечивая безопасный взлет и по­садку своих машин. Предупреждение о приближающемся противнике пришло слишком поздно. Самолеты 67-й эскад­рильи и 4-й эскадрильи AVG поднялись в воздух в последний момент. Из состава 67-й эскадрильи в район Мингаладона отправили два отряда. Флайт-лейтенант Джек Брандт вел шесть машин звена «В» двумя секциями по три машины на высо­те 12000 футов (3650 м). Флайт-лейтенант Пинкни патрулировал в 10 милях к вос­току от Рангуна с шестью самолетами звена «А» на высоте 17000 футов (5180 м). Еще два «Баффало», пилотированные летным офицером Бингем-Уоллисом и сержантом Уильямсом, прикрывали зве­но «А» сверху, находясь на высоте 20000 футов (6100 м). Вел пару Бингем-Уоллис на самолете W8145/D. Уильямс первым заметил две группы бомбардировщиков и предупредил остальных пилотов эскад­рильи. После этого Бингем-Уоллис и Уильямс атаковали противника. Уильямс в первый же заход поразил один японс­кий бомбардировщик, а Бингем-Уоллис в горячке боя забыл снять пулеметы с предохранителя и проскочил мимо цели. Тогда пилот сделал второй заход и до­бил поврежденный Уильямсом самолет. Тот загорелся, пошел круто вниз и раз­бился о поверхность моря. Затем пара направилась в сторону истребителей Ки-43 из 64-го сентая, которых пилоты как обычно называли «Зеро». Бингем-Уоллис поймал один истребитель в прицел и дал очередь. Японская машина пошла вниз, разбрызгивая струю бензина. Уильямс также присоединился к атаке. Обстрелян­ный им Ки-43 потерял управление, из чего Уильямс решил, что убил пилота. Но проследить падение самолета у него не было времени, так как японские пули уже дырявили ему крыло. Капитан Пинкни на W8144/C наблюдал за атакой Бингем-Уоллиса и Уильямса. В это время капи­тан находился в 2000 футах (600 м) под японскими бомбардировщиками. Пинкни начал резко набирать высоту, заходя со стороны солнца. Тут он заметил еще одну группу бомбардировщиков, бом­бивших Мингаладон. В это время сер­жант Педерсен (красная «4») предупредил командира, что у того на хвосте сидит противник. Пинкни резко отвернул в на­правлении машины сержанта Макферсона (красная «2»). Закончив разворот, Пинкни заметил, что его противник пе­реключился на Макферсона. Пинкни успел дать по противнику короткую оче­редь и потерял его из вида. Когда он за­вершил второй разворот, то увидел «Баффало», планирующий в северном направ­лении и тянущий за собой струю белого дыма. В это время Пинкни снова подвер­гся атаке, на этот раз двух истребителей противника. Пинкни дал очередь по од­ному из японцев и снова ушел в отрыв. При этом он увидел самолет, горящий на рисовом поле. Это был «Баффало» AN216 сержанта Джона Макферсона. Пилот погиб.

Остальные «Баффало» звена «А» так­же вели бой с японскими истребителями, в основном с Ки-27, которых ошибочно определили как «Тип 96» - А5М4. Сер­жант Барг повредил один японский са­молет в ходе двадцатиминутного круго­вого боя. Затем Баргу на хвост сел Ки-43 и преследовал англичанина почти до са­мой земли, где ему все же удалось ото­рваться. Еще три Ки-43 атаковали само­лет сержанта Резерфорда, который вел атаку на бомбардировщик. Однако Резерфорду удалось оторваться от пресле­дования и благополучно вернуться в Мингаладон. Взводный офицер Дж.С. Шарп и сержант Э.Э. Педерсен вели бой с несколькими Ки-27, маневрируя в тече­ние 15 минут. Шарп заявил одну вероят­ную победу, но тут сам был подбит. Все же Шарпу удалось посадить машину, не­смотря на перебитые рулевые тяги, элек­трокабели и прошитые патронные ящи­ки. К счастью самолет Шарпа был обо­рудован бронеспинкой, которая спасла пилоту жизнь. Сержант Педерсен благо­получно вернулся на базу, заявив повреж­дение двух истребителей Ки-27.

Флайт-лейтенант Брандт вел «си­нюю» секцию звена «В». Его ведомыми были сержанты Э.Г. Библ и Дж.Дж. Финн. На высоте 19000 футов они заме­тили приближающиеся бомбардировщи­ки противника. Брандт уже было попро­сил «зеленую» секцию прикрыть их ата­ку, как с высоты 21000 футов (6400) м их атаковали японские истребители. Трой­ка Брандта приняла бой. С дистанции 250 ярдов Брандт обстрелял ближайшего японца. В это же время сержант Библ поразил другой самолет, который взор­вался в воздухе и разлетелся на куски. Не сумев переманеврировать противника, Брандт решил выйти из боя штопором. Этот маневр удался. Англичанин вышел из штопора и начал снова набирать вы­соту. При этом он заметил японские бом­бардировщики, налетевшие с запада с высоты 20000 футов (6100 м) на его аэро­дром. Бомбардировщики успели отбом­биться, но затем Брандт преследовал их до побережья, но без особого успеха. Когда пилот вернулся на базу, выясни­лось, что его самолет имел серьезные по­вреждения: левое крыло было пробито в районе топливного бака и элерона. На бронеспинке также виднелись следы по­падания пуль. Сержант Библ, сбивший один самолет, вскоре сам попал в пере­делку. Уйти от преследования ему уда­лось тем же способом, что и Брандту - он ввел самолет в управляемый штопор. За­тем он продолжил бой и заявил повреж­дение другого истребителя. Его самолет также получил повреждения. Пробоины имелись на лопастях винта, радиостан­ции, бензобаке и крыле. Несмотря на это, он благополучно посадил машину на из­рытый воронками аэродром. Последний член тройки - сержант Финн - атаковал японский истребитель, севший на хвост Брандту. Первой же очередью Финн выз­вал на японском самолете пожар, после чего противник вышел из боя. Самолет Финна также получил несколько попада­ний в хвостовое оперение и днище фюзе­ляжа, но без труда вернулся на базу. Во время боя Финн видел, как «зеленые» вели бой с японскими истребителями. Именно эта секция приняла на себя ос­новной удар противника. Ведущий сек­ции летный офицер Джон Ламберт на «Баффало» W8220/U был ранен в спину - на самолете отсутствовала бронеспинка. Совершая вынужденную посадку, он раз­бил самолет в районе Рангуна. Прежде чем успела прибыть спасательная коман­да, Ламберт умер от потери крови. Два других пилота секции - сержанты Тед Хевитт (W8248) и Рон Макнабб (W8206) - также были сбиты и погибли. Похоро­ны пилотов прошли очень нехорошо. Гробов не было, не нашлось даже рого­жи, чтобы завернуть тела. Вся ткань была реквизирована рангунским госпиталем.

В ходе боя пилоты 67-й эскадрильи заявили 1 бомбардировщик и 3 истреби­теля сбитых, а также три истребителя поврежденных. Англичане недосчита­лись четырех «Баффало». Еще два «Баффало» нуждались в серьезном ремонте. Американцы, не скупясь, заявили 15 бомбардировщиков и 9 истребителей, поте­ряв два Р-40. Действительные потери японцев составили три Ки-21 из 12-го сентая, четвертый бомбардировщик получил серьезные повреждения. Среди других экипажей было двое или трое убитых. В 60-м сентае несколько самолетов получи­ло повреждения, но все бомбардировщи­ки вернулись на базу. Остальные части 10-го и 7-го хикодана потерь не понесли. Из истребительных частей 64-й сентай потерял в бою 2 Ки-43, а 77-й сентай - 2 Ки-27. Еще один Ки-27 не дотянул до базы и совершил вынужденную посадку. Японцы, как и американцы, считали по­беды, не считаясь с действительностью. Майор Като и его пилоты из 64-го сентая заявили 10 сбитых истребителей про­тивника, а пилоты 77-го сентая завили 7 подтвержденных и 4 вероятные победы. Бортовые стрелки только 12-го сентая «насбивали» 19 истребителей противни­ка. На земле японцам удалось уничто­жить бомбами три «Баффало», стоявших у дальнего края аэродрома. Еще пять «Баффало», находившихся в конечной стадии сборки, сгорели вместе с ангаром.

Налеты вызвали в Рангуне серьезные разрушения. Следующий налет мог пол­ностью уничтожить остатки городской инфраструктуры. Но японцы больше не появились. Это только укрепило союзни­ков в мнении о том, что они сумели при­чинить японцам тяжелые потери. Но японцы не имели цели уничтожить Ран­гун. Они лишь устранили его как угрозу своему наступлению в Малайзии, после чего оставили город в покое, сконцент­рировавшись на более важных целях.

23 января посты раннего оповещения засекли японский разведывательный са­молет в районе Заятквина - верный при­знак приближающегося налета. В воздух поднялась пара истребителей 67-й эскад­рильи, которые пилотировали флайт-лейтенант Пинкни и сержант Кристиансен. Вскоре они завязали бой с 24 Ки-27 из 50-го сентая. Вскоре Пинкни, летев­ший на «Баффало» W8239, был сбит и погиб в районе Пегу. Кристиансен был более удачлив, не только вернувшись на базу, но и заявив один сбитый Ки-27. Тем временем в воздух поднялись новые са­молеты союзников: «Баффало» взводно­го офицера Купера, 5 Р-40 из AVG и 3 «Харрикейна». Купер заявил поврежде­ние одного Ки-27. Японцы в тот день зая­вили два сбитых Р-40 и один «Спитфайр» (в действительности «Харрикейн»), а так­же повреждение одного истребителя про­тивника, потеряв два Ки-27.

24 января около полудня «Баффало» из 67-й эскадрильи, 2 «Харрикейна» из 17-й и 136-й эскадрилий, а также Р-40В из 1-й и 2-й эскадрилий AVG поднялись в воздух на перехват 6 Ки-21 из 14-го сен­тая, ведомых капитаном Рёсуке Мотому­рой. Сопровождало японские бомбардировщики 20 Ки-27 из 50-го сентая, ведо­мых капитаном Фуздё Сакагучи. На мар­шруте скоростные Ки-21 обогнали эскорт и вышли к Рангуну без прикрытия. Пять «Баффало» из 67-й эскадрильи, ведомые командиром эскадрильи Брандтом, пат­рулировали воздушное пространство на высоте 5500 м, когда заметили в 10 ми­лях к востоку от Мингаладона бомбардировщики противника, шедшие не­сколько ниже. Англичане тут же атако­вали японцев. Сержант Садлер в два за­хода сбил один бомбардировщик, кото­рый объятый пламенем упал в джунгли. В третьей атаке Садлер поджег еще один Ки-21, который добили два других пило­та. Взводный офицер Купер длинной оче­редью прошил третий бомбардировщик, который взорвался в воздухе. Сержант Барг сбил четвертый Ки-21. Подоспев­шие к месту «Харрикейны» и Р-40 довер­шили разгром, сбив пятый самолет. В числе сбитых оказался и самолет капита­на Мотомуры.

Но эта победа мало что меняла. Стра­тегическое положение на фронте склады­валось явно не в пользу англичан. Ран­гун был обречен. 67-я эскадрилья распо­лагала только восемью боеспособными машинами. Напряженные бои при отсут­ствии пополнений и запасных частей ис­тощали эскадрилью. В итоге шесть пос­ледних способных летать «Баффало» от­вели в Индию. Три «Баффало», которых не успели отремонтировать, уничтожили на аэродроме Мингаладон.

Еще англичане предприняли несколь­ко операций в Магве, но из-за слабого уровня руководства успехом они не увен­чались.

Всего в Бирме 67-я эскадрилья заяви­ла 27 побед. Благодаря отчаянному со­противлению английских и американс­ких пилотов, японское превосходство в воздухе над Бирмой было не столь подав­ляющим, как в Малайзии.

Три, а позднее два (один самолет вскоре разбился при посадке) «Баффало» 67-й эскадрильи какое-то время летали в составе 146-й эскадрильи. Один из них позднее попал в аварию, а другой пере­дали индийским ВВС.

Из-за хаоса, сопровождавшего пери­од боев в Малайзии и Бирме, оценить фактическую результативность довольно трудно. Можно предположительно гово­рить, что на начало войны англичане располагали примерно 150 боеспособными «Баффало». 60-70 машин было сбито, около сорока - уничтожено на земле, око­ло двадцати потеряно по другим причи­нам. Четыре самолета передали голлан­дцам, а шесть эвакуировано в Индию.

Пилоты Британского Содружества, летавшие на «Баффало», заявили по мень­шей мере 80 побед. В течение двух меся­цев боев 453-я новозеландская эскадри­лья заявила 34 победы. Капитан Р.Д. Вандерфилд имел засчитанные ему 4 победы.

Менее известна деятельность 243-й эскадрильи. Лучшим пилотом Содруже­ства стал сержант Фискен с 6 заявленны­ми победами. Кроме того, лейтенант Марра заявил 3 победы. Командир 243-й эскадрильи майор Ф.Л. Хауэлл имел 10,5 побед, одержанных во Франции и Анг­лии. В Малайзии он одержал еще по меньшей мере одну победу.