Оценка самолета

 

Самолет преследовали неудачи. Он был создан фирмой, которая подпорти­ла свою репутацию в глазах американс­кого флота. Действительно «Брюстер» постоянно срывала сроки и не всегда выдерживала должное качество. Отношение к фирме перешло на самолет. Время его появления и театр военных действий, а также многие другие факторы не позво­лили самолету полностью проявить себя.

Первыми в бою его применили фин­ны. Здесь, наоборот, самолету предста­вился единственный случай показать свои возможности. Финские пилоты были хорошо подготовлены, тогда как советское командование считало Ка­рельский фронт второстепенным, не ис­пользуя там новых машин и опытных пилотов. Финские «Баффало модель 239» были одной из лучших модифика­ций истребителя, что также сыграло на пользу финнов.

Совершенно иначе обстояли дела у других пользователей самолета. Англи­чане с самого начала столкнулись с серь­езнейшим противником, поэтому «Баф­фало» нечего было делать в Европе. Отправленный в колонию, самолет вступил в бой на полгода позже финского анало­га К этому времени японцы уже получи­ли новейшие истребители, превосходив­шие «Баффало» - Мицубиси А6М2 «Зеке» («Зеро») и Накадзима Ки-43 «Хаябуса» Английские «Баффало» оснащались не­форсированными экспортными двига­телями. Кроме того, в Юго-Восточной Азии союзники с самого начала вели обо­ронительные бои в условиях подавляюще­го численного превосходства противника. Но даже и в этих условиях истребитель выглядел по меньшей мере достойно.

Некоторые пилоты очень хорошо от­зывались о самолете. Например коман­дир 805-й эскадрильи морской авиации, дислоцированной в марте 1941 года на Крите, подполковник Блэк, так охарактеризовал самолет: «Управлять «Баффа­ло» доставляло наслаждение, он был за­метно маневренное «Фульмара». Вероят­но, это был хороший истребитель, но у наших «Баффало» отсутствовали детали системы спуска пулеметов, поэтому ору­жие на истребителях молчало. Исправить этот недостаток мы не могли, так как в нашей эскадрилье отсутствовали необхо­димые запчасти».

В Бирме в 67-й эскадрилье предста­вилась возможность сравнить самолеты «Брюстер Баффало Mk.I» и «Хаукер Харрикейн Mk.IIB/Trop». «Баффало» пило­тировал сержант Гордон Уильямс, а «Харрикейн» - командир 135-й эскадри­льи Фрэнк Кейри. Пробный бой состо­ялся на базе Мингаладон 1 февраля 1942 года. На высотах более 20000 футов (6100 м) доминировал «Баффало», на высоте 16000 футов (4900 м) оба самолета были равны, а ниже преимущество оказалось на стороне «Харрикейна».

Наиболее ярким событием в карьере истребителя стала битва у атолла Миду­эй. Неопытные американские пилоты попали под огонь японских асов, летав­ших на лучших на тот момент самолетах тихоокеанского ТВД. Кроме того, амери­канское командование допустило ряд тактических и стратегических просчетов. Но все ошибки и проблемы списали на непопулярный самолет. Афористично выразился капитан Филлип Уайт после боя. Он сказал: «Считаю, что любой ко­мандир, отправляющий своих пилотов в бой на F2A-3, может записать их по­гибшими еще до того, как те оторвутся от земли». Сколько в этом суждении было объективности, а сколько элемен­тарного желания найти оправдание -трудно сказать.

Но и среди американских пилотов были поклонники «Баффало». Один из них назвал истребитель «маленькой слад­кой конфеткой» (в оригинале «she was a sweet little ship»). Летчикам нравилось то, что самолет был прост в управлении и хорошо слушался рулей. По мнению Гор­дона Файрбо, летчика из VF-2, позднее ставшего командором ВМФ США, ис­требитель F2A-2 был очень прост в пи­лотировании и имел хорошую маневрен­ность. По общему мнению пилотов, в этих двух параметрах «Баффало» превос­ходил основной палубный истребитель ВМФ США F4F-3 «Уайлдкэт». Но Грумман сумел должным образом поставить дело на своей фирме, и уже через два года аутсайдер конкурса F4F превзошел побе­дителя F2A К зиме 1941/42 г.г. самолет F2A устарел, точнее говоря, задержался в развитии. Последующие модификации самолета имели ухудшающиеся характе­ристики. Масса самолета росла, а мощ­ность двигателя почти не изменялась. Уже в начале 1940 года конструкторам фирмы следовало озаботиться поиском для самолета лучшего двигателя, чем до­бавлять новые килограммы в конструкцию планера. Значительная часть вины лежит на руководстве фирмы, которое хотело снимать прибыли с самолета, ни­чего не инвестируя в его развитие. Когда же руководство поняло свою ошибку, было уже поздно - американские военные отказались от услуг фирмы «Брюстер», предпочтя ей ее конкурента - «Грумман Эйркрафт Инжиниринг Компани».

Американцы начали войну на истре­бителях F2A-3 - слишком тяжелых и ос­нащенных недостаточно мощным двига­телем. Пилоты, летавшие на F2A-2 и F2A-3, утверждали, что это совершенно разные самолеты.

Истребитель F2A-3 находился на во­оружении всего одной истребительной эскадрильи ВМФ США и двух эскадри­лий корпуса морской пехоты, из него сде­лали козла отпущения, объявив его глав­ной причиной всех неудач американско­го флота на первом этапе войны на Ти­хом океане, хотя в активных боевых дей­ствиях участвовала всего одна из трех эскадрилий.