Ньюпор 11

 

В 1916 году большинство французс­ких истребителей носило марку «Нью­пор». Фирмой в этот период руководил Дойч де ля Мёрт, а главным инженером фирмы был Гюстав Деляж. Перед войной Деляж проектировал спортивные самоле­ты, а в 1915 году приспособил один из своих самолетов на роль истребителя. Первоначально это был двухместный са­молет, потом его переделали в одномес­тный. Самолет представлял собой так называемый полутораплан. Верхнее кры­ло имело нормальную ширину и находи­лось над фюзеляжем. Под фюзеляжем находилось нижнее крыло, которое при том же размахе было значительно уже верхнего. Между собой крылья соединя­лись распорками в форме буквы V. Та­кая схема имела благоприятную аэроди­намику, а кроме того, пилот имел хоро­ший обзор вперед и вниз. Поэтому само­лет хорошо подходил на роль разведчи­ка и истребителя. При небольших скоро­стях такая схема вела себя хорошо, а про­блемы начались позже, когда скорости самолетов заметно возросли. «Ньюпор 10» выпускался большой серией и ис­пользовался на всех фронтах войны. В 1915 году Деляж создал уменьшенный вариант самолета, обозначенный как «Ньюпор 11». Это был типичный истре­битель: маленький, маневренный с не­большим силуэтом. На самолете стоял ротационный двигатель «Ле-Рон» мощностью 60 кВт. Поскольку новый «Нью­пор» был заметно меньше своего предше­ственника, он получил прозвище «Бебе» (Bebe - ребенок). Самолет быстро приоб­рел популярность за свои отличные лет­ные качества. Первая эскадрилья, осна­щенная новыми самолетами, приступила к боевым вылетам 5 января 1916 года. К 1 февраля на фронте действовало уже 90 «Ньюпоров 11». Новые самолеты прибы­ли в апреле. В начале 1916 года «Ньюпор 11С.1» был лучшим истребителем Антан­ты. Именно с помощью «Ньюпора 11» союзникам удалось превзойти немецкие «Фоккеры», которые до того времени господствовали в воздухе. Самолет еще не имел синхронизатора, поэтому пуле­мет «Льюис» стоял на станке на верхнем крыле, так, что стрелял мимо диска вин­та. Поскольку дотянуться до установлен­ного высоко пулемета летчик не мог, спуск осуществлялся с помощью гибко­го тросика Боудена. Такое расположение пулемета было очень неудобным. Диск вмещал только 47 патронов (позднее по­явился 96-зарядный диск). В ходе боя пилоту приходилось неоднократно отстегивать ремни, вставать в кабине и, удержи­вая ручку ногами, перезаряжать пулемет. Это была очень непростая манипуляция, так как в момент перезарядки пилот ос­тавался полностью беззащитным, а мог и просто выпасть из кабины. Кроме того, пулемет не отличался высокой надежно­стью, а на холодном воздухе замерзал замок. Прицеливание было непростой задачей - наведение осуществлялось на глаз по следам трассирующих пуль. Это вело к перерасходу боеприпасов, что тре­бовало частой смены пулеметных дисков. Ловко наладился стрелять из пулемета Жан Наварр, который, сев противнику на хвост, вставал в кабине и прицеливался традиционно через мушку и целик. Про­блему удалось частично решить в апреле 1916 года. 18 апреля механик 11-й эскад­рильи Королевских ВВС (англичане так­же использовали «Ньюпоры 11») сержант Р.Дж. Фостер установил на самолет своего пилота капитана Х.А. Купера пуле­мет «Льюис» на выгнутой направляю­щей. В результате пилот получил возмож­ность не вставая с кресла опускать пуле­мет вниз и менять диск или передергивать заевший затвор. В верхнем положении пулемет был отъюстирован с телескопическим прицелом «Олдис», остановленным перед кабиной на уровне глаз пило­та. 13 июня 1916 года система Фостера стала стандартным оснащением всех французских машин, летавших в составе английских частей. Французы никогда не применяли систему Фостера на своих машинах. Зато системой Фостера вос­пользовался знаменитый английский ас капитан Альберт Болл. Он был энтузиа­стом «Ньюпора 11C.1» и большинство из своих 44 побед, одержанных в 1916 году, одержал, летая на этой машине. Он ата­ковал самолет противника снизу и сзади. Переведя пулемет почти в вертикальное положение он давал очередь прямо в без­защитное днище самолета. Болл действо­вал безнаказанно почти год, пока на не­мецких самолетах не появились пулеме­ты, стреляющие вниз. Во второй полови­не 1916 года на самолет «Ньюпор 11» ус­тановили двигатель «Ле-Рон» мощнос­тью 81 кВт. Так появился «Ньюпор 16С.1». В остальном конструкция само­лета осталась прежней. На «Ньюпорах 11» летали все лучшие французские асы: Жан Наварр, Жорж Гинемер, Жорж Мадон, Шарль Нюнжессер, Арман де Тюрен, Рене Фонк, а также англичане Альберт Болл и Эдвард Маннок, а также ка­надец Уильям Бишоп. Самолет «Ньюпор 11» получил высокую оценку у против­ника. Например, лейтенант Густав Лефферс из Jasta 1 обзавелся трофейным «Ньюпором 11» и на нем одержал четы­ре победы. На «Ньюпоре» Лефферс был сбит 12 декабря 1916 года.

Самолет «Ньюпор 11С.1 (16С.1)» представлял собой одноместный одномо­торный полутораплан смешанной конст­рукции. Передняя часть фюзеляжа фор­мировалась из стальных труб с приваренной к ним плите, к которой крепился дви­гатель. Обтекатель двигателя из алюми­ния с характерными треугольными язы­ками. Хвостовая часть фюзеляжа имела деревянный каркас с проволочными рас­тяжками. Обшивка матерчатая, борта фюзеляжа плоские. Сечение фюзеляжа в передней части прямоугольное, в хвосто­вой части трапециевидное. Крылья дере­вянные со стреловидностью 3,50. Верхнее крыло двухлонжеронное, состоящее из трех частей. Нижнее крыло однолонжеронное с небольшим возвышением. Об­шивка матерчатая. Центроплан верхне­го крыла над фюзеляжем поддерживали стойки из стальной трубы. Распорки меж­ду крыльями деревянные в форме буквы V. Концами распорки соединялись с лон­жеронами верхнего и нижнего крыла. Кроме того, крылья соединялись растяж­ками из стальной проволоки. Хвостовое оперение плоское, без профиля, обшито тканью. Киль отсутствовал, имелся толь­ко плавающий руль направления. Шас­си с двумя стойками и общей стойкой, оснащено резиновым амортизатором. Самолеты «Ньюпор» не имели прибор­ной доски. Немногочисленные приборы (буссоль, хронометр, тахометр и альти­метр) размещались в разных углах каби­ны, что заставляло пилота вертеть голо­вой. На самолете стоял ротационный двигатель «Ле-Рон С» мощностью 60 кВт (11С.1) или «Ле-Рон 9J» мощностью 81 кВт (16С.1). Винт деревянный двухлопа­стный. Вооружение - один 7,7-мм пулемет «Льюис», установленный над крылом. Кроме того, самолеты 16С.1 могли нести ракеты «Ле-Прие», подвешиваемые к рас­поркам крыла. Пуск ракет осуществлял­ся электрически, их дальность составля­ла 450 м.

 

Тактико-технические данные самолета «Ньюпор 11С.1» (16С.1)

 

Сухая масса                                              320 (375) кг

Взлетная масса                            480 (550) кг

Размах верхнего крыла                           7,52 м

Размах нижнего крыла                           7,40 м

Длина                                                       5,64 м

Высота                                                     2,40 м

Площадь крыльев                                    13,3 м2

Макс. скорость на высоте 2000 м          152 (156) км/ч

Время подъема на 1000 м                       4 (2,8) мин

Время полета                               2 ч