Анрио HD.1

 

Во второй половине 1915 года не­большая французская фирма «Анрио» создала истребитель, отличавшийся лег­ким и изящным силуэтом. Создателем самолета был инженер Пьер Дюпон. Кроме внешней красоты самолет отличался и хорошими летными качествами. Само­лет облетали в июне 1916 года. Машина оказалась маневренной, быстрой и хоро­шо слушалась рулей. Внешне самолет несколько напоминал английский Сопвич 11/2 «Страттер». Фирма «Анрио» выпускала эти английские самолеты по лицензии и французские конструкторы переняли некоторые удачные техничес­кие решения. Истребитель HD.1, а само­лет получил именно это название, в се­рию не пошел. Армия уже успела заказать крупную партию истребителей «Блерио» SPAD а ротационные двигатели требо­вались для все еще выпускавшихся «Ньюпоров». Но к самолету проявили интерес представители итальянской военной мис­сии в Париже. Начались переговоры о приобретении лицензии. Французы охот­но уступили союзникам отвергнутый са­молет. Уже в ноябре 1916 года лицензи­онный выпуск самолета HD.1 был орга­низован на предприятии «Ньюпор-Макки» в Варезе. Первые самолеты отправи­ли в летные школы, а в боевых частях машина появилась летом 1917 года. Пи­лотам самолет понравился. Какое-то вре­мя 16 из 18 итальянских истребительных эскадрилий летали на самолетах HD.1. Всего итальянцы выпустили 831 самолет. В июне 1917 года заказ на серию HD.1 сделала Бельгия, куда поставки начались в последних числах августа. Для Бельгии было собрано 125 машин. Самолеты HD.1 были основными бельгийскими истре­бителями до конца войны. Даже в февра­ле 1918 года, когда бельгийцы для срав­нения получили несколько английских «Кемелов», от более новых истребителей отказались в пользу испытанных време­нем HD.1. Любопытно, но этот популяр­ный в Европе самолет так никогда и не был принят на вооружение французской армии. Лишь несколько машин в вари­анте гидросамолета служило в составе морской авиации. В конце войны фирма «Анрио» создала очень удачный двухме­стный самолет HD.2, заметно превосхо­дивший английский аналог F.2B, но до конца войны успели построить всего 75 экземпляров. Самолет «Анрио HD.1» во­шел в историю благодаря бельгийским пилотам: Андре де Мольместеру, Жану Олислагерсу, Эдмонду Тьеффри, а также «королю аэростатов» Вилли Коппенсу де Хутулсту. Коппенс получил свое прозви­ще за то, что большинство его побед было одержано над аэростатами, причем летал Коппенс именно на HD.1. Италь­янский ас Сильвио Скарони свои 26 по­бед также одержал, летая на HD.1.

Ис­требитель «Анрио HD.1» был одномест­ным одномоторным цельнодеревянным бипланом.. Фюзеляж имел деревянный каркас, верхняя сторона фюзеляжа име­ла округлую форму. За кабиной пилота находился высокий обтекатель-заголов­ник. Передняя часть фюзеляжа вместе с кабиной обшивалась металлическим ли­стом, хвостовая часть покрывалась тка­нью. Оперение классическое из деревян­ных и металличес­ких деталей, обшито материей. Верхнее крыло прямое с воз­вышением 4 гр. Нижнее крыло име­ло меньший размах и хорду, располага­лось горизонтально. Элероны только на верхнем крыле. Вер­хнее крыло было выдвинуто на 720 мм относительно ниж­него. Между крыльями стояла по паре распорок каплевидного сечения. Шасси с двумя стойками и общей осью и рези­новым амортизатором. Хвостовой кос­тыль также имел резиновую амортиза­цию. Ротационный двигатель «Ле-Рон» мощностью 80 кВт или «Клерже» мощ­ностью 96 кВт. Винт двухлопастный, де­ревянный. Бензобак находился в фюзеля­же между двигателем и кабиной, дополнительный бензобак находился за каби­ной. Самолет был вооружен пулеметом «Виккерс», установленным на фюзеляже с левой стороны перед кабиной.

 

Тактико-технические данные самолета «Анрио HD.1»

 

Сухая масса                                              395 кг

Взлетная масса                                        600 кг

Размах верхнего крыла                           8,69 м

Размах нижнего крыла                           7,39 м

Длина                                                       5,84 м

Высота                                                     2,55 м

Площадь крыла                                        18,1 м2

Максимальная скорость                         185 км/ч

Время набора 1000 м                  3 мин

Время набора 2000 м                  6 мин

Время набора 4000 м                  17 мин

Потолок                                        6500 м

Время полета                               2,5 ч