SPAD S12 Са.1

 

Дальнейшее совершенствование са­молета шло за счет наращивания мощно­сти двигателя «Испано-Сюиза». В июне 1916 года состоялись испытания двигате­ля, развивающего 147 кВт. Конструктив­но он походил на предшественника, но развивал 2000 об./мин и был оснащен редуктором. В результате вал винта смес­тился относительно вала двигателя. По­явилась возможность стрелять через вал винта. Двигатель был обозначен как 8с. Затем степень сжатия подняли до 5,3, в результате мощность возросла до 162 кВт. В октябре 1916 года французский ас Жорж Гинемер обратился к инженеру Бешеро с предложением усилить воору­жение самолета. Предлагалось устано­вить на самолет 37-мм пушку «Гочкисс». К тому времени французские самолеты несли всего один пулемет, тогда как не­мецкие истребители вооружались двумя пулеметами, а немецкий ас Освальд Бель­ке имел на своем самолете сразу три пу­лемета. Залп из трех пулеметов разносил самолет в щепки. В это же время другой ас Шарль Нюнжессер с подобным пред­ложением обратился к другому авиакон­структору - Арману Дюфо. Дюфо, склонный к нетрадиционным техническим ре­шениям, разработал необычную двига­тельную установку. Установка состояла из двух ротационных моторов, установ­ленных вдоль фюзеляжа по бортам, и вра­щавшими через редуктор общий вал вин­та. Через этот вал стреляла пушка. Но такой агрегат оказался очень сложным конструктивно и остался на стадии прототипа. В свою оче­редь инженер Бешеро предложил более простое решение. За основу он взял стандартный SPAD S.7. Раз­меры самолета немного увеличи­лись. Двигатель стоял теперь ниже, в результате блоки цилиндров не выступали за габариты фюзеляжа, и фюзеляж стал более обтекаем. Верхнее крыло выдвинули немного вперед, законцовкам крыла прида­ли овальную форму. Главным воо­ружением самолета стала пушка «Путо» калибра 37 мм, расположенная в развале блока цилиндров и стреляющая через вал винта. Пушка заряжалась вруч­ную, на цель наводилась по трассам спаренного с ней пулемета «Виккерс» Пер­вый экземпляр пушечного истребителя, получившего название S.12 Са.1 (Са -canon), № S.382 в июне 1917 года полу­чил для испытаний Жорж Гинемер. Уже в первом вылете Гинемер атаковал три немецких разведывательных самолета «ДФВ». Но немецкие наблюдатели от­крыли прицельный ответный огонь и са­молет Гинемера получил повреждения. Гинемер совершил аварийную посадку и три недели находился в ремонте. Первую победу на S.12 Гинемер одержал 27 июля 1917 года, сбив одним выстрелом из пуш­ки и короткой очередью из пулемета двухместный «Альбатрос». На следую­щий день француз сбил «ДФВ», потратив на него два снаряда и несколько патро­нов. Но его самолет снова получил по­вреждения и пробыл в ремонте до сере­дины августа. Гинемер составил доста­точно восторженный отзыв о самолете. В результате поступил заказ на 300 само­летов S.12. Но после того, как самолеты начали появляться в эскадрильях, нача­ли поступать нелестные отзывы о само­лете. Выяснилось, что самолет предъяв­ляет к пилоту повышенные требования. На нем могли воевать только опытные пилоты, поскольку управлять самолетом и одновременно вести огонь из пушки оказалось непросто. Пушка была одно­зарядной, и после каждого выстрела ее приходилось перезаряжать вручную. Трудность наводки, низкая скорострельность, дым выстрела, заполняющий каби­ну, ограничивающий обзор и затрудняющий дыхание, а так­же сильная отдача короткоствольной пушки вызывали не­удовольствие пилотов. Но неко­торые лучшие пилоты полнос­тью использовали возможности самолета. Жорж Гинемер на­звал свой S.12 «Авьон Мажик». На этом самолете он одержал четыре победы. Непревзойден­ный стрелок Рене Фонк, летая на двух самолетах (S.445 и S.452), одер­жал одиннадцать побед. По несколько побед на S.12 одержали и другие пило­ты: Альберт Деллен, Фернан Шванн, Лионель де Мармье, Франсуа Баттести и Жорж Мадон. Мадон выкрасил свой S.12 в красный цвет. Один S.12 должен был достаться американскому асу Дэвиду Э. Патнему из 139-й эскадрильи, но амери­канец погиб, прежде чем успел получить новую технику. Оставшийся «бесхозным» самолет передали в 13-ю эскадрилью, где на нем летал командир эскадрильи май­ор Чарльз Дж. Биддл. Один экземпляр S.12 передали англичанам (9 марта 1918 года). Самолет получил английский номер В6877 и проходил испытания в Мартлсхем-Хит. Английские пилоты негативно оценили машину и, после аварии 4 апреля 1918 года, самолет был брошен. Конструктивно само­лет почти не отличался от S.7.

 

Тактико-технические данные самолета SPAD S.12 Са.1

 

Взлетная масса                                                    890 кг

Масса пушки с боеприпасами                           55 кг

Площадь крыла                                                   20,2 м2

Макс. скорость у земли                                      220 км/ч

Макс. скорость на 5000 м                                   195 км/ч

Время набора 5000 м                              25 мин

Потолок                                                    7000 м