SPAD S.13C.1

 

Следующий истребитель инженера Бешеро получил название S.13. Самолет представлял собой дальнейшее развитие самолета S.7. Самолет имел большие га­бариты и некоторые конструктивные особенности. Вооружение состояло из двух пулеметов, листы обшивки капота имели несколько другой раскрой, изме­нилась конструкция подпорок центроп­лана верхнего крыла, ниже стало лобовое стекло, изменилась форма руля на­правления. Прототип оснастили двигате­лем «Испано-Сюиза 8Вс» мощностью 160 кВт. Облетал самолет 4 апреля 1917 года знаменитый ас лейтенант Рене Дорм. Са­молет оказался удачным и в первом же полете развил скорость 217 км/ч на вы­соте 2000 м. Последние серийные само­леты оснащались двигателями «Испано-Сюиза 8Вс» мощностью 162 кВт. Эти са­молеты развивали скорость 224 км/ч. С появлением в частях новых истребителей, старые самолеты S.7 начали постепенно переделывать в ночные истребители. Самолет S.13 имел винт, вращающийся в левую сторону, поэтому машина вела себя иначе, особенно на взлете. Очень быстро удалось оснастить самолетами SPAD 81 французскую, 15 американских, две итальянские и одну бельгийскую эскадрильи. В апреле 1917 года Великобри­тании предоставили образец S.13 (S.498). Испытания показали очень хорошие лет­ные качества, высокую горизонтальную и вертикальную скорость. Поэтому анг­личане аннулировали часть заказа на S.7, заказав 60 машин S.13. Реализация зака­за растянулась надолго, первый самолет прибыл лишь в ноябре 1917 года, а пос­ледний - уже в апреле 1918 года. Тем вре­менем англичане отказались от истреби­телей SPAD, поэтому большинство ма­шин досталось американцам. Единствен­ной английской частью, оснащенной са­молетами S.13, была 23-я эскадрилья, которая летала на этих самолетах до 4 мая 1918 года, перейдя затем на самоле­ты Сопвич «Долфин». С этого дня само­леты SPAD в английской авиации боль­ше не применялись. Во Франции самолет S.13 выпускался сразу несколькими фир­мами. Сама фирма «СПАД » выпусти­ла 1141 самолет, «Блерио Аэронотикс» -2300, «Бернар» - 1750, «Келльнер» - 1280, «Ньюпор» - 700, «Борель» - 300, «Левассор» - 340, «С.К.А.П.» - 300, «А.К.М. де Колом» - 361. Всего изготовили 8472 са­молета, по другим данным 7300 машин. Заказ еще на 10000 машин был аннули­рован после конца войны. Самолет S.13 состоял на вооружении французской ар­мии до 1923 года. Вторым после Фран­ции крупнейшим заказчиком самолетов SPAD были Соединенные Штаты. Всего американские экспедиционные силы по­лучили 189 самолетов S.7 и 893 самоле­тов S.13. Всего самолетами SPAD было оснащено 16 американских эскадрилий. Три эскадрильи (103, 138 и 638) летали на S.13 до конца войны. После войны в Со­единенные Штаты отправили 58 S.7 и 435 S.13. Эти самолеты состояли на вооруже­нии американской армии до 1922 года. Лучший американский ас Эдвард Рикенбакер большинство из своих 26 побед одержал на S.13. Самолеты SPAD состо­яли на вооружении трех итальянских эс­кадрилий 11-го дивизиона (77, 87 и 91). Лучший итальянский истребитель Франческо Баракка большинство из своих 34 побед одержал, летая на S.7 и S.13. Ha S.7 он и погиб 19 июня 1918 года.

Выпуск самолетов S.13 шел неравно­мерно. Двигатель 8В был склонен к перегреву и вибрациям. Перегрев удалось сравнительно быстро устранить, усовер­шенствовав систему смазки двигателя. А вот с вибрацией не удалось справиться до самого конца производства. Самолет неоднократно модифицировался. Преж­де всего, дорабатывалась конструкция верхнего крыла, но все тщетно. Следует заметить, что самолет S.13 был хуже, чем S.7. Он имел худшие летные качества, а постоянные проблемы с двигателем при­вели к тому, что в начале 1918 года две трети S.13 стояли на земле в ожидании ремонта. Вообще, все пилоты сходились на том, что S.7 лучше, чем S.13. S.13 пре­восходил S.7 только вооружением и го­ризонтальной скоростью. Самолеты S.13 использовались и для фоторазведки. Фо­токамера с 26-см объективом монтирова­лась вертикально в днище фюзеляжа за кабиной пилота. Доступ к фотоаппарату открывал люк на борту с фанерной крышкой. На одном самолете S.13 испы­тывался турбонаддув конструкции про­фессора Огюста Рато. Турбонаддув по­мещался в фюзеляже за кабиной пилота. Но из-за большой массы агрегата харак­теристики самолета даже ухудшились по сравнению со стандартным вариантом, поэтому дальнейшие работы над турбонаддувом свернули.

Самолет S.13 представлял собой од­номестный цельнодеревянный биплан. Конструктивно S.13 походил на S.7. На S.13 ставили двигатели «Испано-Сюиза» 8Ва, 8Bb, 8Bd мощностью 147 кВт или 8Вс мощностью 162 кВт. Все двигатели име­ли редуктор. Двигатель вращал левосто­ронний деревянный двухлопастный винт типа «Шовьер», «Ратманофф» или «Левассор» диаметром 2440 или 2450 мм. Маслобак объемом 20 л находился под двигателем. Вооружение состояло из двух 7,7-мм пулеметов «Виккерс». Пулеметы стояли параллельно на верхней стороне капота, между пулеметами помещался боекомплект к ним. Гильзы выбрасыва­лись через отверстие в обшивке капота. Боекомплект составлял 400 выстрелов на ствол. Прицел оптический фирмы «Кретьен». Спуск осуществлялся нажатием кнопки на ручке управления, связанной с пулеметами через тросик Боудена. Ан­гличане пытались усилить вооружение самолета, установив дополнительный пулемет «Льюис» на станке системы Фостера на верхнем крыле. Но обслужива­ние этого пулемета было слишком труд­ным, поэтому его получили лишь отдель­ные машины. Американцы на некоторые свои истребители SPAD устанавливали пулеметы системы «Марлин». Несколько машин несло ракеты «Ле-Прие», предназ­наченные для уничтожения аэростатов.

 

Тактико-технические данные самолета S.13 (двигатель 147 кВт)

 

Сухая масса                                              601 кг

Взлетная масса                                        856 кг

Размах верхнего крыла                           8,25 м

Размах нижнего крыла                           7,80 м

Длина                                                       6,25 м

Высота                                                     2,30 м

Площадь крыла                                        21,11 м2

Макс. скорость на 1000 м                       211 км/ч

Макс. скорость на 3000 м                       205 км/ч

Макс. скорость на 5000 м                       190 км/ч

Потолок                                        6800 м

Время полета                                           2 ч

Время набора 1000 м                              2 мин 20 сек

Время набора 2000 м                              8 мин 45 сек

Время набора 3000 м                              20 мин 10 сек