Фоккер D

 

В середине 1916 года монопланы «Фоккер», прежние властелины неба, были безжалостно побиты французски­ми «Ньюпорами 11» и английскими DH.2 и F.Е.8. Союзники спешили взять реванш за прежние поражения. Фоккер, желая сохранить свой авторитет, решил создать новый истребитель, способный вернуть утраченные позиции. В Шверине появи­лась целая серия прототипов, оснащен­ных разными двигателями, но все пост­роенные по схеме одноместного биплана. Так в середине 1916 года появился «Фоккер D.I», а следом несколько усовершенствованных моделей. Фактическим создателем D.I был инженер Мартин Кройцер, но самолет назвали по имени владельца компании. Кроме того, Фоккер отличался необычайным самолюби­ем, для него было немыслимо признать, что на его фирме кто-то лучше проекти­рует самолеты, чем он сам. Сам Кройцер погиб в июне 1916 года, облетывая про­тотип D.I, поэтому за себя заступиться не смог. Истребитель D.I представлял собой возвращение к испытанной схеме бипла­на. К тому времени казалось, что рота­ционный двигатель исчерпал себя, поэто­му самолет получил рядный шестицилин­дровый двигатель жидкостного охлажде­ния «Мерседес D.II» мощностью 87 кВт. Прямоугольные радиаторы расположи­ли по бортам фюзеляжа. Конструкция фюзеляжа походила на конструкцию фю­зеляжа самолетов серии Е - каркас из стальных труб, обтянутых тканью и пла­вающее хвостовое оперение. Крылья де­ревянные, без элеронов. Вооружение со­ставлял один пулемет «Шпандау» уста­новленный справа от двигателя и сопряженный с ним посредством синхрониза­тора. Собрали 25 машин D.I (заводское обозначение M18z) В июле 1916 года эти машины передали в Jasta 2, возглавляе­мого Освальдом Бельке. Но пилоты не­гативно оценили машину, поэтому даль­нейший выпуск свернули. Первой поте­рянным D.I стала машина лейтенанта Графе, сбитого 21 сентября 1916 года ка­питаном Альбертом Боллом над Камбрэ. Болл в это время летал на «Ньюпоре 11». В конце июля в боевые части начали поступать самолеты D.II (M17z.f.) Самолет был оснащен более легким ротационным двигателем «Оберрусель U1» мощнос­тью 73 кВт. Фюзеляж и хвостовое опере­ние почти без изменений перешли от D.I, но уменьшился размах крыла. Элероны на крыльях по-прежнему отсутствовали. Лишь на нескольких последних машинах D.II, обозначенных как М 17z.k., появи­лись элероны на верхнем крыле. Самолет был вооружен одним пулеметом «Шпан­дау», установленным на правом борту. Построили 132 самолета D.II. Первые 20 машин традиционно попали в Jasta 2. На этом самолете летали Освальд Бельке, Эрнст Удет, Манфред фон Рихтгофен а также лейтенант Якобс, командир Jasta 12 (самолет № 541/16). В это время на во­оружение приняли истребитель «Гальберштадт D.II», но их еще было немно­го. Тем временем Фоккер начал выпуск следующей модели «Фоккер D.III» (М.19F). Это был все тот же самолет, но оснащенный 14-цилиндровым биротационным двигателем «Оберрусель U III» мощностью 117 кВт. Самолет нес уже два пулемета «Шпандау». Характеристики самолета заметно улучшились, и многие пилоты охотно летали на D.III. Бельке сбил на D.III несколько самолетов про­тивника. Первым D.III, доставшимся Бельке, был самолет № 356/16. На само­лете № 364/16 летал Эрнст Удет. У пер­вых самолетов D.III (M17f) элероны от­сутствовали, лишь последние 50 экземп­ляров (M19k) получили элероны на верхнем крыле. С октября 1916 по апрель 1917 года было выпущено 159 самолетов D.III. В середине 1917 года эти машины сняли с фронта и передали в тыловые и учебные части. Следует упомянуть, что при строительстве самолета (о каких-либо проектных работах речи не шло), впервые появилось имя Райнгольда Платца, который занял место Кройцера и конструировал все остальные самоле­ты фирмы «Фоккер». На следующем са­молете D.IV (М.21) конструкторы окончательно отказались от анахроничной схемы продольного управления самоле­та с помощью перекоса крыла, установив на верхнем крыле элероны. Размах верх­него крыла заметно увеличили. Самолет оснастили рядным двигателем «Мерседес D.III» мощностью 117 кВт. Вооружение самолета состояло из двух пулеметов «Шпандау», установленных на капоте перед лобовым стеклом кабины. Постро­или три прототипа и 30 серийных машин. Самолет по тому времени получился средненький, в январе-феврале 1917 года его использовали на фронте, в том числе и в составе Jasta 2. В сентябре 1916 года в Шверине появился очередной истреби­тель D.V (М.22) Конструктивно он от­личался от предшественников тем, что переднее крыло сдвинули вперед, придав ему небольшую стреловидность. Ротаци­онный 9-цилиндровый двигатель «Оберрусель U1» мощностью 73 кВт был пол­ностью закрыт капотом из металлическо­го листа. Винт оснастили массивным об­текателем втулки. Самолет имел элероны на верхнем крыле, хвостовое опере­ние осталось плавающим. Стандартно самолет вооружался одним пулеметом «Шпандау», хотя некоторые машины получили по два пулемета. Всего изгото­вили 216 самолетов этого типа, из кото­рых большинство было потеряно в боях. В конце 1917 года немногие уцелевшие машины передали в летные школы. Зи­мой 1917/18 гг. в Шверине создали еще два прототипа со ротационными двига­телями, обозначенные как VI 3/1 и VI 3/2. На одном прототипе стоял двигатель «Оберрусель Ur. III» мощностью 133 кВт, а на втором новый двигатель «Сименс-Гальске Sh.III» мощностью 117 кВт. Так появился самолет D.VI - детище Райнгольда Платца. Самолет неплохо показал себя на испытаниях, но в серийном про­изводстве получил более слабый двига­тель «Оберрусель Ur.II» мощностью 81 кВт. В результате характеристики само­лета стали хуже. Самолет D.VI представ­лял собой гибридную конструкцию: фю­зеляж и хвостовое оперение от D.I, кры­лья и шасси от выпускавшегося в это вре­мя Dr.I. Размах крыла уменьшился, что позволило оставить с каждой стороны лишь по одной стойке, имеющей форму буквы N. Вооружение составляли два пулемета «Шпандау», установленные на фюзеляже перед кабиной. Фоккер плани­ровал передать выпуск самолета D.VI в Австро-Венгрию, где имел хорошие свя­зи с венгерской фирмой «МАГ». В Авст­ро-Венгрию удалось продать восемь са­молетов D.VI. Там они получили обозна­чение «04» и на фронте не применялись, серийное производство на новом месте организовать не удалось.

После показа в Адлерсхофе, самолет D.VI приняли на вооружение германской армии и направили в серию. Завод в Шверине в это время был загружен зака­зом на триплан Dr.I и работами над но­вым самолетом D.VII. Все же удалось выпустить несколько десятков машин D.VI, из которых приемные испытания прошли только 59. Качество сборки на последнем этапе войны было ниже вся­кой критики. Некоторое число принятых истребителей попало в боевые части. Ве­роятно, на фронт самолеты D.VI начали поступать в первых числах апреля 1918 года. Известно, что 30 июня на фронте действовал 21 истребитель D.VI, а 30 ав­густа – 27. Данные самолеты летали в составе баварской Jasta 80b, а также в Jasta 84. Один экземпляр попал в Jasta 90. Са­молеты D.VI получили положительную оценку пилотов: они были маневренные и простые в пилотаже. Единственным недостатком была низкая скорость из-за маломощного двигателя.

 

Тактико-технические данные самолетов «Фоккер D»

 

 

D.I

D.II

D.III

D.IV

D.V

D.VI

Сухая масса, кг

463

384

452

606

363

393

Взлетная масса, кг

671

575

710

841

566

583

Размах, м

9,05

8,75

9,05

9,70

8,75

7,65

Длина, м

5,70

6,40

6,30

6,30

6,05

6,23

Высота, м

2,25

2,55

2,25

2,45

2,30

2,55

Площадь крыла, м2

220

18,0

20,0

21,0

15,5

17,7

Макс. скорость, км/ч

150

150

160

160

170

196

Время набора 1000 м, мин

5

4

3

3

 

2,5

Время набора 4000 м, мин

 

24

20

 

22

14

Потолок, м

 

 

 

 

 

5970

Время полета, ч

1,5

1,5

1,5

 

1,5

1,5