Фоккер D
В середине 1916 года монопланы «Фоккер», прежние властелины неба, были безжалостно побиты французскими «Ньюпорами 11» и английскими DH.2 и F.Е.8. Союзники спешили взять реванш за прежние поражения. Фоккер, желая сохранить свой авторитет, решил создать новый истребитель, способный вернуть утраченные позиции. В Шверине появилась целая серия прототипов, оснащенных разными двигателями, но все построенные по схеме одноместного биплана. Так в середине 1916 года появился «Фоккер D.I», а следом несколько усовершенствованных моделей. Фактическим создателем D.I был инженер Мартин Кройцер, но самолет назвали по имени владельца компании. Кроме того, Фоккер отличался необычайным самолюбием, для него было немыслимо признать, что на его фирме кто-то лучше проектирует самолеты, чем он сам. Сам Кройцер погиб в июне 1916 года, облетывая прототип D.I, поэтому за себя заступиться не смог. Истребитель D.I представлял собой возвращение к испытанной схеме биплана. К тому времени казалось, что ротационный двигатель исчерпал себя, поэтому самолет получил рядный шестицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения «Мерседес D.II» мощностью 87 кВт. Прямоугольные радиаторы расположили по бортам фюзеляжа. Конструкция фюзеляжа походила на конструкцию фюзеляжа самолетов серии Е - каркас из стальных труб, обтянутых тканью и плавающее хвостовое оперение. Крылья деревянные, без элеронов. Вооружение составлял один пулемет «Шпандау» установленный справа от двигателя и сопряженный с ним посредством синхронизатора. Собрали 25 машин D.I (заводское обозначение M18z) В июле 1916 года эти машины передали в Jasta 2, возглавляемого Освальдом Бельке. Но пилоты негативно оценили машину, поэтому дальнейший выпуск свернули. Первой потерянным D.I стала машина лейтенанта Графе, сбитого 21 сентября 1916 года капитаном Альбертом Боллом над Камбрэ. Болл в это время летал на «Ньюпоре 11». В конце июля в боевые части начали поступать самолеты D.II (M17z.f.) Самолет был оснащен более легким ротационным двигателем «Оберрусель U1» мощностью 73 кВт. Фюзеляж и хвостовое оперение почти без изменений перешли от D.I, но уменьшился размах крыла. Элероны на крыльях по-прежнему отсутствовали. Лишь на нескольких последних машинах D.II, обозначенных как М 17z.k., появились элероны на верхнем крыле. Самолет был вооружен одним пулеметом «Шпандау», установленным на правом борту. Построили 132 самолета D.II. Первые 20 машин традиционно попали в Jasta 2. На этом самолете летали Освальд Бельке, Эрнст Удет, Манфред фон Рихтгофен а также лейтенант Якобс, командир Jasta 12 (самолет № 541/16). В это время на вооружение приняли истребитель «Гальберштадт D.II», но их еще было немного. Тем временем Фоккер начал выпуск следующей модели «Фоккер D.III» (М.19F). Это был все тот же самолет, но оснащенный 14-цилиндровым биротационным двигателем «Оберрусель U III» мощностью 117 кВт. Самолет нес уже два пулемета «Шпандау». Характеристики самолета заметно улучшились, и многие пилоты охотно летали на D.III. Бельке сбил на D.III несколько самолетов противника. Первым D.III, доставшимся Бельке, был самолет № 356/16. На самолете № 364/16 летал Эрнст Удет. У первых самолетов D.III (M17f) элероны отсутствовали, лишь последние 50 экземпляров (M19k) получили элероны на верхнем крыле. С октября 1916 по апрель 1917 года было выпущено 159 самолетов D.III. В середине 1917 года эти машины сняли с фронта и передали в тыловые и учебные части. Следует упомянуть, что при строительстве самолета (о каких-либо проектных работах речи не шло), впервые появилось имя Райнгольда Платца, который занял место Кройцера и конструировал все остальные самолеты фирмы «Фоккер». На следующем самолете D.IV (М.21) конструкторы окончательно отказались от анахроничной схемы продольного управления самолета с помощью перекоса крыла, установив на верхнем крыле элероны. Размах верхнего крыла заметно увеличили. Самолет оснастили рядным двигателем «Мерседес D.III» мощностью 117 кВт. Вооружение самолета состояло из двух пулеметов «Шпандау», установленных на капоте перед лобовым стеклом кабины. Построили три прототипа и 30 серийных машин. Самолет по тому времени получился средненький, в январе-феврале 1917 года его использовали на фронте, в том числе и в составе Jasta 2. В сентябре 1916 года в Шверине появился очередной истребитель D.V (М.22) Конструктивно он отличался от предшественников тем, что переднее крыло сдвинули вперед, придав ему небольшую стреловидность. Ротационный 9-цилиндровый двигатель «Оберрусель U1» мощностью 73 кВт был полностью закрыт капотом из металлического листа. Винт оснастили массивным обтекателем втулки. Самолет имел элероны на верхнем крыле, хвостовое оперение осталось плавающим. Стандартно самолет вооружался одним пулеметом «Шпандау», хотя некоторые машины получили по два пулемета. Всего изготовили 216 самолетов этого типа, из которых большинство было потеряно в боях. В конце 1917 года немногие уцелевшие машины передали в летные школы. Зимой 1917/18 гг. в Шверине создали еще два прототипа со ротационными двигателями, обозначенные как VI 3/1 и VI 3/2. На одном прототипе стоял двигатель «Оберрусель Ur. III» мощностью 133 кВт, а на втором новый двигатель «Сименс-Гальске Sh.III» мощностью 117 кВт. Так появился самолет D.VI - детище Райнгольда Платца. Самолет неплохо показал себя на испытаниях, но в серийном производстве получил более слабый двигатель «Оберрусель Ur.II» мощностью 81 кВт. В результате характеристики самолета стали хуже. Самолет D.VI представлял собой гибридную конструкцию: фюзеляж и хвостовое оперение от D.I, крылья и шасси от выпускавшегося в это время Dr.I. Размах крыла уменьшился, что позволило оставить с каждой стороны лишь по одной стойке, имеющей форму буквы N. Вооружение составляли два пулемета «Шпандау», установленные на фюзеляже перед кабиной. Фоккер планировал передать выпуск самолета D.VI в Австро-Венгрию, где имел хорошие связи с венгерской фирмой «МАГ». В Австро-Венгрию удалось продать восемь самолетов D.VI. Там они получили обозначение «04» и на фронте не применялись, серийное производство на новом месте организовать не удалось.
После показа в Адлерсхофе, самолет D.VI приняли на вооружение германской армии и направили в серию. Завод в Шверине в это время был загружен заказом на триплан Dr.I и работами над новым самолетом D.VII. Все же удалось выпустить несколько десятков машин D.VI, из которых приемные испытания прошли только 59. Качество сборки на последнем этапе войны было ниже всякой критики. Некоторое число принятых истребителей попало в боевые части. Вероятно, на фронт самолеты D.VI начали поступать в первых числах апреля 1918 года. Известно, что 30 июня на фронте действовал 21 истребитель D.VI, а 30 августа – 27. Данные самолеты летали в составе баварской Jasta 80b, а также в Jasta 84. Один экземпляр попал в Jasta 90. Самолеты D.VI получили положительную оценку пилотов: они были маневренные и простые в пилотаже. Единственным недостатком была низкая скорость из-за маломощного двигателя.
Тактико-технические данные самолетов «Фоккер D»
|
D.I |
D.II |
D.III |
D.IV |
D.V |
D.VI |
Сухая масса, кг |
463 |
384 |
452 |
606 |
363 |
393 |
Взлетная масса, кг |
671 |
575 |
710 |
841 |
566 |
583 |
Размах, м |
9,05 |
8,75 |
9,05 |
9,70 |
8,75 |
7,65 |
Длина, м |
5,70 |
6,40 |
6,30 |
6,30 |
6,05 |
6,23 |
Высота, м |
2,25 |
2,55 |
2,25 |
2,45 |
2,30 |
2,55 |
Площадь крыла, м2 |
220 |
18,0 |
20,0 |
21,0 |
15,5 |
17,7 |
Макс. скорость, км/ч |
150 |
150 |
160 |
160 |
170 |
196 |
Время набора 1000 м, мин |
5 |
4 |
3 |
3 |
|
2,5 |
Время набора 4000 м, мин |
|
24 |
20 |
|
22 |
14 |
Потолок, м |
|
|
|
|
|
5970 |
Время полета, ч |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
|
1,5 |
1,5 |