Фоккер D.VIII

 

В июне 1918 года состоялся очеред­ной конкурс на создание истребителя. На этот раз Фоккер представил самолет, представлявший собой свободнонесущий верхнеплан с крылом высокого профиля. Именно этот самолет, обозначенный как E.V, выиграл конкурс. Конструкция принципиально не отличалась от преды­дущих моделей фюзеляж из стальных труб с матерчатой обшивкой, крыло де­ревянное, обшитое фанерой. Подпорка крыла конструктивно походила на ту, что применялась на D.VII. В феврале 1918 года появились два прототипа: V26 и V28, которые отличались друг от друга дви­гателями и некоторыми деталями конст­рукции. Крыло имело довольно необыч­ную для того времени конструкцию. Трапециевидной формы, размах 8,3 м, хорда

в центральной части 1,5 м, на концах 1,05 м. Конструкция крыла деревянная, об­шивка фанерная, толщиной 1,5 мм. Вто­рой прототип (V28) облетали с различны­ми ротационными двигателями: «Оберрусель Ur.II» и Ur.III, а также «Гёбель Goe III». В финал конкурса вышли «Фок­кер V28» и биплан D.III фирмы «Сименс-Шукерт Верке». Фоккер уверенно побе­дил, впечатлив всех своими характерис­тиками. Высоту 5000 м V28 набрал за 10,4 мин, а 6000 м - за 15,7 мин. Самолету присвоили обозначение E.V (Eindecker - мо­ноплан). Сначала Фоккеру заказали пробную серию из 10 машин, затем пос­ледовал заказ на 100 истребителей, и, на­конец, еще на 200. Первый E.V отправи­ли на фронт 3 июля 1918 года. От прото­типа он отличался округлыми законцовками крыла, что увеличило размах до 8,4 м. Незначительные изменения внесли также в конструкцию стоек крыла и шас­си. 5 августа 1918 года первые самолеты получила Jasta 6. Но уже 17 августа пер­вый самолет разбился в аварии, затем последовали еще две катастрофы. Погиб­ло трое пилотов. Причина аварий была одна и та же - разрушение крыла. Все са­молеты тут же «приземлили», а причины аварий расследовала техническая комис­сия. Скоро выяснилось, что причинами аварий стали как недостаточное качество материалов (дерево, клей), так и некаче­ственная сборка. Дело в том, что сборку крыльев поручили столярной фирме, ко­торая до того занималась сборкой фортепиано. Уже 7 сентября было готово новое крыло усиленной конструкции, сборка которого проходила под личным контролем Райнгольда Платца. Разреше­ние продолжить выпуск самолета с уси­ленным крылом поступило 24 сентября, а 8 октября первый усовершенствован­ный самолет прибыл в Jasta 6. В ходе пе­ределки обозначение самолета изменили на D.VIII. Крылья заменили на 139 само­летах. К 11 ноября на фронте действова­ло всего 80 «Фоккеров D.VIII», в том чис­ле 38 с новым крылом. Из заказанных 335 машин успели собрать 289. Боевая карь­ера D.VIII оказалась очень короткой. На нем удалось одержать только одну побе­ду, которую 17 августа 1918 года записал на свой боевой счет лейтенант Эмиль Рольфф из Jasta 6. Уже через два дня Рольфф погиб, когда в полете его само­лет потерял крыло. Самолет D.VIII ока­зался не слишком удачным самолетом, хотя будь у Фоккера больше времени, он, несомненно, смог бы довести машину до ума. «Фоккер D.VIII» положил начало новой линии самолетов-высокопланов, активно развивавшейся на протяжении 20-х годов. Это был одномоторный од­номестный высокоплан смешанной конструкции. Фюзеляж сварен из стальных труб. Борта выпуклые от двигателя до кабины, дальше плоские. Верхняя сторо­на фюзеляжа выпуклая, с фанерной об­шивкой. Борта и днище обшиты матери­ей. Капот двигателя металлический. Крыло свободнонесущее, неделимое, де­ревянное, двухлонжеронное, обшивка фанерная. Элероны без компенсации. Шасси с двумя стойками, общей осью, закрытой профильным крылом. Аморти­зация колес и хвостового костыля рези­новая. На серийный самолет ставили дви­гатель «Оберрусель Ur.II» мощностью 81 кВт. Винт деревянный, двухлопастный. Вооружение - два пулемета «Шпандау 08/15» калибра 7,92 мм, боекомплект 500 выстрелов на ствол.

 

Тактико-технические характеристики самолета «Фоккер D.VIII»

 

Сухая масса                                              385 кг

Взлетная масса                                        565 кг

Размах крыла                               8,40 м

Длина                                                       6,86 м

Высота                                          2,82 м

Площадь крыла                                        10,7 м2

Максимальная скорость                         185 км/ч

Крейсерская скорость                             170 км/ч

Потолок                                        6300 м

Дальность                                                250 км

Время полета                               1,5 ч

Время набора 2000 м                  6 мин