Фоккер Dr.I

 

Боевые успехи английских трипланов «Сопвич» обратили на себя внимание немецкого командования. Было решено скопировать английскую машину, сэко­номив на этом время. Тем более, удачный опыт копирования уже имелся (ведь «Фоккер E.I» представлял собой копию «Морана»). Представителям авиацион­ных фирм продемонстрировали разби­тый триплан, предложив как можно бы­стрее создать немецкий аналог. Почти все немецкие фирмы, выпускавшие истреби­тели, и не только они приступили к со­зданию трипланов. Прототипы предста­вили германские фирмы «Альбатрос» (Dr. I и II), «ДФВ» (Dr.I), «Ойлер» (Dr.I и Dr.II), «Пфальц» (Dr.I и Dr.II), «Ро­ланд» (Dr.I), а также австро-венгерские фирмы «Лёрнер», «Оеффаг», «ВКФ» и «Авиатик». Но это только истребители, поскольку схему триплана начали приме­нять для создания разведывательных са­молетов, бомбардировщиков и даже гид­ропланов. Большинство самолетов оста­лись на стадии прототипа. Лучше всего справился с задачей Фоккер. Он взял один из серийных бипланов D.VI (№1661/17) и переделал его в триплан. Среднее крыло он расположил на уровне верхней стороны фюзеляжа, а верхнее крыло чуть приподнял, по сравнению с D.VI. Действительным автором самолета был Райнгольд Платц. Он не имел инженерного образования, но был необычайно талан­тливым самоучкой. Фоккер охотно со­трудничал с Платцем, приписывая себе все его достижения. 12 июня 1917 года триплан облетали, а в конце июня - на­чале июля показательные полеты в при­сутствии представителей летного коман­дования совершил Вернер Фосс. Самолет произвел благоприятное впечатление и был направлен в серию. 5 июля 1917 года прототип получил новый серийный но­мер № 1697, заводское обозначение F.I и армейский номер 101/17. 5 августа само­лет отправили в Адлерсхоф для техничес­кой приемки. Во время показа самолет пилотировал сам Фоккер. 11 июля нача­лась сборка двух следующих прототипов: № 1729 и № 1730, которым присвоили армейские номера 102/17 и 103/17. Вско­ре самолеты передали в Jasta 1 для фрон­товых испытаний. 14 июля Фоккер полу­чил заказ на 20 серийных машин, в число которых входили три уже построенных прототипа. Всего до апреля 1918 года было построено 320 самолетов Dr.I. Фронту требовалось больше таких само­летов, но возможности завода в Шверине и без того скромные, были дополни­тельно ограничены дефицитом материа­лов. Следует рассказать боевую судьбу всех трех прототипов, ибо она небезынтересна. Первый экземпляр № 101/17 по­пал на венгерскую фирму «МАГ» в сен­тябре 1917 года. Планировалось развер­нуть на этой фирме серийный выпуск трипланов Dr.I. Удалось построить не­сколько самолетов, которые отличались удлиненным на 550 мм фюзеляжем и иным типом двигателя. На фронт эти машины не попали. Самолет № 102/17 23 августа 1917 года получил Манфред фон Рихтгофен, в то время командовавший Jasta 1. На этом самолете Рихтгофен одержал свою 60-ю (английский R.E. 8) и 61-ю (Сопвич «Пап») победу. 11 сентяб­ря он пересел на № 114/17, передав свою машину командиру Jasta 11 обер-лейтенанту Курту Вольфу (33 победы). Через четыре дня Вольф погиб в бою в районе местечка Верфик. Его сбил лейтенант Н.М. Грегор из новозеландской 10-й эс­кадрильи, летавший на «Кемеле» (№ В3833) Самолет № 102/17 сгорел. Новый самолет Рихтгофена разбился при посадке 1 октября. Пилот получил травмы. Затем он летал на самолетах № 127/17, 141/17, 152/17, 477/17 и 425/17. На после­днем он погиб при невыясненных обсто­ятельствах 21 апреля 1918 года. Третий прототип № 103/17 получил командир Jasta 10 лейтенант Вернер Фосс. К этому времени Фосс имел 43 победы. До 23 сен­тября он сбил еще 14 самолетов союзни­ков. Правда, неизвестно, сколько из этих 14 побед он одержал, летая на Dr. I № 103/17, поскольку в этот же период Фосс летал и на «Альбатросе D.Va». 23 сентября 1917 года Фосс в последний раз вылетел на Dr. I. Утром того же дня Фосс успел сбить английский DH.4 (№ А7643) из 57-й эскадрильи. Но днем Фосс попал в за­саду, устроенную на него сразу семью английскими пилотами на S.E.5a из 56-й эскадрильи. Фосс, используя необычай­ную маневренность своей машины, сумел повредить все(!) английские самолеты, но и сам оказался сбит прицельной очере­дью лейтенанта А. Рис-Дейвиса. В сен­тябре 1917 года «Фоккеры Dr.I» начали в заметном количестве появляться в бое­вых частях. В сентябре их было получе­но только 17. Самолеты получили луч­шие пилоты и командиры частей. Но на­чало службы самолета оказался не слиш­ком удачным. Из-за аварий было поте­ряно несколько машин, в том числе № 114/17 Рихтгофена, №115/17 лейтенанта Генриха Гонтермана (33 победы). На самолете Гонтермана сорвало верхнее кры­ло и пилот погиб. 31 октября разбился № 121/17 лейтенанта Гюнтера Пастора. У самолета также сорвало верхнее крыло, пилот погиб. После этой аварии полеты на Dr.I запретили. Машины отправили на завод с целью выяснить причины аварий и устранить их причины. На заводе уси­лили конструкцию распорок крыла, а также обшивку верхнего крыла. Разбира­тельство показало, что причиной аварий стало низкое качество материалов и некачественная сборка. Тем не менее, кон­струкцию критических узлов усилили. Первые доработанные самолеты получи­ла в конце декабря 1917 года Jasta 11. За­тем самолеты поступили в Jasta 6. Уже в декабре 1917 года лейтенант Эберхард Штаппенхорст из Jasta 11 на № 144/17 совершил вынужденную посадку за лини­ей фронта. Почти исправный самолет попал в руки союзников. Лучше других на Dr.I летал командир Jasta 7 лейтенант Йозеф Якобс, который на Dr.I № 470/17 и № 450/17 одержал 30 побед, доведя свой боевой счет до 48 побед. Судьба Якобса складывалась очень драматично. Он пе­режил два столкновения в воздухе (одно с английским, другое с германским само­летом), оба раза спасался, выпрыгнув с парашютом, несколько раз был ранен. Но до конца войны дожил. Весной 1918 года элита немецких летчиков-истребителей получила новые самолеты «Фоккер D.VIII», передав Dr.I молодым пилотам. Трипланы состояли на вооружении до конца войны. Еще 27 сентября 1918 года английский летчик лейтенант Льюис X. Рей из 19-й эскадрильи сбил три Dr.I над Камбрэ, а затем еще аэростат с наблюда­телем (его 7-я победа). До конца войны дошли лишь немногие Dr.I.

Истребитель «Фоккер Dr.I» представ­лял собой одноместный, одномоторный триплан смешанной конструкции. Фюзе­ляж прямоугольного сечения сварен из стальных труб и усилен растяжками из стальной проволоки. Верхняя сторона фюзеляжа обшита фанерой. Фанерой профилировался плавный переход к ок­руглому капоту двигателя. Остальная часть капота покрыта матерчатой обшивкой, крепившейся на шнуровке. Все три крыла прямоугольные, без вознесе­ния, одинаковой ширины, с одним лон­жероном, неделимые, с высоким профи­лем. Передняя часть крыльев обшита фанерой, остальная - материей. Между собой крылья соединялись только стойками. От растяжек Платц отказался, по­лагая, что прочности самонесущего кры­ла будет вполне достаточно. Вдоль задней кромки крыла пропускалась стальная проволока, что создавало характерные полукруглые выемки вдоль задней кром­ки между концами нервюр. Элероны только на верхнем крыле, сбалансирован­ные аэродинамически, из стальных тру­бок, обтянутые материей. Хвостовое оперение имело каркас из стальных трубок и матерчатую обшивку. Киль отсутство­вал, руль направления плавающий, как на всех самолетах «Фоккер». Шасси с двумя стойками и резиновым амортиза­тором. Общая для обоих колес ось была прикрыта небольшим «крылышком». Самолет оснащался ротационным двига­телем «Оберрусель Ur.II» мощностью 81 кВт. Заметная часть машин оснащалась трофейными моторами (так называемые Beutenmotoren), в основном французски­ми «Ле-Рон» и «Клерже». Например, на самолете № 103/17 Фосса стоял двигатель «Ле-Рон», найденный среди обломков «Ньюпора 17» лейтенанта Э.Дж.Д.Д. Таунсенда из английской 60-й эскадрильи, сбитого 5 апреля 1917 года. Топливный бак объемом 82 л находился в передней части фюзеляжа. Винт деревянный типа «Ахиаль», «Гейне», «Гаруда» или «Лоренцен» диаметром 2620 мм. Вооружение состояло из двух синхронизированных пулеметов «Шпандау 08/15», боекомп­лект 500 выстрелов на ствол.

 

Тактико-технические данные

 

Сухая масса                                              406 кг

Взлетная масса                                        586 кг

Размах верхнего крыла                           7,19 м

Размах среднего крыла                           6,23 м

Размах нижнего крыла                           5,73 м

Длина                                                       5,77 м

Высота                                                     2,95 м

Площадь крыла                                        18,66м2

Макс. скорость на 4000 м                       165 км/ч

Время набора 1000 м                              3 мин

Время набора 5000 м                              22 мин

Потолок                                        6000 м

Время полета                                           1,5 ч