Альбатрос D.V (D.Va)

 

Создав D.III, конструкторы фирмы «Альбатрос» решили вернуться к схеме биплана, поправить аэродинамику само­лета, полностью утопив двигатель внутрь фюзеляжа и усилить конструкцию кры­льев за счет двух пар отдельных стоек. Самолет получил обтекатель за головой пилота и киль, как это уже было на само­летах, выпускаемых филиалом «ОАВ». Самолет оснастили более слабым двигателем «Мерседес D.III» мощностью всего 118 кВт. Испытания первого прототи­па показали, что получилась крайне не­удачная машина, поэтому от достройки трех последующих прототипов воздержа­лись. В марте 1917 года поступил заказ на более легкую модификацию истреби­теля D.III Построенный по этому заказу самолет обозначили как D.V (параллель­но шли работы над трипланом D.IV) Создавался самолет конструкторским коллективом под руководством доктора Густава Лахмана. Самолет незначительно отличался от D.III Конструкторы сохранили схему полутораплана, зато переработали фюзеляж. Теперь он имел шесть лонжеронов, но толщину обшивки умень­шили с 9 до 6 мм. Уменьшили и толщину шпангоутов. Все это дало выигрыш 50 кг массы. Фюзеляж получил овальное сече­ние по всей длине. Хвостовое оперение как на D.III, только руль направления приобрел эллиптическую форму (как на D.III выпуска «ОАВ»). Первые испытания дали посредственные результаты но это не помешало фирме получить круп­ный заказ Самолет тут же отправили на фронт для замены выработавших ресурс D.III. Тут же последовала серия катаст­роф. Оказалось, что схема полутораплана совершенно не годится для тяжелого самолета. Кроме того, недостаточной оказалась и жесткость крыльев. Пробле­мы с вибрацией и срывом нижнего кры­ла спорадически появлялись уже на D.III, но на D.V они встали в полный рост. Раз­рушение нижнего крыла становилось не­избежным при выводе самолета из глу­бокого пикирования. По сравнению с D.III летные качества D.V остались пре­жними. Разрушению подвергалось креп­ления распорок крыла. Этот узел попы­тались усилить, но до конца войны ре­шить проблему так и не удалось. D.V ока­зался просто неудачным самолетом. Ва­риант с усиленной конструкцией D.Va снова пополнел, что характеристик само­лета не улучшило. Несмотря на это, самолеты D.V и D.Va выпускались крупной серией. До января 1918 года выпустили 500 машин D.V и 100 D.Va. В сентябре 1918 года в строю оставалось 307 и 20 самолетов. Среди немецких пилотов ма­шина не пользовалась большой популяр­ностью, хотя на нем летали все лучшие асы. Впрочем, Манфред фон Рихтгофен, едва получив для испытаний новый «Фоккер Dr.I», тут же расстался со сво­им D.V с тем, чтобы больше никогда к нему не возвращаться. Лишь после вой­ны выяснилось, что предложение фирмы усилить на самолетах лонжерон нижне­го крыла металлическим рукавом (еще для D.III) с планом доработать уже лета­ющие машины в полевых мастерских, за­стрял где-то в бюрократических дебрях Управления авиацией. Лишь австрийская фирма «Оеффаг» применяла усиленные лонжероны.

Истребитель «Альбатрос D.V» пред­ставлял собой одноместный полутораплан цельнодеревянной конструкции. Фюзеляж образовывал каркас из шести лонжеронов и 14 шпангоутов, покрытых работающей обшивкой из гнутой на пару фанеры. Передняя часть фюзеляжа по­крыта снимающимися алюминиевыми листами. За головой пилота установили треугольный обтекатель, но на практике обтекатель часто снимали, так как он ог­раничивал обзор назад. Верхнее крыло нераздельное, шириной 1,5 м, без возвы­шения, двухлонжеронное, с матерчатой обшивкой. Вдоль задней кромки крыла проходила стальная проволока. Элероны из стальных трубок, обтянутые матери­ей, только на верхнем крыле. Привод эле­ронов с помощью тяг. Нижнее крыло со­стояло из двух консолей шириной 1,1 м и возвышением 2030'. Хвостовое оперение деревянное, конструкция рулей как у эле­ронов. Двигатель - 6-цилиндровый, ряд­ный, жидкостного охлаждения, тип «Мерседес D.IIIa» мощностью 118 кВт (позднее 136 кВт). Радиатор «Тевес-унд-Браун» установлен лежа в верхней части фюзеляжа под верхним крылом. Воору­жение как на D.III.

 

Тактико-технические данные самолета «Альбатрос D.V» (D.Va).

 

Сухая масса                                              680 (687) кг

Взлетная масса                                        915 (937) кг

Размах верхнего крыла                           9,00 м

Размах нижнего крыла                           8,73 м

Длина                                                       7,36 м

Высота                                                     2,75 м

Площадь крыла                                        20,9 м2

Максимальная скорость                         170 км/ч

Потолок                                        5700 м

Дальность полета                                    350 км

Время набора 1000 м                  4 мин

Время набора 5000 м                  35 мин

Время полета                               2 ч