DH.2
Английская фирма «Эйркрафт Мануфакчуринг Ко» («Эйрко») весной 1915 года предложила одноместный истребитель с толкающим винтом. Создал самолет Гоффри де Хевиленд. Это был уже не первый самолет такой схемы, созданный данным конструктором, но первым одноместным и с ротационным двигателем. К толкающему винту конструктор обратился вынужденно, поскольку в отсутствие синхронизатора только так можно было обеспечить защиту передней полусферы без риска повредить пропеллер. Англичане отказались использовать отражатель Гарроса, считая это приспособление бесперспективным паллиативом. С другой стороны, они вполне оценили жестко зафиксированные пулеметы, наводимые разворотом всего самолета. Поэтому пулемет на DH.2 стоял неподвижно. На самолете использовались американские пулеметы «Льюис» и «Виккерс». Их выпускали по лицензии с 1913 года в Льеже, Бельгия. Пулеметы состояли на вооружении бельгийской и английской армий. Скорострельность составляла 600-650 выстрелов в минуту. Эти пулеметы устанавливали на английские самолеты с 1914 года. Самолет DH.2 представлял собой английский ответ на немецкие истребители «Фоккер Е» и D. Самолет DH.2 был готов в мае 1915, его облетал сам де Хевиленд 1 июня 1915 года. Завершив испытания, прототип (№ 4732) 26 июля отправили во Францию для испытания в боевых условиях. Но уже в первом боевом вылете, состоявшемся 9 августа 1915 года, пилот капитан Роналд Максвелл-Пайк был сбит и умер от ран. Самолет, правда в разбитом состоянии, попал в руки противника. Несмотря на столь трагическое начало, фирма «Эйрко» получила заказ на 100 самолетов. Первоначально самолеты по одному доставлялись в разные эскадрильи (11, 15, 18). Первой эскадрильей, полностью оснащенной самолетами DH.2, стала 24-я эскадрилья капитана Лейно Дж. Хокера. В феврале 1916 года, эскадрилья, располагавшая 12 самолетами DH.2, перебазировалась в Бертангль, Франция и приступила к вылетам на сопровождение разведывательных самолетов. Угроза со стороны «Фоккеров», помноженная на иррациональный страх английских пилотов, приводила к тому, что разведывательные самолеты обычно вылетали на задание в сопровождении нескольких, а то и более десятка истребителей. Поэтому пилоты 24-й эскадрильи имели достаточно работы. Пилоты поначалу не слишком восторженно отнеслись к самолету DH.2. Для истребителя он имел слишком слабую динамику разгона, легко сваливался в штопор, а у ротационного двигателя «Моносупейп» часто срывало головки цилиндров. Поскольку двигатель находился между крыльями, сорванная головка часто отлетала прямо в лонжерон крыла или распорку между крыльями. В результате самолет буквально складывался в воздухе и камнем падал на землю. Поскольку парашютами летчики в это время не пользовались, пилот погибал вместе с машиной. В 1916 году так погибло двое английских пилотов из 24-й эскадрильи: лейтенант А.Э. Глю и капитан Д. Уилсон. Но вскоре пилоты убедились, что DH.2 не так уж плох. Это была довольно прочная и маневренная машина. В открытой кабине пилот был открыт всем ветрам, что особенно ощущалось зимой. В течение трех последующих месяцев самолеты DH.2 поступили в 29-ю и 32-ю эскадрилью. Крупный воздушный бой с участием пилотов 24-й эскадрильи имел место 19 марта 1916 года. К тому времени лейтенант Д.Х. Тидмарч уже открыл боевой счет, сбив на DH.2 немецкий разведывательный самолет в районе Бапома. С «Фоккерами» DH.2 встретились 25 апреля. В этот день три истребителя DH.2 и четыре В.Е.2с вылетели на сопровождение разведывательного В.Е.2с из 15-й эскадрильи. Во время полета англичан атаковало несколько «Фоккеров E.III». И тут оказалось, что в руках опытного пилота DH.2 ничуть не уступает немецкому истребителю. Лейтенант С.Э. Коувен быстро и прочно сел на хвост одному «Фоккеру». Германцу удалось спастись, лишь уйдя в резкое пике, какое английский самолет выдержать не мог. Как выяснилось позднее, Коувен едва не сбил самого Макса Иммельмана. Другим недостатком самолета было слабое вооружение. Одиночный «Льюис» с диском на 47 патронов не позволял вести долгий бой. В июне 1916 года два пилота 24-й эскадрильи - Д.Х. Тидмарч и A.M. Уилкинсон - решили усилить вооружение своих самолетов. Они попросили механиков, установить на свои машины два «Льюиса» параллельно, а также подвесить внутри кабины карманы для запасных дисков. Боеспособность самолета резко возросла, но... тут последовал запрет на подобные переделки со стороны командования. Кто-то из начальства посчитал, что переделанный таким образом самолет потеряет свои летные качества, кроме того, было заявлено, что настоящему пилоту для боя достаточно одного пулемета с боекомплектом 47 патронов. Идиотов в английских штабах всегда хватало. Но тут вмешался командир эскадрильи майор Хокер, который «освободил» своих пилотов от выполнения безумного приказа, а также приказал оснастить вторым пулеметом и свою машину. Довооруженный DH.2 уже вполне мог вести бой с непобедимыми до того времени «Фоккерами». 20 апреля был сбит первый германский истребитель, 22 апреля - второй. Вскоре англичанам удалось восстановить паритет. Пилоты одержали множество эффектных побед. В историю вошла одиночная атака майора Л. Риса на 10 двухместных немецких самолетов. Майор сбил две машины, а остальные рассеял. Сам Рис получил ранение, но сумел посадить машину на своей территории. За это майора представили к высшей английской награде Кресту Виктории. Это событие произошло 1 июля 1916 года во время битвы над Соммой. 9 сентября капитан Л.П. Эйззлвуд из 32-й эскадрильи ударил колесами своего DH.2 по хвосту «Альбатроса C.I». Самолет потерял шасси, но удержался в воздухе. Эйззлвуд посадил машину на брюхо на своем аэродроме, а немецкий самолет рухнул в районе Миромона. 31 августа 1916 года в 29-ю эскадрилью перевели сержанта Дж.Т.Б. Маккаддена, который до того времени летал на F.E.2d в составе 20-й эскадрильи. Свою первую победу на DH.2 Маккадден одержал уже 6 сентября. Маккадден станет одним из лучших английских асов. До конца 1916 года самолетами DH.2 оснастили шесть эскадрилий на Западном фронте, две эскадрильи в Палестине, по одной эскадрилье в Македонии и на Ближнем Востоке, четыре учебные эскадрильи в Великобритании и Египте. Всего было построено 450 самолетов. По несколько машин DH.2 имелось в некоторых эскадрильях ПВО, базировавшихся в Великобритании. Например, 17 июня 1917 года капитан Р.С. Сондби на DH.2 атаковал цеппелин L48, не зная, что с другого борта цеппелин атакует на «Кемеле» лейтенант Л.П. Уоткинс из 37-й эскадрильи. Цеппелин был сбит, победа досталась Уоткинсу. Но дни самолета DH.2 быстро закончились. Во второй половине 1916 года на фронте появились новые германские истребители «Альбатрос D.II» и «Гальберштадт D.I». С ними этажерки DH.2 уже тягаться не могли. 23 ноября 1916 года в бою погиб командир 24-й эскадрильи майор Лейно Дж. Хокер. Его сбил Манфред фон Рихтгофен, это была 11-я победа немецкого аса. В декабре 1916 года шесть самолетов DH.2 завязали бой с пятью «Альбатросами D.II». Англичане потеряли пять машин, не сумев причинить потерь противнику. Это был знак, что самолет DH.2 пора снимать с фронта, что и произошло к концу января 1917 года.
Самолет DH.2 представлял собой одноместный биплан смешанной конструкций. Фюзеляжная гондола деревянная, частично обшита материей, частично - фанерой. Хвостовая ферма представляет собой две плоские решетки из стальных труб. Спереди ферма крепилась к задним лонжеронам верхнего и нижнего крыла, сходя на нет в районе хвостового оперения. Хвостовое оперение деревянное, обшитое материей. Крылья деревянные, двухлонжеронные, с возвышением 4 гр и одинакового размаха. Верхнее крыло из трех частей, нижнее - из двух. Крылья разделены четырьмя парами вертикальных стоек. Обшивка матерчатая, элероны на обоих крыльях. Шасси деревянное с общей осью и резиновым амортизатором. Двигатель ротационный «Гном Моносупейп» мощностью 73 кВт или «Ле-Рон» мощностью 81 кВт. Винт толкающий, деревянный, двухлопастный «Интеграл D.G.70» диаметром 2500 мм. Иногда применялся четырехлопастный винт. Бензобак объемом 119 л находился в фюзеляже за кабиной пилота. Промежуточный бак находился в левом верхнем крыле. Вооружение: один (иногда два) пулемета «Льюис» калибра 7,7 мм. Боекомплект три диска по 47 патронов.
Тактико-технические данные самолета DH.2 с двигателем «Гном»
Сухая масса 428 кг
Взлетная масса 654 кг
Размах крыла 8,61 м
Длина 7,68 м
Высота 2,91 м
Площадь крыла 23,13 м2
Колея 1,75 м
Ширина крыла 1,44 м
Макс. скорость у земли 150 км/ч
Макс. скорость на 2700 м 142 км/ч
Время набора 2700 м 20 мин 30 сек
Потолок 4270 м
Время полета 2,5 ч