DH.2

 

Английская фирма «Эйркрафт Мануфакчуринг Ко» («Эйрко») весной 1915 года предложила одноместный истреби­тель с толкающим винтом. Создал само­лет Гоффри де Хевиленд. Это был уже не первый самолет такой схемы, созданный данным конструктором, но первым одно­местным и с ротационным двигателем. К толкающему винту конструктор обра­тился вынужденно, поскольку в отсут­ствие синхронизатора только так можно было обеспечить защиту передней полу­сферы без риска повредить пропеллер. Англичане отказались использовать от­ражатель Гарроса, считая это приспособ­ление бесперспективным паллиативом. С другой стороны, они вполне оценили жестко зафиксированные пулеметы, на­водимые разворотом всего самолета. Поэтому пулемет на DH.2 стоял непод­вижно. На самолете использовались аме­риканские пулеметы «Льюис» и «Виккерс». Их выпускали по лицензии с 1913 года в Льеже, Бельгия. Пулеметы состо­яли на вооружении бельгийской и анг­лийской армий. Скорострельность со­ставляла 600-650 выстрелов в минуту. Эти пулеметы устанавливали на английские самолеты с 1914 года. Самолет DH.2 представлял собой английский ответ на немецкие истребители «Фоккер Е» и D. Самолет DH.2 был готов в мае 1915, его облетал сам де Хевиленд 1 июня 1915 года. Завершив испытания, прототип (№ 4732) 26 июля отправили во Францию для испытания в боевых условиях. Но уже в первом боевом вылете, состоявшемся 9 августа 1915 года, пилот капитан Роналд Максвелл-Пайк был сбит и умер от ран. Самолет, правда в разбитом состоянии, попал в руки противника. Несмотря на столь трагическое начало, фирма «Эйр­ко» получила заказ на 100 самолетов. Первоначально самолеты по одному до­ставлялись в разные эскадрильи (11, 15, 18). Первой эскадрильей, полностью ос­нащенной самолетами DH.2, стала 24-я эскадрилья капитана Лейно Дж. Хокера. В феврале 1916 года, эскадрилья, распо­лагавшая 12 самолетами DH.2, перебази­ровалась в Бертангль, Франция и присту­пила к вылетам на сопровождение разведывательных самолетов. Угроза со сто­роны «Фоккеров», помноженная на иррациональный страх английских пило­тов, приводила к тому, что разведыва­тельные самолеты обычно вылетали на задание в сопровождении нескольких, а то и более десятка истребителей. Поэто­му пилоты 24-й эскадрильи имели дос­таточно работы. Пилоты поначалу не слишком восторженно отнеслись к само­лету DH.2. Для истребителя он имел слишком слабую динамику разгона, лег­ко сваливался в штопор, а у ротационно­го двигателя «Моносупейп» часто срыва­ло головки цилиндров. Поскольку дви­гатель находился между крыльями, со­рванная головка часто отлетала прямо в лонжерон крыла или распорку между крыльями. В результате самолет букваль­но складывался в воздухе и камнем па­дал на землю. Поскольку парашютами летчики в это время не пользовались, пилот погибал вместе с машиной. В 1916 году так погибло двое английских пило­тов из 24-й эскадрильи: лейтенант А.Э. Глю и капитан Д. Уилсон. Но вскоре пи­лоты убедились, что DH.2 не так уж плох. Это была довольно прочная и маневрен­ная машина. В открытой кабине пилот был открыт всем ветрам, что особенно ощущалось зимой. В течение трех после­дующих месяцев самолеты DH.2 посту­пили в 29-ю и 32-ю эскадрилью. Крупный воздушный бой с участием пилотов 24-й эскадрильи имел место 19 марта 1916 года. К тому времени лейтенант Д.Х. Тидмарч уже открыл боевой счет, сбив на DH.2 немецкий разведывательный само­лет в районе Бапома. С «Фоккерами» DH.2 встретились 25 апреля. В этот день три истребителя DH.2 и четыре В.Е.2с вылетели на сопровождение разведыва­тельного В.Е.2с из 15-й эскадрильи. Во время полета англичан атаковало не­сколько «Фоккеров E.III». И тут оказа­лось, что в руках опытного пилота DH.2 ничуть не уступает немецкому истреби­телю. Лейтенант С.Э. Коувен быстро и прочно сел на хвост одному «Фоккеру». Германцу удалось спастись, лишь уйдя в резкое пике, какое английский самолет выдержать не мог. Как выяснилось по­зднее, Коувен едва не сбил самого Макса Иммельмана. Другим недостатком само­лета было слабое вооружение. Одиноч­ный «Льюис» с диском на 47 патронов не позволял вести долгий бой. В июне 1916 года два пилота 24-й эскадрильи - Д.Х. Тидмарч и A.M. Уилкинсон - решили уси­лить вооружение своих самолетов. Они попросили механиков, установить на свои машины два «Льюиса» параллель­но, а также подвесить внутри кабины кар­маны для запасных дисков. Боеспособ­ность самолета резко возросла, но... тут последовал запрет на подобные передел­ки со стороны командования. Кто-то из начальства посчитал, что переделанный таким образом самолет потеряет свои летные качества, кроме того, было заяв­лено, что настоящему пилоту для боя до­статочно одного пулемета с боекомплек­том 47 патронов. Идиотов в английских штабах всегда хватало. Но тут вмешался командир эскадрильи майор Хокер, ко­торый «освободил» своих пилотов от выполнения безумного приказа, а также приказал оснастить вторым пулеметом и свою машину. Довооруженный DH.2 уже вполне мог вести бой с непобедимыми до того времени «Фоккерами». 20 апреля был сбит первый германский истребитель, 22 апреля - второй. Вскоре англи­чанам удалось восстановить паритет. Пилоты одержали множество эффектных побед. В историю вошла одиночная ата­ка майора Л. Риса на 10 двухместных не­мецких самолетов. Майор сбил две ма­шины, а остальные рассеял. Сам Рис по­лучил ранение, но сумел посадить маши­ну на своей территории. За это майора представили к высшей английской награ­де Кресту Виктории. Это событие про­изошло 1 июля 1916 года во время битвы над Соммой. 9 сентября капитан Л.П. Эйззлвуд из 32-й эскадрильи ударил коле­сами своего DH.2 по хвосту «Альбатро­са C.I». Самолет потерял шасси, но удер­жался в воздухе. Эйззлвуд посадил маши­ну на брюхо на своем аэродроме, а немец­кий самолет рухнул в районе Миромона. 31 августа 1916 года в 29-ю эскадрилью перевели сержанта Дж.Т.Б. Маккаддена, который до того времени летал на F.E.2d в составе 20-й эскадрильи. Свою первую победу на DH.2 Маккадден одержал уже 6 сентября. Маккадден станет одним из лучших английских асов. До конца 1916 года самолетами DH.2 оснастили шесть эскадрилий на Западном фронте, две эс­кадрильи в Палестине, по одной эскад­рилье в Македонии и на Ближнем Восто­ке, четыре учебные эскадрильи в Великобритании и Египте. Всего было пост­роено 450 самолетов. По несколько ма­шин DH.2 имелось в некоторых эскадри­льях ПВО, базировавшихся в Великобри­тании. Например, 17 июня 1917 года ка­питан Р.С. Сондби на DH.2 атаковал цеп­пелин L48, не зная, что с другого борта цеппелин атакует на «Кемеле» лейтенант Л.П. Уоткинс из 37-й эскадрильи. Цеп­пелин был сбит, победа досталась Уоткинсу. Но дни самолета DH.2 быстро за­кончились. Во второй половине 1916 года на фронте появились новые германские истребители «Альбатрос D.II» и «Гальберштадт D.I». С ними этажерки DH.2 уже тягаться не могли. 23 ноября 1916 года в бою погиб командир 24-й эскад­рильи майор Лейно Дж. Хокер. Его сбил Манфред фон Рихтгофен, это была 11-я победа немецкого аса. В декабре 1916 года шесть самолетов DH.2 завязали бой с пятью «Альбатросами D.II». Ан­гличане потеряли пять машин, не сумев причинить потерь противнику. Это был знак, что самолет DH.2 пора снимать с фронта, что и произошло к концу янва­ря 1917 года.

Самолет DH.2 представлял собой од­номестный биплан смешанной конструк­ций. Фюзеляжная гондола деревянная, частично обшита материей, частично - фанерой. Хвостовая ферма представляет собой две плоские решетки из стальных труб. Спереди ферма крепилась к задним лонжеронам верхнего и нижнего крыла, сходя на нет в районе хвостового опере­ния. Хвостовое оперение деревянное, об­шитое материей. Крылья деревянные, двухлонжеронные, с возвышением 4 гр и одинакового размаха. Верхнее крыло из трех частей, нижнее - из двух. Крылья разделены четырьмя парами вертикаль­ных стоек. Обшивка матерчатая, элеро­ны на обоих крыльях. Шасси деревянное с общей осью и резиновым амортизато­ром. Двигатель ротационный «Гном Моносупейп» мощностью 73 кВт или «Ле-Рон» мощностью 81 кВт. Винт тол­кающий, деревянный, двухлопастный «Интеграл D.G.70» диаметром 2500 мм. Иногда применялся четырехлопастный винт. Бензобак объемом 119 л находился в фюзеляже за кабиной пилота. Проме­жуточный бак находился в левом верхнем крыле. Вооружение: один (иногда два) пулемета «Льюис» калибра 7,7 мм. Бое­комплект три диска по 47 патронов.

 

Тактико-технические данные самолета DH.2 с двигателем «Гном»

Сухая масса                                      428 кг

Взлетная масса                                 654 кг

Размах крыла                                    8,61 м

Длина                                                           7,68 м

Высота                                              2,91 м

Площадь крыла                                23,13 м2

Колея                                                            1,75 м

Ширина крыла                                 1,44 м

Макс. скорость у земли                   150 км/ч

Макс. скорость на 2700 м                142 км/ч

Время набора 2700 м                       20 мин 30 сек

Потолок                                            4270 м

Время полета                                    2,5 ч