Бристоль М1.С

 

Работы над самолетом начались еще в 1910 году. Тогда самолет носил обозна­чение «Бристоль 20» (код M1.С появился с началом серийного производства). Лет­ными качествами и скоростью он значи­тельно превосходил распространенные «Ньюпоры», но на вооружение английс­кой армии принят не был. Причины от­каза точно не известны, скорее всего обычная глупость старых генералов или чьи-то интриги. К самолету предъявля­лись разные надуманные, а то и вовсе абсурдные претензии, имевшие целью просто погубить перспективный проект. Схема верхнеплана тогда уже была хоро­шо известна и использовалась на само­лете «Моран-Солнье». Но «Бристоль М1.С» выгодно отличался от аналогов низкой массой, хорошей маневренностью и высокой скоростью. Обзор из кабины был отличный. Конструктору самолета Фрэнку Барнуэллу пришлось «попридер­жать» самолет, поскольку перед войной приоритет имели бипланы. Лишь появ­ление немецких «Фоккеров», сметавших с неба все, что летало, дало самолету шанс. «Бристоль М1.С» облетали в июле 1915 года, но прошел еще год, прежде чем поступил первый заказ на 125 машин. Из них только 35 попали в боевые части и то на второстепенных фронтах в Палестине, Македонии и Месопотамии. Ос­тальные самолеты были тут же отправ­лены на склады. Тем не менее, английс­кие пилоты, летавшие на «Бристолях М1.С», сумели настрелять множество не­мецких и турецких «Альбатросов». Не­сколько машин продали в Чили, где их активно применяли в местных военных конфликтах. Самолеты этого типа совер­шили перелет через Анды (12 декабря 1918 года).

Самолет «Бристоль М1.С» представ­лял собой одноместный верхнеплан цельнодеревянной конструкции. Фюзеляж образовывал каркас, профилированный так, что в сечении имел окружность. Об­шивка передней части фюзеляжа - алюми­ниевый лист, остального фюзеляжа - материя. Крыло с возвышением, двухлонжеронное, тонкого профиля. Передняя кромка эллиптическая, задняя прямая. Обшивка матерчатая. Хвостовое опере­ние из стальных трубок, обшитых мате­рией. Обтекаемость фюзеляжа обеспечи­вал массивный кок винта. Двигатель ро­тационный «Ле-Рон 9J» мощностью 80 кВт. Винт деревянный, двухлопастный. Вооружение - один неподвижный пуле­мет «Виккерс» калибра 7,7 мм, установ­ленный на фюзеляже перед кабиной пи­лота по левому борту. Пулемет стрелял через диск винта с помощью синхрони­затора системы Константинеску.

 

Тактико-технические данные самолета «Бристоль М1С»

Сухая масса                                      409 кг

Взлетная масса                                 612 кг

Размах крыла                                    9,38 м

Длина                                                           6,24 м

Высота                                              2,68 м

Площадь крыла                                13,5 м2

Макс. скорость у земли                   209 км/ч

Макс. скорость на 1525 м                204 км/ч

Макс. скорость на 4500 м                167 км/ч

Посадочная скорость                       80 км/ч

Потолок                                            6400 м

Пробег                                               100 м

Время набора 2000 м                       5 мин 30 сек

Время набора 4500 м                       19 мин 50 сек

Время набора 6100 м                       41 мин 35 сек