DH.5

 

Самолет спроектирован Гоффри де Хевилендом и построен на его фирме в 1916 году. Машина принципиально отли­чалась от предыдущего истребителя де Хевиленда - DH.2.

К тому времени англичане уже рас­полагали синхронизатором, поэтому можно было вернуться к традиционной схеме с тянущим винтом. Тянущий винт давал выигрыш в скорости и маневрен­ности, что для истребителя было самое главное. Действительно, по сравнению с DH.2 самолет DH.5 был быстрее, имел большую скороподъемность и более высокий потолок. На фронте самолет по­явился в мае 1917 года, заменив собой «толкачи» DH.2 и FE.8. На Западном фронте на DH.5 летали пять эскадрилий (24, 32, 41, 64 и 68). Кроме того, эти само­леты имелись в Школе авиационных стрелков в Лимпне, а также в летных ис­требительных школах в Фрейстоне, Мар­еке, Седжфорде и Тернерри. В августе 1917 года самолеты DH.5 использовали для поддержки пехоты в битве при Ипре. В ноябре 1917 года поддержку пехоты и бомбометание с предельно малых высот проводили DH.5 из 64-й и 68-й эскадри­лий при Камбрэ. Обе эскадрильи понес­ли тяжелые потери от огня с земли. В ян­варе 1918 года самолеты DH.5 начали снимать с фронта и передавать в летные школы.

Всего изготовили 545 самолетов. Са­молеты выпускались на заводе «Эйркрафт Мануфакчуринг Ко, лтд» («Эйрко») в Хендоне, а также на четырех других предприятиях в Лондоне и Лидсе. На од­ном из этих предприятий («Даррак Мо­тор Инжениринг Ко» в Фулхеме) появил­ся экспериментальный самолет DH.5 (№ А9403), целиком обшитый фанерой и ос­нащенный дополнительным топливным баком под фюзеляжем. Испытания, про­веденные в сентябре 1917 года в Фарнборо, показали, что летные качества само­лета резко ухудшились, поэтому дальней­шего развития проект не получил. Само­лет DH.5 был труден в пилотировании, его использование в летных школах при­вело к серии катастроф. По крайней мере один DH.5 (№ А9435) в рабочем состоя­нии попал в руки немцев и в августе 1917 года проходил испытания в Адлерсхофе.

Самолет DH.5 представлял собой од­номестный биплан смешанной конструк­ции. Фюзеляж образован каркасом с про­филирующими накладками. В передней части сечение фюзеляжа круглое, у хвос­та - шестигранное. Капот двигателя ме­таллический, остальная обшивка матер­чатая. Крылья из трех частей, двухлонжеронные, одинакового размаха. Возвы­шение 4о. Верхнее крыло смещено назад на 616 мм относительно нижнего. Это улучшило обзор вперед и вверх, но серь­езно ухудшило летные качества самоле­та. Обшивка крыльев матерчатая. Элеро­ны и рули металлические, обшитые ма­терией. Элероны на верхнем и нижнем крыле. Двигатель ротационный «Клерже 9Z» мощностью 81 кВт (на прототипе) или «Ле-Рон 9J» мощностью 80 кВт (на серийных машинах). Двигатель развивал 1280 об./мин, имел 9 цилиндров с алюми­ниевыми поршнями, что было тогда новостью. Масса двигателя 147 кг. Винт деревянный, двухлопастный, Lang 1708, диаметром 2600 мм. Топливо в двух ба­ках: главном и промежуточном в верхнем крыле. Вооружение: один 7,7-мм пулемет «Виккерс», установленный на фюзеляже перед кабиной пилота. Синхронизатор конструкции Константинеску. Имелась возможность подвешивать под фюзеля­жем и крыльями по 3-4 малые бомбы об­щей массой до 50 кг.

 

Тактико-технические данные самолета DH.5

Сухая масса                                      458 кг

Взлетная масса                                 677 кг

Размах крыла                                    7,82 м

Длина                                                           6,71 м

Высота                                              2,68 м

Колея                                                            1,52 м

Макс. скорость на 3050 м                175 км/ч

Потолок                                            4875 м

Время полета                                    2,5 ч

Время набора 4500 м                       27 мин 30 сек