Сопвич «Пап»

 

Этот самолет создали по заказу Ад­миралтейства для эскадрилий морской авиации, в задачу которых входило пат­рулирование, разведка, а также воздуш­ное прикрытие кораблей. Представлен­ный Адмиралтейству самолет ничем не отличался от спортивной машины SL.T.BP, построенный в 1915 году для летчика-испытателя завода Гарри Хокера. Самолет оказался настолько удач­ным, что его тут же предложили воен­ным. Как это обычно было, никакой тех­нической документации на самолет не существовало. Чертежи деталей выполнялись мелом на полу и стенах мастерской, где собирался прототип. Прототипы и 95 первых самолетов собрали на фирме «Сопвич Авиейшн Ко, лтд» в Кингстоне. Но в это время предприятие уже было загружено заказом на очень хороший са­молет «11/2 Страттер», поэтому лицен­зию на выпуск «Папа» передали фирмам «Стандард Мотор Ко, Лтд» (85 штук), «Уайтхед Эйркрафт, Лтд» (820 штук) и «Бредмор Ко» (80 штук). Всего изготови­ли 1847 самолетов всех вариантов. Про­тотип облетали 27 марта 1916 года, а пер­вые серийные экземпляры прибыли на фронт в сентябре. Первым новые само­леты получила 2-я эскадрилья морской авиации. Уже в первый месяц полетов пилоты эскадрильи заявили восемь по­бед, не потеряв ни одной машины. В сен­тябре 1916 года английская авиация, не­сущая тяжелые потери во Франции от германских «Фоккеров» и «Альбатро­сов», потребовала пополнения. На Запад­ный фронт направили 8-ю эскадрилью морской авиации, которая приступила к боевым вылетам в районе Соммы в пер­вых числах ноября 1916 года. До конца 1916 года англичане заявили 20 побед. В декабря 1916 года только восемь дней стояла летная погода, но за этот корот­кий срок летчики заявили 16 побед.

Название самолета «Пап» (Pup - ще­нок) - это прозвище, данное машине фронтовыми пилотами. Официально оно никогда не было признано, однако при­жилось и даже фигурировало в прави­тельственных приказах и рапортах. «Пап» оказался исключительно удачным самолетом. Он отличался необычайной маневренностью, не терял высоту на крутых виражах, несмотря на слабый двигатель развивал максимальную ско­рость до 179 км/ч, при том что посадоч­ная скорость, напротив, была минималь­ной - всего 45 км/ч. Вскоре во Франции на «Папах» летало уже семь эскадрилий морской и три эскадрильи армейской авиации. В апреле 1917 года 32% англий­ских истребительных эскадрилий было оснащено самолетами фирмы «Сопвич», в том числе три (3, 54 и 66) самолетами «Пап», по 18 машин в эскадрилье. Наи­большим успех истребителя был отмечен 11 апреля 1917 года, когда лейтенант Дж.С.Т. Фолл в ходе одного боевого вы­лета сбил два германских «Альбатроса» и один «Гальберштадт». 12 мая семь «Папов» из 4-й эскадрильи морской авиации сбили пять «Альбатросов» без потерь со своей стороны. С июля 1917 года «Папы» также служили в эскадрильях ПВО на территории Англии, где успешно пере­хватывали германские бомбардировщи­ки и цеппелины.

Самолеты «Пап» благодаря своей не­высокой посадочной скорости использо­вались в качестве палубных истребите­лей. В июне 1917 года самолет «Пап» взлетел с 6-метровой платформы, уста­новленной на башне главного калибра крейсера «Ярмут». 21 августа лейтенант Б.А. Смарт, взлетев с этой же платформы, сбил немецкий цеппелин L23. Аналогичными платформами были оборудо­ваны и другие английские крейсера, были созданы специальные корабли - «носите­ли самолетов» (термина авианосец тогда еще не существовало). На палубу одного из таких «носителей» («Фьюриес») 2 ав­густа 1917 года капитан Даннинг совер­шил удачную посадку. К сожалению, ка­питан погиб в ходе одной из следующих попыток сесть несколько дней спустя. Самолеты «Пап» действовали в составе морской и армейской авиации до конца войны, несмотря на то, что их выпуск прекратили в 1917 году.

Самолет «Пап» представлял собой одноместный биплан цельнодеревянной конструкции. Фюзеляж имел каркас с со­сновыми лонжеронами. В районе каби­ны фюзеляж обшит фанерой, в хвостовой части обшивка матерчатая со шнуровкой по правому борту. Крылья деревянные, двухлонжеронные, обшитые материей. Верхнее крыло из трех частей, нижнее - из двух. Верхнее и нижнее крыло имели небольшое возвышение. Законцовки и задняя кромка крыльев усилены тонкой стальной трубкой. Элероны на обоих крыльях, из стальных трубок, обтянуты материей. Шасси из стальных трубок в форме буквы V, резиновый амортизатор. Двигатель - ротационный «Ле-Рон 9С» мощностью 60 кВт, или «Клерже 7Z» мощностью 80 кВт. Винт деревянный, двухлопастный. Вооружение - один синхронизированный пулемет «Виккерс» калибра 7,7 мм, установленный перед кабиной. Боекомплект 500 выстрелов. Большинство морских «Папов» были во­оружены вместо «Виккерса» пулеметом «Льюис», установленном на треноге и стреляющим по диагонали вперед и вверх через прорезь в верхнем крыле. Для борь­бы с цеппелинами и аэростатами некото­рые самолеты несли по четыре ракеты «Ле-Прие», установленные на распорках между крыльями. Однако практического применения эти ракеты не нашли.

 

Тактико-технические характеристики самолета «Пап» с двигателем «Ле-Рон» (с двигателем «Клерже»)

Сухая масса 357                                           (388) кг

Взлетная масса                                             555 (588) кг

Размах крыла                                                8,08 м

Длина                                                                       5,89 м

Высота                                                          2,86 м

Площадь крыла                                            23,62 м2

Ширина крыла                                             1,56 м

Макс. скорость у земли                               179 (177) км/ч

Макс. скорость на 2000 м                           169 км/ч

Макс. скорость на 4750 м                           151 (161) км/ч

Время набора 2000 м                                   9 мин

Потолок                                                        5335 (5640)м

Время полета                                               3 ч