F.E. 2b (2d)

 

Этот самолет спроектировал Гоффри де Хевиленд на фирме «Ройял Эйркрафт Фактори» («РАФ») в конце 1913 года. Первые облеты прототипа состоялись в марте 1915 года. Аббревиатура F.E. обо­значала «Fighter Experimental» (экспери­ментальный истребитель). Это была ти­пичная многоцелевая этажерка первого периода войны: истребитель, бомбарди­ровщик и разведчик «в одном флаконе». Хоть F.E.2b был довольно большим и тяжелым самолетом, он успешно проти­востоял «Фоккерам». Лучший ас кайзеровской авиации первого периода войны Макс Иммельман погиб 18 июня 1916 года над Ленсом в бою с F.E. 2b из 25-й эскадрильи. Сбил Иммельмана экипаж в составе пилота Дж.П. Маккаббина и на­блюдателя Дж.Х. Уоллера. Прочность конструкции F.E.2b была наглядно про­демонстрирована 2 января 1917 года, ког­да сержант Т. Моттерсхед спикировал с горящим двигателем с высоты 2000 м и у земли выровнял машину. Потоком воз­духа сбило пламя, и сержант совершил вынужденную посадку. Моттерсхед полу­чил травмы при посадке, но спас жизнь своему раненному наблюдателю. За этот поступок Моттерсхед был представлен к кресту Виктории - единственный унтер-офицер армейской авиации. 5 июня 1917 года семь F.E.2d были атакованы пятнад­цатью «Альбатросами D.III». В разгорев­шемся бою погиб немецкий командир ас с 30 победами Карл Шефер. 6 июля 1917 года лейтенант А.Э. Вудбридж, наблюда­тель самолета F.E.2b, пилотированного капитаном Д.Э. Каннеллом, сбил из пу­лемета «Альбатрос D.III» Манфреда фон Рихтгофена, ранив немецкого аса в голову. Самолеты F.E.2b выпускались до 12 мая 1916 года серией в 85 машин. Пер­вые 12 самолетов получили двигатели «Грин» мощностью 74 кВт. Последующие самолеты оснащались рядными 6-цилиндровыми двигателями «Бердмор» мощ­ностью 88 кВт, а затем и 118 кВт. Само­лет имел сложное шасси с выдвинутым вперед роликом, предохраняющим маши­ну от капотажа. Однако такое шасси вы­зывало большое аэродинамическое сопротивление. В начале 1916 года присту­пили к выпуску самолета F.E.2d с упро­щенным шасси и более мощным двига­телем. Это был 12-цилиндровый V-образный «Роллс-Ройс Игл I» мощностью 184 кВт. Двигатель агрегатировался с четы­рехлопастным винтом. Последующие се­рии получали двигатели Роллс-Ройс «Игл II» (165 кВт), «Игл III» (209 кВт), «Игл IV» (237 кВт). Винты обычно двух­лопастные, деревянные. Самолеты F.E.2d также выпускались фирмой «Бултон & Пол» в Норвиче, где построили 270 ма­шин. Всего изготовили 1939 самолетов всех модификаций. Первые 12 F.E.2d I июля 1916 года получила в качестве по­полнения 20-я эскадрилья, летавшая на F.E.2b. 16 декабря 1916 года во Францию прибыла 57-я эскадрилья, также оснащен­ная F.E.2d. Самолеты эскадрильи выполняли различные задачи, в том числе фо­торазведку. Фотокамеру устанавливали на левом борту кабины наблюдателя. Самолеты также наносили дневные и ночные бомбовые удары, беря четыре 11-кг бомбы на держатели под фюзеляжем. Вскоре на фронте появились еще две эс­кадрильи: 20-я и 25-я. Всего на Западном фронте действовало 116 самолетов F.E.2d, но к концу 1917 года их заменили самолетами «Эйрко DH.4» и «Бристоль F2B». Авиация ПВО Великобритании располагала тремя эскадрильями (33, 36 и 78) на F.E.2d. До конца войны остава­лось 40 самолетов, находившихся в соста­ве учебных частей.

Самолет F.E.2b (2d) представлял со­бой двухместный биплан деревянной конструкции. Фюзеляжная гондола час­тично обшита фанерой, частично мате­рией. Место наблюдателя находилось впереди и оснащалось двумя пулеметами «Льюис». Оба пулемета установлены подвижно. Один направлен вперед, а дру­гой, на высокой стойке, назад. Для обслу­живания заднего пулемета наблюдателю приходилось вставать в полный рост. На F.E.2d остался только один пулемет, на­правленный вперед. Хвостовую часть са­молета образовывали две деревянные решетки с тремя вертикальными стойка­ми и растяжками из стальной проволо­ки. Спереди решетки крепились к задним лонжеронам крыльев, а сзади соединя­лись у хвостового оперения. Хвостовое оперение деревянное, обшитое материей, с характерным треугольным килем и большим плавающим рулем направле­ния. Крылья из трех частей, двухлонжеронные, одинакового размаха и возвыше­ния (3 гр), обшитые материей. Элероны на обоих крыльях. Шасси трехколесное (F.E.2b) или двухколесное (F.E.2d) с мас­ляным и резиновым амортизаторами. Рядный двигатель установлен в задней части фюзеляжной гондолы, винт толка­ющий двухлопастный деревянный. Ради­аторы установлены по бортам фюзеляжа (F.E.2b) или за сиденьем пилота (F.E.2d).

 

Тактико-технические данные самолета F.E.2b (2d)

Сухая масса                                      962 (1137) кг

Взлетная масса                                 1376 (1572) кг

Размах крыла                                    14,56 м

Длина                                                           9,84 м

Высота                                              3,85 м

Площадь крыла                                46,0 м2

Макс. скорость на 2000 м                130 (151) км/ч

Время набора 2000 м                       19 мин

Потолок                                            3350 (5335) м

Время полета                                    3,5 ч