Виккерс F.B.9

 

Самолет представлял собой продол­жение линии первых «толкачей» фирмы «Виккерс» (F.B.5 и F.B. 6), созданных еще 1913 году. Самолет отвечал популярной перед войной концепции двухместного многоцелевого самолета, хотя предназна­чался прежде всего на роль истребителя. Аббревиатура F.B. расшифровывалась как «Fighter Biplane» (истребитель-бип­лан). Так обозначались все самолеты фирмы «Виккерс», выпускавшиеся до конца войны. Главный конструктор фир­мы Гарольд Барнуэлл создавал самоле­ты с толкающим винтом почти до конца войны, хотя уже в 1916 году данная схема безнадежно устарела. Применение толкающего винта еще было оправдано в первые месяцы войны, пока не был изобретен синхронизатор для стрельбы через диск винта. Самолет F.B.9, прозван­ный «вооруженным городским автобу­сом», отличался от своего предшествен­ника только формой и размахом крыль­ев, а также конструкцией шасси. Кроме того, на самолете отсутствовали обычные в то время противокапотажные полозья, выдвинутые далеко вперед. Горизонтальный стабилизатор находился над рулем направления, F.B.9 стал последним само­летом фирмы «Виккерс» с подобным хво­стовым оперением. Самолет выпускался в Крейфорде и Вейбридже, а также по лицензии фирмой «Даррак Ко» в Пари­же. Фирма «Виккерс» построила только 95 машин, а «Даррак» - 24. Самолеты F.B.9 вместе с другими английскими «толкачами» того времени (F.E.2b, DH.2, F.E.8) представляли собой основную до­бычу немецких истребителей в 1915 и 1916 годах. Самолеты состояли на воо­ружении пяти эскадрилий (2, 5, 7, 11 и 16) на Западном фронте. Самолеты F.B.9 имелись и в некоторых французских эс­кадрильях. Вместе со старыми F.B.5 они участвовали в битве на Сомме. На само­лете № 7828 экипаж лейтенант Моррис и наблюдатель сержант Гловер одержали 1 июля 1916 года подтвержденную побе­ду. Но большинство самолетов этого типа попало в учебные части и летные школы, поскольку отличались устойчи­востью в воздухе и прощали даже грубые ошибки пилотирования. Самолеты так­же использовали в школах авиастрелков, тогда кабина наблюдателя оснащалась турелью типа «Скарф». Учебные самоле­ты оборудовались дублирующим комп­лектом рулевых устройств. Последние самолеты F.B.9 сняли с фронта в конце 1917 года, в учебных частях и школах са­молет применялся до конца войны.

Самолет F.B.9 представлял собой двухместный биплан деревянной конст­рукции. Фюзеляжная гондола деревян­ная, обшитая материей и фанерой. В пе­редней кабине было место наблюдателя. Кабина оснащалась пулеметом, имевшим неограниченный сектор обстрела в пере­дней полусфере. В задней кабине занимал место пилот. Хвостовую часть фюзеляжа составляли две рамы из стальных трубок с двумя парами вертикальных стоек из еловой древесины. Спереди рамы крепи­лись к задним лонжеронам крыльев, а сзади сходились к хвостовому оперению. Горизонтальный стабилизатор большой площади, деревянный, обшитый материей, уложен на решетку хвостовой части фюзеляжа. Киль с рулем направления также деревянные, обшитые материей. Хвостовой костыль деревянный с резино­вым амортизатором. Крылья деревян­ные, из двух частей, двухлонжеронные, обшитые материей, одинакового разма­ха и ширине, прямоугольные с возвыше­нием 2 гр. Элероны на обоих крыльях. Нижнее крыло оснащено дугами, предох­раняющими крыло от ударов о землю. Шасси из стальных трубок, профилиро­ванных деревянными накладками, общей осью и резиновым амортизатором. У не­которых самолетов днище защищалось броней, а шасси отличались усиленной конструкцией с масляным амортизато­ром. Двигатель - ротационный «Гном Моносупап» мощностью 73 кВт или «Ле-Рон» мощностью 81 кВт. Винт - толкаю­щий, деревянный, двухлопастный. Бензо­бак в верхней части фюзеляжа за головой пилота. Вооружение - один подвижный 7,7-мм пулемет «Льюис» в передней кабине.

 

Тактико-технические данные самолета F.B.9 с двигателем «Гном»

Сухая масса                                      466 кг

Взлетная масса                                 858 кг

Размах крыла                                    10,22 м

Длина                                                           8,65 м

Высота                                              3,50 м

Площадь крыла                                31,6 м2

Хорда крыла                                     1,58 м

Хорда гориз. стабилизатора           1,93 м

Колея шасси                                     1,75 м

Макс. скорость у земли                   133 км/ч

Макс. скорость на 3000 м                120 км/ч

Время набора 2000 м                       19 мин

Время набора 3000 м                       51 мин

Потолок                                            3350 м

Время полета                                    4,5 ч