Виккерс F.B.12

 

Имя Сесила Бернарда Редрапа мало­известно даже историкам. Редрап был одним из пионеров английской авиации, создавая авиационные двигатели, на ко­торые получил несколько патентов в 1910-1914 годах. Прежде всего, он зани­мался совершенствованием так называе­мых биротационных двигателей. Его двигатели использовались на многих английских «толкачах», выпускавшихся в 1913-1917 годах фирмой «Виккерс, лтд» в Крейфорде. Фирма с упорством, достой­ным лучшего применения, сохраняла вер­ность схеме с толкающим винтом, созда­вая новые модели вплоть до конца вой­ны, когда уже всем было очевидна ее бес­перспективность. Всего на «Виккерсе» создали пять моделей самолетов с толка­ющим винтом, в том числе одна двухмо­торная. Самолет F.B.12 был вторым в этом списке. Особенность его конструк­ции заключалась в так называемом под­вешенном нижнем крыле. Выпускалось несколько модификаций самолета, разли­чавшихся габаритами и двигателем. Са­молет выпускался до середины 1917 года. Последние «толкачи» фирмы «Виккерс» служили еще в начале 1918 года! Само­лет F.B.12 создали в Крейфорде в июне 1916 года. В августе самолет проходил испытания в Центральной летной шко­ле. С двигателем «Ле-Рон» мощностью 58 кВт самолет развил максимальную скорость 152 км/ч, а высоту 3000 м набрал за 27 мин 30 сек. Но проявилась и недо­статочная поперечная устойчивость са­молета. Тогда увеличили размах крыла, а двигатель заменили двигателем «Гном Моносупап» мощностью 73 кВт. Самоле­ту присвоили обозначение F.B.12a и в декабре 1916 года отправили во Францию для ис­пытания в боевых условиях. Вскоре заключили кон­тракт на поставку 649 самолетов, но выпустили только 50 экземпляров, которые отправи­ли на фронт.

Фирма «Уэллс Эйвиейшн Ко» в Челси в начале 1917 года создала модификацию самолета с метал­лическими крыльями и двигателем «Харт» мощностью 110 кВт. Данный дви­гатель спроектировал Редрап. Самолету присвоили обозначение F.B.12b. Затем появился F.B.12c, имевший деревянную конструкцию, но оснащенный двигате­лем Редрапа. Но двигатель «Харт» ока­зался очень капризным, поэтому в серию он не пошел. Построили только 18 экзем­пляров с двигателем «Харт». Принципи­ально летные качества самолета новый двигатель не изменил.

Самолет F.B.12 представлял собой одноместный биплан смешанной конст­рукции. Фюзеляжная гондола имеет кар­кас из стальных трубок, обшита алюми­ниевым листом и материей. Верхнее кры­ло из двух частей, нижнее из трех. Элеро­ны на обоих крыльях. Хвостовое опере­ние деревянное, обшивка матерчатая. Шас­си из стальных трубок, резиновый аморти­затор. Двигатель - на F.B.12 9-цилиндровый ротационный «Ле-Рон» (59 кВт), «Гном Моносупап» (73 кВт), на F.B. 12a 9-цилиндровый звездообразный «Харт» (110 кВт), на F.B. 12c ротационный «Ле-Рон» (81 кВт) и 10-цилиндровый звездообразный «Анзани» (73 кВт). Винт двух- или четырех­лопастный, деревянный. Вооружение - один 7,7-мм пулемет «Лыоис».

 

Тактико-технические данные

 

F.B.12

(A)

(В)

(С)

Сухая масса, кг

383

 

 

432

Взлетная масса, кг

578

 

 

668

Размах верхнего крыла, м

7,92

9,00

9,00

8,49

Размах нижнего крыла, м

7,31

 

 

8,12

Длина, м

6,55

 

 

6,65

Высота, м

2,63

 

 

2,60

Макс. скорость на 2000 м

138

 

 

140

Потолок

3500

 

 

4410

Время набора 3500 м

27'35"

 

 

35'35"

Время полета, ч

3

 

 

3,2