Авиатик (Берг) D.I

 

Истребитель спроектирован в 1916 году инженером Юлиусом фон Бергом. Самолет имел очень простую конструк­цию, его можно было собирать даже в небольших мастерских. Машина отлича­лась хорошими летными качествами, что подтверждают и итальянские пилоты, получившие возможность полетать на трофейных машинах. Хорошие летные качества объясняются удачной конструк­цией крыла. За задним лонжероном кры­ло становилось тонким и вогнутым. На больших скоростях эта вогнутость исче­зала, своеобразное крыло с изменяемой геометрией. Благодаря этой мере самолет отличался исключительной устойчивос­тью в полете. Самолеты выпускались фирмой «Остеррайхешен Авиатик-Верке Вин Штадлау» в рамках 38-й, 138-й, 238-й и 338-й серий, а также фирмой «Винер Кароссери унд Флюгцойгфабрик» («ВКФ») в рамках 84-й, 184-й, 284-й и 384-й серий. Кроме того, выпуск был орга­низован на фирме «Лёнерверке ГмбХ» (115-я серия), «Тоне унд Фиала» (101-я серия) и «Унгарише-Алльгемайне Машиненфабрик АГ» («МАГ») (92-я серия). Самолеты разных серий могли иметь раз­ные двигатели, что влекло изменения в сопутствующих узлах. Имелись и другие второстепенные различия. Общая конст­рукция самолета оставалась неизменной на протяжении всего выпуска. Всего вы­пустили 740 самолетов всех серий.

Самолеты «Берг D.I» летали в соста­ве различных эскадрилий (Fliegerkompanie) - Flik 6, 17, 41J, 42J, 56J, 60J, 63J и др. Большинство австрийских асов пользовалось этими машинами и очень хорошо о них отзывалось. Юлиус Ариги в 1918 году сбил на самолете № 338.01 три итальянских самолета, в том числе два в течение одного дня. Франк Линке-Кроуфорд, командир Flik 60J сбил на «Берге» семь итальянских машин.

Самолет «Берг D.I» представлял со­бой одноместный биплан цельнодеревянной конструкции. Фюзеляж прямоуголь­ного сечения, без проволочных растяжек. Соединения лонжеронов и шпангоутов усиливались небольшими деревянными штырями. Обшивка фюзеляжа фанерная. За кабиной длинный обтекатель полу­круглого сечения. Крылья двухлонжеронные, тонкого профиля, обшитые ма­терией. Вдоль задней кромки пропущена стальная проволока. Короткие элероны из стальных трубок обтянуты материей, только на верхнем крыле. Верхнее кры­ло соединялось с нижним двумя парами продольных стоек, а с фюзеляжем - двумя стойками в форме буквы N. Крылья без возвышения. Хвостовое оперение из стальных трубок, обшито материей, го­ризонтальный стабилизатор несущего выпукло-вогнутого профиля. Радиатор лобовой автомобильного типа, на неко­торых сериях применялся узкий радиа­тор, смонтированный в передней кромке верхнего крыла. Некоторое число само­летов несло оригинальный четырехло­пастный винт «Ярай» с двумя фиксированными углами атаки лопастей (70 гр и 100 гр). Это облегчало синхронизацию пулеме­тов, стрелявших через диск винта. Воору­жение - два пулемета «Шварцлозе» калиб­ра 8 мм под капотом, слева и справа от дви­гателя. Боекомплект 300 выстрелов на ствол. Некоторые машины несли третий пулемет «Шварцлозе», установленный пе­ред кабиной и заклиненный под углом вверх, так что стрелял мимо диска винта.

 

Тактико-технические данные самолета «Берг D.I» с двигателем 147 кВт

Сухая масса                                      610 кг

Взлетная масса                                 852 кг

Размах верхнего крыла                    8,00 м

Размах нижнего крыла                    7,88 м

Длина                                                           6,95 м

Высота                                              2,48 м

Площадь крыла                                21,8м2

Расстояние между крыльями          1,4м

Колея шасси                                     1,8 м

Максимальная скорость                  185 км/ч

Потолок                                            6100 м

Время полета                                    2 ч

Время набора 2000 м                       4 мин 36 сек

Время набора 6000 м                       26 мин 5 сек