Авиатик (Берг) D.I
Истребитель спроектирован в 1916 году инженером Юлиусом фон Бергом. Самолет имел очень простую конструкцию, его можно было собирать даже в небольших мастерских. Машина отличалась хорошими летными качествами, что подтверждают и итальянские пилоты, получившие возможность полетать на трофейных машинах. Хорошие летные качества объясняются удачной конструкцией крыла. За задним лонжероном крыло становилось тонким и вогнутым. На больших скоростях эта вогнутость исчезала, своеобразное крыло с изменяемой геометрией. Благодаря этой мере самолет отличался исключительной устойчивостью в полете. Самолеты выпускались фирмой «Остеррайхешен Авиатик-Верке Вин Штадлау» в рамках 38-й, 138-й, 238-й и 338-й серий, а также фирмой «Винер Кароссери унд Флюгцойгфабрик» («ВКФ») в рамках 84-й, 184-й, 284-й и 384-й серий. Кроме того, выпуск был организован на фирме «Лёнерверке ГмбХ» (115-я серия), «Тоне унд Фиала» (101-я серия) и «Унгарише-Алльгемайне Машиненфабрик АГ» («МАГ») (92-я серия). Самолеты разных серий могли иметь разные двигатели, что влекло изменения в сопутствующих узлах. Имелись и другие второстепенные различия. Общая конструкция самолета оставалась неизменной на протяжении всего выпуска. Всего выпустили 740 самолетов всех серий.
Самолеты «Берг D.I» летали в составе различных эскадрилий (Fliegerkompanie) - Flik 6, 17, 41J, 42J, 56J, 60J, 63J и др. Большинство австрийских асов пользовалось этими машинами и очень хорошо о них отзывалось. Юлиус Ариги в 1918 году сбил на самолете № 338.01 три итальянских самолета, в том числе два в течение одного дня. Франк Линке-Кроуфорд, командир Flik 60J сбил на «Берге» семь итальянских машин.
Самолет «Берг D.I» представлял собой одноместный биплан цельнодеревянной конструкции. Фюзеляж прямоугольного сечения, без проволочных растяжек. Соединения лонжеронов и шпангоутов усиливались небольшими деревянными штырями. Обшивка фюзеляжа фанерная. За кабиной длинный обтекатель полукруглого сечения. Крылья двухлонжеронные, тонкого профиля, обшитые материей. Вдоль задней кромки пропущена стальная проволока. Короткие элероны из стальных трубок обтянуты материей, только на верхнем крыле. Верхнее крыло соединялось с нижним двумя парами продольных стоек, а с фюзеляжем - двумя стойками в форме буквы N. Крылья без возвышения. Хвостовое оперение из стальных трубок, обшито материей, горизонтальный стабилизатор несущего выпукло-вогнутого профиля. Радиатор лобовой автомобильного типа, на некоторых сериях применялся узкий радиатор, смонтированный в передней кромке верхнего крыла. Некоторое число самолетов несло оригинальный четырехлопастный винт «Ярай» с двумя фиксированными углами атаки лопастей (70 гр и 100 гр). Это облегчало синхронизацию пулеметов, стрелявших через диск винта. Вооружение - два пулемета «Шварцлозе» калибра 8 мм под капотом, слева и справа от двигателя. Боекомплект 300 выстрелов на ствол. Некоторые машины несли третий пулемет «Шварцлозе», установленный перед кабиной и заклиненный под углом вверх, так что стрелял мимо диска винта.
Тактико-технические данные самолета «Берг D.I» с двигателем 147 кВт
Сухая масса 610 кг
Взлетная масса 852 кг
Размах верхнего крыла 8,00 м
Размах нижнего крыла 7,88 м
Длина 6,95 м
Высота 2,48 м
Площадь крыла 21,8м2
Расстояние между крыльями 1,4м
Колея шасси 1,8 м
Максимальная скорость 185 км/ч
Потолок 6100 м
Время полета 2 ч
Время набора 2000 м 4 мин 36 сек
Время набора 6000 м 26 мин 5 сек