Ганза-Бранденбург D.I
Для австрийского филиала фирмы «Ганза» самолеты проектировал Эрнст Хейнкель. Именно Хейнкель спроектировал истребитель KD (D.I), получивший также прозвище «Спинне» («паук»). Самолет облетали в апреле 1916 года. Самолет выделялся из ряда себе подобных машин тем, что вместо обычных для того времени вертикальных стоек между крыльями имел диагональные стойки, чем-то напоминающие противотанковые ежи. Хотя подобная конструкция выглядела довольно тяжеловесно, она не перегружала самолет, а главное, не требовала постоянных регулировок, обеспечивая повышенную жесткость крыла. Такие стойки, впрочем, портили аэродинамику самолета, но при скоростях того времени это заметной роли не играло. У первых самолетов отсутствовали киль и лобовое стекло. Кроме фирмы «Ганза» данные самолеты выпускала фирма «Феникс» из Вены и «Унгаришен Флюгцойгфабрик АГ» (УФАГ) из Будапешта. Самолеты производства «Феникс» оснащались двигателями «Австро-Даймлер» тип 17000 мощностью 118 кВт, а производства «УФАГ» - двигателями «Австро-Даймлер» тип 18000 мощностью 136 кВт. Всего построили 96 самолетов этого типа. Самолет получился неплохой, хотя недостаточно маневренный и слабовато вооруженный. Вооружение состояло из одного пулемета «Шварцлозе 07/12» калибра 8 мм, установленного из-за отсутствия синхронизатора на верхнем крыле. Вместе с боекомплектом пулемет помещался в герметичный контейнер типа VK II, прозванный пилотами «гробиком». Такое расположение пулемета имело множество минусов. «Гробик» ухудшал и без того неидеальную аэродинамику самолета, а расположение пулемета вне линии зрения летчика затрудняло наведение и обслуживание. Кроме того, пулемет «Шварцлозе 07/12» имел невысокую скорострельность (400-430 выстрелов в минуту) по сравнению с немецким «Максим 08/15» (600 выстрелов в минуту) и даже с итальянским «Фиат-Ревелли» (500 выстрелов в минуту). Впрочем, во второй половине 1916 года скорострельность пулемета удалось довести до 600 выстрелов в минуту. В этот же период австро-венгерская армия перешла под германский патрон 7,92 мм, поэтому новые самолеты оснащались уже новыми пулеметами, а старые перевооружались постепенно.
Самолеты «Бранденбург D.I» были основными истребителями австро-венгерской авиации в период с осени 1916 по середину 1917 года, когда появились более современные «Альбатросы», «Фениксы» и «Авиатики». На «Бранденбургах» летали все лучшие асы Австро-Венгрии, а Годвин Брумовски сбил на D.I 22 самолета противника.
Самолет «Ганза-Бранденбург D.I» представлял собой одноместный биплан цельнодеревянной конструкции. Каркас фюзеляжа обшит фанерой. Крылья прямоугольные без возвышения, деревянные, обшитые материей. Радиатор плоский в центроплане верхнего крыла рядом с пулеметом.
Тактико-технические данные
Сухая масса 672 кг
Взлетная масса 920 кг
Размах верхнего крыла 8,50 м
Размах нижнего крыла 8,30 м
Длина 6,35 м
Высота 2,80 м
Площадь крыла 23,95 м2
Хорда крыла 1,5 м
Расстояние между крыльями 1,5 м
Макс. скорость с 118-кВт двиг. 180 км/ч
Макс. скорость с 135-квт двиг. 187 км/ч
Потолок 5000 м
Время набора 1000 м 2 мин
Время набора 2000 м 3 мин