Первые бои над Англией
Война в Европе началась 1 сентября 1939 года нападением Германии на Польшу. Несмотря на отчаянное упорство польской армии, фронт был прорван и немецкие танковые клинья устремились на восток. Франция и Великобритания предъявили Германии ультиматум с требованием отвести войска с территории Польши. Германия ультиматум проигнорировала. Гитлер отлично понимал, что англичане, и тем паче французы, не будут «умирать за Гданьск». Кроме того, армии этих двух государств еще не достигли необходимого уровня боеготовности. Тем не менее, 3 сентября в 11:15 правительство Великобритании объявило Германии войну. Спустя шесть часов войну объявила Франция, а к вечеру того же дня в состоянии войны с Германии находились Австралия и Новая Зеландия. Еще через три дня войну Германии объявила Южная Африка, а 10 сентября - Канада. Но на этом союзники и остановились. Началась так называемая «странная война».
К моменту вступления в войну Великобритания располагала уже 17 эскадрильями «Харрикейнов», объединенных в составе двух крыльев. Эскадрильи дислоцировались на юге и востоке Англии.
Вскоре четыре эскадрильи «Харрикейнов» перебазировались во Францию, чтобы усилить французскую авиацию и ознакомиться с тактикой люфтваффе. Оставшиеся в Англии части защищали от налетов немецкой авиации береговые объекты и морские конвои.
Психоз налета немецких бомбардировщиков был очень силен. Этот психоз передавался и летчикам, которые часто совершали необдуманные поступки. Например, 6 сентября 1939 года произошла так называемая «Битва за Баркинг-Крек». В тот день шесть Не 111 из I./KG 26 совершали разведывательный вылет в район устья Темзы. На перехват противника из Норт-Уилда вылетели шесть «Харрикейнов» 56-й эскадрильи. Они имели приказ патрулировать район между Гарвичем и Колчестером, но половина машин залетела в Эссекс. Два резервных «Харрикейна» летали над аэродромом. Тем временем немецкие бомбардировщики благополучно легли на обратный курс и ушли в Германию. Радиолокационная станция в Кеньюдоне засекла пару «Харрикейнов», приняв их за «Хейнкели». С аэродрома Хорнчерч поднялись три «Спитфайра» из 74-й эскадрильи, ведомые флайт-лейтенантом А.Дж. Мейланом. Наземные службы целеуказания идеально навели «Спитфайры» на пару «Харрикейнов», летевших между Грейвсеном и Ипсвичем. Прежде чем удалось обнаружить ошибку, был сбит и погиб взводный офицер Монтегю Халтон-Харром, а другой «Харрикейн» получил повреждения. Его пилот взводный офицер Ф.К. Роуз совершил вынужденную посадку в 10 км к югу от Испвича, разбив машину. Пилоты «Спитфайров» пошли под трибунал, но были оправданы. Однако неприятный осадок этой истории еще долго ощущался в Королевских ВВС.
Первой боевой задачей, поставленной перед «Харрикейнами» было... уничтожение аэростатов заграждения над Лондоном. Сильный ветер 4 октября сорвал несколько аэростатов, и огромные баллоны болтались в воздухе, создавая угрозу для самолетов, линий электропередачи и людей. Выполнить задачу поручили 111-й эскадрильи, которая сбила 11 аэростатов.
Тем временем 14 октября «Харрикейны» из 46-й эскадрильи покинули базу в Дигби и прибыли на передовой аэродром Норт-Коутс на побережье Линкольншира. С этого аэродрома эскадрилья вылетала на прикрытие прибрежного судоходства. Немецкие бомбардировщики и торпедоносцы появлялись тут время от времени, атакуя базу ВМФ в Скапа-Флоу и идущие вдоль берега суда. В течение нескольких дней английским истребителям не удавалось вступить в контакт с противником. 21 октября принесло эскадрилье удачу. Около 15:00 шесть машин из звена «А» патрулировали воздушное пространство над конвоем, шедшим мимо Спран-Хед, когда внезапно появилась девятка Не 115 из L/KueFlGr 406. Перед этим немцев безуспешно пытались атаковать «Спитфайры» 72-й эскадрильи. Командир эскадрильи П.Р. Барвелл зашел с востока, отрезая противнику дорогу назад. Бой произошел в 50 км к востоку от Уитернси. Первого немца сбил Барвелл, второго - взводный офицер П.Дж. Фрост. Вскоре было сбито еще несколько гидросамолетов. Всего англичане заявили пять подтвержденных побед, еще две записали на счет «Спитфайров». В действительности в тот день 1 ./KueFlGr 406 потеряла четыре Не 115. Но 27 сентября разгоряченные победой англичане сбили в районе базы Хамбер собственный «Энсон» из 608-й эскадрильи. Подобные ошибки в тот период войны встречались очень часто.
В начале ноября, обобщив первый опыт боев во Франции, значительно приблизили точку сведения пулеметов в крыльях. На заводских машинах точка сведения находилась в 365 м, что было слишком далеко, обычно бой шел на более коротких дистанциях. В результате пулеметы стали сводить в 230 м.
В течение всего ноября немецкие самолеты действовали над Англией, используя облачность, уходя туда от английских истребителей. Поэтому истребителям удавалось лишь повреждать самолеты противника. Англичане одержали лишь две подтвержденные победы. Пилоты 79-й эскадрильи в районе Хоукинджа 21 ноября перехватили и сбили одиночный Do 17P. В свою очередь, пилоты 111-й эскадрильи, переброшенной в Эклингтон, 29 ноября перехватили и сбили одиночный Не 111 из KG 26. Эту победу записал на свой счет командир эскадрильи Гарри Бродхерст. Вскоре в Эклингтон прибыла 46-я эскадрилья. Но немцы резко сократили свою деятельность над Англией, поэтому до конца года удалось одержать всего лишь одну неподтвержденную победу.
В январе 1940 года люфтваффе снова усилило натиск. Пришлось в ответ усилить патрулирование над конвоями. Результат не заставил себя долго ждать. 13 января звено 111-й эскадрильи сбила Не 111 из l.(F)/122. Однако уже на следующий день, возвращаясь из патрулирования, столкнулись в воздухе два «Харрикейна» из 43-й эскадрильи. Оба пилота погибли. Немецкие бомбардировщики стали все ощутимей мешать прибрежному судоходству. Только 30 января самолеты KG 26 потопили три транспорта и один танкер общим водоизмещением 15022 брутто-тонн, потеряв всего один Не 111 из 4./KG 26, сбитый в районе острова Когюэ двумя пилотами 43-й эскадрильи. Эта эскадрилья, возглавляемая к тому времени командиром эскадрильи Джорджем Лоттом, в феврале 1940 года одержала еще несколько побед. Уже 3 февраля в районе острова Фарн произошло несколько боев, в которых удалось сбить три Не 111 из KG 26, из которых один упал на территорию Англии. Еще одни Не 111 был записан как поврежденный. 46-я эскадрилья тоже заявила победы, но потеряла один «Харрикейн», сбитый огнем корабельной артиллерии. К счастью пилота удалось подобрать. Следующего Не 111 сбили 22 февраля. Автором победы стал будущий ас Королевских ВВС флайт-лейтенант Питер Таунсенд. В марте 43-я эскадрилья перебазировалась в Уик на севере Шотландии. Через два дня, 28 марта появились там самолеты люфтваффе. Действуя совместно с летчиками из 605-й эскадрильи (с ноября 1939 года также летавшей на «Харрикейнах»), удалось сбить один Не 111.
Тем временем в январе к боевым вылетам приступили еще две эскадрильи «Харрикейнов» - 242-я и 253-я. В феврале к ним присоединилась 601-я эскадрилья, сменившая двухмоторные «Бленхеймы» на «Харрикейны». В марте боеготовности достигли 145-я и 229-я эскадрилья, а в апреле - 245-я эскадрилья. Началось формирование еще двух эскадрилий на «Харрикейнах» - 238-й и 249-й.
2 апреля свой боевой счет открыла 504-я эскадрилья, сбившая над морем в районе английского побережья один Не 115 из З./KueFlGr 506. Немецкие бортстрелки ранили летного офицера Д. Филлипса, которому пришлось садиться на воду. Впрочем, спасательная команда быстро подобрала летчика. Во вторую неделю апреля люфтваффе переключилось на Норвегию, поэтому над Англией немецкие самолеты практически не появлялись.
Базу Скапа-Флоу теперь прикрывали четыре истребительные эскадрильи, в том числе три на «Харрикейнах». Это были 111-я эскадрилья в Дреме, а также 43-я и 605-я эскадрильи в Уике. 8 апреля 43-я эскадрилья сбила три Не 111 из KG 26. Среди сбитых оказалась машина командира I./KG 26 подполковника Ганса Алефельда, который погиб вместе со своим экипажем. Спустя месяц жертвами 43-й эскадрильи стали два Do 17.