Странная война

 

С объявлением войны Германии, Ве­ликобритания отправила на континент сухопутный экспедиционный корпус. В его состав входил передовая ударная авиационная группа (Advanced Air Striking Force AASF), основную ударную силу которого составлял авиационный отряд (Air Component), подчинявшийся приказам командующему экспедицион­ных сил лорду Горту. Главной задачей летчиков было прикрывать высадку су­хопутных частей экспедиционного кор­пуса. На скорую руку сформировали 60-е истребительное крыло с командиром крыла Дж.А. Боретом во главе. В состав крыла вошли четыре эскадрильи «Харри­кейнов». 9 сентября для защиты француз­ского порта Гавр выделили 1-ю и 73-ю эскадрилью, а в Руан 10 сентября прибы­ла 85-я эскадрилья, к которой 15 сентяб­ря присоединилась 87-я эскадрилья. Во второй половине месяца две первые эс­кадрильи разместились на аэродроме Hop-Фон, а две последние - в Мервиле.

Начало получилось крайне неудач­ным. 29 сентября один из пилотов 73-й эскадрильи, летный офицер Эдгар Дж. Кейн пролетел над Кале, чтобы проде­монстрировать французским зенитчикам силуэт английского истребителя. Фран­цузы не поняли намерений англичанина и открыли шквальный огонь. Прямым попаданием снаряда истребителю ото­рвало винт. Лишь чудом молодой ново­зеландский летчик сумел посадить маши­ну на ближайшем пляже.

После того, как легкие бомбардиров­щики Фейри «Баттл» понесли тяжелые потери в ходе самостоятельных боевых вылетов, в конце сентября было решено обеспечить им истребительное прикры­тие. С этой целью 1-я и 73-я эскадрильи вывели из состава 60-го крыла. 15 октяб­ря 1-я эскадрилья прибыла на аэродром Васинкур, а в конце месяца 73-я эскадри­лья перебазировалась в Рувр. Эта эскад­рилья дважды подвергалась атакам фран­цузских истребителей, но к счастью не понесла потерь в живой силе и технике. Французы принимали «Харрикейны» за «Мессершмитты» и без колебания броса­лись в атаку. Англичане постарались максимально уподобить свои самолеты французским. На руле направления «Харрикейна» нанесли красно-бело-синие по­лосы, подобные тем, что использовались во французских ВВС.

30 октября «Харрикейны» приняли во Франции боевое крещение. В 14:30 три машины 1-й эскадрильи получили приказ перехватить три неопознанных самолета, летевших на большой высоте. Удалось обнаружить и догнать один из них. Ока­залось, что это разведывательный Do 17P из 2.(F)/123, шедший на высоте около 5500 м. Лучшую огневую позицию занял взводный офицер Маулд, который дву­мя длинными очередями поджег самолет. Немец рухнул в 15 км к западу от Туля, весь его экипаж погиб. За это Маулд был представлен к DFC. На следующий день огнем зенитной артиллерии был сбит сер­жант Х.Дж. Филлипс из 73-й эскадрильи. Пилоту удалось выпрыгнуть с парашютом. Это был первый самолет, потерян­ный во Франции в результате действий противника.

В это время свою первую победу одер­жали и летчики Air Component. Незадол­го до того 87-я эскадрилья перебазиро­валась в Лилль-Секлен, чтобы облегчить себе перехват разведчиков противника. Вскоре это принесло свои плоды. 2 нояб­ря в 10:30 в воздух поднялись пять машин 87-й эскадрильи. Вел самолеты флайт-лейтенант Роберт Воус-Джефф. Вскоре англичане обнаружили одиночный Не 111 из 2.(F)/122 и в ходе 20-минутной по­гони настигли его и сбили в районе Газеброка. Часом позже два других «Харрикейна» атаковали еще один «Хейнкель». Но на этот раз на землю упал не немецкий бомбардировщик, а английс­кий истребитель, пилотированный взвод­ным офицером К.К.Д. Макуортом. Анг­личанин совершил вынужденную посад­ку в районе Секлена. у его самолета были перебиты масло- и бензопровод. Повреж­дения получил и второй «Харрикейн», пилотированный взводным офицером У.Д. Дейвидом. Англичане утверждали, что Не 111 совершил вынужденную по­садку на территории нейтральной Бель­гии, но немецкий самолет благополучно вернулся на базу, несмотря на получен­ные повреждения.

8 ноября свой боевой счет открыл будущий первый ас Королевских ВВС летный офицер Э.Дж. Кейн из 73-й эскад­рильи. В 10:00 на перехват кружившего­ся неподалеку разведчика вылетели два «Харрикейна», один из которых почти тут же совершил вынужденную посадку на аэродроме Эш в Люксембурге из-за отказа кислородной системы. Взводный офицер Р.Ф. Мартин был интернирован и вернулся в часть лишь 26 декабря. Тем временем Кейн настиг Do 17Р из 1 .(F)/l 23 и срезал его длинной очередью. Немец­кий разведчик рухнул в окрестностях Меца. После атаки Кейн во второй раз убедился в эффективности огня французской артиллерии. Разоравшийся рядом зенитный снаряд повредил двигатель, и Кейн на дымящимся самолете едва дотя­нул до Рувра.

На протяжении следующей недели англичане потеряли еще три «Харрикейна», которые были интернированы в Бельгии. Первой из них стала машина взводного офицера Х.Дж.Р Данна из 87-й эскадрильи, который 9 ноября загнал Do 17 на территорию Бельгии, но израс­ходовал топливо и был вынужден сесть. Через пять дней к нему присоединились командир эскадрильи У.Э. Куп и летный офицер Р.А. Глайд из той же эскадрильи, которые также потеряли ориентацию и приземлились в Бельгии. Бельгийцы ин­тернировали английских пилотов, но по­зволили им «сбежать», и 27 ноября все трое англичан вернулись в свою часть. Однако истребители остались в Бельгии и были включены в состав ВВС этого го­сударства.

В начале ноября силы AASF прошли очередную реорганизацию. 1-я и 73-я эс­кадрильи образовали 67-е истребитель­ное крыло, которое возглавил командир крыла К. Уолтер. Штаб крыла располо­жился в Невиле. Еще до конца месяца крыло вошло в состав французских сис­тем ПВО ZOAN и ZOAE, действовавших на северном и восточном направлении.

21 ноября 1939 года флайт-лейтенант Р.Х.А. Ли из 85-й эскадрильи сбил в рай­оне Кап-Грине Не 111 из Stab./KG 4. Че­рез два дня англичане нанесли немецкой авиаразведке очередной урон. В 10:00 над Рувром пролетел одиночный Do 17P из 3.(F)/22, направлявшийся в сторону Вердена. На его перехват вылетел Кейн, который сбил разведчика с первого же захода. Через полчаса звено из трех «Харрикейнов» из 1-й эскадрильи перехвати­ли другой одиночный Do 17P из 4.(F)/122 и подожгли один из его моторов. Из го­рящего самолета начали прыгать члены экипажа, но в этот момент немецкий пи­лот сумел срезать очередью подставив­шийся под курсовые пулеметы «Харрикейн». Летный офицер К.Д. Палмер со­вершил вынужденную посадку, a Do 17 разбился в районе Муармонта.

Еще через час трое других пилотов 1-й эскадрильи перехватили и сбили Не 111 из 2.(F)/122, который упал в районе Саарбрюккена. Сержант А.В. Клауз доби­вал разведчика, когда внезапно появи­лись французы, которые тут же открыли по немцу огонь. Клауз попытался уйти из-под огня и столкнулся с одним из французских истребителей. «Харрикейн» получил повреждения хвостовой части, но Клауз все же сумел посадить машину, которая развалилась при посадке. Не 111 засчитали как совместную победу трех пилотов 1-й эскадрильи, летного офице­ра Н. Ортона из 73-й эскадрильи и трех французских пилотов из GC II/5.

Но это еще был не конец. В 14:00 в район Верден-Мец вылетел патруль в со­ставе командира эскадрильи П.Дж.Г. Галагана и летного офицера Брауна из 1-й эскадрильи. На месте они перехватили очередной Do 17P из 4.(F)/122 и сбили его в районе Лонгайона. Далее победу одер­жал уже упоминавшийся летный офицер Н. Ортон из 73-й эскадрильи, который сбил в районе Меца Не 111 из Stab/KG 53. Последнюю победу в тот день одер­жал сержант К.Н.С. Кемпбелл из той же эскадрильи. Всего 21 ноября «Харрикейны» сбили над Францией шесть немецких самолетов-разведчиков. Спустя месяц пилоты 73-й эскадрильи сбили еще один разведчик, но это оказался французский «Потез 637».

Первая встреча с немецкими истреби­телями Bf 109E обернулась для 73-й эскадрильи настоящей трагедией. 22 декаб­ря на перехват двух разведчиков, кружив­ших над Мецем, вылетели три «Харрикейна», ведомые взводным офицером П.Б. Уоллером. Однако едва англичане приблизились к паре Do 17, со стороны солнца их атаковали немецкие истреби­тели прикрытия, которые находились выше. В ходе первого же захода немцы сбили обоих ведомых Уоллера. Сержант P.M. Перри и сержант Дж.Уинн погиб­ли. Уоллер обстрелял одного из против­ника, заявив победу, но III./JG 53, к ко­торой принадлежали «Мессершмитты», в действительности потерь не понесла. Истребители Bf 109E оказались трудным противником, кроме того, немцы разра­ботали эффективную тактику, которую кратко можно описать так: «ударил и убежал». Эта тактика доставляла англи­чанам множество хлопот в течение двух следующих лет. Выяснилось, что оба сби­тых пилота погибли в кабинах своих са­молетов. Поэтому незамедлительно на самолеты начали ставить бронированные кресла. Но это было лишь начало пред­стоящих кровопролитных боев за обла­дание господством в воздухе.

В первые два месяца 1940 года стояла нелетная погода, и активность в воздухе упала почти до нуля. Только в начале марта «Харрикейны» снова приступили к боевым вылетам. В полдень 2 марта зве­но «Харрикейнов» из 1-й эскадрильи пе­рехватила разведывательный Do 17P. Однако немецкий бортстрелок сумел сбить истребитель взводного офицера Дж.С. Митчелла, пилот при этом погиб. Do 17 разбился на территории Франции, однако английские пилоты об этом не знали и победу не заявили.

Вскоре произошло следующее столк­новение с немецкими истребителями. Четыре «Харрикейна» из 73-й эскадрильи сопровождали французский «Потез 63», когда их атаковали Bf 109E из III./JG 53. Снова англичане пережили разгром. Все истребители совершили вынужденную посадку, хотя один совершил это из-за технической проблемы, а не из-за по­вреждений, полученных в бою. Летный офицер Кейн атаковал два Bf 109 и зая­вил одну победу, но и сам тут же полу­чил попадание, разбив свой «Харрикейн» недалеко от Меца. Подобным образом пришлось поступить сержанту Сьюеллу и взводному офицеру Б.Э. Таккеру. Оба уцелели только благодаря бронирован­ному креслу, установленному на их само­летах за несколько дней до боя. На сле­дующий день два «Харрикейна» из 1-й эскадрильи отквитались, сбив разведыва­тельный Не 111 из 3.(Р)/121.

18 марта англичане по ошибке сбили «Бленхейм». Через четыре дня флайт-лей­тенант Р.Э. Ловетт из 73-й эскадрильи заявил сбитый Bf 109 (в действительнос­ти самолет из III./JG 53 был всего лишь поврежден), но немцы в тот день также сбили один «Харрикейн». После спокойной недели англичане впервые встрети­лись с тяжелыми двухмоторными истре­бителями Bf 110C. Эти самолеты несли мощное вооружение, при этом почти не уступали в скорости «Харрикейнам», хотя и проигрывали им в маневреннос­ти. В полдень 26 марта трое пилотов из 73-й эскадрильи атаковали отряд Bf 110C из V.(Z)/LG 1, но сумели только повре­дить один самолет противника. Повреж­дения получил и один «Харрикейн». Че­рез два часа пилоты 73-й эскадрильи сно­ва встретились в воздухе со своими зак­лятыми врагами из III./JG 53. Летный офицер Кейн заявил один сбитый «Мессершмитт», а взводный офицер Дж.Дж. Перри и сержант Т.Б.Дж. Пайн выпусти­ли все патроны по двум Bf 109, заявив один сбитый и один поврежденный само­лет. Затем англичан атаковала четверка других Bf 109. Кейн заявил следующую победу, но и сам получил попадание и был вынужден прыгать с парашютом. В действительности немцы потеряли толь­ко один поврежденный истребитель. Столь разительное отличие заявленных и фактических результатов объясняется не только стремлением английских пило­тов приукрасить свои достижения. В этот период немецкие летчики активно ис­пользовали такой элемент пилотажа, как пикирование, в котором Bf 109E не имел себе равных. Форсированные двигатели «Мессершмиттов» изрыгали клубы густо­го дыма. Эти два обстоятельства в соче­тании создавали видимость сбитого са­молета. Так или иначе, но заявленные пилотами победы всегда заметно превы­шали фактические результаты. Но Кейну засчитали пятую победу, тем самым он стал первым английским асом во 2-й Мировой войне.

Следующий бой произошел уже через два часа. Три «Харрикейна» из 73-й эс­кадрильи захватили врасплох в районе Саарбрюккена восемь Bf 109E. В корот­ком бою летный офицер Н. Ортон заявил два сбитых самолета. В действительности, немцы получили тяжелые поврежде­ния. «Харрикейн» Ортона также получил попадание, но английский летчик без тру­да возвратился на базу.

На следующий день двое пилотов из 73-й эскадрильи перехватили шесть Do 17 и так увлеклись атакой, что не заметили атаковавших их Bf 109E из HI./JG 53. Машина взводного офицера Дж.Дж. Пер­ри вспыхнула факелом и упала в районе Эперней, погребя под своими обломка­ми тело пилота. Спустя час 1-я эскадри­лья взяла реванш. Летный офицер Пол Ричи тяжело повредил Bf 109E из II1./JG 53, доложив вероятную победу.

В полдень того же дня пилоты 1-й эс­кадрильи смогли убедиться в том, что «Харрикейн» маневреннее Bf HOC. Трой­ка «Харрикейнов» завязала бой с девятью Bf HOC из V.(Z)/LG 1. Англичане легко выиграли маневр у немцев. Флайт-лейтенант П.Р. Уокер и летный офицер У.Х. Страттон заявили общую подтвержденную победу, а сержант А.В. Клауз - вероятную победу над другим Bf HOC. Уокер, атако­ванный одним из Bf 110, легко оторвался от преследования и вернулся на свою базу.

Следующее столкновение пилотов 1-й эскадрильи с Bf 110 произошло 1 апреля, но теперь атакующей стороной были немцы. Флайт-лейтенант Проссер Хэнке повел свою машину в лобовую атаку и получил несколько попаданий в крыло и кабину. Хэнксу удалось посадить свою изуродованную машину на базе 73-й эс­кадрильи в Рувр-Этэн. В ходе дальнейше­го боя летный офицер Л. Клисби и лет­ный офицер Маулд заявили по одной подтвержденной победе. Подтвержден­ную победу записали и на счет Хэнкса. В действительности у немцев только один Bf 110 из I./ZG 26 получил повреждения. На следующее утро четыре Bf 109E из III./JG 53 захватили врасплох тройку «Харрикейнов» из 1-й эскадрильи, пытав­шихся атаковать одиночный Do 17. Ма­шина взводного офицера К.Д. Палмера вспыхнула, но пилот успел покинуть самолет. Немцы прошли мимо остальных истребителей и устремились в пике. За ними последовали летный офицер Килмартин и летный офицер Л. Клисби. Пи­лоты заявили по одной победе. Но в дей­ствительности немцы не понесли никаких потерь. Первый подтвержденный немец­кой стороной Bf 109E «Харрикейны» сби­ли 7 апреля. Взводный офицер П.В. Эйерст из 73-й эскадрильи сбил машину из 4./JG 53, под обломками которой погиб фельдфебель Эрвин Вайсе. Кроме того, сержант К.Н.С. Кемпбелл заявил вероят­ную победу. В этом же бою пришлось прыгать с парашютом раненному в ноги летному офицеру Дж.Ф. Брочи. Через три дня взводный офицер Дж.Р. Кок из 87-й эскадрильи заявил один сбитый Не 111 в районе Кап-Грине.

20 апреля оказался счастливым днем для 1-й эскадрильи. Уже с утра летный офицер Дж.И. Килмартин в ходе долгой погони над самой землей сбил первый в истории эскадрильи Ju 88 из разведыва­тельной эскадрильи 4.(F)/121. Машина Килмартина также получила попадание в двигатель, и Килмартину пришлось са­жать «Харрикейн» на первой попавшей­ся площадке.

Тем временем четыре «Харрикейна», патрулирующие район Меца, перехвати­ли один Не 111, который сопровождали четыре Bf 109E из III./JG 53. Англичане захватили немцев врасплох, и флайт-лейтенант Проссер Хэнке заявил сбитый Не 111. Сержант Ф.Дж. Бери и сержант Албонико заявили по одному Bf 109, а лет­ный офицер Маулд заявил вероятную победу над «Не 113». В действительнос­ти немцы не потеряли ни одного самоле­та. Другая четверка «Харрикейнов» из 1-й эскадрильи атаковала девять Bf 109E из 7./JG 53. В ходе ожесточенной битвы флайт-лейтенант П.Р. Уокер сбил маши­ну лейтенанта Зиферса. Другого «Мессершмитта» заявил летный офицер М.Г. Бра­ун, а еще два - летный офицер Дрейк. В действительности немцы кроме Зиферса потеряли лишь еще один поврежденный самолет. Что важнее всего, ни один «Хар­рикейн» не получил ни одного повреж­дения. Всего в этот день 1-я эскадрилья заявила восемь подтвержденных и одну вероятную победу.

На следующий день фортуна улыбну­лась 73-й эскадрилье. Сначала шесть «Харрикейнов» завязали бой с Bf 109E из 2./JG 76. Летный офицер Н. Ортон сбил фельдфебеля Леопольда Вюгидаля, не­мецкий пилот погиб. Но вскоре к месту боя подоспели другие немецкие истреби­тели. Это были Bf 110 из I./ZG 1. Англи­чане заявили две подтвержденные, три вероятные победы и два повреждения. Подтвержденные победы заявили Ортон и флайт-лейтенант Р.Э. Ловетт. Немцы действительно потеряли два Bf 110. Че­рез два дня летный офицер Кейн заявил повреждение «Мессершмитта». Кейн идентифицировал своего противника как Bf 110, но в действительности это был Bf 109Е из III./JG 53, который разбился, са­дясь на своем аэродроме. С парашютом пришлось прыгать раненому сержанту К.Н.С Кемпбелл, а раненый в плечо сер­жант Т.Б.Г. Наин нашел в себе силы по­садить свой подбитый «Харрикейн».

Англичане начали усиливать свои силы во Франции, направив туда эскад­рильи, оснащенные бипланами «Гладиа­тор». В Витриан-Артуа прибыла 607-я эскадрилья, которая 8 апреля начала ос­ваивать «Харрикейны», а в Аббевиль прибыла 615-я эскадрилья, в которой зве­но «А» начало менять «Гладиаторы» на «Харрикейны». Кроме того, 2 мая 1-я эс­кадрилья получила пополнение в виде четырех «Харрикейнов», оснащенных винтами с регулируемым шагом. На сле­дующий день пилоты 1-й эскадрильи ос­мотрели один из трофейных Bf 109E, и летный офицер М.Г. Браун провел на нем учебный бой с «Харрикейном», который пилотировал флайт-лейтенант Проссер Хэнке. Оказалось, что «Харрикейн» за­метно превосходит немца в маневренно­сти, чуть-чуть быстрее его у земли и от­личается лучшим обзором назад. Одна­ко на всех других высотах «Мессершмитт» обгонял «Харрикейн», кроме того, превосходил английский истребитель в динамике ускорения, скороподъемности и пикировании. 4 мая Браун перелетел на трофее в Боском-Даун, где самолет под­вергли дальнейшим испытаниям. Трофей сопровождали три «Бленхейма» и один «Гудзон».

Последний бой перед началом актив­ных боевых действий 87-я эскадрилья провела 9 мая, когда взводный офицер Г.Дж.Р. Данн вместе с сержантом Дж.Л. Новелл ом заявили один сбитый Bf 109 в районе Лонгви. Вскоре Данн атаковал одиночный Do 17Z. Немецкие бортовые стрелки поразили машину Данна в ради­атор, и английский пилот получил трав­му головы, совершая вынужденную по­садку. Поврежденный им Do 17 разбил­ся на территории Германии. 9 мая все английские боевые части были приведе­ны в состояние полной боевой готовнос­ти. На следующее утром Германия нача­ла свой блицкриг на Западе.