Битва за Францию

 

По состоянию на утро 10 мая во Франции находилось шесть английских эскадрилий, оснащенных истребителями «Харрикейн». На аэродроме Васинкур к западу от Нанси дислоцировалась 1-я эс­кадрилья, возглавляемая командиром эскадрильи П.Дж.Г. Галаганом. Именно Галаган стал первым, кто приказал уменьшить расстояние до точки сведения пулеметов с 365 до 230 метров, а также оснастить самолеты креслами с бронес­пинкой. 73-я эскадрилья располагалась на аэродроме Рувр-Эван, входя в систе­му обороны «линии Мажино». Возглав­лял часть командир эскадрильи Дж.У. Мор. Обе эскадрильи подчинялись ко­мандованию AASF.

В состав Air Component входили че­тыре остальные эскадрильи. Первой из них была 85-я эскадрилья, возглавляемая командиром эскадрильи Дж.О.У. Оливе­ром. Эскадрилья базировалась на аэро­дроме Лилль/Секлен и взаимодействова­ла с французскими частями. В Лилль/Сек­лен также стояла 87-я эскадрилья, кото­рую возглавлял командир эскадрильи Дж.С. Дьюар. 12 «Харрикейнов» эскад­рильи летало сопровождать разведыва­тельные «Лисандры» из 2-й эскадрильи, поэтому временно базировалось с ними на аэродроме Сено. Но после начала ак­тивных боевых действий истребители вернулись в Лилль/Секлен. 607-я эскад­рилья к этому времени целиком перешла на «Харрикейны». Часть занимала аэро­дром Витри-ан-Артуа, ее возглавлял ко­мандир эскадрильи Л.Э. Смит. Звено «А» 615-й эскадрильи, дислоцированной в Ле-Туке уже перешло на «Харрикейны», тогда как звено «В» еще только осваивало новую технику на аэродроме Аббевиль. Возглавлял часть командир эскадрильи Дж.Р. Кейл. Всего во Франции находи­лось 96 исправных «Харрикейнов».

Немцы атаковали нейтральные госу­дарства - Бельгию, Голландию и Люксем­бург. Через Арденны вермахт обошел «линию Мажино» и вступил на террито­рию Франции. В первые же дни кампа­нии в воздухе велись ожесточенные бои за достижение господства в воздухе.

Бельгийская авиация располагала 12 боеспособными «Харрикейнами», кото­рые состояли на вооружении 2/1/2 эскад­рильи, дислоцированной на аэродроме Шаффен-Динст. Утром 10 мая аэродром подвергся удару немецких бомбардиров­щиков. Три «Харрикейна» были уничто­жены на земле, еще шесть получили по­вреждения, а два, стоявшие в ангаре, сго­рели. Несмотря на полную неожидан­ность, в воздух успели подняться капи­тан Альберт Ванден-Хове д'Эртсенрейк и капрал Якобе. Над Лувеном бельгийс­кие пилоты атаковали одиночный Не 111, победу над которым заявил д'Эртсен­рейк. Оба бельгийских истребителя сели в Ле-Кюло, где к ним присоединился тре­тий «Харрикейн». На утро все три маши­ны получили серьезные повреждения на аэродроме во время налета Bf 109E из I/ JG 27. Капитан Мартин Шарлье был лег­ко ранен в ногу.

10 мая в 4:00 в районе аэродрома Рувр появились три немецких самолета, на пе­рехват которых вылетели флайт-лейтенант Per Луветт и летный офицер Ньювел Ортон из 73-й эскадрильи. Очень бы­стро англичане перехватили Do 17 из 5./ KG 2, но немецкие бортстрелки сумели сбить машину Ортона. Ловетт сумел только повредить самолет противника. Через час Ловетт был тяжело ранен, ког­да вместе с сержантом Л.Дж. Хамфризом атаковал несколько Do 17 из 4./KG 2 в районе аэродрома Рувр. Англичане зая­вили один сбитый Do 17, но немецкие бортстрелки серьезно повредили маши­ну Ловетта, который все же сумел поса­дить «Харрикейн» в поле в районе Конфлан. Обгоревший пилот, у которого кровь из разбитого лба заливала лицо, все же сумел выбраться из кабины за не­сколько секунд до того, как взорвались бензобаки. Самолет Хамфриза также по­лучил повреждения, но пилот сумел вер­нуться на свой аэродром. Место коман­дира звена «А» 73-й эскадрильи, освобо­дившееся после ранения Ловетта, занял летный офицер Ортон. В 5:25 по тревоге в воздух поднялись летный офицер Га­рольд Пол и летный офицер Эдгар Кейн. Первый из них, кружась над аэродромом, израсходовал весь боекомплект, но все же сбил один Do 17 из 4./KG 2. Тем време­нем Кейн оказался над Мецем, где обна­ружил девять Do 17 из 9./KG 3. Как и Пол, Кейн выпустил все пули, пока ему удалось сбить один немецкий бомбардировщик. Через полчаса командир эскад­рильи Мор повел пять «Харрикейнов» в патрулирование, в ходе которого англи­чане перехватили одиночный Не 111 из 3.(F)/121. Командир эскадрильи атаковал первым и стрелял так удачно, что немец­кий самолет взорвался в воздухе. Вскоре после полудня звено «В» перехватили несколько Ju 88, и флайт-лейтенант Джон Скаулер заявил два сбитых бомбардиров­щика. Вскоре эскадрилья перебазирова­лась на аэродром Реймс-Шампань, кото­рый почти сразу подвергся налету немец­ких бомбардировщиков. Каким-то чудом во время налета никто не погиб и ни одна машина не вышла из строя. Всего в пер­вый день немецкого наступления 73-я эс­кадрилья заявила пять подтвержденных побед и два повреждения.

В 5:30 пятеро пилотов из 1-й эскадри­льи вместе сбили одиночный Do 17 из 7./ KG 3. Немецким бортстрелкам удалось повредить машину флайт-лейтенанта Питера Уокера, которому пришлось са­жать истребитель на брюхо на поле под Верденом. Все «Харрикейны» эскадрильи были в воздухе, ожидая атаку на аэро­дром. В контакт с противником пилоты вошли около полудня, когда флайт-лей­тенант Проссер Хэнке и взводный офи­цер Ричард Льюис заявили совместную победу над Do 17, а летный офицер Маулд вместе с летным офицером Дрейком заявили по одному сбитому Не 111. В дей­ствительности, в бою с 1-й эскадрильей 5./KG 53 потеряла два Не 111, а третий «Хейнкель» получил повреждения. Лет­ный офицер Лоример был вынужден пры­гать с парашютом, так как его «Харри­кейн» был сбит ответным огнем немцев. Вскоре эскадрилья перебазировалась на аэродром Берри-о-Ба. За 10 мая эскадри­лья заявила 5 подтвержденных побед.

В 16:10 из Англии прибыла 501-я эскад­рилья, возглавляемая командиром эскадри­льи А.В. Клабом. Эскадрилья вошла в со­став 67-го крыла. 16 «Харрикейнов» этой части сели на аэродроме Бетенивиль, отку­да приступили к боевым вылетам уже в 18:00. Еще до вечера летный офицер Дер­рик Пикап заявил победу над Do 17.

60-е крыло в тот день также действо­вало очень активно. Уже в 4:10 утра флайт-лейтенант Дикки Ли, летный офи­цер Дерек Маллен и взводный офицер Пэт Вудс-Скауэн из 85-й эскадрильи ата­ковали три верхнеплана Hs 126, и каж­дый доложил о сбитом самолете. В дей­ствительности немецкие машины даже не были повреждены. Два других пилота эскадрильи (взводный офицер Дэвид Мохуд и летный офицер Кен Блер) сби­ли один Ju 88 из 8./LG 1, который раз­бился в районе Монса. Машина Мохуда также получила повреждения, но ранен­ный пилот нашел силы посадить самолет в поле. Трое пилотов (командир эскадри­льи Оливер, взводный офицер Джон Леки и сержант Джеффри Оллард) перехвати­ли к северу от Лилля одиночный немец­кий самолет и повредили его. Любопыт­но, но каждый из пилотов по-своему идентифицировал один и тот же самолет: Не 111, Ju 88 и даже Do 17. Тяжелый бой с одиночным Не 111 из II./KG 27 вели флайт-лейтенант Дикки Ли и летный офицер Алан Ангес, доложив о вероят­ной победе. В действительности «Хейн­кель» упал и разбился, но и оба «Харри­кейна» получили повреждения и совер­шили вынужденную посадку. К счастью, оба пилота уцелели.

Вскоре сержант Оллард неподалеку от Контэскура сбил один, а взводный офицер Джон Эштон - два Не 111 из III./ KG 1. Аэродром эскадрильи в тот день подвергся двукратной бомбардировки, но англичане потерь не понесли.

Следующие бои 85-я эскадрилья про­вела вечером. Атакуя отряд Не 111, пи­лоты доложили о четырех подтвержден­ных (летный офицер Билл Лепен, летный офицер Том Пейс, взводный офицер Джон Хемингуэй, а также совместно флайт-лейтенант Боб Бутби и взводный офицер Джон Леки) и одной вероятной победе. Атаковав следующую группу бомбардировщиков Не 111, англичане заявили две подтвержденные и две веро­ятные победы. Последнюю победу в тот день англичане одержали в 21:00. когда флайт-лейтенант Дикки Ли, летный офицер Дерек Аллен и взводный офицер Пэт Вудс-Скауэн совместными усилиями одо­лели один Ju 88. Всего за 10 мая 85-я эс­кадрилья заявила 14 подтвержденных и 5 вероятных побед.

В 4:30 немцы бомбили аэродром 87-й эскадрильи в Сено. Когда налет закон­чился, в воздух поднялись флайт-лейтенант Воуз Джефф и летный офицер Гар­ри Митчелл, которые перехватили груп­пу Do 17 и сбили по одному бомбарди­ровщику. Джефф после боя совершил вынужденную посадку на поврежденной машине. Третьего Do 17 заявил взводный офицер Тревор Эдварде, который вско­ре вместе со взводным офицером Джоном Коком повредил два Не 111. Действи­тельные потери 4./KG 2 составили два Do 17. В седьмом часу утра сержант Гарет Новелл перехватил пару Hs 126 из З.(Н)/ 14 и без труда сбил их.

После полудня пилоты 87-й эскадри­льи отражали налет «Хейнкелей» из П./ KG 53 на аэродром Мец. Взводный офи­цер Деннис Дэвид и взводный офицер Гордон Сондерс заявили по одному сби­тому Не 111. Еще были заявлены четыре вероятные победы. Деннис Дэвид снова отличился уже через час, когда вместе с сержантом Гаретом Новеллом сбили по одному Do 17, а Новелл добавил еще одну вероятную победу. Машина Новелла по­лучила повреждения, но сержант сумел вернуться на базу. В действительности 1.1 KG 2 потеряла в том бою поврежденны­ми два Do 17. В 15:00 летный офицер Джек Кемпбелл повел шесть «Харрикейнов» на свободную охоту. Англичанам удалось перехватить четыре Do 17 из 1.1 KG 26. Англичане заявили две подтвер­жденные и две вероятные победы. Нем­цы в действительности потеряли только одну машину. Взводный офицер Джон Кок также заявил повреждение «Bf 110». Последнюю победу 87-й эскадрильи в тот день принес все тот же Кок, который вместе со взводным офицером Эдвардсом сбил Ju 88. Всего за 10 мая 87-я эскадри­лья заявила 12 подтвержденных и 5 веро­ятных побед, а также 5 повреждений.

Первые свои победы одержала и 607-я эскадрилья, которая стала самой эффек­тивной частью в тот день. Около 5:00 трое пилотов совместно сбили Не 111 из 6./KG 1, возвращавшегося с бомбарди­ровки Камбрэ. До 7:30 истребители в не­скольких стычках с KG 1 заявили три подтвержденные и одну вероятную побе­ду, а также четыре повреждения. В пол­день перехватили отряд Не 111 из III./KG 1, возвращавшийся с бомбардировки за­водов «Потез» в Альберте. Летный офи­цер Энтони Форстер заявил одну под­твержденную и одну вероятную победу. Следующую победу Форстер заявил че­рез два часа, когда совместно с летным офицером Везериллом и взводным офи­цером Парроттом перехватил другой отряд Не 111 из III./KG 1. В этом бою каж­дый английский офицер заявил по одной победе. Тем временем, к месту боя подо­спели другие пилоты эскадрильи и к упо­мянутым трем победам добавили еще две подтвержденные и три вероятные побе­ды а также три повреждения. В боях с 85-й и 607-й эскадрильями III./KG 1 потеря­ла пять «Хейнкелей» сбитыми, еще две машины разбились в ходе вынужденной посадки. Погиб командир группы майор Отто Шнелле. Англичане потеряли один «Харрикейн», легкое ранение получил флайт-лейтенант Джон Сэмпл, выпрыг­нувший с парашютом из горящего само­лета.

Прошло всего полчаса, когда взвод­ный офицер Тревор Джей сбил очередной «Хейнкель». Другой Не 111 совместны­ми усилиями сбили взводный офицер Дини и взводный офицер Питер Диксон. Еще через два часа пилоты 607-й эскад­рильи вступили в тяжелый бой с много­численным отрядом немецких бомбардировщиков Не 111 из I./LG 1 и II./KG 27. Дини поджег один самолет противника, другие истребители заявили одну под­твержденную и одну вероятную победу, а также два повреждения. Повреждения получили и два «Харрикейна». Вечером того же дня Дини перехватил и повредил еще один «Хейнкель». Незадолго до того пилоты эскадрильи заявили еще четыре подтвержденные победы (две взводный офицер Джей, по одной взводный офи­цер Парротт и взводный офицер Диксон) и одно повреждение (Парротт). Всего пилоты 607-й эскадрильи заявили 18 под­твержденных и 6 вероятных побед, а так­же 12 повреждений.

Налет на аэродром Ле-Туке стал при­чиной потери трех «Харрикейнов» из 615-й эскадрильи. Один механик попал в гос­питаль с ожогами рук, полученными при попытке потушить горящий самолет. В полдень командование Королевских ВВС приняло решение перебросить во Фран­цию еще две эскадрильи «Харрикейнов» из 63-го крыла. В Мервилль прибыли 16 самолетов 3-й эскадрильи, возглавляемой командиром эскадрильи Пэтом Джиффордом, а также 16 машин 79-й эскадри­льи командира эскадрильи Р.В. Александера. Уже второй боевой вылет 3-й эскад­рильи завершился боем с группой Не 111 из III./KG 54. Отличился взводный офи­цер Фрэнк Кейри, который самостоятель­но сбил два бомбардировщика и повре­дил еще два, а затем совместно с флайт-лейтенантом Картером и летным офице­ром Дикки Боллом сбил еще один «Хей­нкель». Следующий Не 111 Кейри сбил уже вечером, в 21:00. Вместе с ним по са­молету сбили Дикки Болл и летный офи­цер Реймонд Лайнс-Робертс. Лайнс-Робертс сам получил попадание и совершил вынужденную посадку в районе Лилля, а Болл потерял ориентацию и, израсходо­вав топливо, выпрыгнул с парашютом в районе Дувра. В Мервилль он вернулся на следующий день на новом «Харрикейне». Всего 3-я эскадрилья заявила 6 под­твержденных побед и 3 повреждения.

В этих вечерних боях с 3-й, 85-й и 607-й эскадрильями немецкие части (8./KG 54, KG I, KG 27 и LG 1) потеряли 13 Не 111 сбитыми и шесть поврежденными. Это был эффектный финал тяжелого тру­дового дня, в котором пилоты «Харрикейнов» заявили в общей сложности 60 подтвержденных и 16 вероятных побед, а также 22 повреждения, потеряв семь машин плюс 14 поврежденных. Этот ус­пех стал возможным потому, что немец­кие бомбардировщики летали без истре­бительного сопровождения.

11 мая аэродром Реймс-Шампань бомбили Ju 88, но потерь англичане не понесли. Первую победу для 73-й эскад­рильи принес летный офицер Ортон, ко­торый сбил Do 17 из 1./KG 2 (идентифи­цировав его как Ju 88). «Харрикейн» был прошит в нескольких местах, но Ортон без труда дотянул до аэродрома. Через четыре часа, вылетев на сопровождение бомбардировщиков, англичане наткну­лись на одиночный Do 17 из II./KG 76. Командир эскадрильи Мор и летный офицер Валкурт Роу атаковали против­ника. Преследуя немецкий бомбардиров­щик у самой земли, англичане сумели его серьезно повредить, но и немецкие борт­стрелки умело оборонялись, так что ма­шину Мора по возвращении на базу при­шлось списать.

Потеряла машину и 1-я эскадрилья. Летный офицер Пол Ричи совершил вы­нужденную посадку на французском аэродроме Мезьер после боя с разведы­вательным Do 17 из 3.(F)/10. Ричи заявил вероятную победу над немецким самоле­том (в действительности Do 17 был сбит). Сам пилот вернулся в расположение сво­ей части, а его поврежденная машина вместе с 15 «Потезами 63» из GAO 547 была через три дня уничтожена в ходе налета немецких бомбардировщиков.

Во второй половине дня десять «Харрикейнов» из 73-й и 501-й эскадрилий атаковали в районе Мурмело отряд из 30 Не 111 из II./KG 53, сопровождаемый истребителями Bf 110 из I./ZG 2. Загорел­ся бой, в ходе которого пилоты 73-й эс­кадрильи заявили три сбитых Bf 110 (лет­ный офицер Пол, летный офицер Ортон и сержант Лайонел Пилкингтон), а так­же один Ju 88 (флайт-лейтенант Джон Скаулер) и Do 17 (летный офицер Кейн), плюс одну вероятную победу и три по­вреждения. Кроме того, пилоты 501-й эс­кадрильи доложили еще о четырех побе­дах: по Не 111 сбили летный офицер Кем Малфрой и флайт-сержант Алек Пейн, а по одному Bf НО - взводный офицер Дикки Хале и сержант Перси Морфилл. Вскоре в бой включились пилоты 1-й эс­кадрильи, которые доложили о еще трех Bf 110, сбитых совместными действиями, причем в каждой из трех побед отметил­ся летный офицер Лесли Клисби. Немецкие истребители сумели сбить один «Хар­рикейн», но английский пилот уцелел. Хотя англичане доложили о четырех сби­тых бомбардировщиках и восьми истре­бителях, действительные потери против­ника составили три Не 111 и два Bf 110.

Пилоты звена «А» 1-й эскадрильи сно­ва вступили в бой в 19:15, когда перехвати­ли группу из 30 Do 17 из III./KG 76 в со­провождении 15 Bf 110 из I./ZG 26, летев­шую на Реймс. В ходе ожесточенного боя с истребителями сопровождения англичане заявили десять подтвержденных побед: по две флайт-лейтенант Джонни Уокер, лет­ный офицер Хилли Браун и, летный офи­цер Игги Килмартин, летный офицер Пол Ричи и сержант Фрэнк Соупер. В действи­тельности немцы потеряли два Bf 110, и сбили Ричи, которому пришлось прыгать с парашютом. Это был уже второй «Хар­рикейн», потерянный этим пилотом в те­чение одного дня!

Звено пилотов из 85-й эскадрильи, которое так успешно действовало нака­нуне, и 11 мая показало себя с самой луч­шей стороны. Флайт-лейтенант Дикки Ли, летный офицер Дерек Аллен и взвод­ный офицер Пэт Вудс-Скоуэн заявили совместную победу над Do 17, а вскоре Ли заявил и самостоятельную победу (в действительности в том бою лишь одна машина из 3./KG 76 получила поврежде­ния). Позднее Ли попал под огонь немец­кой зенитной артиллерии, был сбит и выпрыгнул с парашютом. На земле флайт-лейтенанта взяли в плен, откуда он почти тут же сбежал и вернулся в распо­ложение своей части.

В полдень аэродром Лилль/Секлен подвергся бомбардировке. В погоню за уходящими немецкими бомбардировщи­ками бросились командир эскадрильи Оливер и сержант Оллард из 85-й эскад­рильи. Почти сразу они настигли группу Не 111 из KG 27 и заявили две подтверж­денные победы. Летный офицер Дерек Аллен и взводный офицер Пэт Вудс-Ско­уэн снова поднялись в небо, а третьим с ними полетел взводный офицер Хемин­гуэй. Вскоре они сбили одиночный Do 17 из 2.(F)/123, а Хемингуэй погнался за про­летавшим мимо Fi 156. Но прежде чем ему удалось настигнуть «Шторьх», его самого настигла очередь из зенитного пулемета. Английскому пилоту при­шлось тут же садиться и возвращаться в часть пешком.

Результативной оказалась охота, на которую вылетели шесть «Харрикейнов» из 87-й эскадрильи. Вел шестерку коман­дир эскадрильи Дьюар, их районом на­значенья был Брюссель. Около 15:00 над городом появилось около 60 Ju 87 из StG 2, шедших без истребительного сопро­вождения. Англичане воспользовались предоставленным для них шансом и сби­ли шесть «штук» - два Дьюар, по одному летный офицер Гарри Митчелл, взвод­ный офицер Деннис Дэвид, взводный офицер Крис Макуорт и сержант Гарет Новелл. Машина Новелла получила по­падание в радиатор. Вскоре к месту со­бытий подоспели три Do 17M из Stab/StG 2 в сопровождении нескольких Bf 109. Англичане атаковали новые самолеты со стороны солнца. Один «Дорнье» записал на свой боевой счет Дэвид, а другой поде­лили между собой Дьюар и Митчелл. Но­велл, машина которого брызгала горячим гликолем, внезапно увидел перед собой Bf 109. Воспользовавшись моментом. Новелл дал по немецкому истребителю две длин­ные очереди и заявил победу. Вскоре дви­гатель его «Харрикейна» заклинило, и Но­веллу не оставалось ни чего другого, как сесть на ближайшем поле.

Немецкие истребители Bf 109 доволь­но часто встречались англичанам. Проводивший разведку в районе Седана лет­ный офицер Гас Холден из 501-й эскад­рильи едва ушел от нескольких Bf 109, которые гнали его, едва не цепляя кры­льями за ветки деревьев. Еще труднее пришлось в Голландии, когда туда пере­бросили эскадрильи из Англии. Около 16:30 командир эскадрильи Джордж Томлинсон вел 12 «Харрикейнов» из 17-й эс­кадрильи в район Роттердам-Гаага. Во время полета завязался бой с истребите­лями из I./JG 51. Томлинсон, летный офи­цер Дикки Мередит и сержант Чарльз Певи заявили по одной победе, но сами англичане потеряли сразу четырех пилотов: флайт-лейтенант Майкл Донн и взводный офицер Джордж Сли погибли, а взводный офицер Сирил Халтон-Харроп и сержант Джон Лак попали в плен. Кроме того, «Харрикейн» самого Томлинсона получил повреждение, и коман­диру эскадрильи пришлось совершить вынужденную посадку на территории Голландии. В действительности I./JG 51 потеряла два Bf 109. По дороге назад ан­гличане перехватили и сбили два Hs 126.

Всего за сутки пилоты «Харрикей­нов» заявили во Франции 55 подтверж­денных и 5 вероятных побед, а также 6 повреждений, потеряв 13 машин и шесть пилотов. Эффективнее всего действова­ла 1-я эскадрилья, заявившая 13 подтвер­жденных и 1 вероятную победу. Действи­тельные потери немцев в боях с «Харрикейнами» можно оценить в 28 сбитых и шесть поврежденных самолетов.

Дальше кровопролитность боев нара­стала. Уже утром следующего дня двое пилотов 87-й эскадрильи были сбиты к западу от Льежа истребителями Bf 109E из Stab/JG 27, летный офицер Джек Кемпбелл погиб. Еще два истребителя англи­чане потеряли в районе Маастрихта, ког­да 1-я эскадрилья, сопровождавшая бом­бардировщики, приняла удар 2./JG 27. Три «Харрикейна» получили поврежде­ния, но англичане заявили четыре под­твержденные (командир эскадрильи Галаган, летный офицер Клисби, взводный офицер Льюис и сержант Фрэнк Соупер) и две вероятные победы. Клисби вскоре перехватил несколько Hs 126 и заявил две победы. Всего из 12 потерянных в тот день «Харрикейнов» половина пала жер­твой «Мессершмиттов».

По-прежнему англичане эффективно перехватывали немецкие бомбардировщики. Уже утром тройка из 607-й эскад­рильи перехватила тройку Не 111 из 4./ LG 1 в районе Лилля. Ведущий летный офицер Билл Гоур атаковал вместе со своими ведомыми (летный офицер Боб Уизерилл и взводный офицер Гордон Стюарт). Каждый из английских пилотов сбил по одному самолету. Однако и ма­шина Гоура получила повреждения и за­горелась. Гоуру не оставалось ничего другого, как прыгать с парашютом. Обо­жженный пилот в состоянии шока был отправлен в Англию, где его представи­ли к DFC. Возможно, что в этом бою уча­ствовал и взводный офицер Джон Кок из 87-й эскадрильи, который также заявил победу в том же месте и в то же время. Вскоре в бой вступили пилоты 501-й эс­кадрильи, которые заявили пять сбитых бомбардировщиков противника (в том числе два на счету флайт-лейтенанта Гаса Холдена). При этом англичане потеряли два «Харрикейна, а летный офицер Пи­тер Райнер погиб в бою с Bf 110 из I./ZG 52. Во второй половине дня пилоты 501-й эскадрильи заявили еще три сбитых Не 111 и два Do 17, потеряв очередного пи­лота. В бою с Bf 110 из I./ZG 2 были сби­ты два «Харрикейна», погиб летный офи­цер Майкл Смит.

Тем временем пилоты 3-й эскадрильи успешно атаковали отряд из 40 Ju 87 из I./StG 2, сопровождаемый истребителями Bf 109E. Без потерь со своей стороны ан­гличане заявили восемь сбитых «штук». По две победы записали взводный офи­цер Майк Стивене, взводный офицер Фрэнк Кейри, летный офицер Бауйер и сержант Симми Симе. Сержант Эрни Форд заявил вероятную победу. Вскоре Кейри заявил Не 111, а Стивене - Do 17. Всего в ходе одного боевого вылета 3-я эскадрилья заявила десять подтвержден­ных побед, но в действительности немцы потеряли лишь... два Ju 87 и один Do 17. Несколько Ju 87 перехватили пилоты 87-й эскадрильи. Командир эскадрильи Дьюар и летный офицер Гарри Митчелл заявили по одной победе, но 7./StG 2 в том бою потеряла только одну машину. Вскоре взводный офицер Деннис Дэвид и летный офицер Дик Глайд перехвати­ли несколько Не 111 и заявили по одно­му сбитому самолету. Не хуже действо­вали и пилоты 85-й эскадрильи, заявив семь сбитых самолетов: по два командир эскадрильи Оливер, взводный офицер Лью Льюис и сержант Сэмми Оллард.

Всего за сутки «Харрикейны» заяви­ли 52 подтвержденные и 7 вероятных по­бед, а также одно повреждение. В дей­ствительности люфтваффе потеряло 23 самолета, еще 4 машины получили по­вреждения. Эффективнее других действо­вала 3-я эскадрилья, заявившая 13 под­твержденных и 1 вероятную победу. Сле­дом шла 501 -я эскадрилья с 11 подтверж­денными и 1 вероятной победой.

13 мая ожесточенные бои продолжа­лись. В 7:00 пять «Харрикейнов» из 1-й эскадрильи атаковали отряд Не 111 из KG 55, сопровождаемых Bf 110. Летный офицер Лез Клисби сначала сбил истре­битель, а затем - два бомбардировщика. По одному истребителю и бомбардиров­щику заявил летный офицер Бой Маулд, а трое других пилотов совместно сбили еще один немецкий самолет. Летный офи­цер Билли Дрейк заявил Do 17, но затем и сам был сбит Bf 110. Раненному пилоту пришлось прыгать с парашютом. Англи­чане потеряли еще два других «Харрикейна», которых вынужденно посадили лет­ный офицер Лоури Лоример и Клисби.

Этот день оказался переломным в ка­рьере молодого пилота из 501-й эскадри­льи сержанта Лейси. В 14:30 он в одиноч­ку атаковал Не 111, сопровождаемый одним Bf 109. Лейси атаковал, имея пре­имущество в высоте, и заявил победу над обоими самолетами. Приземлившись только для того, чтобы заправиться и пополнить боекомплект, Лейси снова поднялся в воздух и вместе с товарища­ми атаковал группу Bf 110. В этом бою он заявил свою третью в тот день побе­ду, еще по одной победе заявили флайт-лейтенант Гриффите и взводный офицер Кеннет Ли.

Вечером над Мервиллем столкнулись двое пилотов из 3-й эскадрильи. Оба лет­чика погибли. В тот же день англичане по­теряли еще восемь «Харрикейнов», в том числе шесть машин были сбиты немецки­ми истребителями. Из Англии прибыло пополнение, большинство которого со­ставляли молодые пилоты, только что за­кончившие курс летной подготовки. Утром на аэродром Лилль/Марк прибыло звено «А» 504-й эскадрильи, а вечером туда же прибыло и звено «В». В тот же день во Францию прибыли еще 32 «Харрикейна» с пилотами из состава эскадрилий, остав­шихся в Англии: 32-й, 56-й, 151-й, 213-й, 229-й, 245-й, 253-й, 601-й и 607-й.

14 мая стало для «Харрикейнов» од­ним из тяжелейших дней за всю кампа­нию. Весь день англичанам пришлось вести бои с немецкими истребителями, потери резко возросли. До этого време­ни «Харрикейны» достаточно надежно защищали сухопутные части от налетов немецких бомбардировщиков, действо­вавших без истребительного прикрытия. Теперь же, когда Бельгия и Голландия были практически разгромлены, немцы перебросили свою истребительную авиа­цию на север Франции, туда, где действо­вали английские эскадрильи.

Первые потери в боях с истребителя­ми «Харрикейны» понесли около 8:00 утра, когда 1-я эскадрилья завязала бой с отрядом Bf 110 из I./ZG 26. Англичане заявили пять подтвержденных (в том чис­ле две флайт-лейтенант Проссер Хэнке) и одну вероятную победу, но в действи­тельности немцы потеряли только два истребителя. Англичане потеряли три «Харрикейна», погибли два опытных пилота: летный офицер Лес Клисби (за четыре предыдущих дня он заявил шесть индивидуальных и три групповые побе­ды) и летный офицер Лоури Лоример. Хэнксу пришлось прыгать с парашютом. Через час 607-я эскадрилья атаковал группу Hs 123 из 5.(S)/LG 2, сопровожда­емую истребителями Bf 109E из II./JG 2. В разгоревшейся битве англичане заяви­ли десять побед, в том числе четыре лет­ный офицер Иан Расселл, но точно под­твердить можно лишь потерю немцами двух «Хеншелей», остальные архивы были утрачены. Англичане потеряли че­тыре «Харрикейна» вместе с пилотами. Тем временем 85-я и 87-я эскадрильи атаковали несколько Не 111 из KG 27, заявив шесть подтвержденных и одну ве­роятную победу. Две подтвержденные победы заявил флайт-лейтенант Дикки Ли из 85-й эскадрильи). В действитель­ности немцы потеряли три «Хейнкеля». Не обошлось без потерь и с английской стороны. Взводный офицер Пол Джарвис погиб в бою с Bf 109 из 2./JG 27, а взвод­ный офицер Гордон Сондерс умер от ран в госпитале, куда попал после боя с Bf 110 из ZG 1. Когда 607-я эскадрилья верну­лась на базу, выяснилось, что аэродром подвергся бомбовому удару. На земле сгорел один из стоявших на поле «Харрикейнов».

Из четырех «Харрикейнов» из 504-й эскадрильи, вылетевших из Марка на свободную охоту, на базу не вернулся ни один истребитель. Англичане атаковали группу Не 111 из III./LG 1, сопровождав­шихся Bf 109 из JG 26. Англичане заяви­ли одну подтвержденную и одну вероят­ную победу, а также одно повреждение, но в бою погиб командир эскадрильи Дж.Б. Парнелл и сержант Стэн Хэмблетт. Легкое ранение получил взводный офицер Блер Уайт, совершивший вынужденную посад­ку, а летный офицер Майкл Ройс был вы­нужден прыгать с парашютом.

В этот день произошло переломное сражение за переправу над Мозой в рай­оне Седана. Уничтожение немецких мос­тов могло задержать развитие наступле­ния на запад. Англичане бросили на этот участок все имевшиеся в их распоряже­нии бомбардировщики. Их сопровожда­ли французские истребители и «Харрикейны». Утром 73-я эскадрилья сопро­вождала отряд бомбардировщиков «Баттл», однако их налет не принес ожи­даемого результата. В 15:30 во время оче­редного налета «Бленхеймов» и «Баттлов» на переправу под прикрытием «Харрикейнов» из 1-й и 73-й эскадрилий произошло кровопролитное сражение с немецкими самолетами. В этом районе действовали Ju 87 из StG 77, сопровож­даемые истребителями из JG 53. Пилоты 1 -и эскадрильи успели атаковать пикиру­ющие бомбардировщики, прежде чем к месту событий подоспели «Мессершмитты». Летный офицер Игги Килмартин заявил два сбитых Ju 87, а по одной по­беде заявили летный офицер Хилли Бра­ун, летный офицер Билл Страттон и сер­жант Тэффи Клауз. В действительности StG 77 потерял шесть Ju 87, а командир части, полковник Гюнтер Шварцкопф был сбит зенитным огнем и погиб. Тем временем к бою присоединились немец­кие истребители. Немцы заявили множе­ство побед (только пилоты I./JG 53 за сут­ки заявили 39 сбитых самолетов противни­ка), но и сами потеряли три «Мессершмитта» сбитыми и два поврежденными. Пило­ты 1-й эскадрильи заявили четыре Bf 109 -Браун, Клауз, летный офицер Пусси Палмер и сержант Фрэнк Соупер. При этом эскадрилья потерь не понесла.

Тем временем 73-я эскадрилья, шед­шая на соединение с бомбардировщика­ми, по дороге наткнулась на несколько Ju 87 из I./StG 76, вступила в бой и заяви­ла 4-1-1. Но вскоре к месту сражения по­доспели немецкие истребители, которые сбили сержанта Бэзила Пайна и сержан­та Джорджа Дибдена. Очередную побе­ду заявил летный офицер Кейн. Этот Bf 109Е из I./JG 76 стал его десятой побе­дой. Затем Кейн обстрелял «Ju 88», кото­рый в действительности оказался фран­цузским «Потезом 631» из ECMJ 1/16. В итоге французский самолет был сбит.

Эффективнее других в тот действова­ла 3-я эскадрилья. В полдень 3-я эскад­рилья вместе с 87-й и 607-й эскадрилья­ми сопровождали очередную группу бом­бардировщиков, атаковавших переправу на Мозе. Вел истребители командир эс­кадрильи Джиффирд. По дороге англи­чане перехватили группу Ju 87 из I(St)/ 186, шедшую в двух эшелонах в сопро­вождении Bf 109E из I./JG 54. Разгорелся жаркий бой, в котором англичане заяви­ли 9+2 сбитых пикировщиков, 6 Bf 109 и по одному Hs 126 и Bf 110. По три побе­ды записали флайт-лейтенант Уолтер Черчилль и взводный офицер Майк Сти­вене, а по две - летный офицер Банни Стоун, сержант Рой Уилкинсон, сержант Эрни Форд и сержант Бэзил Френдшип. В действительности немцы потеряли во­семь Ju 87, а также на счет пилотов 3-й эскадрильи можно отнести два сбитых Bf 109. Разведывательный «Хеншель» при­надлежал 1 .(Н)/11, a Bf 110 в действитель­ности оказался Do 17M из Stab/StG 1. В бою погиб сержант Деннис Аллен, кото­рый перед гибелью успел сбить один Ju 87. Еще три «Харрикейна» получили тя­желые повреждения. Всего за сутки 3-я эскадрилья заявила 18 подтвержденных и 2 вероятные победы.

Всего «Харрикейны» в тот день зая­вили 60 подтвержденных и 14 вероятных побед, а также 9 повреждений. Действи­тельные потери люфтваффе - 38 сбитых и восемь поврежденных машин. Англи­чане расплатились за этот успех 27 сби­тыми «Харрикейнами», из которых 22 сбили «Мессершмитты». Погибло 15 ан­глийских пилотов, четверо были ранены, два пропали без вести, а еще один пилот получил ранение в бою с бомбардиров­щиками или от зенитного огня. Пилот 73-й эскадрильи сержант Лайонел Пилкингтон, сбивший в тот день одну «штуку», записал в своем дневнике: «Сегодня потеряли Дибдена, Роу и Пайна. Это настоящий ад. Ад!»

Переправу через Мозу, несмотря на все приложенные усилия, уничтожить не удалось. Немцы быстро переправили че­рез реку три дивизии и двинулись в сто­рону Ла-Манша.

Тяжелые потери истребители несли и на следующий день, обошедшийся англи­чанам в 21 «Харрикейн». В боях с Bf 110 потеряли 11 машин, а еще три были сби­ты Bf 109. Пятеро пилотов погибли, двое попали в плен, а четверых отправили в госпиталь. Среди погибших оказался и командир 607-й эскадрильи Лене Смит, сбитый в бою с Bf 109 из III/JG 53. Анг­личане заявили 35 подтвержденных и 7 вероятных побед, а также 8 повреждений. Фактические потери люфтваффе 22 сби­тых и пять поврежденных самолетов.

Французский премьер-министр по­просил английское правительство при­слать во Францию еще десять эскадрилий «Харрикейнов». Об этом просил и коман­дующий истребительной авиацией Хью Даудинг. Чтобы на месте войти в курс дела, в Париж вылетел Уинстон Чер­чилль, который увидел, что французское командование совсем не владеет ситуаци­ей. Черчилль вернулся в Англию и после разговора с Даудингом решил, что Фран­ции теперь уже никакие эскадрильи «Харрикейнов» не помогут.

Однако еще 16 мая во Францию при­были сводные звенья из 56-й, 229-й, 242-й, 245-й, 253-й и 601-й эскадрилий, насчи­тывавшие по шесть пилотов каждое. Эти звенья должны были действовать совме­стно с эскадрильями, уже воевавшими во Франции. В этот же день проявили себя пилоты 79-й эскадрильи. Вечером взвод­ный офицер Том Паркер, сержант Гарри Картрайт и взводный офицер Дуглас Клифт заметили в районе Вавра три но­вых немецких разведывательных самоле­та «Фокке-Вульф» FW 189 из 9.(H)/LG 2. В коротком бою каждый англичанин за­явил по одной «раме», но в действитель­ности им удалось сбить только два раз­ведчика. Всего в тот день пилоты «Хар­рикейнов» заявили 14 подтвержденных и одну вероятную победу, а также 9 по­вреждений, потеряв при этом 13 машин. Среди погибших оказался и командир 3-й эскадрильи Пэт Джиффорд. За после­дующие три дня англичане потеряли 52 «Харрикейна», погибло 25 пилотов, трое попали в плен, а 11 было ранено.

17 мая англичане потеряли 16 истре­бителей, но ни один пилот не погиб, хотя один попал в плен. Несколько эскадри­лий, базирующихся в Англии, получили приказ утром перелететь во Францию, но вечером возвратиться назад. Такой метод оказался довольно эффективным и позво­лил англичанам заметно усилить свое присутствие во Франции и прикрыть су­хопутные части экспедиционного корпу­са. В 8:30 в Аббевиль прибыли девять «Харрикейнов» из 151-й эскадрильи. Спустя час эти истребители перехватили группу Ju 87 из III./StG 51, заходивших в атаку. Командир эскадрильи Тедди Доналдсон заявил два сбитых пикировщика плюс третьего вероятно. По одной победе заявили флайт-лейтенант Фредди Ивз, летный офицер Дикки Милн, взвод­ный офицер Лес Райт и взводный офицер Джон Башелл. В ответ немцам удалось лишь незначительно повредить четыре «Харрикейна». В бою III./StG 51 в дей­ствительности потеряла семь машин, сре­ди погибших пилотов был командир группы майор Генрих фон Клитцинг. Во второй половине дня активные действия начала 17-я эскадрилья, базировавшаяся в Мервиле. Летчики заявили пять под­твержденных и одну вероятную победу, а также одно повреждение в ходе боя с Ju 87 из IV.(St)/LG 1. В действительнос­ти немецкая группа потеряла только три «штуки», а четвертая получила повреж­дение. Всего за сутки пилоты «Харрикейнов» заявили 39-13-3 побед.

Тяжелые бои продолжались на следу­ющий день. Перехват немецких бомбар­дировщиков, шедших в сопровождении истребителей, стоил очень дорого. Поте­ри несли и на земле. Например, на аэро­дроме Витри немцам удалось уничтожить семь «Харрикейнов». Отражавшие налет 79-я и 213-я эскадрильи заявили три сби­тых Bf 110 и одни Do 17. Был сбит ко­мандир II./ZG 76 майор Вальтер Грабман, который попал в плен.

Вечером в бою с Bf 110 погиб флайт-лейтенант Иан Соден из звена «В» 56-й эскадрильи. Утром он сбил в районе Вит­ри одиночный Do 17P из 3.(F)/10, а через два часа совместно с товарищами пере­хватил еще один из 4.(F)/14. В 11:00 шесть «Харрикейнов» из 56-й и 229-й эскадри­лий завязали бой с группой Bf 109 из П./ JG 2. Немцы атаковали тройку пилотов из 229-й эскадрильи и быстро сбили двух англичан: взводного офицера Десмонда Гауэра и взводного офицера Майкла Бас-си, причем Басси попал в плен. Соден за­явил одну победу над Bf 109E, также как и флайт-лейтенант Фредди Розьер из 229-й эскадрильи. Немцы действительно по­теряли один Bf 109 вместе с унтер-офицером Вильгельмом Мусом из 6./JG 2. Но это был еще не конец. В 16:00 вместе с пилотами 151-й эскадрильи он перехва­тил тройку Не 111 из III./KG 54 и заявил одну победу. Вместе с двумя победами, одержанными накануне, Соден довел свой боевой счет до пяти побед и стал асом, только для того, чтобы вечером того же дня погибнуть. Соден был одним из семи английских пилотов, не пережив­ших 18 мая. Пятеро летчиков попало в плен, а четверо были ранены. Всего анг­личане потеряли 33 «Харрикейна», зая­вив 57-20-20 побед, но в действительнос­ти немцы потеряли 39 самолетов сбиты­ми и 7 поврежденными. По десять под­твержденных побед заявили 56-я и 111-я эскадрилья.

Еще более напряженным выдалось 19 мая, когда немецкие танковые колонны вышли к линии Камбрэ-Перонн. «Харрикейны» висели в воздухе с рассвета и до заката, перехватывая немецкие бомбар­дировщики. Лучше других действовала 85-я эскадрилья, базировавшаяся в Лил­ле, заявившая 15-2-1 побед. Уже в 6:00 утра летный офицер граф Манфред Чернин заявил два сбитых Do 17, хотя в дей­ствительности был сбит только один са­молет из 9./KG 76. Через четыре часа 85-я, 87-я и 504-я эскадрилья провели тяже­лый бой с Bf 109E из II./JG 26 и 2.(J)/LG 2 в районе Лилля, заявив 8-6-0 побед, по­теряв три «Харрикейна». Немцы в дей­ствительности потеряли четыре Bf 109, в числе погибших оказался командир П./ JG 26 капитан Гервиг Кнюппель. По две подтвержденные победы заявили пилоты 85-й эскадрильи взводный офицер Лью Льюис и взводный офицер Пэт Вудс-Скоуэн. Меньше чем через час 85-я эскадри­лья снова была в воздухе, вылетев на пе­рехват Не 111 из III./KG 28, сопровож­давшихся истребителями Bf 109 из II./JG 2. Льюис атаковал немецкие истребите­ли и за короткое время заявил три побе­ды. В действительности он сбил два ис­требителя, оба пилота которых попали в плен. Так всего за один день Льюис стал асом. Остальные пилоты вместе с пило­тами 87-й эскадрильи атаковали бомбар­дировщики. Для 85-й эскадрильи победы заявили сержант Джон Литтл (два) и сер­жант Лен Джоуитт. К сожалению, Литтл вскоре был сам сбит и погиб. В полдень тройка «Харрикейнов», патрулировав­шая небо над Лиллем, заметила несколь­ко Bf 109E из I./JG 3. Взводный офицер Пэт Вудс-Скоуэн атаковал противника и сбил лейтенанта Генйца Шнабеля. Это была его шестая победа. Затем офицер приземлился на аэродроме, заправился, пополнил боекомплект и снова оказался в небе. Вскоре он перехватил несколько истребителей из I./JG 77, атаковал их и заявил одну вероятную победу. Затем Вудс-Скоуэн был сбит и выпрыгнул с па­рашютом. Последний бой 85-я эскадри­лья провела около 17:00, перехватив груп­пу Не 111 из II./KG 4, шедшую без истре­бительного сопровождения. Командир эскадрильи Пикок заявил одну победу, но его самолет попал под перекрестный огонь немецких бортстрелков, и Пикоку при­шлось прыгать с парашютом. Другую по­беду заявил летный офицер граф Манфред Чернин, который также заявил и одно по­вреждение. В действительности в том бою немцы потеряли только один Не 111.

Летный офицер Э.Дж. Кейн из 73-й эскадрильи в тот день поднял свой бое­вой счет на три победы. Утром он сбил Do 17, а днем Bf 110 и Ju 88, доведя та­ким образом число побед до 14. Летный офицер Пол Ричи из 1-й эскадрильи в те­чение суток сбил три Не 111 и имел те­перь шесть подтвержденных побед. Все­го в тот день «Харрикейны» заявили 74-25-13 побед, действительные потери люф­тваффе 47 сбитых и 9 поврежденных ма­шин. Англичане потеряли 35 «Харрикей­нов», восемь пилотов погибли, трое по­пали в плен, семеро были ранены.

20 мая большинство «Харрикейнов» участвовало в штурмовке наземных час­тей противника. Атаковали танки и ав­томобильные колонны. При этом огнем немецкой зенитной артиллерии было сбито семь машин из 12 потерянных в течение дня. Немецкая истребительная авиация тоже не дремала, в воздухе про­изошло несколько сражений. 85-я эскад­рилья в районе Арраса атаковала меха­низированную колонну. В этот момент английские истребители подверглись удару со стороны Bf 109 из II./JG 3. Анг­личане потеряли трех пилотов убитыми, в том числе своего нового командира Майкла Пикока, прибывшего в эскадри­лью всего два дня назад. Новым коман­диром 85-й эскадрильи стал Питер Таунсенд. Летный офицер Родди Рейнер из 87-й эскадрильи заявил в тот день победу над Bf 110 и Bf 109 и довел свой боевой счет до шести подтвержденных побед. Одного Bf 110 заявил командир 60-го крыла Гарри Броудхерст, который водил на свободную охоту «Харрикейны» из 79-й и 213-й эскадрилий. Всего за сутки «Харрикейны» заявили 23 подтвержден­ные и 5 вероятных побед, а также 12 по­вреждений. Трое английских пилотов погибли, один попал в плен.

На следующий день немецкие танки вышли к берегу Ла-Манша в районе Аббевиля. В окружение попало полмилли­она английских солдат. Англичане нача­ли лихорадочно готовить эвакуацию эк­спедиционного корпуса. Части Air Component также были отозваны в Анг­лию, а во Франции остались лишь 1-я, 73-я и 501-я эскадрильи. Эти три части ба­зировались на аэродроме Гей, располо­женного к востоку от Парижа. Действуя с Английских островов, 17-я эскадрилья перехватила одиночный Hs 126, а другой «Хеншель «сбил сержант Джордж Аткинсон из 151-й эскадрильи. В то же время взводный офицер Джефф Симпсон из 229-й эскадрильи заявил два сбитых Не 111, но сопровождавшие бомбардиров­щики истребители Bf 110 из II./ZG 76 сби­ли два «Харрикейна», в которых погиб­ли взводный офицер Десмонд Гоуэр и командир 253-й эскадрильи Эллиотт.

Всего за первые 12 дней майской кам­пании «Харрикейны» заявили 499 под­твержденных и 123 вероятные победы, а также 103 повреждения. Лучше других действовала 3-я эскадрилья (67 подтвер­жденных побед), чуть хуже показали себя 85-я (64,5) и 1-я (63) эскадрильи. Действи­тельные потери люфтваффе составили 299 сбитых и 65 тяжело поврежденных самолетов. Опыт показал, что «Харри­кейны» уступают «Мессершмиттам» по всем статьям, исключая маневренность. Одномоторный истребитель Bf 109E-3 был грозным, смертельно опасным про­тивником. Англичане потеряли 203 «Хар­рикейна», из которых половина была уничтожена на земле.

22 мая около полудня шесть «Харрикейнов» из 605-й эскадрильи были захва­чены врасплох над Аррасом «Мессершмиттами», которым удалось сбить два английских истребителя. Уцелевшие пилоты перехватили тройку Не 111 и зая­вили все самолет сбитыми, но при этом опять потеряли два «Харрикейна». В 16:00 совместный патруль из самолетов 56-й, 213-й и 242-й эскадрилий между Аррасом и Камбрэ перехватил несколь­ко Hs 126. Было заявлено 7+1 победа. Вечером 32-я эскадрилья провела в рай­оне Арраса несколько боев с «Мессершмиттами», заявив 4+2 победы ценой од­ной машины. В это же время 145-я и 151-я эскадрильи перехватили две группы Ju 87, заявив 6+3 и 4+2 победы, соответ­ственно. 601-я эскадрилья заявила две победы в бою с Bf 109, не понеся потерь со своей стороны. Всего за сутки англи­чане заявили 26-12-1 побед.

На следующий день все сложилось гораздо хуже. «Харрикейны» из 32-й, 56-й, 145-й, 229-й, 242-й, 253-й и 601-й эскад­рилий в боях над северной Францией за­явили шесть сбитых Bf 109, но потеряли при этом девять машин. В 242-й эскадри­льи погибло сразу четверо пилотов. 25 мая летный офицер Кейн из 73-й эскад­рильи одержал свою 15-ю победу, сбил очередной Do 17. На следующий день он сбил разведчика Hs 126, а день спустя -Do 17. Таким образом, боевой счет Кейна достиг 17 подтвержденных побед и 1 повреждения. Кейн вернулся в Англию. 6 июня 1940 года, выполняя бочку на ма­лой высоте, Кейн зацепился крылом за землю и разбился.

Тем временем 26 мая англичане нача­ли операцию «Динамо» - эвакуацию Дюнкерка. Гитлер приказал своим тан­ковым соединениям остановиться, дове­рив разгром окруженного противника люфтваффе. Для прикрытия Дюнкерка англичане бросили все имеющиеся истре­бители. 27 мая над Дюнкерком произош­ло сражение между «Харрикейнами» и Bf 109, которые сопровождали бомбарди­ровщики. Англичане заявили 21-10-2 по­бед, потеряв 14 машин и семерых пило­тов. Хуже всего пришлось 145-й эскадри­льи, которая потеряв шесть машин и трех пилотов сумела заявить только 3+2 победы. Трех пилотов потеряла и 605-я эс­кадрилья, в том числе своего командира Перри. В тот же день 501-я эскадрилья заявила 11-3-2 побед без потерь со своей стороны.

Назавтра около полудня над Дюнкер­ком удачно действовали три эскадрильи с Биггин-Хилл - 213-я, 229-я и 242-я. В сумме эскадрильи заявили семь сбитых Bf 109 и по одному Bf 110 и Ju 88. При этом потери англичан составили семь «Харрикейнов» и четверо пилотов. Опыт пока­зал, что массированное применение ис­требителей дает лучший результат. По­этому впредь патрулирование над Дюн­керком проводилось силами не менее двух эскадрилий одновременно. Новая тактика вполне оправдала себя 1 июня, когда над Дюнкерком кружили «Харри­кейны» 43-й, 145-й и 245-й эскадрилий. Имело место крупное сражение с немец­кими истребителями. Пилоты 43-й эскад­рильи заявили 11-5-1, 145-й эскадрильи -8-0-1, а 245-й эскадрильи - 4-2-0 побед. Особенно отличился флайт-лейтенант Рой Даттон из 145-й эскадрильи, который заявил два Bf 109 и один Bf 110, доведя свой боевой счет до восьми индивидуаль­ных и трех групповых побед. Англичане потеряли пять истребителей и двух пило­тов. Всего до 4 июня «Харрикейны» зая­вили над Дюнкерком 129-38-23 побед, потеряв 47 машин. 26 пилотов погибло, 5 было ранено.

После завершения эвакуации англий­ского экспедиционного корпуса, «Харри­кейны» продолжали сопротивляться не­мецкому наступлению. В Ле-Ман базиро­вались 73-я и 501-я эскадрилья, а в Шатодене - 1-я эскадрилья. 8 июня в Шатоден также прибыли 17-я и 242-я эскадри­льи. Каждое утро на французские аэро­дромы прибывали английские истребите­ли из Англии, которые вечером улетали за Ла-Манш.

Для 43-й эскадрильи французская кампания закончилась 7 июня. Четыре «Харрикейна» из-за проблем с двигате­лями повернуло из боевого вылета на базу. По пути их перехватила группа Bf 109. Все четыре английских истребителя были сбиты, а летный офицер Эдмондс погиб. Остальные машины эскадрильи прибыли на аэродром Руан/Боос, откуда вылетели на свободную охоту в район реки Соммы вместе с 1-й и 601-й эскад­рильями. Там произошел бой с немецки­ми истребителями. В его ходе пилоты 43-й эскадрильи заявили пять побед, поте­ряв при этом три «Харрикейна». Среди сбитых оказался взводный офицер Пэт Вудс-Скоуэн, которому удалось спастись с парашютом. Вечером в Тангмер верну­лись только две машины, в том числе са­молет командира эскадрильи Лотта. Пос­ле этого, часть отправили на север Анг­лии на отдых и пополнение.

Дальше эскадрильи во Франции так часто меняли аэродромы, что наземные службы не успевали за самолетами. В ре­зультате возросли потери, так как само­леты не удавалось во время ремонтиро­вать. Многие машины были просто бро­шены. Например, 1-я эскадрилья до 18 июня четыре раза меняла аэродромы. Когда в части не осталось исправных машин, ее эвакуировали морем из Сен-Назера в Нортхолт. Накануне такая же судьба была у 73-й эскадрильи, который сжег последние «Харрикейны» на аэро­дроме Сен-Мало. 501-я эскадрилья при­крывала эвакуацию английских частей из Шербура и 19 июня также покинула Францию.

В ходе боев во Франции «Харрикей­ны» заявили 770 подтвержденных и 217 вероятных побед, а также 160 поврежде­ний. Потери англичан также были высо­ки. Из 452 «Харрикейнов», отправленных во Францию, вернулось только 66. Всего англичане потеряли 386 машин, в том числе 178 было брошено или уничтоже­но на аэродромах при отступлении. Все­го Королевские ВВС потеряли 949 само­летов, в том числе 477 истребителей.