Средиземноморье

 

28 октября 1940 года Италия напала на Грецию. Великобритания предложи­ла Греции помощь. Первоначально, по­мощь представляла собой эпизодические налеты «Веллингтонов» с баз в Египте и на Мальте. После подписания необходи­мых соглашений на территорию Греции перебазировались части, оснащенные «Гладиаторами» и «Бленхеймами». В ян­варе 1941 года английский контингент в Греции усилили. Вскоре выяснилось, что «Гладиаторы» не могут адекватно при­крыть бомбардировщики. Было решено отправить в Грецию «Харрикейны». 19 февраля туда прибыли шесть машин из 33-й эскадрильи командира эскадрильи Чарльза Райли, а также шесть других машин, которые придали 80-й эскадри­льи, возглавляемой командиром эскадри­льи Э.Дж. Джонсом. В 80-й эскадрильи «Харрикейнами» оснастили одно звено, которым командовал флайт-лейтенант М.Т.Ст.Дж. Пэттл. Вскоре Пэттл стал одним из лучших асов Королевских ВВС.

Уже 20 февраля Пэттл к своим четы­рем победам, одержанным на «Гладиато­рах», добавил пятую, уже на «Харрикей­не». Ведомая им четверка истребителей перехватила четыре итальянских истре­бителя Fiat G.30 bis из 154-й группы. Анг­личане сбили всех четырех противников. Две победы заявил сержант К.Э. Кесболт, а по одной - Пэттл и флайт-лейтенант У.Дж. Вудс. 27 февраля пилоты 33-й и 80-й эскадрилий заявили в общей сложнос­ти семь сбитых CR 42, а на следующий день - еще 12 побед, в том числе пять лет­ный офицер Р.Н. Каллен. Пэттл в тот день заявил четыре подтвержденные и одну вероятную победы. 3 марта Каллен заявил еще четыре итальянских бомбар­дировщика. На следующий день Каллен был сбит итальянским G.30 bis и погиб, имея на боевом счету 16 побед.

80-я эскадрилья вскоре перебазирова­лась на аэродром Парамифия, где целиком перешла на «Харрикейны». 12 марта Пэттла произвели в командиры эскадри­льи и назначили на должность команди­ра 33-й эскадрильи, дислоцированной в Лариссе. Пересев на «Харрикейн», Пэттл начал быстро пополнять список своих побед. За первые три недели боев он зая­вил два CR 42, три. G.30 bis и два BR 20. 23 марта он сбил очередной G50bis, кото­рый стал его 24-й победой.

Давно ожидаемое вторжение Герма­нии на Балканы началось 6 апреля 1941 года. 27 немецких дивизий пересекли границы Югославии и Греции. Люфтваффе нанесло серию ударов по югославским аэродромам и Белграду. Югославия в это время располагала 39 «Харрикейнами», собранными в составе 33-й, 34-й и 52-й истребительных групп. Группы базиро­вались на аэродромах Книч и Босански-Александровац. Несмотря на отчаянное сопротивление, югославы быстро потеря­ли все свои самолеты. «Харрикейны» по­страдали еще и из-за того, что немцы очень быстро заняли авиационный завод в Земуне, где шел лицензионный выпуск истребителей и где находился главный склад запасных частей. Один или два «Харрикейна» перелетели в Парамифию, но были тут же уничтожены на земле во время налета немецкой авиации.

После выхода Югославии из игры, Греция осталась одна. Кроме 33-й и 80-й эскадрильи в Элевсисе базировалась 208-я эскадрилья тактической разведки, возглавляемая командиром эскадрильи Дж.Р. Уилсоном. Эскадрилья летала на «Харрикейнах» и «Лисандерах». На практике «Харрикейны» обычно прикрывали «Лисандеров».

Англичане оказали немцам достой­ное сопротивление. Уже в полдень 6 ап­реля в районе перевала Рупель пилоты 33-й эскадрильи перехватили восемь Bf 109 и, не понеся потерь, заявили пять побед. Командир эскадрильи Пэттл в течение нескольких секунд сбил два «Мессершмитта», причем немцы даже не успели сбросить подвешенные под фюзеляжем бомбы. Следующую победу Пэттл заявил на следующий день, а 10 апреля попол­нил свой боевой счет еще тремя победа­ми. В течение следующих четырех дней Пэттл сбил еще пять немецких и италь­янских самолетов. 14 апреля немецкие моторизованные колонны приблизились к Лариссе, расположенной в 190 км от Афин. 33-я, 80-я и 208-я эскадрилья, дис­лоцированные в Элисисе, получили при­каз прикрывать столицу Греции, порт Пирей и Коринфский канал. Кроме того, началась эвакуация английского экспеди­ционного корпуса. Погрузка сухопутных частей на транспорты также шла под при­крытием «Харрикейнов». Всего вместе с прибывшими накануне из Египта пятью машинами англичане располагали 22 бо­еспособными «Харрикейнами», еще семь машин находилось в ремонте. В ходе на­лета 15 Ju 88 погибли все семь ремонти­руемых машин. В тот же день -19 апреля - англичане заявили 11 побед, в том чис­ле Пэттл шесть подтвержденных и одну вероятную.

20 апреля остатки 33-й и 80-й эскад­рилий Пэттл объединил в составе одной импровизированной эскадрильи, насчи­тывавшей 15 «Харрикейнов». Вечером прозвучала тревога. К Элевсису прибли­жалось более 100 бомбардировщиков противника. Все способные летать «Хар­рикейны» поднялись в воздух. Англича­не постарались обойти истребители со­провождения и атаковали бомбардиров­щики. Немцы тем временем начали бом­бить порт Пирей, где у причала стояло госпитальное судно «Элленис». «Харрикейнам» удалось быстро сбить пять бом­бардировщиков. Одну победу засчитали флайт-лейтенанту Г.Дж. Старретту. Но и самолет Старретта получил попадания и загорелся. Офицер посадил горящую ма­шину рядом с аэродромом, но в послед­ствии умер от полученных ожогов. Еще двое пилотов вернулись в Элевсис, что­бы пополнить запасы топлива и боеком­плект. Тем временем оставшиеся в райо­не порта истребители заявили два Bf 110, два Ju 88 и три Bf 109. С английской сто­роны с парашютом пришлось прыгать летному сержанту Л. Коттингему и фран­цузу летному сержанту П. Винтерсдорфу. Расстреляв патроны в Элевсис вернулись флайт-лейтенант У.Дж. Вудс, сержант К.Э. Кесболт, летный офицер В.К. Вудворд и командир эскадрильи Пэттл. Че­рез десять минут истребители снова были в воздухе. Почти тут же Вудворт «снял» с хвоста командира эскадрильи Bf 110. а затем Пэттл вернул долг, сбив Bf 110, севший на хвост Вудсу. Затем Вудс вступил в бой с другим «Мессершмиттом» и по­гиб. Тем временем Пэттл был атакован парой Bf 110, которые быстро подожгли английский самолет. «Харрикейн» рух­нул в воду прежде, чем Пэттл успел выб­раться из кабины. Так погиб один из луч­ших английских пилотов 2-й Мировой войны. На его боевом счету было 40 ин­дивидуальных и четыре групповых по­бед, плюс шесть вероятных побед и шесть повреждений. Кроме того, пять самоле­тов противника Пэттл уничтожил на зем­ле. Это был тяжелый бой. Из 15 «Харрикейнов» уцелело восемь, а один получил тяжелые повреждения. Погибли пятеро лучших пилотов, а еще трое были ране­ны или контужены. Англичане заявили 12 подтвержденных и восемь вероятных по­бед, в том числе по три подтвержденные победы записали сержант К.Э. Кесболт и летный сержант Л. Коттингем. 22 ап­реля 11 боеспособных «Харрикейнов» перелетели на Аргос, куда же на следую­щий день прибыли пять машин с Крита. Но в полдень того же дня аэродром под­вергся налету Bf 110, которые приступи­ли к систематическому уничтожению сто­явших на летном поле истребителей. Вскоре от 13 «Харрикейнов» остались лишь обугленные головешки. 24 апреля утром семь оставшихся в строю машин улетело на Крит.

Несмотря на то, что к обороне Крита англичане готовились с ноября 1940 года, работы шли очень медленно. Греческие войска успешно сдерживали итальянцев и даже перешли в контрнаступление. Поэтому угроза Криту была минималь­на. Однако к концу апреля Германия ок­купировала почти всю Грецию, и угроза острову резко возросла. На Крит эваку­ировали множество солдат, лишенных тяжелого вооружения. На всем Крите было два аэродрома и одно годное к ис­пользованию летное поле. В середине мая туда перебазировались остатки 33-й, 80-й и 112-й эскадрилий, насчитывавшие в общей сложности 14 «Харрикейнов» и шесть «Гладиаторов». Кроме того, на острове базировалось несколько «Фалмеров» морской авиации. Командовал этой сборным отрядом командир эскадрильи Э.А. Хоуелл, формально занимавший должность командира 33-й эскадрильи. Это было все, что англичане могли про­тивопоставить немецкой армаде из 430 бомбардировщиков, 180 истребителей и почти 600 транспортных самолетов.

Налеты на Крит начались в первых числах мая. Первоначально целями нем­цев были порты на северном побережье острова, а также стоявшие там корабли. «Харрикейны» активно участвовали в отражении налетов. Только 3 мая пило­ты заявили три подтвержденные победы, одну вероятную победу и повреждение четырех бомбардировщиков. 14 мая нем­цы приступили к массированным нале­там на Крит, нанося постоянные удары по аэродромам Малеме, Гераклион и Ретимо. В ходе нескольких боев удалось сбить два Bf 109, однако англичане поте­ряли три «Харрикейна» в воздухе и один на земле. Были также сбиты два «Глади­атора», а все «Фалмеры» сгорели на зем­ле. Вечером из Египта доставили три «Харрикейна», а еще три доставили сле­дующим утром. Однако господство люф­тваффе в воздухе стало причиной новых потерь. 18 мая на Крите оставалось все­го четыре боеспособных «Харрикейнов» и три «Гладиатора». Капитан Дж.Р. Бимиш после переговоров с Лондоном при­нял решение отвести оставшиеся маши­ны в Египет. Таким образом, перед вы­садкой немецкого десанта, на острове не оставалось ни одного самолета.

Десант начался 20 мая. В ответ анг­личане перебросили из Египта в Герак­лион 12 «Харрикейнов». Перелет оказал­ся очень рискованным делом. Английс­кая корабельная зенитная артиллерия, уже несколько дней стрелявшая по все­му, что находится в небе без разбора, сби­ла и два «Харрикейна». Четыре самоле­та получили повреждения, садясь на изры­той авиабомбами полосе. Остальные само­леты стояли на земле из-за нехватки топ­лива и боеприпасов. С 23 мая и до конца месяца, когда гитлеровцы полностью ов­ладели островом, англичане потеряли ше­стерых пилотов из 73-й и 274-й эскадрилий, заявив при этом 20 сбитых и пять повреж­денных самолетов люфтваффе. Потери были высоки и в людях и в технике.

«Харрикейны» участвовали и в дру­гих, менее масштабных кампаниях. В ав­густе 1940 года итальянские колониаль­ные войска, насчитывавшие 200 тыс. сол­дат и 150 самолетов, заняли Абиссинию, Эритрею и итальянское Сомали. Командующий английскими войсками генерал Арчибальд Уэвелл располагал только 19 тыс. солдат (считая колониальные пол­ки) и 180 самолетами. На вооружении колониальных войск состояли «Гладиа­торы», «Веллингтоны» и «Уэлсли». Даль­ше в планах итальянского командования стоял захват французского и английско­го Сомали, а также Кении. Французский гарнизон Джибути капитулировал, а французское Сомали заявило нейтрали­тет и верность правительству Виши. В конце года «Уэлсли» несколько раз бом­били порт Массава на Красном море, а итальянцы воспользовались этим пред­логом, чтобы оккупировать английское Сомали, Кению и Судан. Английские войска эвакуировали из Бербера. Эваку­ацию прикрывали «Гладиаторы», бази­рующиеся в Адене.

Командующий английскими войска­ми в Судане генерал-лейтенант сэр У. Платт решил провести контрнаступле­ние. В Судане находилась 203-я авиагруп­па, объединявшая 1-ю южноафриканс­кую эскадрилью бригадного генерала Г. Дениела. Эскадрилью оснастили «Харрикейнами». На 17 января 1941 года, когда началось контрнаступление, эскадрилья дислоцировалась в Хартуме и располага­ла шестью «Харрикейнами». Большин­ство самолетов были старыми, уже успев­шими повоевать в Европе. Англичане быстро перехватили инициативу и уже 19 января овладели Кассалй в Судане, рас­положенной у границы с Абиссинией. «Харрикейны», летая парами, прикрыва­ли наступление сухопутных частей и по­могли овладеть Кереном 26 марта. В ка­честве передовых аэродромов 1-я южно­африканская эскадрилья использовала посадочные площадки в Кассале и Асмаре. Итальянцы избегали вступать в кон­такт с «Харрикейнами», тем не менее южноафриканским пилотам удалось за­явить восемь истребителей CR 32 и CR 42, а также по одному бомбардировщи­ку SM 79 и SM 81. В ответ итальянцам удалось лишь незначительно повредить один «Харрикейн». Особенно эффектив­но действовал капитан Кен Драйвер. Итальянцы беспорядочно отступали. 8 апреля англичане заняли Массаву, а че­рез три дня - Аддис-Абебу.

Далее 1-я южноафриканская эскадри­лья перебазировалась в район Суэцкого канала, где самолеты передали 94-й эс­кадрильи, возглавляемой командиром эскадрильи B.C. Вудвордом. Это под­крепление подоспело во время, так как вспыхнуло восстание в Ираке. Иракские войска Рашида али, пользовавшегося поддержкой государств Оси, намерева­лись вытеснить английские части. В ночь с 28 на 29 апреля была окружена Хаббания, где находилась главная авиабаза англичан в Ираке. Командующий базой Г.Дж. Смарт располагал всего несколь­кими старыми самолетами и незадолго до начала событий получил подкрепление в виде нескольких «Гладиаторов». Смарт приказал вооружить все имеющиеся са­молеты бомбами массой от 113 до 9 кг. 2 мая начались боевые действия. Англича­не бомбардировали позиции иракцев, которые отвечали артиллерийским огнем по аэродрому, уничтожив на нем не­сколько машин.

Немцы выслали для поддержки вос­ставших две авиагруппы: II./ZG 76 на Bf 110D и II./KG 4 на Не 111Н. 10 мая обе группы прибыли в Сирию, которая дек­ларировала нейтралитет и подчинялась правительству Виши. Через шесть дней три «Хейнкеля» бомбили аэродром Хаббания. «Гладиаторы» из 94-й эскадрильи сбили два Bf 110 в районе аэропорта Рашид. Командир эскадрильи Вудворд при­казал ввести в бой «Харрикейны». Уже 20 мая «Харрикейны» сбили один Не 111, упавший прямо в центр аэродрома Хаббания. В тот же день два «Харрикейна», оснащенные подвесными бензобаками, атаковали аэродром Киркуку-Мосул. Один истребитель пропал без вести, зато пилот другого заявил уничтожение и по­вреждение на земле нескольких немецких самолетов. После этих событий немцы быстро покинули Сирию, а восстание было подавлено к концу мая.

Опасаясь того, что немецкая авиация могла использовать аэродром в Дамаске для налетов на Суэцкий канал, английс­кое командование решило оккупировать Сирию. Для поддержки сухопутных час­тей генерала Уэвелла выделили 80-ю эс­кадрилью, которую заново сформирова­ли после кровопролитных боев в Греции и на Крите. Новым командиром эскадри­льи стал Э.Дж. Джонс. Тактическую раз­ведку обеспечивала 208-я эскадрилья, так­же оснащенная «Харрикейнами». Кроме того, в операции участвовали 3-я южноаф­риканская эскадрилья на «Томагавках», две эскадрильи «Бленхеймов», а также мор­ские «Гладиаторы» и «Фалмеры».

Наступление начали 8 июня в направ­лении Палестины, Трансиордании и Ира­ка. Однако против 60 английских само­летов французы смогли выставить око­ло 100 своих машин, в основном совре­менных типов: «Моран MS406», «Девуатен D520» и «Мартен 167». В течение пер­вой недели половина «Фалмеров» была сбита французскими истребителями. Ан­гличане были вынуждены организовать авиационное прикрытие своей морской эскадры, действующей у сирийских бере­гов. Кроме того, войска в Сирии усили­ли еще одной истребительной эскадриль­ей. К северу от Хайфы разместилась при­бывшая из Англии 260-я эскадрилья, воз­главляемая командиром эскадрильи К.Дж. Маунтом.

Для «Харрикейнов» бои с французс­кими истребителями оборачивались зна­чительными потерями. Особенно гроз­ным противником был «Девуатен D520». Утром первого дня операции один «Хар­рикейн» потеряла 208-я эскадрилья. На следующий день три «Харрикейна» из 80-й эскадрильи, совместно с «Фалмерами» прикрывали дивизион английских крей­серов и отразили налет бомбардировщи­ков «Мартен 167», сбив одного из них.

Однако к месту боя подоспели истреби­тели «Девуатен D520», в результате анг­личане потеряли три «Харрикейна». Тог­да англичане изменили тактику и начали наносить удары по французским аэро­дромам, заставив противника отвести самолеты на север, к турецкой границе в Деир-эз-Зор и Алеппо. Эти аэродромы находились за пределами досягаемости английской авиации, пока англичане не заняли Пальмиру, где находился подхо­дящий аэродром. Пальмира перешла в руки англичан 3 июля. С этого дня «Хар­рикейны», оснащенные подвесными ба­ками, ежедневно совершали налеты на два оставшихся французских аэродрома. Тем временем в Хаббания сформиро­вали 127-ю эскадрилью, которую оснас­тили «Харрикейнами» и «Гладиатора­ми». В состав эскадрильи попали многие пилоты из 261-й эскадрильи, отведенной с Мальты. 12 июля Сирия была полнос­тью оккупирована. Участие в боях при­няла и 213-я эскадрилья, которая прибы­ла на Мальту 18 мая на борту авианосца «Аргус», а затем через четыре дня пере­летела в Абу-Суэйр в Египте. Затем часть ненадолго задержалась в Хайфе, а 19 июля перебазировалась в Никосию на Кипре. Однако «Харрикейны» 213-й эс­кадрильи не были оборудованы противопылевыми фильтрами, что серьезно ска­зывалось на техническом состоянии ма­шин. Вероятно, 213-я эскадрилья стала первой частью, оснащенной в августе 1941 года новыми истребителями «Харрикейн Mk IIA».

В марте 1941 года во Фритаун в Сьер­ра-Леоне прибыли летающие лодки «Сандерленд» из 95-й эскадрильи, кото­рые приступили к патрулированию юж­ной Атлантики с целью поиска немецких подводных лодок. Через шесть недель французский разведчик «Мартен 167» обнаружил базу англичан, после чего французы регулярно наведывались на базу. Для прикрытия базы в начале авгу­ста в Такоради прибыли шесть «Харрикейнов», которые включили в состав 95-й эскадрильи в качестве истребительно­го звена. Базой истребителей стал Гас­тингс в Сьерра-Леоне. Уже 11 августа сер­жант Тодд сбил одиночный «Мартен», с этих пор французы старались избегать контактов с «Харрикейнами». 7 октября в Сьерра-Леоне прибыла 18-я эскадрилья на «Харрикейнах Mk I1B», возглавляемая командиром эскадрильи Билли Дрейком. Через четыре дня англичане сбили оче­редной «Мартен», после чего французы отказались от разведывательных вылетов в тот район. Звено 128-й эскадрильи так­же прикрывало базу «Сандерлендов» из 200-й эскадрильи в Гамбии. После того, как союзники заняли Марокко, угроза базам стала минимальной, и 8 марта 1943 года 128-ю эскадрилью расформировали, а ее самолеты передали 1432-е звено вза­имодействия с армией в Нигерии.

Отдельную страницу в истории «Харрикейна» занимает оборона Мальты.

Первые четыре истребителя этого типа доставили на остров 19 июня. Машины вылетели с аэродрома Боском-Даун в Англии. Самолеты несли под крыльями подвесные баки, пулеметы, напротив, были демонтированы. Шесть «Харрикейнов», ведомых «Бленхеймом», взяли курс на юг. Совершая промежуточную посад­ку во Франции разбились два истребите­ля и бомбардировщик. Четыре оставших­ся истребителя полетели в направлении Туниса. Англичане не смогли найти аэро­дром, поэтому на последних каплях топ­лива приземлились на береговое шоссе. Ведущий звено флайт-лейтенант Барбер повредил при посадке хвостовое колесо. Но за ночь четверо пилотов смогли по­ставить на самолет колесо, снятое с бро­шенного автомобиля. Из Туниса прибыл бензовоз, самолеты заправились и переле­тели на Мальту. Через два дня туда же при­был «Гудзон», прилетевший из Англии че­рез Гибралтар. Самолет доставил пулеме­ты. Спустя несколько дней Франция капи­тулировала, и перегонять самолеты на Мальту из Англии больше было нельзя.

Из прибывших самолетов вместе с имевшимися на острове несколькими «Си Гладиаторами» сформировали звено «Хал-Фар». В июле итальянская авиация приступила к бомбардировке Мальты. Наиболее тяжелый налет имел место 16 июля, но зенитная артиллерия и истреби­тели сумели сбить десять самолетов про­тивника, потеряв только одну машину. 31 июля потеряли очередной истребитель, заявив при этом 14 побед.

2 августа в рамках операции «Харри» с палубы авианосца «Аргус» вылетело 12 «Харрикейнов Mk 1», которые прибыли на аэродром Лука на Мальте. Эти маши­ны вошли в состав 418-го звена, сформи­рованного в июле на аэродроме Абботсинч. Поскольку число «Харрикейнов» на Мальте достигло 16, было решено сформировать там истребительную эс­кадрилью. Так появилась 261-я эскадри­лья, которую возглавил командир эскад­рильи Д.У. Болден. В отличие от «Гла­диаторов» «Харрикейны» первое время не несли потерь в боях с итальянцами. Лишь после появления у противника пи­кирующих бомбардировщиков Ju 87, не­сколько истребителей получили повреж­дения на аэродромах Лука и Хал-Фар. В свою очередь, англичане сбили один Ju 87 и один G.30 bis сопровождения.

Следующая попытка усилить ПВО Мальты закончилась трагически. 17 но­ября с палубы «Аргуса» вылетели очеред­ные 12 «Харрикейнов», ведомых «Скуа». Однако из-за угрозы с воздуха, самоле­ты вылетели, когда авианосец находился далеко от острова. Летчики не были под­готовлены к долгому перелету и восемь из них пропало без вести, вместе с экипа­жем «Скуа», вероятно из-за нехватки топ­лива. К счастью, вскоре в Такоради была организована перевалочная база, через которую начались поставки в Египет.

Итальянцы действовали над Мальтой не так активно, как прежде, и до конца ме­сяца 261-я эскадрилья сумела заявить только три победы. В ночь с 18 на 19 де­кабря сержант Ф.Н. Робертсон сбил ита­льянский бомбардировщик, вероятно, это была первая ночная победа на Сре­диземноморье. До 9 января 1941 года за­щитники Мальты заявили 45 сбитых ита­льянских самолетов.

Тем временем в район Средиземномо­рья прибыли немецкие авиационные ча­сти. В январе 1941 года немецкий X авиа­ционный корпус приступил к налетам на Мальту. Уже 10 января немецкие «шту­ки» повредили авианосец «Илластриес», стоявший в порту Ла-Валетты на Маль­те. «Харрикейны» из 261-й эскадрильи заявили четыре сбитых Ju 87, а «Фалмеры» с авианосца перелетели на наземные аэродромы. Немецкое командование ре­шило добить авианосец. Новый налет немецкая авиация совершила 16 января. На перехват противника вылетели четы­ре «Харрикейна» и три «Фалмера», ко­торые суммарно заявили пять побед. Столько же побед заявили и зенитчики. Сильные налеты повторились 18 и 19 ян­варя, каждый раз на перехват противни­ка вылетали истребители с Мальты. За четыре дня ожесточенных боев защитни­ки заявили 40 побед, в том числе 23 зая­вили истребители. Особенно отличился флайт-лейтенант Дж.А.Ф. Маклахан, ко­торый 19 января заявил четыре подтвер­жденные и одну вероятную победу. 23 января авианосец «привели в чувство», и он смог покинуть опасный порт, отпра­вившись в Соединенные Штаты для ка­питального ремонта.

Немцы теперь сопровождали бомбар­дировщики истребителями. Теперь «Харрикейнам» приходилось прорываться че­рез строй Bf 109E из 7./JG 26, а позднее и III./JG 27. Степень опасности показал уже первый бой, имевший место 12 февраля. Шесть «Харрикейнов» поднялись на пе­рехват трех Ju 88. Пока англичане наби­рали высоту, их атаковали Bf 109E и бы­стро сбили два «Харрикейна». Третий «Харрикейн», получивший тяжелые по­вреждения, с раненным пилотом в каби­не, разбился при посадке в Хал-Фаре. Англичане заявили одну подтвержден­ную и одну вероятную победу, но в дей­ствительности немцы потерь не понесли. Хотя до конца недели удалось сбить че­тыре Ju 88 и один CR 42, немецкие истре­бители оставались неуязвимы.

Хотя на Мальте имелась радиолока­ционная станция, ее эффективность ос­тавляла желать лучшего. Английских летчиков сильно угнетал тот факт, что «Харрикейн» заметно уступал «Мессершмитту» в боевых качествах, и как-то изменить эту ситуацию было невозмож­но. До сих пор сказывалась ложное са­модовольство, вызванное легкими побе­дами над итальянцами. 16 февраля ко­мандир звена «А» флайт-лейтенант Дж.А.Ф. Маклахан, имевший на боевом счету восемь побед, был сбит в бою с Bf 109 и получил тяжелое ранение, так что ему позднее пришлось ампутировать предплечье. Два других «Харрикейны» в том бою получили тяжелые повреждения. В течение последующих пяти дней бое­вой дух пилотов 261-й эскадрильи упал в еще большей степени. Столь серьезные проблемы причинили им 12 немецких пилотов из 7./JG 26.

Другой серьезный бой с «Мессершмиттами» произошел 26 февраля, когда 60 немецких бомбардировщиков атако­вали аэродром Лука, уничтожив там шесть «Веллингтонов», повредив еще семь и на двое суток выведя аэродром из строя. «Харрикейны» перехватили один Ju 87, а затем были втянуты в бой с ис­требителями. Всего в том бою англичане заявили 2+11 побед. Но при этом поте­ряли пять машин и троих пилотов, в том числе летного офицера Эрика Тейлора, который к тому времени был лучшим истребителем на острове. Через два дня немцы совершили налет на аэродром Хал-Фар, уничтожив или повредив все стоявшие там «Харрикейны». До конца февраля мальтийские истребители сумели заявить 96 побед, потеряв 16 «Харри­кейнов» и 11 пилотов. Едва механики су­мели отремонтировать немногие еще под­лежавшие ремонту истребители, немцы повторили налет. На этот раз на земле са­молетов потеряно не было, а «Харрикей­ны» сумели заявить 14 побед, потеряв в бою два истребителя. Следующую машину по­теряли 7 марта, когда истребители сопро­вождали разведывательный «Мэриленд» из 69-й эскадрильи. Разведчик также был сбит немецкими истребителями.

В марте из Африки на остров прибы­ли 12 «Харрикейнов». 18 марта шесть из них привел летный офицер Мейсон, ас первой ливийской кампании, имевший на боевом счету 15 побед. Уже в первом бою 14 пилотов «Харрикейнов» заявили де­вять побед, не понеся потерь со своей сто­роны. 22 марта восемь «Харрикейнов» пе­рехватили отряд из десяти Ju 88, сопровож­даемых Bf 109. Немецкие истребители не только не дали англичанам прорваться к бомбардировщикам, но и сбили пять «Хар­рикейнов», все пятеро пилотов погибли. Среди них были трое новеньких, прибыв­ших на Мальту вместе с Мейсоном.

3 апреля в рамках операции «Винч» с палубы авианосца «Арк Роял» на Мальту прибыли 12 «Харрикейнов» Mk IIА и IIВ. Еще 23 машины перебросили на ост­ров 27 апреля (операция «Данлоп»). Это позволило сформировать в составе 261-й эскадрильи третье звено. Уже 11 апреля англичане потеряли два первых «Харрикейна Mk IIA», которые перед этим все же успели сбить разведывательный Bf 110. Через два дня летный офицер Мейсон, патрулируя над островом, потерял своего ведомого и в одиночку атаковал четверку «Мессершмиттов». Он заявил одну победу, но тут же и сам получил попадание в кабину и был ранен в руку. К счастью, истребитель сохранил управ­ление и не загорелся, поэтому Мейсон сумел посадить его на пляж. После гос­питаля Мейсон вернулся в Африку. В пе­риод между 28 апреля и 1 мая пилоты «Харрикейнов» заявили девять подтвер­жденных и шесть вероятных побед, поте­ряв шесть машин. 6 мая англичане поте­ряли еще четыре истребителя.

Звено «С» 261-й эскадрильи и 1430-е звено объединили в составе сформиро­ванной 185-й эскадрильи, располагавшей 12 боеспособными машинами и возглав­ляемой командиром эскадрильи П.У. Маулдом. На следующий день обе эскад­рильи одновременно патрулировали небо над Мальтой. В бою с «Мессершмиттами» англичане потеряли два «Харрикейна» и одного пилота из 261-й эскад­рильи. Тактика англичан была специфи­ческой. Несшие более тяжелое вооруже­ние «Харрикейны Mk II» из 185-й эскад­рильи прикрывали легкие «Харрикейны Mk I» из 261-й эскадрильи. Но для нем­цев разница между двумя типами истре­бителей была незаметна. 14 и 15 мая 185-я эскадрилья потеряла двух пилотов.

21 мая авианосцы «Арк Роял» и «Фьюриес» доставили на остров еще 46 «Харрикейнов», в том числе 28 Mk 1IC и 18 Mk ИВ (249-я эскадрилья Р.А. Бартона). 249-я эскадрилья заняла аэродром Такали. Новый командующий авиацией на Мальте решил, что боевой дух пило­тов 261-й эскадрильи слишком низкий, поэтому решил расформировать часть. Большинство пилотов отправили в Аф­рику и на Ближний Восток на отдых. Один из только что прибывших на ост­ров пилотов 249-й эскадрильи, так ото­звался о коллегах из 261-й: «Это было самое многочисленное сборище разно­цветных гусей, какое я только видел».

Однако пилотам 249-й эскадрильи вскоре пришлось на своей шкуре испы­тать то, что уже пережили летчики 261-й эскадрильи. 25 мая немцы провели нео­жиданный налет на аэродром Такали, уничтожив на земле пять «Харрикейнов». К счастью, вскоре «средиземноморские гастроли» 7./JG 26 и III./JG 27 подошли к концу. А англичане, напротив, наращи­вали свое военное присутствие на Маль­те. В начале июня в рамках операции «Рейлроуд I» авианосец «Арк Роял» дос­тавил на остров 21 «Харрикейн Mk IIB» и пилотов 46-й эскадрильи. Часть пилотов и машин оставили на острове, сформиро­вав из них 126-ю эскадрилью, которую воз­главил А.К. Рабальяти. Уже 30 июня новая эскадрилья открыла свой боевой счет, сбив два итальянских истребителя Макки С200, а 4 июля этот успех повторила 185-я эскад­рилья. Хуже пришлось 14 июня, когда из 48 «Харрикейнов», выпущенных с авианос­цев «Арк Роял» и «Викториес», из-за ошиб­ки в навигации большинство, израсходо­вав топливо, упало в море. До Мальты доб­рались только 11 машин. Один или два «Харрикейна» оказались в составе 69-й эс­кадрильи, где на них выполняли разведы­вательные полеты. Из трех эскадрилий были выделены пилоты для ночного истре­бительного звена, также летавшего на «Харрикейнах».

Едва немецкие истребители отправи­лись на Восточный фронт, осмелевшие англичане начали совершать налеты на аэродромы на Сицилии. Атаки представ­ляли собой обстрел наземных целей в пикировании и последующем уходе на базу на минимальной высоте. Например, 9 июля четыре «Харрикейна» атаковали базу гидросамолетов в Сиракузах. Анг­личанам удалось уничтожить шесть ле­тающих лодок, а еще четыре повредить. 26 июля итальянский флот провел набег на порт Гранд-Харбор. Шесть торпедных катеров действовали под прикрытием истребителей С200. На перехват против­ника вылетели 126-я и 185-я эскадрильи. Пилоты 126-й эскадрильи, действуя на пушечных Mk ПС, атаковали торпедные катера и потопили четыре из них. Флайт-лейтенант П.У. Лефевр так долго кружил над одним из катеров, что его экипаж выбросил белый флаг. Тем временем взводный офицер Уинтон из 185-й эскад­рильи был атакован итальянскими истре­бителями; англичанину пришлось пры­гать с парашютом. Он приводнился ря­дом с дрейфующим катером, забрался на борт и увидел, что весь экипаж перебит. Уинтон захватил катер, в память об этом необычном успехе в эскадрилье хранил­ся флаг этого катера. В бою были сбиты три итальянских истребителя. Итальянские истребители в дальнейшем часто наведы­вались на Мальту, постоянно ведя бои с «Харрикейнами». 19 августа англичане сбили четыре итальянских самолета, 26 ав­густа - три, а 4 сентября - еще четыре, поте­ряв на этот раз два «Харрикейна».

Тем временем число истребителей на острове росло. 1 июня в Исмаилии сфор­мировали 71 OTU - учебную часть для подготовки пилотов морской авиации и частей взаимодействия с армией. В тече­ние трех месяцев каждые пять недель часть выпускала 40 пилотов. В октябре сформировали 74 OTU в Акире, Палес­тина - однако там готовились только пи­лоты для частей взаимодействия с арми­ей. После этого 71 OTU сконцентриро­валась на подготовке пилотов истреби­тельных и штурмовых частей.

30 июня авианосец «Арк Роял» дос­тавил на Мальту 34 «Харрикейна» Mk IIB и Mk ПС. 9 сентября прибыло 14 машин, а через четыре дня авианосец «Фьюриес» доставил сразу 45 машин. Последняя по­ставка в 1941 году имела место в начале ноября, когда авианосцы доставили на остров 34 «Харрикейна». Среди этих ма­шин были истребители 242-й эскадрильи и новым командиром крыла М.Г. Брау­ном, прославившемся еще во Франции и Англии. Но уже 12 ноября Браун выле­тел в составе 242-й эскадрильи на охоту в район Гелы, Сицилия, и не вернулся на базу. Затем 242-ю эскадрилью перебро­сили в Сингапур, также как 605-ю эскад­рилью, которую первоначально предпо­лагали оставить на острове.

В сентябре английские «Бленхеймы» приступили к налетам на Сицилию. Неизменно бомбардировщики сопровожда­лись «Харрикейнами». В середине октяб­ря бомбы стали подвешивать и к истре­бителям. Тем временем итальянцы обза­велись истребителями Макки С202 «Фольгоре», оснащенные немецкими двигателями DB 601. Несколько С202 атаковало 185-ю эскадрилью. В бою по­гиб командир эскадрильи П.У. Маулд. Через три недели, 21 октября, жертвой С202 пал разведывательный «Харрикейн» из 69-й эскадрильи. Итальянские бомбардировщики приступили к ночным бомбардировкам Мальты, поэтому зве­ну ночных истребителей спать не прихо­дилось. Особенно посчастливилось взводному офицеру Д.У. Барнвеллу, ко­торый в ночь с 14 на 15 октября сбил три самолета противника.

В конце декабря над Мальтой снова появились самолеты люфтваффе. На этот раз в их числе были истребители Bf 109F из JG 53, которые не оставляли «Харрикейнам» никаких шансов на победу. В течение четырех дней с 20 по 23 декабря англичане потеряли пять истребителей. Бомбардировщики Ju 88 атаковали порт и аэродромы, к атакам наземных целей часто присоединялись и «Мессершмитты». Потери «Харрикейнов» стремительно росли, что заставило перебросить на остров первые «Спитфайры Mk VС», ко­торые вступили в бой 10 марта 1942 года в составе 249-й эскадрильи. В конце марта на Мальту прибыла 126-я эскадрилья, также на «Спитфайрах», а в апреле за ней после­довали 601-я и 603-я эскадрильи. На Маль­ту прибыла и 229-я эскадрилья на «Харрикейнах Mk IIB», однако эта часть быстро понесла потери и в конце мая ее отправили в Египет, где и расформировали.

По мере усиления налетов люфтваф­фе на Мальту росли потери англичан. 20 марта из Александрии вышли четыре транспорта с грузами для Мальты. Не­мецкие бомбардировщики потопили два из них еще в открытом море, а два доби­ли уже в порту. Из 25900 груза удалось спасти лишь 5000 тонн. В середине апре­ля на острове сложилась критическая си­туация. На каждое зенитное орудие име­лось всего... 15 выстрелов. Потери в са­молетах также были велики. В марте ан­гличане потеряли 40 самолетов, в том числе 29 было уничтожено на земле. По­ложение было даже драматичнее, чем в самые напряженные дни битвы за Анг­лию. К счастью, в конце мая большин­ство немецких авиачастей перебросили в Африку и на Восточный фронт, что спас­ло Мальту от полного уничтожения. Во второй половине 1942 года «Харрикейны» на острове были почти полностью выбиты, уступив место «Спитфайрам».