Юго-Восточная Азия

 

На рассвете 8 декабря 1941 года япон­ская армия начала боевые действия в рай­оне Кота-Бхару на Малайе. В радиусе 5600 км там не было ни одного «Харри­кейна». Единственными более-менее со­временными истребителями в том райо­не были 31 Брюстер «Баффало» английс­кой 243-й эскадрильи, австралийских 21-й и 453-й эскадрильи и новозеландской 488-й эскадрильи. Но эти машины замет­но уступали японским истребителям А6М2 «Зеке» («Зеро») и Ки-43 «Хаябуса» («Оскар»). Чтобы усилить оборону Сингапура, 5 декабря из Ливерпуля вышел конвой, везущий 242-ю эскадрилью вместе с ее «Харрикейнами». Другой конвой, от­правленный с Ближнего Востока, доставил в Сингапур 605-ю эскадрилью, а через Красное Море в регион добралась 232-я эскадрилья. Кроме того, в Сингапур отпра­вили 232-ю и 258-ю эскадрилью. Всего 51 «Харрикейн», первоначально предназна­чавшийся для переброски в Ирак.

Первые «Харрикейны» Mk I и ИВ вместе с 24 пилотами прибыли в Синга­пур 13 января 1942 года. Вскоре выясни­лось, что пулеметы так хорошо законсер­вировали перед морским путешествием, что восстановить их боеспособность бы­стро не удастся. Хотя все 24 машины со­брали всего за четыре дня, боеготовнос­ти они достигли лишь 20 января. Пило­ты 232-й и 605-й эскадрилий прибыли на аэродром Селетар, где механики работа­ли с самолетами в перерывах между на­летами японской авиации. Акклиматиза­ция пилотов также требовала времени. Спустя неделю, взлетев с палубы авианосца «Индомитебл» и делая промежуточ­ные посадки на Яве и Суматре, прибыли 15 «Харрикейнов» из 258-й эскадрильи. Через еще два дня - 30 января - по этому же маршруту прибыли девять очередных машин.

Боевой дебют состоялся 20 января, когда пилоты 232-й эскадрильи участво­вали в отражении налета более 80 японс­ких самолетов, бомбивших Сингапур. Бомбардировщиков сопровождали ис­требители Ки-43 из 64-го сентая. По тре­воге в воздух поднялись 12 «Харрикей­нов Mk IIB», ведомые командиром эскад­рильи Л.Н. Ланделсом. Англичане под­нялись выше облаков, быстро приблизи­лись к противнику и атаковали. Взвод­ный офицер Паркер, пикируя через тучи, заметил, что один «Оскар» ведет огонь по машине командира эскадрильи. Он быстро поспешил на выручку команди­ра и сбил японца. Но помощь пришла слишком поздно, Ланделс погиб. В ходе боя победы также заявили сержант Ген­ри Николлз и сержант Рон Доувелл, по­гиб взводный офицер Текс Марчбэнкс, а обожженный взводный офицер Норман Уильяме прыгнул с парашютом. На утро японские бомбардировщики вернулись, на этот раз их сопровождали «Зеке». В ходе ожесточенного боя англичане поте­ряли пять «Харрикейнов», не одержав ни одной победы.

Несмотря на напряженную работу механиков, одновременно держать в бо­еспособном состоянии более 16 «Харри­кейнов» не удавалось. В ходе боев с япон­скими самолетами англичане уже поте­ряли треть из имевшихся у них 51 машины. Англичане заявили 26 побед, но это число было явно завышено. 23 января сержант Джефф Шаффер сбил один «Ос­кар», но в тот же день 232-я эскадрилья потеряла две машины. Бои носили ожес­точенный характер. 31 января «Харри­кейны» из 232-й и 258-й эскадрилий про­вели бой с 27 G3M, сопровождаемых «Ос­карами» из 64-го сентая. Взводный офи­цер Клекнер первым прорвался к бомбар­дировщикам и заявил повреждение двух японских машин. Потом японские истре­бители подожгли самолет Клекнера, и тому пришлось совершать вынужденную посадку. Клекнер стал первым из четы­рех пилотов 258-й эскадрильи, сбитых в том бою. Погиб взводный офицер Брюс Макаллистер. Взводный офицер Кембелл вел бой сразу с двумя «Оскарами». Кем­белл заявил, что один из его противни­ков взорвался в воздухе, а второго он ус­пел только повредить, когда у него кон­чились патроны. Один сбитый Ки-43 за­явил и сержант Рон Доувелл из 232-й эс­кадрильи, доведя тем самым свой боевой счет до шести подтвержденных и двух ве­роятных побед.

Часто «Харрикейны» вылетали ата­ковать японские колонны, двигающиеся среди каучуковых зарослей к югу от Джо­хора, обстреливая даже одиночные ма­шины. Другой задачей было сопровож­дение собственных бомбардировщиков. 26 января «Харрикейны» участвовали в отчаянной попытке уничтожить японс­кий конвой, закончившейся полным раз­громом английской бомбардировочной авиации. Один из «Харрикейнов» в том бою получил повреждения. В результате к 5 февраля оборона Сингапура распола­гала всего 14 «Харрикейнами» 232-й эс­кадрильи. Аэродромы Тенгах, Селетар и Сембаванг находились под постоянным обстрелом артиллерии противника, кор­ректируемой наблюдателем на аэроста­те. Пользоваться можно было только аэродромом Калланг, но и он часто под­вергался налетам японской авиации. «Харрикейны» из 232-й и 258-й эскадри­лий перебазировались на аэродром Палембанг на Суматре, откуда совершали вылеты к Сингапуру.

Но и этот аэродром находился в зоне досягаемости авиации противника. С 6 февраля японцы приступили к методич­ным бомбардировкам Палембанга. Шесть «Харрикейнов» из 258-й эскадри­льи возвращались из боевого вылета, ког­да в районе аэродрома им пришлось всту­пить в бой с «Оскарами». Тем временем, с аэродрома поднялось еще несколько самолетов из обеих английских эскадри­лий. Взводный офицер Per Бейнбридж из 232-й эскадрильи заявил один сбитый «Оскар», а трое пилотов из 258-й эскад­рильи совместно повредили другой япон­ский истребитель. В бою погиб америка­нец взводный офицер Карделл Клекнер. Самолет упал в джунгли, погребя под своими обломками тело пилота. Более удачливым оказался новозеландец взвод­ный офицер Кемпелл-Уайт, самолет ко­торого также упал в джунгли, но с помо­щью туземцев новозеландец сумел через четыре дня вернуться в расположение части. Вечером следующего дня японцы снова нанесли визит в Палембанг. На этот раз англичане были захвачены врас­плох. Дежурные «Харрикейны» из 258-й эскадрильи начали взлет уже когда на аэродроме рвались первые бомбы. Еще не успев набрать высоту, англичане были атакованы «Оскарами» из 59-го и 64-го сентаев. Взводный офицер Ред Кемпбелл заметил трех «Оскаров», которые направ­лялись в его сторону, но шли чуть ниже. Кемпбелл слегка опустил нос своего ис­требителя и двумя длинными очередями поджег одного японца. «Оскар» потерял скорость, свалился в штопор и упал на краю аэродрома. Взводный офицер Милнз обстрелял другой Ки-43 и увидел, как японец упал в джунгли. Взводный офицер Дуг Николлз обошел истребите­ли и атаковал бомбардировщики Ки-48, повредив один из них. Однако добить бомбардировщик Николлзу не удалось, так как подоспевшие японские истреби­тели сбили его самого. Николлз выпрыг­нул с парашютом и благополучно при­землился в 50 км к югу от своего аэро­дрома. Возвращавшиеся из патрулирова­ния два «Харрикейна» также были втя­нуты в бой. Уже в первые минуты был сбит сержант Кен Глинн, а взводный офи­цер Джок Маккаллох ушел в облака. Од­нако там он потерял ориентировку, из­расходовал топливо и разбил машину, сажая ее на берегу реки, оказавшемся болотом. Пока в небе шел бой. бомбар­дировщики перепахали аэродром бомба­ми, уничтожив на земле три «Харрикей­на» и шесть «Бленхеймов». а также по­вредив девять «Харрикейнов» и два са­молета других типов.

Утром 8 февраля японцы снова ата­ковали аэродром Палембанг. Патрулиро­вавшие небо в районе аэродрома два пи­лота из 232-й эскадрильи бросились в бой. Японцы действовали силами 25 «Ос­каров» из 59-го и 64-го сентаев. Флайт-лейтенант Эдвин Тейлор, имевший на боевом счету шесть побед, пролетел над аэродромом, волоча за хвостом прочно уцепившегося «Оскара». Огонь зенитной артиллерии заставил японца отвернуть, но прошитый самолет Тейлора потерял управление и разбился о деревья. Пилот погиб. Сержант Сэм Хэкфорт, пилотиро­вавший второй «Харрикейн», имевший четыре победы на боевом счету, также погиб в этом бою. Позднее обломки его самолета нашли в джунглях. Последний бой над Сингапуром произошел 9 февра­ля. Японские истребители Ки-43 сбили два «Харрикейна». В бою с бомбардиров­щиками англичанам удалось заявить шесть побед и повреждение еще 14. Бои на Малайе и Сингапуре обошлись обеим сторонам очень дорого. Англичане поте­ряли 45 «Харрикейнов» и 122 «Баффало», а японцы 512 самолетов (общие потери).

Уцелевшие «Харрикейны» перелете­ли на гражданский аэродром Палембанг Р1, где их объединили в составе 226-го крыла коммодора С.Ф. Винсента. 10 фев­раля туда перелетели последние самоле­ты из Сингапура. Еще 17 самолетов при­было из Батавии 12 и 13 февраля. Посту­павших пополнений хватало только для того, чтобы поддерживать в боеспособ­ном состоянии две эскадрильи. Однако еще острее ощущалась нехватка опытных пилотов - большинство летного состава были вчерашние курсанты. С механика­ми дело обстояло проще, для обслужива­ния «Харрикейнов» привлекли людей из разбитых эскадрилий «Баффало». Не­хватку радиолокационных станций воз­местили постами раннего оповещения. Большинство самолетов «Харрикейн Mk IIВ» несло по 12 пулеметов, но чтобы поправить характеристики самолетов с них обычно снимали по четыре Браунин­га. Восьми пулеметов вполне хватало для борьбы с японскими самолетами, не имевшими серьезного бронирования.

13 февраля с аэродрома Тжилилитан на Яве на аэродром Р1 прибыли еще семь «Харрикейнов», с летчиками из 232-й и 258-й эскадрилий. Когда самолеты при­близились к аэродрому, глазам пилотов открылась драматическая картина. 12 «Харрикейнов», возвращавшихся из пат­рулирования над морем, заходили на по­садку, а сверху их атаковали 29 «Оска­ров» из 59-го и 64-го сентаев. Несколько «Харрикейнов» были вынуждены сесть, поскольку израсходовали все топливо, но командир крыла Г.Дж. Магир - новый командир 226-го крыла - и сержант Ген­ри Николлз контратаковали. Николлз в ходе первого же захода сбил одного япон­ца и увидел, как тот упал на краю ВПП. Затем атаковал второго, обстрелял его и заметил, как Ки-43, теряя высоту, идет в сторону джунглей. В этот момент «Хар­рикейн» Николлза был прошит очередью другого японского истребителя, и сер­жант выпрыгнул с парашютом, хотя вы­сота была всего 180 м. Парашют успел раскрыться и Николлз благополучно опустился на землю в нескольких кило­метрах от аэродрома. Тем временем Ма­гир вел бой сразу с двумя «Оскарами». К своему удивлению командир крыла заме­тил, как в круговерти боя один японец обстрелял и повредил другого. Восполь­зовавшись моментом, Магир вышел из боя и посадил свой самолет. Канадец сер­жант Нельсон Скотт уже выпустил шас­си и закрылки, когда его атаковали два «Оскара». Канадец получил ранение в руку, но сумел направить свой горящий самолет вверх, набрать высоту и выпрыг­нуть с парашютом. Шедший за ним сле­дом летный офицер Макнамара ушел в пике. Японец последовал за ним, но на выходе, у самой земли у «Хаябусы» из-за слишком резкого маневра отвалились оба крыла, и Ки-43 рухнул на землю.

«Харрикейны» приземлились, быстро заправились и снова поднялись в воздух. Всего бой продолжили восемь машин из 232-й эскадрильи, ведомых командиром эскадрильи Р.Э.П. Брукером. Некоторым из них удалось прорваться к бомбарди­ровщикам, а сержант Сандеман Аллен заявил два сбитых «Зеро» (sic) и вероят­ную победу над бомбардировщиком «Хе­лен». Японцам удалось сбить взводного офицера Лесли Эммертона. В ходе осмот­ра японского самолета, упавшего у взлет­но-посадочной полосы, выяснилось, что пилот был изрешечен пулями от пояса и до головы. Это подтвердило предполо­жение, что для борьбы с японскими са­молетами достаточно восьми пулеметов винтовочного калибра.

На рассвете 14 февраля «Харрикей­ны» силами 14 машин (это был рекорд по числу самолетов, отправленных в один вылет) сопровождали налет «Бленхей­мов» и «Гудзонов» на японский конвой. В это время японцы при мощной поддер­жке авиации высадили десант парашю­тистов в Палембанге, намереваясь овла­деть аэродромом и находящимся рядом нефтеперегонным заводом. Всего выса­дилось до 300 парашютистов, тогда как союзники располагали 150 зенитчиками, 110 голландскими солдатами местного гарнизона, а также тремя офицерами и 72 солдатами из группы аэродромного обес­печения. Японцы блокировали шоссе и начали штурм аэродрома. Заметив при­ближавшиеся транспортные самолеты, несколько «Харрикейнов» из 258-й эскад­рильи во главе с командиром эскадрильи А.Б. Томпсоном попытались вылететь на перехват, но были быстро сбиты «Оска­рами» из 64-й эскадрильи. Уже через ми­нуту на горящей машине на аэродром вернулся взводный офицер Макнамара. Сержант Теренс Келли обстрелял один «Оскар», но японский пилот ловко ушел из-под огня и в свою очередь сел на хвост Келли. Началась погоня, англичанин су­мел оторваться лишь у южного побере­жья Суматры.

Шедшего над самой землей взводно­го офицера Джека Маккаллоха взяли в клещи два «Оскара». Маккаллох был ра­нен в обе руки и ногу. Его самолет вошел в неуправляемую бочку, зацепился кры­лом за деревья и упал в болото. Однако австралиец нашел в себе силы выбраться из кабины и доползти до аэродрома. В это же время сержант Ширин совершил вынужденную посадку в реку Мози, но сумел избежать ранения.

Тем временем появились четыре из де­вяти «Харрикейнов», отправленных в Палембанг в качестве пополнения из 488-ой новозеландской эскадрильи. Четверку вел флайт-лейтенант Хатчесон. На остатках топлива самолеты прошли мимо висящих на стропах десантников и сели на аэродроме.

В виду возникшей угрозы все самоле­ты перебросили на запасной аэродром Р2, еще не обнаруженный японцами. К вечеру там уже находились 22 «Харрикейна», 35 «Бленхеймов» и три «Гудзона». Из-за нехватки воды, пищи и боеприпа­сов, поскольку шоссе в город было пере­резано, защитники аэродрома начали отступление. 15 февраля аэродром Р1 пе­решел в руки японцев.

Действуя с аэродрома Р2, «Харрикейны» и «Бленхеймы» атаковали цели на реке Мози, по которой японцы снабжа­ли десант. Удалось нанести противнику серьезный урон, и к вечеру дня река была практически очищена от японцев. В ходе одного из вылета на пляже англичане за­метили несколько стоящих истребителей «Зеро». В район отправили четыре «Харрикейна», которые уничтожили боль­шинство из обнаруженных самолетов. Но уже ночью было принято решение оста­вить Суматру. Утром все «Харрикейны» перелетели на Яву. Отступление грани­чило с бегством. На острове осталось огромное количество важных материалов, в том числе все запасные двигатели «Мер­лин». Потеря запасных моторов оберну­лась для истребительных частей катастро­фой. Через два дня командор Дж.Э. Николеттс собрал добровольческий отряд из 50 механиков 605-й эскадрильи и вернулся в еще незанятый японцами портовый склад. На борт корабля «Балларат» погрузили двигатели и множество других запасных частей, а остальное уничтожили вместе с портовыми строениями.

18 февраля на Яве собрали 25 уцелев­ших «Харрикейнов» (в том числе 18 ис­правных), которые расположили на аэро­дроме Тжилилитан в районе Батавии.

Формально действовали три эскадрильи «Харрикейнов»: 232-я (командир эскад­рильи А.Дж.А. Ллевеллин), 242-я (коман­дир эскадрильи Р.Э.П. Брукер) и 605-я (командир эскадрильи Л.Э. Эндрюз). 605-го эскадрилью предполагали перевоору­жить истребителями Р-40 «Киттихоук», но везший эти самолеты американский авианосец «Лэнгли» был потоплен. 258-го эскадрилью (командир эскадрильи А.Б. Томпсон) перебросили в Индию для отдыха и пополнения. Некоторое коли­чество «Харрикейнов» оказалось в соста­ве голландской эскадрильи 2 VLG-IV.

Ява стала целью очередного наступ­ления японцев. Начались массированные налеты. 24 февраля семь «Харрикейнов» из 242-й и 605-й эскадрилий завязали над Батавией бой с 27 «Оскарами» из 59-го и 64-го сентаев. Взводный офицер Ред Кемпбелл из 605-й эскадрильи заявил одну победу. Японцы отыгрались на голланд­цах, сбив два их «Харрикейна» над аэро­дромом Калиджати. В полдень десять машин из 605-й эскадрильи атаковали японские истребители Ки-43, круживши­еся над Калиджати. В ходе боя взводный офицер Шарп, летный офицер Кан и сер­жант Макинтош заявили по одной побе­де, причем Шарп вскоре был сбит, но спасся, выпрыгнув с парашютом.

Сержант Теренс Келли так позднее сравнивал «Харрикейн» с японскими ис­требителями:

«Японские истребители хотя и пред­ставляли для нас сюрприз, не имели пре­имущества в индивидуальном поединке с «Харрикейнами», управляемыми опыт­ными пилотами. Японцы были немного быстрее на высотах более 6000 м и замет­но превосходили нас в маневренности, но не несли брони, были слабо вооружены и имели небольшой потолок. Но самое главное, они не обладали той живучес­тью, которая была отличительной чертой «Харрикейна».

1 марта японцы высадили на Яве де­сант. Плацдармом послужил район Эретенветана. 12 «Харрикейнов» из 242-й эскадрильи нанесли удар по высаживаю­щимся японским войскам. Японцы несли потери в живой силе на протяжении трех дней, пока «Харрикейны» наносили уда­ры по плацдарму. Англичане также пат­рулировали район своего аэродрома в Тжилилитане. 3 марта над аэродромом нависла угроза, поскольку японцы, не считаясь с потерями, продолжали наступ­ление. «Харрикейны» перелетели в Андир. Батавия была объявлена открытым городом, союзное командование полно­стью утратило контроль над ситуацией на острове. Следующие четыре дня про­шли в бесконечных боях с японской авиа­цией. К 7 марта англичане располагали только четырьмя боеспособными «Хар­рикейнами». Еще до вечера на земле был уничтожен еще один самолет, а к вечеру следующих суток боеспособных самоле­тов не осталось вообще. Не лучше шли дела и у голландцев, располагавшими десятью Р-40 и «Баффало». К этому вре­мени 226-е крыло в ходе боев на Суматре и Яве заявили около 40 побед, потеряв 60 самолетов, главным образом, уничтожен­ными на земле. 8 марта союзнические войска сложили оружие. Несколько ты­сяч солдат попало в плен. 232-я и 242-я эскадрильи были расформированы, а их личный состав влили в 605-ю эскадрилью (командир эскадрильи Брукер).

Тем временем из Египта прибыли в Бирму три эскадрильи «Харрикейнов», усилив имевшиеся там «Томагавки» аме­риканской группы «Летающих тигров» и «Баффало» из 67-й эскадрильи. 16 янва­ря на аэродром Мингаладон прибыла 17-я эскадрилья (командир эскадрильи К.А.К. Стоун), оснащенная «Харрикейнами Mk IIA». Через 12 дней туда же при­была 135-я эскадрилья (командир эскад­рильи Ф.Р. Кейри), а во вторую неделю февраля прибыла 136-я эскадрилья (ко­мандир эскадрильи Т.А.Ф. Элсдон).

В начале января 1942 года в Рангун прибыли 30 «Харрикейнов» Mk I и ПА. Несколько из них тут же собрали и от­правили в 67-ю эскадрилью, которая по­несла тяжелые потери на земле в резуль­тате налета японской авиации 25 декаб­ря. Так же как на Суматре и Яве серьез­ную проблему представляло снабжение запасными частями. В результате число боеспособных «Харрикейнов» колебалось где-то в районе 20 машин, лишь из­редка приближаясь к 30.

21 января японская армия возобнови­ла наступление. Возникла прямая угроза Рангуну. 5 февраля японцы форсирова­ли реку Салвин в 130 км к востоку от Ран­гуна. 24 «Харрикейна» и четыре «Баффало» из 17-й, 67-й и 135-й эскадрилий, объединенных в составе X крыла, пере­базировались на поспешно организован­ный аэродром Зигон (160 км к северу от Рангуна). Оттуда истребители прикрыва­ли отступление сухопутных войск и пы­тались сдержать наступление противни­ка. В середине марта «Харрикейны» от­вели в Магве вместе с истребителями Р-40 и бомбардировщиками «Бленхейм».

20 марта разведывательный самолет обнаружил, что противник концентриру­ет авиацию на аэродроме Мингаладон. На следующий день англичане навести­ли противника силами девяти «Бленхеймов» в сопровождении десяти «Харри­кейнов» - т.е. всех способных летать са­молетов. В районе цели завязался бой с японскими истребителями. «Харрикей­ны» заявили пять подтвержденных и че­тыре вероятные победы, потеряв два са­молета. Экипажи «Бленхеймов», в свою очередь, заявили уничтожение на земле 16 японских бомбардировщиков Ки-21 «Салли», также потеряв две машины. В тот же день из Калькутты в Магве при­было 16 «Харрикейнов Mk IIB», а также десять «Бленхеймов».

20 марта японцы начали серию нале­тов на аэродром Магве. В течение двух дней аэродром был перепахан, при этом на земле было уничтожено 20 английских самолетов, в том числе 12 «Харрикейнов» из 17-й эскадрильи. 23 марта пилоты 136-й эскадрильи перехватили группу японс­ких бомбардировщиков Ки-21 и заявили две победы, а флайт-лейтенант Гай Марсленд сбил один «Оскар» сопровождения. В бою также был сбит взводный офицер Эрик Браун, которому удалось спастись, выпрыгнув с парашютом.

Оставшиеся «Харрикейны» перелете-1 на аэродром Акьяб. Уже 24 марта японцы обнаружили новую базу англи­чан и приступили к налетам. На перехват противника англичане подняли 12 «Хар­рикейнов» 136-й эскадрильи. В бою с бомбардировщиками взводный офицер Алан Китли и сержант Бифф Вьенс зая­вили по одному сбитому бомбардиров­щику «Салли». «Оскары» из 64-го сентая противодействовали англичанам и сби­ли три «Харрикейна». Сержант Пейн по­гиб, сержант Батлер получил легкое ра­нение. Сержант Фрэнк Уайлдинг заявил одну подтвержденную и одну вероятную победу над «Оскарами». Следующий на­лет японцы провели 27 марта силами 18 «Оскаров» из 64-го сентая. На земле было уничтожено семь «Харрикейнов» 136-й эскадрильи. Уже из-под огня взлетели два «Харрикейна». Взводный офицер Лорн Лекроу был почти сразу сбит и ранен в руку, но сумел выпрыгнуть с парашютом и три часа пробарахтался в море, пока его не подобрал бирманский рыбак. Коман­дир эскадрильи Джимми Элдсон попы­тался завязать бой, но был подбит и едва дотянул до аварийной посадочной поло­сы Олд-Ангус. Теперь почти вся Бирма была оккупирована японцами.

Остатки Королевских ВВС, точнее личный состав без самолетов, отвели в Калькутту и на Цейлон. Теперь речь шла уже о защите Цейлона и Бенгальского залива, куда ожидалось прибытие япон­ского ударного флота. Уже 6 марта из Египта на борту авианосца «Индомитебл» прибыла 30-я эскадрилья (коман­дир эскадрильи Дж.Ф. Чейтер). Эскадри­лья, располагавшая «Харрикейнами Mk ПВ», расположилась на базе Ратмалана на Цейлоне. На следующий день, также с борта «Индомитебла» прибыла 261-я эс­кадрилья (командир эскадрильи А.Дж. Льюис), занявшая базу Чайна-Бей. В Ко­ломбо сформировали новую 258-ю эскад­рилью, которую возглавил командир эс­кадрильи Питер Флетчер, но личный со­став эскадрильи составляли совсем моло­дые пилоты. До конца марта в трех эс­кадрильях на Цейлоне было уже около 50 «Харрикейнов». Параллельно с наращи­ванием сил шла интенсивная подготовка пилотов.

Японцы намеревались нейтрализо­вать базы английского флота на Цейло­не, чтобы обеспечить контроль над вос­точной частью Индийского океана. Японские авианосцы вблизи Цейлона были обнаружены 4 апреля. В течение последующих пяти дней японцы потопи­ли 23 транспорта, в том числе 15 силами палубной авиации. Утром 5 апреля с па­луб пяти японских авианосцев поднялось 56 бомбардировщиков-торпедоносцев B5N «Кейт» и 36 пикирующих бомбарди­ровщиков D3A «Вэл», в сопровождении 36 истребителей А6М «Зеро». Полковник Фучида повел всю эту армаду на Колом­бо. Так как на острове отсутствовала ра­диолокационная станция, оповещение о приближающихся японских самолета проводили патрульные «Каталины». До­несение с одной летающей лодки подня­ло по тревоге английскую авиацию. В воздух поднялось 36 «Харрикейнов» из 30-й и 258-й эскадрилий, а также шесть «Фалмеров» морской авиации. Это была одна из кровавейших битв Королевских ВВС за всю войну. Истребители и зенит­чики заявили 27 побед, тогда как в дей­ствительности японцы потеряли только... пять самолетов. Действительные же по­тери англичан были огромны. Из 36 «Харрикейнов» были сбиты 15, погибло семеро летчиков. Японцы также сбили четыре из шести «Фалмеров». Однако устроить на Цейлоне второй Перл-Харбор японцам не удалось. Потери в само­летах англичане быстро восполнили.

Японская авиация снова атаковала Цейлон 9 апреля силами 91 «Кейт» в со­провождении 38 «Зеро». Удару подверг­ся порт Тринкомали и аэродром Чайна-Бей. На перехват вылетели 17 «Харрикей­нов» 261-й эскадрильи и шесть «Фалме­ров» 273-й эскадрильи. «Харрикейны» заявили 12 сбитых «Зеро», а «Фалмеры» еще троих, зенитчики - девять. Назад не ввернулось восемь «Харрикейнов» (двое пилотов погибли) и три «Фалмера».

Английский флот в Индийском океане понес ощутимые потери. В течение первых дней апреля японская палубная авиация потопила авианосец «Гермес», два крейсе­ра и два эсминца. Однако уничтожить базы на Цейлоне японцам не удалось.

Японский флот ушел, а англичане сконцентрировались на обороне Каль­кутты. В начале мая на аэродром Дум-Дум прибыли «Харрикейны Mk IIB» 146-й эскадрильи(командир эскадрильи граф М.Б. Чернин). 25 мая в Алипур непода­леку от Калькутты прибыла 607-я эскадрилья (командир эскадрильи Н.Дж. Моуэт). В начале июня эскадрилья первой в Юго-Восточной Азии получила новые истребители Mk IIС.

Линия фронта стабилизировалась, что позволило нарастить силы Королевских ВВС в Индии. К декабрю 1942 года в Ин­дии было 13 эскадрилий «Харрикейнов».

Японские войска в Бирме все чаще переходили к обороне, отражая неболь­шие атаки союзников. Такое положение дел длилось до середины 1943 года . Для пилотов 28-й, 67-й, 136-й, 607-й и 615-й эскадрилий это было очень напряженное время. Ежедневно истребители соверша­ли до 150 боевых самолето-вылетов. Осо­бенно эффективными оказались машины Mk IIС, которые благодаря 20-мм пушкам могли успешно бороться с автотранспор­том и судоходством на реках Маю и Каладан. В результате японцы были вынужде­ны перевозить грузы только по ночам.

Важной задачей было проведение тактической разведки в районе Атакана. Эту задачу возложили на 3-й отряд фо­торазведки, базировавшийся в Дум-Думе. Первые разведывательные «Харрикей­ны» появились в колониях еще в январе 1942 года, когда шли бои за Сингапур. Флайт-лейтенант Дж.Э.Ф. Проктор вме­сте с другим пилотом добровольно пере­летели на двух «Харрикейнах PR Mk I» с Ближнего Востока в Юго-Восточную Азию. Обе машины прибыли в Мингаладон, откуда совершили около 25 разве­дывательных вылетов над Таиландом и Малайзией. Позднее оба самолета были потеряны. Пилоты вернулись в Калькут­ту, где началось формирование 3 PRU. В апреле 1942 года в Дум-Дум прибыли два Mk IIB, а в конце июне еще пять и один Mk I. Первый успешный разведывательный вылет состоялся 6 июня над север­ной Бирмой, когда на аэродром достави­ли подвесные топливные баки. Благода­ря подвесным бакам дальность полета «Харрикейна» увеличилась на 480 км. Начиная с ноября, «Харрикейны PR Mk IIB» с двумя подвесными баками объе­мом по 200 л действовали над Мандалайем и Рангуном, базируясь на аэродроме Кокс-Базар. В январе 1943 года, когда 3 PRU возглавил командир эскадрильи С.Дж. Уайз, отряд переименовали в 681 PRS. Во второй половине месяца в эскад­рилью начали прибывать разведыватель­ные модификации «Спитфайров» и двух­моторных «Москито», но последние «Харрикейны» летали вплоть до сентяб­ря 1944 года.

С февраля по июнь 1943 года «Хар­рикейны» действовали над Нага-Хиллз на севере Бирмы, где в глубоком тылу японцев действовали отряд коммандос под руководством бригадного генерала O.K. Вингейта (операция «Чиндит»). Не­обходимые грузы доставляли транспор­тные «Дакоты», которых сопровождали «Харрикейны». Воздушные бои случа­лись редко, так как основные силы япон­ской авиации были переброшены из Бир­мы на Тихий океан. Однако главной за­дачей «Харрикейнов» в то время были налеты на наземные цели, действия на коммуникациях и борьба с судоходством. За полгода англичане потеряли около 90 «Харрикейнов», главным образом, из-за зенитного огня.

Часть эскадрилий, летавших до той поры на «Бленхеймах», в 1943 году была перевооружена самолетами «Харрикейн Mk IID», вооруженными двумя 40-мм пушками. Перевооружение прошли 11-я, 20-я, 34-я, 42-я, 60-я и 113-я эскадрильи, а также 5-я эскадрилья, летавшая до той поры на «Мохоуках». До конца года в Индии было уже 970 «Харрикейнов», в том числе около 50 в 151 OTU. Еще 106 машин передали индийским ВВС, 1 -я ин­дийская эскадрилья на «Харрикейнах» приступила к боевым вылетам. На фронт также прибыла индийская 6-я разведыва­тельная эскадрилья. Пилоты 6-й эскадри­льи практиковали полет в 15 м над зем­лей на равнинах и в 30 м над джунглями. В начале следующего года на фронт при­были 4-я и 9-я индийские эскадрильи. К этому времени английские части начали переходить на «Спитфайры». До конца года на новые истребители пересели 136-я, 607-я и 615-я эскадрильи.

5 декабря японская авиация соверши­ла массированный налет на Калькутту и окрестные аэродромы, уничтожив на зем­ле восемь «Харрикейнов» из 67-й и 146-й эскадрилий. Однако с появлением у анг­личан «Спитфайров» и «Мустангов» японская авиация также была вынужде­на перейти к обороне. Первые месяцы 1944 года в небе шли непрерывные бои, обе стороны старались захватить и удер­жать господство в воздухе. Основным тактическим приемом обеих сторон было нанесение ударов по аэродромам против­ника. Союзники разработали специаль­ную тактику. Чтобы уберечь бесценные «Спитфайры», когда те стояли на земле в небо поднимались «Харрикейны». Это позволило свести к минимуму потери на земле, а противник, напротив, стал нести большие потери. 8 марта японцы на цен­тральном участке фронта начали наступ­ление силами трех дивизий, двигаясь на север, надеясь перерезать линии снабже­ния союзников. Вскоре японцы окружи­ли Импхал и Кохиму. Для поддержки оборонявших Кохиму сухопутных войск перебросили по воздуху индийский 33-й корпус, который располагал четырьмя эскадрильями «Харрикейнов Mk ПС», в том числе 1-й индийской эскадрильей. «Харрикейны» непрерывно атаковали японцев, одновременно проводя развед­ку. Особенно отличились 28-я и 1-я ин­дийская эскадрильи. В течение 16 дней боев «Харрикейны» совершили 2200 бо­евых самолето-вылетов, сбросив 2500 113,5-кг бомб.

28-я эскадрилья (командир эскадри­льи Г. Ларсен) патрулировала ничейную полосу, сообщая о любых перемещениях противника. 29 марта японский мотопе­хотный батальон оказался в 15 км от аэродрома Импхал. Это выдвижение со­юзники вовремя заметили с помощью «Харрикейна» из 1-й индийской эскадри­льи, пилотированного командиром эс­кадрильи Арьяном Сингхом. В течение ночи 33 «Харрикейна» непрерывно штур­мовали позиции батальона, вынудив японцев отступить. Японские документы свидетельствуют о потере в ту ночь 220 человек убитыми. Через несколько дней удалось обнаружить штаб японской 31-й дивизии, замаскированный в джунглях. 12 «Харрикейнов» атаковали штаб. В ходе налета погибло более 100 японских солдат. До конца первой декады апреля английская авиация совершила 10000 са­молето-вылетов, из которых 6000 совер­шили «Харрикейны».

Тем временем успешно продолжалась операция «Чиндит», в которой также уча­ствовали «Харрикейны». С наступлени­ем поры муссонов натиск японцев осла­бел, и в начале июня наступление окон­чательно захлебнулось. 1 июля в Бирме союзники имели 38 истребительных эс­кадрилий, в том числе 21 эскадрилья «Харрикейнов», восемь эскадрилий «Спитфайров», две эскадрильи «Бьюфайтеров», одна эскадрилья Р-47, а также шесть американских эскадрилий на Р-40 и Р-51. «Харрикейны» занимались глав­ным образом поддержкой сухопутных частей и нанесения противнику беспоко­ящих ударов.

В первые дни 1945 года «Харрикей­ны» находились на вооружении семи ан­глийских эскадрилий: пяти истребительно-бомбардировочных (11, 34, 60 и 113) и двух разведывательных (20 и 28). 20-я и 42-я эскадрильи были оснащены «Харрикейнами Mk IV». Кроме того, в боях уча­ствовали четыре индийские эскадрильи. В январе и феврале 1945 года союзники перешил в наступление, начав постепен­но вытеснять японцев из Бирмы. Первой целью наступления был Мандалай, заня­тый 21 марта. «Харрикейны» вместе с «Тандерболтами» поддерживали дей­ствия сухопутных войск. Применялась тактика, получившая прозвище «такси». Самолеты кружили в заданном районе и по вызову с земли наносили удар по ука­занной цели.

«Харрикейны» вместе со «Спитфайрами» были объединены в составе 906-го, 907-го и 909-го крыльев. 19 апреля был занят аэродром Магве, на который пере­базировалось 907-е крыло. Два других крыла в это время дислоцировались в Тунгу. «Харрикейны» ежедневно совер­шали налеты на позиции противника, нанося ему потери в живой силе и техни­ке. «Харрикейны» облегчили занятие Пегу, Рангуна и других ключевых городов Бирмы. Союзникам удалось расчленить японскую группировку в Бирме, после чего начать ее поэтапную ликвидацию. После капитуляции Японии «Харрикейны» нача­ли выводить из состава боевых частей, за­кончив этот процесс в ноябре 1945 года. Последней рассталась с «Харрикейнами» 28-я эскадрилья.